Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 2. Именные части речи. Местоимение




Занятие 7

Тема: Именные части речи. Системные отношения именных частей речи.

 

Вопросы:

1. Общая характеристика имени существительного по трём параметрам – семантическому, морфологическому, синтаксическому. Связь семантических, морфологических и синтаксических свойств и признаков имени существительного.

2. Общая характеристика имени прилагательного по трём параметрам – семантическому, морфологическому, синтаксическому. Связь семантических, морфологических и синтаксических свойств и признаков имени прилагательного.

3. Дать семантическую, морфологическую и синтаксическую характеристику имени числительного.

4. Описать системные отношения а) существительного и прилагательного, б) прилагательного и числительного, в) существительного и числительного.

5. Чем определяется центральное место существительного в системе имён?

 

Практическая часть

1. Почему слова "синий", "синева", "синеть" имеют разное частеречное значение?

2. Из художественного, публицистического или научного текста выписать отрывок в 10 строк, определить частеречную принадлежность всех слов, для каждого имени указать синтаксическую функцию и выявить реализованную синтаксическую сочетаемость.

 

 

Литература:

Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. М.: Рус. яз, 1989. С. 146-147, 214, 245-246.

Занятие 8

Тема: Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Морфологическая категория одушевлённости / неодушевлённости.

 

Вопросы:

1. Соотношение понятий "грамматическая категория" ("морфологическая категория") и "лексико-грамматический разряд". Основания выделения лексико-грамматических разрядов существительных.

2. Оппозиция собственных и нарицательных существительных, её морфологический аспект.

3. Описать типы лексических значений конкретных, вещественных, собирательных и абстрактных существительных. Почему их нельзя оценить как грамматические значения?

4. Почему вещественные, собирательные и абстрактные существительные, в отличие от конкретных, не имеют числовых коррелятов? С чем связано появление числового коррелята у некоторых вещественных и абстрактных существительных?

5. В чём состоит семантическая и формальная оппозиция одушевлённых и неодушевлённых существительных?

6. Разные трактовки оппозиции "одушевлённые / неодушевлённый существительные".

 

Практическая часть

1. В каких падежах имеются формальные различия между существительными одушевлёнными и неодушевлёнными?

2. Найти формальный показатель морфологического значения одушевлённости и неодушевлённости: попрыгунья, стрекоза, кукла, спутник, ферзь, мертвец, подмастерье, оригинал, народ.

3. В тексте из десяти строк определить лексико-грамматические разряды существительных, обосновав их принадлежность к разряду.

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1129-1131.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Одушевлённость – неодушевлённость. С. 282.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 147-149, 155-157.

Занятия 9, 10

Тема: Морфологическая категория рода имени существительного.

 

Вопросы:

1. Специфика категории рода существительного как несловоизменительной категории. Классифицирующий характер категории рода.

2. Формальное выявление родовой принадлежности существительного (морфологические и синтаксические показатели рода). Категория рода и тип склонения.

3. Есть ли род у существительных pluralia tantum? Есть ли род у существительных, употреблён­ных во множественном числе?

4. Существительные "общего рода"; их место в системе родовых оппозиций имён существительных.

5. Можно ли существительные типа "врач", "секретарь", употребляемые для обозначения лица женского пола, отнести к существительным "общего рода"?

6. Семантический аспект категории рода существительного. Почему В.В. Виноградов считает женский род сильным? Почему В.В. Виноградов определяет средний род как "абстрактную форму обезличенной предметности"?

7. Синтаксическая концепция категории рода. Согласовательные классы по А.А. Зализняку.

 

Практическая часть

1. Объяснить, чем определяется родовая принадлежность существительного (внеязыковой действительностью или языковыми факторами): тень, день, зверь, тесть, возище, задира, мозоль, тюль, лето, депо, дружище, топорище, домишко, бездарь, недотрога, особа, жюри, толь, шампунь, денди, кофе, сластёна.

2. Определить род заимствованных существительных с омонимией падежных форм, объяснить, чем обусловлен их род: Торонто, Борнео, Дели, какаду, драпри, Тбилиси, пари, пони, Уссури, мадам, пресс-папье, буржуа.

3. Объяснить, чем определяется родовая принадлежность аббревиатур: СЭВ, ТЭЦ, ООН, ГАК, ЭВМ, загс, вуз, Транссиб, ДВГУ.

