Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение воспитательного процесса как основа его организации




Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями, во всем его величии, со всеми его будничными, мелки­ми нуждами и со всеми его вели­кими духовными требованиями.

К.Д. Ушинский

В бурно меняющихся условиях современной действительнос­ти (общественной и школьной) у педагогов заметна возрос инте­рес к научно-педагогическим и психологическим методикам изу­чения личности учащихся, классного коллектива, хода и резуль­тативности воспитательного процесса- И не случайно педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее-

Причин тому много: изменились дети и родители, стреми­тельно меняется обстановка в мире и в нашей стране, поменя­лись ценностные ориентации в обществе, изменилась коренным образом стратегия и тактика обучения н воспитания а школе, ус­ложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей с учетом современных реалий, появились некото­рые негативные явления, с которыми не считаться нельзя.

В арсенале современного школьного педагога богатые и раз­нообразные методики научного исследования - педагогические, психологические, социологические, этические... В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школе пси­хологической службы. И воспитатель, классный руководитель должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те или иные мето­дики в зависимости от цепи изучения учащихся, классного кол­лектива, хода и результативности воспитательного процесса (изу­чение их при первоначальном знакомстве, проверяя эффектив­ность использованных средств и методов воспитания, подводя итоги за определенный период времени.,-); группируй их по сво­ему усмотрению; «вплетая их» в ткань учебно-воспитательного процесса, превращая их из методов изучения в методы воспита-

тельного воздействия- Таким образом у каждого школьного педа­гога скапливается собственный набор - «пакет школьных мето­дик» изучения и воспитания учащихся, ученического коллектива и учебно-воспитательного процесса.'

Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять:

«скрытые» педагогические цели и задачи, необходимость полу­ченных результатов для конкретных реальных дел (классных ча­сов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров, уроков человековедения, практикумов по самовоспитанию...); отсутст­вие педагогического «давления», создание ситуации и обстанов­ки, располагающей учащихся к «свободному выбору» (умозри­тельному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному);

создание условий взаимною влияния учащихся друг на друга; по­вторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, вы­явления тенденций развития); право на анонимность или работу под псевдонимом, соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которого - в принципе «Не навреди'" И еще одно, самое главное условие, методическое правило, выраженное еще А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспи­тателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной_с__ним работы и самой активной помощи ему (подчеркнуто нами. - Л.М.)...Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике немедленно должно претворяться в прак­тическое действие». Приведем здесь некоторые примеры возмож­ного использования различных методик психолого-педагогиче­ского изучения индивидуальности учащихся для реализации ин­дивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию.

Это прежде всего целый ряд эмпирических методов, позво­ляющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, моти­вах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение (целе­направленное. с фиксацией количественных характеристик в тетради классною руководителя), беседа (с постановкой цели -

' Наорем здесь несколько книг, которые могут послужить классному руководи­телю основой для накопления таких методик: Педагогическая диагностика в школе / Под рел, А.И. Кочетова. Минск, 1987; Рабочая книга школьного пси­холога. М., 1996; Маленкова Л.И. Человековедение, М., 1993: Фридман Л.М. Пушкина Т.Д., Каплуновчч И.Я Изучение личности учащихся и ученических коллективов, М,, 1988; Шлюва M.ff Учителю о воспитанности школьников М, 1990.

как изучения, так и воспитательного воздействия), опросннки, интервью, анкеты, тесты (цель их - не только выявление опре­деленных качеств личности, общественного мнения и отноше­ний учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного мате­риала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального своеобразия каждого воспитанни­ка). К примеру, простейший опрос на тему: "Что я люблю и что я ненавижу» позволит, классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащих­ся, увидеть их непохожесть и определить характер индивиду­ального воздействия. Приведем здесь конкретные примеры.

