Основные дидактические принципы обучения.
Принципы обучения – это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.
Разработка принципов обучения велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения педагог Ян Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.
Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике:
1) систематичность, доступность и посильность обучения (от педагога требуется последовательность в изложении материала для того, чтобы ученик мог представить себе реальные отношения, связи предметов, явлений; обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.);
2) сознательность и активность обучения (в процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность.);
3) прочность знаний (поскольку памяти человека свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.);
4) наглядность обучения (принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления);
5) народность обучения (педагогическая деятельность должна быть направлена на широкий круг учащихся, а не на представителей определенных слоев населения);
6) воспитывающий характер обучения;
7) научность обучения (познание действительности может быть верным и неверным. Обучение должно быть основано на базе официальных научных концепций и использовать научные методы познания).
8) Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|