ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изучение воспитательного процесса как основа его организацииВоспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями, во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. К.Д. Ушинский В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у педагогов заметна возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса- И не случайно педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее- Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, поменялись ценностные ориентации в обществе, изменилась коренным образом стратегия и тактика обучения н воспитания а школе, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей с учетом современных реалий, появились некоторые негативные явления, с которыми не считаться нельзя. В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования - педагогические, психологические, социологические, этические... В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школе психологической службы. И воспитатель, классный руководитель должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те или иные методики в зависимости от цепи изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса (изучение их при первоначальном знакомстве, проверяя эффективность использованных средств и методов воспитания, подводя итоги за определенный период времени.,-); группируй их по своему усмотрению; «вплетая их» в ткань учебно-воспитательного процесса, превращая их из методов изучения в методы воспита- тельного воздействия- Таким образом у каждого школьного педагога скапливается собственный набор - «пакет школьных методик» изучения и воспитания учащихся, ученического коллектива и учебно-воспитательного процесса.' Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять: «скрытые» педагогические цели и задачи, необходимость полученных результатов для конкретных реальных дел (классных часов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров, уроков человековедения, практикумов по самовоспитанию...); отсутствие педагогического «давления», создание ситуации и обстановки, располагающей учащихся к «свободному выбору» (умозрительному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному); создание условий взаимною влияния учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); право на анонимность или работу под псевдонимом, соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которого - в принципе «Не навреди'" И еще одно, самое главное условие, методическое правило, выраженное еще А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной_с__ним работы и самой активной помощи ему (подчеркнуто нами. - Л.М.)...Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике немедленно должно претворяться в практическое действие». Приведем здесь некоторые примеры возможного использования различных методик психолого-педагогического изучения индивидуальности учащихся для реализации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию. Это прежде всего целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение (целенаправленное. с фиксацией количественных характеристик в тетради классною руководителя), беседа (с постановкой цели - ' Наорем здесь несколько книг, которые могут послужить классному руководителю основой для накопления таких методик: Педагогическая диагностика в школе / Под рел, А.И. Кочетова. Минск, 1987; Рабочая книга школьного психолога. М., 1996; Маленкова Л.И. Человековедение, М., 1993: Фридман Л.М. Пушкина Т.Д., Каплуновчч И.Я Изучение личности учащихся и ученических коллективов, М,, 1988; Шлюва M.ff Учителю о воспитанности школьников М, 1990. как изучения, так и воспитательного воздействия), опросннки, интервью, анкеты, тесты (цель их - не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального своеобразия каждого воспитанника). К примеру, простейший опрос на тему: "Что я люблю и что я ненавижу» позволит, классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, увидеть их непохожесть и определить характер индивидуального воздействия. Приведем здесь конкретные примеры. «Люблю: когда на меня обращают внимание, хвалят, когда меня любят. Люблю животных, природу, видеть в простом свою красоту, люблю мечтать и романтику. Люблю за то, что мой любимый человек есть на свете, даже если он меня не любит, я буду ждать. Ненавижу: лицемерие, когда хочешь помочь, а тобой пренебрегают. Если младший, глупый человек, ничего из себя не представляющий, смеет критиковать красоту, искусство. Не люблю, когда люди ссорятся, ненавидят друг друга. Когда выхваляют красивых внешне, несмотря на внутреннюю красоту» (Лаковщи-кова Лена, 9 класс). «Люблю: хот-дог, фисташки, машины и мотоциклы, больших собак, красивых девушек, пиво с воблой, стрелковое оружие, радио * Европа-плюс», маслины. Ненавижу: ликер, манную кашу, нудных учителей, смерть, коммунистический режим» Щаренко Филипп, 9 класс) «Люблю: маму, папу, вкусно поесть, хорошо поспать, когда меня любят, когда я люблю, жить, смотреть телевизор, играть на компьютере, играть в футбол, хорошо проводить время, читать (книги, которые мне нравятся), помогать людям, шутить. Ненавижу: равнодушных, плохо к тебе относящихся, тупых, не понимающих меня, скрытных, эгоистов - читать» (Бензин Артем, 10 класс). Прекрасным подспорьем для изучения детей и выработки индивидуального и дифференцированного подхода к ним могут стать самые разнообразные тесты; школьники их любят, с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я"' дает возможность учащимся (и педагогу) изучить себя по восьми параметрам: экстравент-интраверт, циклотомик-шизо-томик, соматоник-церебротоник-висцеротоник, сила «Я» - сла- В книге Казанского О.А. Игры в самих себя, М.. 1994, бость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность - лидерство - конформизм, женственность - мужестав-енность, лживость - правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельно го психологического и педагогического тренинга. Например, тест «Стратегический, оперативный и тактический жизненный анализ»' и тест «Что Вы за птица?»2, содержащий рекомендации-упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению негативных. Есть специальные подборки тестов для школьников3- Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики: • Недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения,,.). Например, «Хорошая жизнь - это...», "Принципиальный человек всегда-.», "Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...'>, «Я не согласен с тем, что говорят, будто.,.». И другие. • «Тезис и мнение по иену». Например, «Гордый человек - это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д, Ушинский). «Горе - учитель мудрых». И другие. • «Альтернативный тезис» типа «Дисциплина - это свобода. Дисциплина - это неволя»; «Друзей должно быть очень много, друзей должно быть мало (один-два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга». И другие. • «Метод ранжирование» (расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д. ' В книге Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992. г В книге: Козлов ИИ Как относиться к себе и людям (Практическая психология на каждый день). М., 1993. -' Психологические тесты для тинейджеров/Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1996. • «Цветограмма* (раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека) - позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние (а следовательно, и влиять на продуктивность деятельности) своих воспитанников. • «Метод обобщения независимых характеристик» позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди - родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» - «теряют». • «Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе* позволяет классному руководителю, периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каждом ученике, кто из учащихся - лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые, изолированные («изгои»)?, кто кого предпочитает в свободном выборе?, каковы отношения между девочками и мальчиками?, каковы у кого выборы вне классного коллектива?, какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения?, сколь сплоченным является коллектив?, каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых)?, как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»?, как распределять ответственность за определенные поручения?, как комплектовать группы для выполнения определенных классных дел?, как организовать группы взаимопомощи?, как рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы? и многие-многие вопросы индивидуальной и дифференцированной работы, для организации воспитательного процесса в целом, Возможно использование специальных педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся, например, этическое «буриме», «дружеские объявления» (Я, ищу друга, которым был бы...), игра «Я подарю тебе.... потому что...» (по цепочке проходят все учащиеся класса), для примера приведем здесь игру-тест, которая проводится со всем классом перед подготов- кой к празднику, когда надо поставить пьесу, подготовить литературно-музыкальную композицию и т.п. Классный руководитель предлагает каждому ученику ответить на вопросы игры-теста: "Класс готовит пьесу. Нужна твоя помощь в распределении ролей. Напиши, кто из товарищей по классу лучше всего подошел бы к какой роли: 1) тот, кто всегда в хорошем настроении, кто много улыбается и смеется и делает других счастливым; 2) тот, кто застенчив при встречах с-людьми, предпочитает одиночество; 3) считает себя выше других, любит приказывать, распоряжаться; 4) всегда готов оказать помощь другим, принять участие в любом деле класса; 5) всегда ворчит, находит себе оправдание, не умеет взяться за дело; 6) книголюб, предпочитает чтение всему; 7) руководитель и инициатор всех общеклассных дел, его все уважают; 8) кажется всегда несчастным, редко улыбается и шутит; 9) надежный товарищ, всегда закончит то, что другие бросят; 10) очень дружелюбен, любит людей и они его любят; 11) любит похвастаться перед другими своими знаниями, успехами; 12) выдающийся во всем, все ему дается легко и естественно; 13) какую роль мог бы ты выбрать себе?» На основании игры-теста педагог может не только более удачно распределить роли в пьесе, но и узнать многое о своих воспитанниках. И наконец, вся система учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная. Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна: • определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах - теоретическом и практическом, то есть конкретном содержании и методике воспитательного процесса с классом и отдельными учащимися, при этом - доведение до сознания учащихся сути проводимой по-новому деятельности); » изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в опыте коллег, в школьной практике; • организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы: внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса; » фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя и оформление научно-исследовательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного метод-кабинета, в статьях для педагогических газет и журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук). Приведем здесь примеры некоторых проблем, которые могут быть избраны классным руководителем (воспитателем) в качестве проблем опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в ходе воспитательной работы с классом и отдельными учащимися. Проблемы могут быть избраны в качестве научно-методической темы всего школьного педагогического коллектива, работа над которой осуществляется всеми педагогами (у каждого - свой аспект) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, Итак, возможные проблемы таковы: • Система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) в современных условиях. • Духовное развитие школьников в учебно-воспитательной работе с классом. • Личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса школы. • Инструментовка воспитательного процесса как процесса самопознания и самовоспитания учащихся. • Корректировка индивидуального пути развития личности школьника в условиях учебно-воспитательного процесса. • Стимулирование здорового образа жизни как основа воспитательного процесса. • Творческая индивидуальность школьного педагога и воспитательный процесс. • Явление «сопротивления воспитанию» в педагогическом процессе современной школы и его преодоление. • Развитие личности школьника в системе работы школы (класса) по... (и далее указание проблемы, профиля школы или класса: например, «Эстетическому воспитанию», «Организации туристко-экскурсионной работы», «Приобщению детей к театральной деятельности», «Экологическому воспитанию», «Приобщению школьников к ТРИЗу - творческому решению изобретательских задач» и другие). • Система воспитательной работы с классом на основе курса «Человековедение» (9-It классы). Возможно и множество других проблем, определяемых как интересами школьных педагогов, так и необходимостью организации учебно-воспитательного процесса. Планирование воспитательной работы В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана, Д.И. Менделеев Флобер, составляя план романа в течение многих месяцев, ежедневно работал помногу часов; а закончив план, говорил: «Мой роман готов, остается только его написать». Я. Пара ндовс кий Так сложилось в практике общеобразовательной школы издавна, что в начале учебного года (полугодия, четверти) классный руководитель должен сдать план воспитательной работы с классом, И сдавали. В разные годы по-разному: добровольно и творчески, под нажимом администрации, согласно «Примерному содержанию воспитания школьников» И.С. Марьенко, в русле содержания деятельности пионерской и комсомольской организаций... Не секрет, что в последнее десятилетие в ряде школ вообще наступила «'бесплановая жизнь». Да и четкого понятия «воспитательная работа классного руководителя» как-то не стало: цель - не определена, задачи - не вычленены, содержание - неопределенно, методы и организационные формы - случайны, позиция классного руководителя - расплывчата. Думается, эта неопределенность происходит по двум причинам: 1) школьные педагоги растерялись из-за разрушившейся системы коммунистического воспитания (четкой цели и субординации руководства воспитанием, содержанием и методикой работы с детскими организациями, из-за ставшей вдруг привлекательной концепции, в основу которой положена идея о том, что школа должна быть «де идеологизирована, деполитизирова-на», «не должна воспитывать, а должна только обучать, дать образование...» До плана ли воспитательной работы здесь? Прошедшие годы перестройки и реформы школы показали: воспитательная функция школы в современных условиях возрастает. И сколь сложны эти современные условия, столь более высокий научный подход требуется к организации воспитательного процесса. Это имеет прямое отношение и к планированию воспитательной работы классного руководителя. Всем хорошо известна мысль об отличии самого плохого архитектора от самых хороших пчелы и паука, который сначала построит в голове (и в чертеже) будущее здание, а потом уже начинает его строительство в реальности. И мысль Макаренко - о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспектив завтрашней радости» - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностью современного педагога-практика. А действительно - зачем нужен план? На наш взгляд, основанный на шестилетнем опыте воспитательной работы классного руководителя в 9-11 классах 45 школы г. Москвы, планирование позволяет классному руководителю: • четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; * предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия; • целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы; » проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося; • и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов. Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей: • отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации; «традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и как следствие - безынициативность классного руководителя; • примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); • неумение (а порой - невидение необходимости) привлечения детей к планированию; » неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «Огонек» или «поход по местам боевой славы»... и т.п.). Что предшествует планированию воспитательной работы классным руководителем? Во-первых, определение цели и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы), возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...) от личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-11 i50 классы) через приобщение к большой культуре». На основании цели - определенная группа стратегических задач: 1. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся (формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе). 2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе - триединство: разум + душа + тело). 3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения и т.д.). 4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии. 5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (на более высоком уровне - самостоятельная деятельность учащихся). 6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения. Могут быть и другие задачи. Дальнейшая их конкретизация вызывает потребность их детализации, определения конкретных дел, их конкретного содержания: приобщение к музыке - какой?, к театру - какому? традициям - каким? посещение музеев - каких? формы свободного общения - какие?.. Мы, таким образом, выходим на необходимость определения задач тактических, а это ничто иное, как план воспитательной работы. Во-вторых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива (их понятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей, отношений и т. д,), а также истории жизни и воспитания их, состояния учебно-воспитательного процесса. Делается это двумя путями: 1) с использованием различных методик психолого-педагогического исследования из «пакета школьных методик» (изучения и воспитания); 2) проведением разнообразных по видам и формам, по содержанию мероприятий в самые первые дни и недели работы классного руководителя: День знаний, воскресный поход, «Огонек» знакомства, организационные классные часы «Перспективы нашей жизни» и «Мы отвечаем за наши дела», субботник по благоустройству и оснащению классной комнаты, введение традиции «дней именинника», первое родительское собрание, дискуссия на тему «Наши жизненные принципы» и другие. Эти дела позволят узнать детей, ученический коллектив, родителей... В-третьих, привлечение учащихся к плакированию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение - «продажа идей» классным руководителем, рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести, письменный опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, мозговой штурм, идеи и предложения и другие. В-четвертых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года: событий мирового, государственного, городского, школьного, классного уровня... выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат. В-пятых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и так далее- Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса: углубленное изучение иностранного языка, гуманитарный, физико-математический, биологический, туристе ко-экскурсионный, театральный и так далее. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса. Какой план предпочтительнее, удобнее для повседневной воспитательной работы классного руководителя? В школьной практике известны два основных вида плана: перспективный и календарный. Перспективный план на год вклкмает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (умственное, экономическое, политическое, нравственное, правовое и т.д. воспитание), указаны сроки, ответственные участники дел. С точки зрения перспективы воспитательного процесса - замечательно. Однако, для повседневной работы неудобен: уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное в текучке буден. Чаще всего в практике воспитательной работы школы используется календарный план-сетка. Он удобен для повседневной работы, но... не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей. В практике нашей работы родилась идея, была апробирована дважды в работе со сложным и с хорошим классом (по 3 года в каждом - 9-11 классы) идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и того, и другого планов. Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички: * Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи; * Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опрос-ники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предложения по плану работы и т.д.); * Главный раздел - это сам ПЛАН, который имеет такой вид:
Календарные сроки проведения дел
Содержание планирования неде ля
1. Воспитательно-организационные задачи 2. Содержание •чпятнадца-ти минуток» классного руководителя актива (в начале недели)
Окончание табл.
Методические основы работы с конспективно-календарным планом: - На план отводится 10 страниц - по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз), - Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно записать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются преро- гативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видна деятельность детей и методическая работа учителя. - В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога'): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводятся педагогический анализ. Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идеи и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план - «отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|