«Люблю: когда на меня обращают внимание, хвалят, когда меня любят. Люблю животных, природу, видеть в простом свою красоту, люблю мечтать и романтику. Люблю за то, что мой лю­бимый человек есть на свете, даже если он меня не любит, я бу­ду ждать. Ненавижу: лицемерие, когда хочешь помочь, а тобой пренебрегают. Если младший, глупый человек, ничего из себя не представляющий, смеет критиковать красоту, искусство. Не люб­лю, когда люди ссорятся, ненавидят друг друга. Когда выхваляют красивых внешне, несмотря на внутреннюю красоту» (Лаковщи-кова Лена, 9 класс). «Люблю: хот-дог, фисташки, машины и мо­тоциклы, больших собак, красивых девушек, пиво с воблой, стрелковое оружие, радио * Европа-плюс», маслины. Ненавижу:

ликер, манную кашу, нудных учителей, смерть, коммунистиче­ский режим» Щаренко Филипп, 9 класс) «Люблю: маму, папу, вкусно поесть, хорошо поспать, когда меня любят, когда я люб­лю, жить, смотреть телевизор, играть на компьютере, играть в футбол, хорошо проводить время, читать (книги, которые мне нравятся), помогать людям, шутить. Ненавижу: равнодушных, плохо к тебе относящихся, тупых, не понимающих меня, скрыт­ных, эгоистов - читать» (Бензин Артем, 10 класс).

Прекрасным подспорьем для изучения детей и выработки индивидуального и дифференцированного подхода к ним могут стать самые разнообразные тесты; школьники их любят, с удо­вольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я"' дает возможность учащимся (и педагогу) изучить себя по восьми параметрам: экстравент-интраверт, циклотомик-шизо-томик, соматоник-церебротоник-висцеротоник, сила «Я» - сла-

В книге Казанского О.А. Игры в самих себя, М.. 1994,

бость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общитель­ность - лидерство - конформизм, женственность - мужестав-енность, лживость - правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выра­ботку определенной стратегии и тактики самовоспитания, содер­жат целую систему упражнений для самостоятельно го психоло­гического и педагогического тренинга. Например, тест «Страте­гический, оперативный и тактический жизненный анализ»' и тест «Что Вы за птица?»2, содержащий рекомендации-упражне­ния для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению негативных. Есть специальные подборки тестов для школьников3-

Хороший материал для изучения индивидуальности учащих­ся и включения их в воспитательный процесс классному руково­дителю дают следующие методики:

• Недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочине­ния,,.). Например, «Хорошая жизнь - это...», "Принципиальный человек всегда-.», "Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позво­лять унижать себя, ибо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...'>, «Я не согла­сен с тем, что говорят, будто.,.». И другие.

• «Тезис и мнение по иену». Например, «Гордый человек - это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого че­ловека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д, Ушинский). «Горе - учитель мудрых». И другие.

• «Альтернативный тезис» типа «Дисциплина - это свобода. Дисциплина - это неволя»; «Друзей должно быть очень много, друзей должно быть мало (один-два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга». И другие.

• «Метод ранжирование» (расстановки в порядке очередно­сти по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, ум­ный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д.

' В книге Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.

г В книге: Козлов ИИ Как относиться к себе и людям (Практическая психоло­гия на каждый день). М., 1993. -' Психологические тесты для тинейджеров/Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1996.

• «Цветограмма* (раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека) - позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспита­тельных воздействий эмоциональное состояние (а следовательно, и влиять на продуктивность деятельности) своих воспитанников.

• «Метод обобщения независимых характеристик» позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди - родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассни­ки), учителя, просто знакомые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Не­даром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более осно­вательного их изучения выигрывают, а «хорошие» - «теряют».

• «Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе* позволяет классному руководителю, перио­дически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каждом ученике, кто из учащихся - лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые, изолированные («изгои»)?, кто кого предпочитает в свободном выборе?, каковы отношения между девочками и мальчиками?, каковы у кого выборы вне классного коллектива?, какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения?, сколь сплоченным является коллектив?, каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лиде­рах и предпочитаемых)?, как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»?, как распределять ответственность за определенные поручения?, как комплектовать группы для вы­полнения определенных классных дел?, как организовать группы взаимопомощи?, как рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы? и многие-многие вопросы индивидуальной и дифференцированной работы, для организации воспитательного процесса в целом,

Возможно использование специальных педагогических, эти­ческих игр для изучения и воспитания учащихся, например, эти­ческое «буриме», «дружеские объявления» (Я, ищу друга, кото­рым был бы...), игра «Я подарю тебе.... потому что...» (по цепоч­ке проходят все учащиеся класса), для примера приведем здесь игру-тест, которая проводится со всем классом перед подготов-

кой к празднику, когда надо поставить пьесу, подготовить лите­ратурно-музыкальную композицию и т.п.

Классный руководитель предлагает каждому ученику отве­тить на вопросы игры-теста:

"Класс готовит пьесу. Нужна твоя помощь в распределении ролей. Напиши, кто из товарищей по классу лучше всего подо­шел бы к какой роли:

1) тот, кто всегда в хорошем настроении, кто много улыба­ется и смеется и делает других счастливым;

2) тот, кто застенчив при встречах с-людьми, предпочитает одиночество;

3) считает себя выше других, любит приказывать, распоря­жаться;

4) всегда готов оказать помощь другим, принять участие в любом деле класса;

5) всегда ворчит, находит себе оправдание, не умеет взяться за дело;

6) книголюб, предпочитает чтение всему;

7) руководитель и инициатор всех общеклассных дел, его все уважают;

8) кажется всегда несчастным, редко улыбается и шутит;

9) надежный товарищ, всегда закончит то, что другие бро­сят;

10) очень дружелюбен, любит людей и они его любят;

11) любит похвастаться перед другими своими знаниями, ус­пехами;

12) выдающийся во всем, все ему дается легко и естественно;

13) какую роль мог бы ты выбрать себе?»

На основании игры-теста педагог может не только более удачно распределить роли в пьесе, но и узнать многое о своих воспитанниках.

И наконец, вся система учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспе­риментальная. Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна:

определение, констатация проблемы, цели, объекта, пред­мета исследования, постановки задач (все в двух аспек­тах - теоретическом и практическом, то есть конкретном

содержании и методике воспитательного процесса с клас­сом и отдельными учащимися, при этом - доведение до сознания учащихся сути проводимой по-новому деятель­ности);

» изучение состояния проблемы в психолого-педагогиче­ской теории, в опыте коллег, в школьной практике;

• организация на основе этого всей воспитательной и ис­следовательской работы: внедрение результатов в практи­ку воспитания, изучение их эффективности и корректи­ровка всего воспитательного процесса;

» фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя и оформление научно-исследова­тельских результатов (в научных докладах, статьях, вы­ступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного метод-кабинета, в статьях для педагогических газет и журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук).

Приведем здесь примеры некоторых проблем, которые могут быть избраны классным руководителем (воспитателем) в качестве проблем опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в ходе воспитательной работы с классом и отдельными учащимися. Проблемы могут быть избраны в качестве научно-методической темы всего школьного педагогического коллектива, работа над ко­торой осуществляется всеми педагогами (у каждого - свой аспект) под руководством заместителя директора по учебно-воспитатель­ной работе,

Итак, возможные проблемы таковы:

• Система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) в современных условиях.

• Духовное развитие школьников в учебно-воспитательной работе с классом.

• Личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса школы.

• Инструментовка воспитательного процесса как процесса самопознания и самовоспитания учащихся.

• Корректировка индивидуального пути развития личности школьника в условиях учебно-воспитательного процесса.

• Стимулирование здорового образа жизни как основа вос­питательного процесса.

• Творческая индивидуальность школьного педагога и вос­питательный процесс.

• Явление «сопротивления воспитанию» в педагогическом процессе современной школы и его преодоление.

• Развитие личности школьника в системе работы школы (класса) по... (и далее указание проблемы, профиля школы или класса: например, «Эстетическому воспитанию», «Организации туристко-экскурсионной работы», «Приобщению детей к теат­ральной деятельности», «Экологическому воспитанию», «Приоб­щению школьников к ТРИЗу - творческому решению изобрета­тельских задач» и другие).

• Система воспитательной работы с классом на основе кур­са «Человековедение» (9-It классы).

Возможно и множество других проблем, определяемых как интересами школьных педагогов, так и необходимостью органи­зации учебно-воспитательного процесса.

Планирование воспитательной работы

В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана,

Д.И. Менделеев

Флобер, составляя план рома­на в течение многих месяцев, ежедневно работал помногу ча­сов; а закончив план, говорил:

«Мой роман готов, остается толь­ко его написать».

Я. Пара ндовс кий

Так сложилось в практике общеобразовательной школы из­давна, что в начале учебного года (полугодия, четверти) класс­ный руководитель должен сдать план воспитательной работы с классом, И сдавали. В разные годы по-разному: добровольно и творчески, под нажимом администрации, согласно «Пример­ному содержанию воспитания школьников» И.С. Марьенко, в

русле содержания деятельности пионерской и комсомольской организаций... Не секрет, что в последнее десятилетие в ряде школ вообще наступила «'бесплановая жизнь». Да и четкого по­нятия «воспитательная работа классного руководителя» как-то не стало: цель - не определена, задачи - не вычленены, содержание - неопределенно, методы и организационные фор­мы - случайны, позиция классного руководителя - расплыв­чата.

Думается, эта неопределенность происходит по двум причи­нам: 1) школьные педагоги растерялись из-за разрушившейся системы коммунистического воспитания (четкой цели и субор­динации руководства воспитанием, содержанием и методикой работы с детскими организациями, из-за ставшей вдруг привле­кательной концепции, в основу которой положена идея о том, что школа должна быть «де идеологизирована, деполитизирова-на», «не должна воспитывать, а должна только обучать, дать об­разование...» До плана ли воспитательной работы здесь?

Прошедшие годы перестройки и реформы школы показали:

воспитательная функция школы в современных условиях возрас­тает. И сколь сложны эти современные условия, столь более вы­сокий научный подход требуется к организации воспитательного процесса. Это имеет прямое отношение и к планированию вос­питательной работы классного руководителя. Всем хорошо из­вестна мысль об отличии самого плохого архитектора от самых хороших пчелы и паука, который сначала построит в голове (и в чертеже) будущее здание, а потом уже начинает его строительст­во в реальности. И мысль Макаренко - о «программе человече­ской личности и коллектива», и его теория и практика, «пер­спектив завтрашней радости» - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностью современного пе­дагога-практика.

А действительно - зачем нужен план? На наш взгляд, осно­ванный на шестилетнем опыте воспитательной работы классного руководителя в 9-11 классах 45 школы г. Москвы, планирование позволяет классному руководителю:

• четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

* предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

• целенаправленно отобрать содержание и средства, орга­низационные формы воспитательной работы;

» проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии кол­лектива и личности каждого учащегося;

• и, что немаловажно, видеть перспективы своего собст­венного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.

Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и уча­щихся, и педагогов.

Наиболее распространенные ошибки при планировании рабо­ты, допускаемые в практике классных руководителей:

• отсутствие четко определенной цели, определенных стра­тегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педаго­гической ситуации;

«традиционное ожидание указаний, рекомендаций, пред­писаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и как следствие - безынициативность классного руководи­теля;

• примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);

• неумение (а порой - невидение необходимости) привле­чения детей к планированию;

» неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как де­тей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «Ого­нек» или «поход по местам боевой славы»... и т.п.).

Что предшествует планированию воспитательной работы классным руководителем?

Во-первых, определение цели и задач на основе возраста де­тей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфи­ки школы), возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...) от личност­ного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель:

«Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-11

i50

классы) через приобщение к большой культуре». На основании цели - определенная группа стратегических задач:

1. Организация интеллектуально-познавательной деятельно­сти учащихся (формирование эмоционально-положительного от­ношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллекту­ального труда; ознакомление с конкретными методами и прие­мами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка соб­ственной программы оздоровления (в основе - триединство: ра­зум + душа + тело).

3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сфе­рам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения и т.д.).

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, организа­ция и стимулирование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (на бо­лее высоком уровне - самостоятельная деятельность учащихся).

6. Воспитание культуры общения, создание опыта культур­ного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельно­сти и общения.

Могут быть и другие задачи. Дальнейшая их конкретизация вызывает потребность их детализации, определения конкретных дел, их конкретного содержания: приобщение к музыке - ка­кой?, к театру - какому? традициям - каким? посещение музе­ев - каких? формы свободного общения - какие?.. Мы, таким образом, выходим на необходимость определения задач тактиче­ских, а это ничто иное, как план воспитательной работы.

Во-вторых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива (их по­нятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей, отношений и т. д,), а также истории жизни и воспитания их, состояния учебно-воспитательного про­цесса. Делается это двумя путями: 1) с использованием различ­ных методик психолого-педагогического исследования из «паке­та школьных методик» (изучения и воспитания); 2) проведением

разнообразных по видам и формам, по содержанию мероприятий в самые первые дни и недели работы классного руководителя:

День знаний, воскресный поход, «Огонек» знакомства, организа­ционные классные часы «Перспективы нашей жизни» и «Мы от­вечаем за наши дела», субботник по благоустройству и оснаще­нию классной комнаты, введение традиции «дней именинника», первое родительское собрание, дискуссия на тему «Наши жиз­ненные принципы» и другие. Эти дела позволят узнать детей, ученический коллектив, родителей...

В-третьих, привлечение учащихся к плакированию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение - «продажа идей» классным руководителем, рас­сказ о наиболее интересных делах, которые можно провести, письменный опрос учащихся...), ящик или конверт предложе­ний, опросник, мозговой штурм, идеи и предложения и другие.

В-четвертых, изучение календаря знаменательных дат пред­стоящего учебного года: событий мирового, государственного, городского, школьного, классного уровня... выбор наиболее ин­тересных и полезных для воспитания учащихся дат.

В-пятых, выявление необходимых для углубленного изуче­ния всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, вы­ставок, просмотров спектаклей, предметных недель и так далее-

Из всего этого и составляется перечень основных дел на чет­верть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу пер­спективного плана. Могут быть добавлены еще дела, обусловлен­ные профилем школы и класса: углубленное изучение иностран­ного языка, гуманитарный, физико-математический, биологиче­ский, туристе ко-экскурсионный, театральный и так далее. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (ли­бо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.

Какой план предпочтительнее, удобнее для повседневной вос­питательной работы классного руководителя?

В школьной практике известны два основных вида плана:

перспективный и календарный. Перспективный план на год вклкмает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной ра­боты и перечень основных дел по направлениям воспитания (умственное, экономическое, политическое, нравственное, пра­вовое и т.д. воспитание), указаны сроки, ответственные участни­ки дел.

С точки зрения перспективы воспитательного процес­са - замечательно. Однако, для повседневной работы неудобен:

уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное в текучке буден. Чаще всего в практике воспитательной работы школы используется календарный план-сетка. Он удобен для по­вседневной работы, но... не видна перспектива, не просматрива­ется логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей. В практике нашей работы родилась идея, была апробирована дважды в работе со сложным и с хорошим классом (по 3 года в каждом - 9-11 классы) идея перспективно-календарного планирования, в которой могут быть реализованы достоинства и того, и другого планов.

Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:

* Цель воспитательной работы с классом на год, стратеги­ческие и тактические задачи;

* Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опрос-ники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах клас­са и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предложения по плану работы и т.д.);

* Главный раздел - это сам ПЛАН, который имеет такой вид:

 

СЕНТЯБРЬ

Календарные сроки проведения дел

 

2 неде­ля

3 не­деля

4 неде­ля

Содержание планирования

неде ля

 

1. Организа­ционная работа

1. Воспитательно-органи­зационные задачи

2. Содержание •чпятнадца-ти минуток» классного руководителя актива (в начале недели)

 

Окончание табл.

           
2. Организа­ция кол­лектив­ной твор­ческой деятель­ности учащихся (содержа­ние вос­питания) 1. Познавательная дея­тельность                
2. Ценностно-ориентиро­вочная деятельность                
3. Трудовая деятельность                
4. Общественно-полезная деятельность                
5. Художественная дея­тельность                
б. Физкультур но-спортив­ная деятельность                
7. Деятельность свободно­го общения                
S. Деятельность по профи­лю класса                
3. Методи­ческая ра­бота 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспита­тельного процесса                
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся                
3, Взаимодействие с ма­лым педагогическим коллективом                
4. Работа с родителями                

 

Методические основы работы с конспективно-календарным планом:

- На план отводится 10 страниц - по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз),

- Все дела, запланированные классным руководителем, впи­сываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдален­ные во времени дела можно записать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются преро-

гативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видна деятельность детей и методическая работа учителя.

- В работе с таким планом отпадает необходимость состав­ления и написания отчета (экономия времени педагога'): в са­мом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыпол­ненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года прово­дятся педагогический анализ.

Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идеи и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план - «отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится про­цессом легким, приятным и управляемым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных