ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Закономерности и принципы воспитанияЗакономерности воспитания – это устойчивые существенные взаимосвязи между компонентами воспитательного процесса. Учет и реализация таких связей являются непременными условиями достижения эффективных результатов в развитии и формировании личности. К основным закономерностям воспитания относят следующие: 1) характер воспитания во всех исторических эпохах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества; 2) цели, содержание и методы воспитания представляют собой целостное единство; 3) процессы обучения и воспитания неразрывно связаны; 4) воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность; 5) воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности; 6) в процессе воспитания доля педагога постепенно снижается и увеличивается активность воспитуемого; 7) содержание деятельности в процессе воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников; 8) воспитание, основанное на выявлении положительных качеств участников и опоре на них, всегда более успешно; 9) более продуктивным является воспитание, основанное на раскрытии перед учащимися перспективы их роста, обеспечении им ситуаций успеха; 10) более эффективно воспитание в коллективе и через коллектив; 11) воспитание, основанное на проявлении гуманности и уважения к личности в сочетании с высокой требовательностью, более эффективно; 12) лучшие результаты достигаются в воспитании, которое осуществляется в условиях защищенности и любви. В организации и управлении учебно-воспитательным процессом важная роль отводится принципам воспитания. Принципы воспитания – это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация. К основным из них можно отнести следующие: • принцип народности – единства общечеловеческого и национального; любви к родному краю, его истории, культуре, народным традициям; • принцип природосообразности воспитания (учета многогранности и целостности природы человека, его возрастных, анатомо-физиологических, региональных особенностей); • принцип культуросоответствия воспитания; • принцип гуманизации, демократизации воспитания; • принцип непрерывности воспитания; • принцип этнизации воспитания (наполнения воспитания национальным смыслом, развития национального самосознания, чувства принадлежности к своему народу); • принцип дифференциации и индивидуализации процесса воспитания; • принцип последовательности, систематичности, вариативности и интегративности форм и методов воспитания; • принцип активности и сознательности личности; • принцип связи воспитания с жизнью и практикой; • принцип воспитания в коллективе; • принцип единства требований и уважения к личности; • принцип комплексного подхода; • принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям личности. Перечисленные принципы, отражая общие закономерности процесса воспитания, определяют требования к содержанию, организации и методам воспитательного процесса.
Дидактика Термин «дидактика» заимствован из греческого языка (“didaktikas”- означает «поучающий»). Впервые он был введен в научный оборот немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571 - 1635), который назвал свой курс лекций«Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Под дидактикой он понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обучения. Фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки,стала выдающаяся работа чешского ученого-педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), опубликованная в 1657 году в Амстердаме «Великая дидактика,представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека. Исследуя закономерности процесса обучения, дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения. Основными задачами дидактики являются: • определение цели образования и обучения (Для чего учить?); • определение содержания образования и обучения (Чему учить?); • определение форм, методов, средств и организации учебной работы (Как учить?). Современная отечественная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает и разрабатывает новые технологии, формы и методы обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|