ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цель и задачи воспитания. Стратегия и тактика отбора его содержанияСражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть, Л. Н. Толстой Необходима цель стране и человеку. Минуте, дню и веку необходима цель... Пусть где-нибудь вдали фонарик нам посветит И людям цель отметит, чтоб мы вперед пошли. Б. Слуцкий Одна из главных характеристик воспитания - его целенаправленность, специальная организованность, осуществляемая специально подготовленным людьми. Целенаправленность предполагает проектирование результата, некоего идеализированного представления о нем Цель воспитания, таким образом, выступает как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная (общественно ценная) и личностная (самовоспитание, познание, освоение окружающего мира и самореализация. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности). При этом для любой цели (в обыденном и педагогическом обиходе нередко употребляются слова «надежда», «вера») характерна ее позитивная направленность. Приведем в доказательство некоторые точки зрения. B.C. Соловьев: «Вся прелесть детей для нас особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас». И.П, Павлов: аЖизнь перестает привязывать к себе, когда исчезает цель». А.С. Макаренко: "Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Н.Н. Миклухо-Маклай: «Ценить людей надо по тем целям, которые они ставят». В структуре способностей человека, а педагога в особенности, проявляет себя такие свойство личности как ^антиципация» (от латинского anticipatio - предвосхищение, предугадывание) - способность предвидеть результаты действий: появление предметов, прогнозировать явления, а моделировать" в сознании предстоящие события*.' Наличие этого свойства для педагога чрезвычайно важно, его надо всемерно культивировать и развивать. Без него нет целенаправленности воспитания, а значит, и самого воспитательного процесса. Обратимся опять к авторитетам. К.-Д. Ушинский: <.Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли... просто ли дом,, - То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить цели своей воспитательной деятельности». В.А. Сухомлинский: "Без научного предвидения воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Нужно научно предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий». Цель воспитания, поставленная педагогом, определяет прогресс или регресс как в развитии общества, так и каждой личности в отдельности- А. Гитлер с своей книге «Манн Кампфв провозглашал: «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью- Я хочу, чтобы молодежь обладала красотой молодых хищников... Я не хочу никакого духовного воспитания. Знания только испортят молодежь». Это положено в основу политики фашистского тоталитарного режима. А.С, Макаренко постоянно утверждал: «Хорошее в человеке всегда приходится проектировать... К человеку нужно подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться...» И это определило суть его педагогической концеп- Кочюхов Н.И. Словарь-справочник практического пситолога. М.,!996, С. 8. ции и содержание деятельности созданных им учебно-воспитательных заведений. Наша современница-учительница школы № 536 Санкт-Петербурга Т. И. Гончарова так определяет свою точку зрения на цель обучения и воспитания школьников в современных условиях: «Личность - человек, впитывающий в себя непреходящие ценности духовной культуры, активно и сознательно участвующий в творческом процессе, испытывающий внутреннюю потребность быть полезным обществу». Это понимание цели педагогической деятельности адекватно цели образования и воспитания детей, сформулированной и записанной в Конвенции о правах ребенка (1989 год): - способствовать развитию личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; - воспитание уважения к правам человека и основным свободам; - воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, или другой цивилизации; - подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы между народами; - воспитание уважения к окружающей природе». Мы рассматриваем цель воспитания, как создание в процессе воспитания условий для всестороннего, гармоничного развития личности школьника, возможно более полную его самореализацию в этом качестве, то есть «способного строить жизнь, достойную человека... основанную на Добре, Истине, Красоте»'. Всестороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, неформальную деятельность свободного общения. Это и задейст-вованность школьника, его активная позиция, удовлетворяющие его положения в различных социальных группах: а семье, в ученических коллективах, в отношениях со взрослыми, в нефор- ' Щуркоеа Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. В кн. «Педагогика» / под ред. П.И- Пидкасистого. М., 1995. С. 372. мальных объединениях сверстников, в интимно-личностном общении с разными людьми... Это и разнообразие территориальное, временное... Это и разнообразие душевных состояний человека в зависимости от сложившейся социальной, педагогической, психологической: это состояние глубокой интеллектуальной сосредоточенности и веселой, жизнерадостной расслабленности, радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скорби, если на то есть причины; и высокие творческие порывы в любом виде деятельности, и чувство усталости и отдохновения на лоне природы или в кругу друзей, это высокое чувство любви и его антипода - ненависти.,. Гармоничное развитие предполагает сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты); гармонию в развитии и стимулирование здорового образа жизни (триединство «интеллект + тело -i- душа»). Такое проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника должно находить свой конечный итог в самоактуализации личности, что означает (в интерпретации известного современного психолога А. Маслоу) - «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязан н остям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию».' Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой ее конкретизацию - определение стратегических и тактических задач воспитания- Стратегические задачи позволяют педагогу на основе анализа условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направления его деятельности, позволяют отобрать содержание и средства воспитания, наметить конкретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» применительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогическим коллекти- ' Цитировано по книге: Конюхов НИ. Словарь-справочник практического пш- толога. М., 19У6. вом, с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, с родителями учашихся- Выбор стратегических задач воспитания - это есть отбор со-держания воспитательной работы классного руководителя. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели. Если выбор - то из чего? Прежде всего из «материального - духовного». Еще А. Экзюпери писал: «На свете есть только одна проблема, одна единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балаганами и кроссвордами. Совершенно невозможно жить без поэзии, без красок, без любви». Это и выбор определенных областей культуры: экономики, политики, права, морали, художественной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Вот почему насущная задача современного школьного педагога - повышение грамотности и профессионализма в области многих наук: экономики, политологии, культурологии, этики, эстетики, права, медицины и т-д. Есть еще один выход - привлечение в процесс воспитания специалистов этих дисциплин (теоретиков и практиков), ибо содержание воспитания требует поднятия его с уровня житейско-обыденного на уровень, отвечающий современным научным требованиям. Это еще и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой - музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и так далее, увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Эта истина стара: «На сладостях, пирожных, конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же. как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; пользуйся ею». (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов). Это и выбор между «модным и консервативным»: в литературе, оценке истории, в экономике, в политике, в произведениях искусства а одежде, в формах поведения, в бытовых мелочах- Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов). Особую важность представляет с этих позиций ориентация школьных педагогов в молодежной субкультуре. При этом стратегия и тактика отбора произведений культуры требует выстраивания определенной логики приобщения к культуре, чтобы это приобщение было ненавязчивым, не бестактным, не оголенным морализированием и замещением "вашего бескультурья» на <.вы-сокую культуру». Думается, что эта логика, определяемая стратегией отбора содержания воспитания, предполагает несколько ступеней между двумя полюсами: материальное -> духовное, пассивное -> активное, зло -> добро, ложное -> истинное, низменное -> высокое, грязь -> чистота, ненависть -> любовь, бездействие -> действие, невежество -> просвещенность и т-д- Количество «ступенек» определяется уровнем воспитанности школьника, на котором он находится в момент педагогического воздействия. Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога желание составить перечень еще более конкретных задач - тактических, которые позволят решить задачу стратегическую, то есть приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы. Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализован в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспектив жизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив - близких, средних и дальних.' При этом, критерием успешности или неуспешности воспитательного процесса выступает закономерность, проявляющаяся а том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода».2 Начинать надо с сегодняшней, доступной перспективы близко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хорошему, радостному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, рисовать, танцевать, петь, конструировать, строить, общаться, ходить в походы, веселиться- Все это легко вплетается в ткань по- ' Макаренко А.С. Перспектива. В ст. "Методика организации воспитательного процесса". Изб. лея. соч. М„ S977. Т, I. С. 232-239. г Кон И.С. Социология личности. М., 1967. вседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается педагогом как близкая и более отдаленная (средняя перспектива). Из определенной направленности серии близких и средних перспектив исподволь складывается сущностное содержание далекой перспективы - реализации цели воспитания. А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... - надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит более сложные и богатые прелести - в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже и сейчас материя, выражена а музыке Бетховена или Чайковского, в великих изобретениях - в технике, очень высокая штука, такая высокая, что я не променял без ее на вечность».' И еще об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от воспитанника, ради которого они ставились и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников - разнолики, разно-плановы, а достижение их происходит в едином процессе, Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники называют (в игре «Цветик-семицветик"): здоровье, любовь, счастье, образование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: много дармовых денег, везенье и удача, богатство, выйти замуж за мафиози, дом из 25 комнат, свободно тусоваться с кем хочу и где хочу, связи... Это уже не вписывается в нашу формулу цели. И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопределенны. Вот стихотворение старшеклассницы Юли Федоровой, написанное как ответ на философское высказывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает с самого начала»: Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 16 августа [93S года. Собр. соч.; В 7 т. Т- 7. 1968. С, 465, Что есть гармония души? И что теряет проигравший? Мечты куда-то отошли, Остался он, все что-то ждавший Путь беспорядочен и прост, Но что скрывается за этим? А то, что жизнь, как чистый холст, Что белизной своею светел. Он чист, свободен от Тревог, Печали, горя и заботы. Таким казаться каждый мог, Когда б нашелся этот кто-то. Но человек - есть человек, Он тонет в грусти, в неудачах И мрачно доживает век В своих поставленных задачах... Их словно нет, они нигде - Роятся в хаосе и бездне, И голова трещит от дел Пустых, никчемных, бесполезных. Создавший образ свой таким, Неусомнившийся а провале, Тот, мысли чьи неглубоки Средь нас останется едва ли! Мудрость педагогическая, видимо, в том заключается, чтобы организуя жизнедеятельность детей в воспитательном процессе школы, постепенно, исподволь, руководствуясь целью и задачами воспитания, вводить в жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к которым переориентирует (если цель его неблаговидна), выводит (если цель расплывчата и туманна)... к цели возвышенной, сформулированной самим педагогом- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|