4. Определить род существительных, выделить морфологические и синтаксические показатели рода:

Нежное соло своё соловей вывел до самых последних колен (В. Семакин). В радости люди добрей и наивней (В. Семакин). Не часто к нам слетает вдохновенье, и краткий миг в душе оно царит (А. Дельвиг). В переполненном, глухо гудящем кафе я затерян, как цифра в четвёртой графе, и обманут вином тепловатым (А. Кушнер). Я к ночным облакам за окном присмотрюсь, отодвинув суровую штору (А. Кушнер). Светлей и ярче солнце стало (А.С. Пушкин).

5. Какие аспекты категории рода имени существительного осознаёт пятилетний ребёнок?

– Папа, "груша" он или не он?

– Она. А "волна" он или она?

– Тоже девочка. Она.

– "Дедушка"?

Смеётся: Дедушка тоже она, потому что "дедушка-а".

– Нет. Дедушка мужчина?

– Да.

– Значит, он.

– Лукаво: "А почему у "дедушки" последнее имя (=звук) – "-а"?

 

Ориентировочные вопросы к статье И.П. Мучника:

 

1. Почему категория рода относится к числу наиболее универсальных категорий русского языка?

2. На каком уровне русского языка категория рода находит наиболее последовательное выражение?

3. В чём проявляется непоследовательность морфологического выражения категории рода существительных?

4. Каковы различия семантической и асемантической оппозиции в категории рода?

5. Чем обеспечивается единство категории рода, двоякой в своей семантической сущности?

6. Какова схема родовых оппозиций Р. Якобсона? Отношение к ней И.П. Мучника?

7. Тенденции развития категории рода в современном русском литературном языке:

а) усиление асимметрии морфологического и синтаксического выражения рода;

б) особенности развития синтаксико-морфологического и только синтаксического выражения в сфере семантических родовых оппозиций;

в) ослабление колебаний в родовом оформлении существительных;

г) изменения в распределении существительных по родам.

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1134-1146.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Род. С. 424-426.

Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове), 1986. Имя существительное, §§ 5, 6.

Алексеев Д.И., Гозман И.Г., Сахаров Г.В. Словарь сокращений русского языка. М.: Рус. яз., 1984. 487 с.

Мучник И.П. Категория рода и её развитие в современном русском литературном языке // Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М.: Наука, 1971. С. 39-82, 177-244. Или: Мучник И.П. Категория рода и её развитие в современном русском литературном языке // Развитие современного русского литературного языка. М. Изд-во АН СССР, 1963. С. 39-82.

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М.: Наука, 1967. С. 62-80.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 149-155.

Занятие 11

Тема: Морфологическая категория числа имени существительного.

 

Вопросы:

1. Категория числа имени существительного; значение и выражение.

2. Проблематика категории числа. Основания для трактовки числовых коррелятов как словообразовательных пар.

3. Морфологическая категория числа и лексико-грамматические разряды существительных.

4. Существительные singularia tantum, pluralia tantum; план выражения, план содержания.

5. Синтагматические значения числовых форм.

 

Практическая часть

Назвать части речи, определить значение числовых форм существительных, указать лексико-грамматический разряд существительных:

Ароматные набухшие почки берёзы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – всё это было поразительно, ново и восхитительно.

Солнце пронизывало в лесу всё насквозь, кроме сосняка, да и тот кое-где изрезан золотом лучей. Главное – было тихо. До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу!

На этот раз Бим стал смелее: всё отлично просматривается (не то что тогда в сумерках). И он носился по лесу вволю, не упуская, однако, из виду хозяина. Всё было великолепно (Г. Троепольский).

Ревность закралась в собачью душу, если можно так выразиться, вот что случилось. Хотя дома отношения как будто и наладились, но день для Бима получился неудачный: была дичь – не стреляли, побежал сам за птицей – наказали, да ещё – цветок тот. Нет, всё-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живёт под гипнозом трёх "китов": "Нельзя", "Назад", "Хорошо".

Только не ведали они, ни Бим, ни Иван Иванович, что когда-то этот день, если бы они вспомнили, показался бы им огромным счастьем (Г. Троепольский).

В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, – неожиданно донёсся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это – запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого – и счастливого, и несчастливого, – он сейчас украшение жизни.

Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле… (Г. Троепольский).

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1147-1153.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Число. С. 628-629.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 157-161.

 

Занятие 12

Тема: Морфологическая категория падежа имени существительного.

 

Вопросы:

1. Морфологическая категория падежа как словоизменительная, неклассификационная категория; формальное выражение категории падежа. Парадигматический и синтагматический аспекты категории падежа.

2. Проблематика категории падежа.

1) Вопрос о количестве падежей. Языковые факты, порождающие проблему (омонимия падежных форм; многозначность падежных форм; специфика именительного падежа; падежные значения, получившие специфическое выражение; предложно-падежные сочетания и языковой статус предлога; адвербиализация).

2) Вопрос о значении падежа. Концепции Р. Якобсона и Е. Куриловича. Значение падежных форм по "Русской грамматике" 1980 г.

 

Ориентировочные вопросы к статье Р.Якобсона:

1. Дифференциальные признаки смысловой структуры падежа.

2. Классификация падежей по Р. Якобсону.

 

Ориентировочные вопросы к статье Е. Куриловича:

1. Дихотомия предложных оборотов по Е. Куриловичу. Критика традиционной дихотомии. Языковой статус предлога.

2. Понятие грамматического и конкретного падежа.

3. Первичная и вторичная функция падежа.

4. Центральная и периферийная позиция падежа.

5. Классификация падежей по Е. Куриловичу.

 

Практическая часть

1. Определить падежные значения в словосочетаниях: запах степи, мчаться по степи, затеряться в степи, гулять в саду, подойти к лесу, килограмм сахару, не люблю зимы, любовь брата, дом брата, приезд брата, человек долга, два года, любоваться закатом, идти берегом, орудовать ломом, выполнено мастером, мчаться стрелой, слыть хлебосолом.

2. Определить значение предложно-падежных сочетаний: уехать за реку, сесть за работу, сделать за час, схватить за руку, платить за удовольствие, бороться за справедливость; положить на стол, уехать на север, уехать на месяц, подарить на память; приобрести для забавы, сделать ради ребёнка.

3. Определить падеж существительных и местоимений-существительных, выделить формальные показатели падежа, определить грамматическое значение падежных форм:

Памятник покрыт инеем. Его музыка требовала тишины. Голуби разгуливали по крыше сарая, расправляя свои сизые перья. Бригада лесорубов валила этот лес зимой. Два окна были завешены кисеей цвета чайной розы. Я был тронут преданностью моего маленького друга. Ямщику вздумалось ехать рекой. Его считали эгоистом. Блеск молний слепил глаза. На небе сверкал омытый дождём молодой месяц. Я всю жизнь поклонялся красоте. Эти золотые дни отпущены тебе жизнью. Глубокое художественное произведение обогащает читателя. Ему было нелегко признаться. Был стол сколочен из досок забора. Поляны, усыпанные берёзовым листом, б­ы­ли полны солнца. Острота постановки проблемы позволяет по-разному толковать наследие Достоевского. Заказ был отправлен на прошлой неделе. Пускай считают привередником. Было продолжено рассмотрение вопросов сдерживания гонки вооружений. Руководители двух государств отметили важность укрепления режима нераспространения ядерного оружия путём присоединения к договору о нераспространении как можно большего числа стран и усиления контроля за поставками ядерных материалов, оборудования и технологии, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия.

Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям; Просёлочным путём люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень (М. Лермонтов).

Потом вдруг загремел и шлёпнулся в воду якорь, наперебой понеслись отовсюду яростные крики лодочников… Через десять минут семья из Сан-Франциско сошла в большую барку, через пятнадцать ступила на камни набережной, а затем села в светлый вагончик и с жужжанием потянулась вверх по откосу… среди корявых апельсинных деревьев с блеском оранжевых плодов… (И. Бунин).

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны в торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни (В. Сухомлинский).

 

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1145-1172.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Падеж. С. 313-315.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 161-165.

Курилович Е. Проблема классификации падежей // Очерки по лингвистике. М.: Иностранная литература, 1962. С. 175-203.

Якобсон Р. Морфологические наблюдения над славянским склонением. С. 1-28 (отдельный оттиск).

Занятие 13

Тема: Типы склонения имён существительных.

 

Вопросы:

1. Понятие склонения как типа словоизменения русских слов.

2. Понятие типа склонения существительных. Классификация типов склонения существительных. Морфологические признаки существительных, определяющие тип склонения.

3. Существительные, находящиеся вне трёх типов склонения:

а) разносклоняемые существительные / существительные смешанного склонения;

б) существительные нулевого типа склонения;

в) существительные адъективного типа склонения.

4. Специфика склонения существительных во множественном числе.

5. Морфонологические явления в парадигмах существительных.

6. Существительные с неполными парадигмами.

7. Акцентные типы парадигм имени существительного.

 

Практическая часть

1. Описать методику определения типов склонения существительных; следуя этой методике, определить тип склонения следующих существительных: гонец, ходатай, вожатый, юноша, задира, бездарь, депо, тюль, толь, леший, мозоль, сито, запятая, горница, Никитин, Орлов, Дарвин, зодчий, каникулы, чернила.

2. Описать методические приёмы, позволяющие разграничить омонимичные падежные формы; определить падежные формы существительных и местоимений-существительных, указать их падежные значения.

По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным и слабым дуновением (Л. Толстой). Болящий дух врачует песнопенье (Е. Баратынский). Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей (М. Лермонтов). В дорогу жизни снаряжая Своих сынов, безумцев нас, Снов золотых судьба благая Даёт известный нам запас (Е. Баратынский). Отдайте мне друзей: найду я счастье сам (Е. Баратынский). Поверхностные корни деревьев очень портят пешеходные тропы. Ну, а как был весел перезвон кочерег, заслонок и ухватов (Н. Старшинов).

3. Просклонять существительное "дитя", проанализировать систему падежных флексий.

4. Произвести полный морфологический разбор существительных по следующей схеме:

I. Исходная форма (именительный падеж единственного числа).

II. Лексико-грамматический разряд:

1) собственное / нарицательное;

2) конкретное / вещественное / собирательное / абстрактное.

III. Постоянные морфологические признаки (т.е. проявляющиеся в каждой словоформе):

1) одушевлённое / неодушевлённое;

2) род.

IV. Непостоянные морфологические признаки (т.е. проявляющиеся в части словоформ):

1) число;

2) падеж.

V. Место в формальной классификации существительных (тип склонения).

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1173-1269.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Склонение. С. 482-485.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 165-182.

Занятие 14

Тема: Местоимение-существительное.

 

Вопросы:

1. Проблема выделения местоимений в особую часть речи. Языковые факты, создающие эту проблему.

2. Местоимение-существительное как особая часть речи; категориальное значение местоимений-существительных; морфологическая специфика местоимений-существительных (своеобразие категорий числа и рода), специфика морфологических парадигм.

3. Семантические разряды местоимений-существительных.

4. Слова местоименной семантики как особый семантический класс слов (микросистема, в центре которой находится местоимение "я"). Служебные функции слов местоименной семантики.

 

Практическая часть

1. Сопоставить грамматические характеристики слов "я", "весь", "несколько", доказать, что они относятся к разным частям речи.

2. О каком наметившемся различии в семантике местоимений "кто" и "что" свидетельствуют следующие употребления местоимения "что"?

– Это что в клетке? – Кенгуру.

– Это что летит? – Птицы.

3. Обосновать включение образований "он", "она", "оно" в морфологический разряд слов с формами словоизменения, склоняемых, только склоняемых.

4. Найти слова местоименной семантики, определить их морфологическую природу (частеречную принадлежность), дать исходную форму. Дать парадигму подчёркнутых слов:

Тогда он пришёл ко мне, швырнул карту в угол и сказал: ничего не установишь! Где-то, кто-то, что-то, когда-то находил, где и что – никто точно не знает, все говорят по-разному. Нет, это совершенно не археологический метод (Ю. Домбровский). Ну сколько раз можно спотыкаться на одном и том же месте? (А. Маринина). То, что в юности не сказал, Повзрослевши, уже не скажешь (Е. Долматовский). Ты ещё тревожишься – что будет? А ничего. Всё будет так, как есть. Поговорят, осудят, позабудут, – У каждого свои заботы есть. Не будет ничего… А что нам нужно? Не то, что лечат с помощью разлук, Не та болезнь, которая проходит Не в наши годы (В. Тушнова). Чем ты недоволен? Не о чем нам разговаривать. Ему не на кого положиться, кроме себя. Почему ты не можешь успокоиться?

5. Определить грамматический тип и семантический разряд слов местоименной семантики, указать синтаксическую функцию. Дать парадигму подчёркнутых слов:

Кто не видел моря, тот живёт половиной души (К. Паустовский). О чём нам грезилось тревожно, о чём молчали мы вдвоём, Воскресло тенью невозможной на фоне бледно-золотом (В. Брюсов). Ему нечего было сказать. Он ни о чём не рассказывал. Случилось нечто невероятное. Он всё ещё не вернулся. Не к кому обратиться. Я ни к кому не обращался.

6. Произвести полный морфологический разбор местоимений-существительных по схеме:

I. Исходная форма (им. падеж).

II. Семантический разряд.

III. Постоянные морфологические признаки (проявляющиеся во всех словоформах):

1) лицо;

2) число.

IV. Непостоянные морфологические признаки (проявляющиеся в части словоформ):

падеж.

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1270-1293.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Местоимение. С. 231-233.

Краткая русская грамматика, 1989. С.202-214.

Занятия 15, 16

Тема: Имя прилагательное.

 

Вопросы:

1. Общая характеристика прилагательного как части речи (семантический, морфологический, синтаксический параметры). Специфика морфологических категорий прилагательного.

2. Системные отношения прилагательного с существительным.

3. Парадигма имени прилагательного в сопоставлении с парадигмой имени существительного.

4. Вопрос о границах прилагательного как части речи (местоименные прилагательные, порядковые слова, несклоняемые прилагательные).

5. Лексико-грамматические разряды прилагательных, основания их выделения (семантический, морфологический, словообразовательный и синтаксический критерии их разграничения). Почему оппозиция качественных и относительных прилагательных оценивается как лексико-грамматические разряды, а не как морфологическая категория?

6. Место притяжательных прилагательных в системе лексико-грамматических разрядов (семантический, морфологический, словообразовательный и синтаксический критерии). Морфологическая специфика притяжательных прилагательных.

7. Морфологическая категория степеней сравнения качественных прилагательных. Вопрос о границах парадигмы качественных прилагательных (языковой статус образований типа "выше", "более высокий", "высочайший", "самый высокий"; статус форм субъективной оценки).

8. Краткие формы имени прилагательного, их морфологическая, синтаксическая и семантическая специфика. Вопрос об их языковом статусе.

9. Усечённые формы прилагательных, их отношение к полным и кратким формам.

10. Субстантивация имён прилагательных.

 

Практическая часть

1. Назвать части речи. Определить лексико-грамматические и семантические разряды прилагательных. Проанализировать изменение частеречных свойств у субстантивных прилагательных.

Едва он [Коврин] вспомнил легенду и нарисовал в своём воображении то тёмное привидение, которое видел на ржаном поле, как из-за сосны, как раз напротив, вышел неслышно, без малейшего шороха, человек среднего роста с непокрытой седой головой, весь в тёмном и босой, похожий на нищего, и на его бледном, точно мёртвом лице резко выделялись чёрные брови. Приветливо кивая головой, этот нищий или странник бесшумно подошёл к скамье и сел, и Коврин узнал в нём чёрного монаха (А. Чехов). Известно, что орешник цветёт самым первым (В. Солоухин). Клубы дыма неправдоподобно белые – белее белого снега, белее самой белой бумаги. Белизна до слепящей яркости – вот каков был этот дым (С. Афонин). Новая гостиная поразила нас своей роскошью. Гостиная комната окнами выходила в сад.

2. Разграничить элятивные и суперлятивные значения образований с суффиксом -ейш- / -айш-.

Арна, любимейшая из армянских рек, сбегает вниз, навстречу машине (М. Шагинян). Величайшее безмолвие царило окрест (К. Паустовский). Соль обладает многими редчайшими свойствами (К. Паустовский). Это была высочайшая гора Кавказа. Иван Иванович – милейший человек. Он внушал мне убеждение, что Франция – прекраснейшая страна всей земли (М. Горький). Сорренто – известнейший курортный городок на берегу Неаполитанского залива.

3. Сопоставить семантику и грамматические признаки полных и кратких форм качественных прилагательных.

Но всё-таки мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, – теперь так некрасива и смешна (М. Горький). С утра галька была прохладна на ощущение босой ногой (В. Солоухин). Прохладный воздух струился в распахнутые окна (В. Иванов). "Я доволен, Таня, – сказал Коврин, кладя ей руки на плечи. – Я больше чем доволен, я счастлив" (А. Чехов). "Какой ты счастливый", – сказала Мотя (В. Катаев).

4. Разграничить усечённые и краткие формы.

Он пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль (А. Пушкин). Ночь была туманна, и береговые огни ещё мерцали. Утешно после брани склониться на поля, где щедрая земля обильны платит дани трудящимся жнецам (П. Катенин). Только вёрсты полосаты попадаются одне (А. Пушкин). Пусто, одиноко сонное село (И. Никитин). Тут над мёртвой заплясали адски духи при луне (П. Катенин). Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит (А. Пушкин). На миру и смерть красна. Красна девица призадумалась. В долгу ночь на ветке дремлет (А. Пушкин).

5. Почему компаратив прилагательного нельзя считать полной или краткой формой?

6. Проанализировать семантику и средства создания следующих образований, разграничить формообразование и словообразование: белый, беленький, белёхонький, белёшенек, наибелейший, белый-белый, сверхбелый.

7. Сделать полный морфологический разбор прилагательных по схеме:

I. Исходная форма (им. падеж единственного числа мужского рода).

II. Лексико-грамматический разряд:

1) качественное / относительное: а) непритяжательное, б) притяжательное.

2) семантический разряд: номинативное (включая порядковое), местоименное.

III. Непостоянные морфологические признаки (проявляющиеся в части словоформ):

а) степень сравнения;

б) полная или краткая форма.

в) число;

г) род;

д) падеж.

 

Мне всегда было чуждо увлечение альпийским спортом, требующим от человека крайнего напряжения сил. Из опыта путешествий знаю, как раздражительно действует на охотника крайняя усталость <…>. Крайне уставший человек неспособен к радостным переживаниям. Для него исчезает прекрасное в окружающей его природе. В скитаниях, на охоте старюсь я не переутомляться <…>. Свежий и бодрый просыпаюсь на солнечном восходе. Ни одно движение не ускользает от глаз. Слышу сокрытые звуки, и обоняние чувствует тончайшие запахи, наносимые ветром.

Но с величайшей почтительностью готов я изумляться упорству и долготерпению смелых альпийских путешественников, упрямо стремящихся к своей цели. Никакие препятствия не могут остановить их. С несокрушимой настойчивостью, презирая опасности и усталость, пробираются они к самым высоким вершинам. Множество смелых путешественников-альпинистов побывало в горах. Описаны и исследованы горные пики, изучены опасные, недоступные ледники <…>.

В скромных охотничьих путешествиях меня не соблазняют головокружительные рекорды. Забыв о цели похода, часами готов я любоваться внезапно раскрывшейся перед глазами прекрасной панорамой. Подолгу засиживаюсь в густом синем лесу. С поэтическим чувством любуюсь спокойным течением лесной рыбной реки, полётом диких птиц, проносящихся над головою. Я слушаю пение птиц и радуюсь встречам с людьми, поэтически чувствующими природу. В отдалённейших и глухих окраинах нашей страны, куда завлекала меня скитальческая страсть, всегда находил я близких моему сердцу людей. Я встречал их на островах ледяной Арктики, в суровых просторах уральской тайги и на берегах лазурного южного моря (И. Соколов-Микитов).

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1294-1340.

Русский язык: Энциклопедия, 1997. Прилагательное. С. 376-378.

Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Имя прилагательное. §§ 1, 5, 10, 16-19.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 214-239.

Занятие 17

Тема: Имя числительное в системе частей речи.

 

Вопросы:

1. Общая характеристика имени числительного (семантический, морфологический и синтаксический параметры описания).

2. Системные отношения числительных с существительными и прилагательными. Проблема выделения числительного как части речи.

3. Вопрос о границах числительного как части речи. Лексический состав числительных в традиционной грамматике и в "Русской грамматике" 1980 г. Морфологическая природа так называемых порядковых числительных, "дробных числительных", неопределённо-количественных слов, слов "один", "тысяча", "миллион" и под.

4. Лексико-грамматические и морфологические разряды числительных.

5. Категория падежа имени числительного, её языковая сущность. Формирует ли категория падежа частеречное значение числительного?

6. Парадигматика имени числительного. Почему склонение числительных нельзя отнести к основным типам русского словоизменения?

7. Специфика склонения сложных и составных числительных. Современные тенденции в склонении числительных.

 

Практическая часть

1. Просклонять сочетания "десять книг", "десяток книг", определить связи слов, охарактеризовать специфику синтаксической сочетаемости числительных с существительными.

2. Определить частеречную принадлежность слов, доказать, опираясь на грамматические признаки: три, тройка, третий, втроём, в-третьих, трое, три пятых.

3. Просклонять 798, 1182, 875.

4. Назвать части речи. Произвести полный морфологический разбор числительных по схеме:

I. Исходная форма (им. падеж).

II. Лексико-грамматический разряд.

III. Морфологический разряд.

IV. Непостоянные морфологические признаки: падеж.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (Посл.). Семеро одного не ждут (Посл.). Рассыпался горох на тысячу дорог (Посл.). Привычка – вторая натура (Посл.). Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять (Считалка). Два дня прошло как в тумане. До просмотра осталось каких-то сорок пять минут. Сотни рек Москву-реку питают (Н. Сидорина).

Предполагают, что население земного шара в начале нашей эры составляло 300 миллионов человек. К 1750 году оно увеличилось примерно до 800, а в 1900 году, то есть через 150 лет, численность населения мира достигла уже 1 650 миллионов человек и затем вновь удвоилась к 1965 году. По последнему прогнозу ООН, население Земли в 2000 году составит 6,5 миллиарда человек.

Дальневосточный университет за последние 40 лет выпустил более 36 тысяч специалистов, из них 1565 человек получили дипломы с отличием, 149 выпускников стали докторами наук, 1176 кандидатами наук. В университете 11 учёных советов по защите диссертаций, из них 4 – докторских.

 

Литература:

Русская грамматика. Т. 1, §§ 1366-1383.

Краткая русская грамматика, 1989. С. 245-257.

Контрольная работа № 3

Именные части речи. Местоимение

Задание 1. Выделить слова количественной семантики, определить их морфологические свойства и особенности синтаксической сочетаемости с существительными; на основании этого сделать вывод, к какой части речи они относятся:

25 июля третий день шли дожди, и оба наших дачника с двумя соседскими ребятишками нашли первый десяток подосиновиков и пяток белых грибов.

Задание 2. Просклонять числительное 498.

Задание 3. Выполнить следующие задания к текстам.

1. Назвать именные части речи. Для слов местоименной семантики определить их морфологическую природу: а) местоимение-существительное, б) прилагательное (местоименное), в) числительное (местоименное).

2. Определить падежные формы существительных и их грамматическое значение, выделить грамматические форманты – показатели падежа.

3. Сделать полный морфологический разбор (по схеме) двух существительных и двух прилагательных, принадлежащих к разным лексико-грамматическим разрядам и представленных разными словоформами.

 

Тексты для анализа

Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится всё таинственнее, и я чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. Теперь погас последний огонёк в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними, зная, что пришёл его час, долгий час, когда кажется, что всё вымерло на земле и уже никогда не настанет утро, и будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы, будут глухо гудеть леса по горам и всё гуще лететь снег на пустынном перевале (И. Бунин).

Такое вот оно Глубокое. И посёлок и озеро. И другие озёра. В ближайшей окрестности их семь, братья и братцы. Братья – это Глубокое и Каменное. Каменное, может быть, и старший брат. Оно километров шестнадцать в длину, широко, на нём около трёх десятков островков. Берега то пологие, то низкие, и гряды валунов по берегам, будто вымывает их озеро из глубины, когда неспокойствует. На это рыбное озеро рыбачить ездят из Глубокого. В серую низкую погоду здесь всё овеяно былинностью, в которой слышен и грохот мечей, и струны стрел, и ржание боевых коней (Ю. Куранов).

Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и нежившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Ещё остаток чувства сохранившим, – Нам рано предаваться её! Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны (Н. Некрасов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных