Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цель и задачи воспитания. Стратегия и тактика отбора его содержания




Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть,

Л. Н. Толстой

Необходима цель стране и человеку. Минуте, дню и веку необходима цель... Пусть где-нибудь вдали фонарик нам посветит И людям цель отметит, чтоб мы вперед пошли.

Б. Слуцкий

Одна из главных характеристик воспитания - его целена­правленность, специальная организованность, осуществляемая специально подготовленным людьми. Целенаправленность пред­полагает проектирование результата, некоего идеализированного представления о нем Цель воспитания, таким образом, выступает как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). Этот образ бу­дущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества (В.В. Давы­дов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная (общественно ценная) и личностная (самовоспитание, познание, освоение окружающего мира и самореализация. Эта цель само­бытна, так как зависит от особенностей личности).

При этом для любой цели (в обыденном и педагогическом обиходе нередко употребляются слова «надежда», «вера») харак­терна ее позитивная направленность. Приведем в доказательство некоторые точки зрения.

B.C. Соловьев: «Вся прелесть детей для нас особая, человече­ская их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут

не то, что мы, будут лучше нас». И.П, Павлов: аЖизнь перестает привязывать к себе, когда исчезает цель». А.С. Макаренко: "Ис­тинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя ра­дость». Н.Н. Миклухо-Маклай: «Ценить людей надо по тем целям, которые они ставят».

В структуре способностей человека, а педагога в особенно­сти, проявляет себя такие свойство личности как ^антиципация» (от латинского anticipatio - предвосхищение, предугадывание) - способность предвидеть результаты действий: появление предме­тов, прогнозировать явления, а моделировать" в сознании пред­стоящие события*.' Наличие этого свойства для педагога чрез­вычайно важно, его надо всемерно культивировать и развивать. Без него нет целенаправленности воспитания, а значит, и самого воспитательного процесса.

Обратимся опять к авторитетам. К.-Д. Ушинский: <.Что сказа­ли бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не су­мел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли... просто ли дом,, - То же самое должны вы сказать и о вос­питателе, который не сумеет ясно и точно определить цели своей воспитательной деятельности». В.А. Сухомлинский: "Без научного предвидения воспитание превратилось бы в прими­тивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педа­гогика - в знахарство. Нужно научно предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонко­го вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных нес­частий».

Цель воспитания, поставленная педагогом, определяет про­гресс или регресс как в развитии общества, так и каждой лично­сти в отдельности- А. Гитлер с своей книге «Манн Кампфв про­возглашал: «Я освобождаю человека от унижающей химеры, ко­торая называется совестью- Я хочу, чтобы молодежь обладала красотой молодых хищников... Я не хочу никакого духовного воспитания. Знания только испортят молодежь». Это положено в основу политики фашистского тоталитарного режима.

А.С, Макаренко постоянно утверждал: «Хорошее в человеке всегда приходится проектировать... К человеку нужно подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться...» И это определило суть его педагогической концеп-

Кочюхов Н.И. Словарь-справочник практического пситолога. М.,!996, С. 8.

ции и содержание деятельности созданных им учебно-воспита­тельных заведений.

Наша современница-учительница школы № 536 Санкт-Пе­тербурга Т. И. Гончарова так определяет свою точку зрения на цель обучения и воспитания школьников в современных услови­ях: «Личность - человек, впитывающий в себя непреходящие ценности духовной культуры, активно и сознательно участвую­щий в творческом процессе, испытывающий внутреннюю по­требность быть полезным обществу». Это понимание цели педа­гогической деятельности адекватно цели образования и воспита­ния детей, сформулированной и записанной в Конвенции о пра­вах ребенка (1989 год):

- способствовать развитию личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

- воспитание уважения к правам человека и основным сво­бодам;

- воспитание уважения к родителям ребенка, его культур­ной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, или другой цивилизации;

- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы между народами;

- воспитание уважения к окружающей природе».

Мы рассматриваем цель воспитания, как создание в процес­се воспитания условий для всестороннего, гармоничного развития личности школьника, возможно более полную его самореализа­цию в этом качестве, то есть «способного строить жизнь, достой­ную человека... основанную на Добре, Истине, Красоте»'.

Всестороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познава­тельную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, неформальную деятельность свободного общения. Это и задейст-вованность школьника, его активная позиция, удовлетворяющие его положения в различных социальных группах: а семье, в уче­нических коллективах, в отношениях со взрослыми, в нефор-

' Щуркоеа Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. В кн. «Педагогика» / под ред. П.И- Пидкасистого. М., 1995. С. 372.

мальных объединениях сверстников, в интимно-личностном об­щении с разными людьми... Это и разнообразие территориаль­ное, временное... Это и разнообразие душевных состояний чело­века в зависимости от сложившейся социальной, педагогичес­кой, психологической: это состояние глубокой интеллектуальной сосредоточенности и веселой, жизнерадостной расслабленности, радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скор­би, если на то есть причины; и высокие творческие порывы в любом виде деятельности, и чувство усталости и отдохновения на лоне природы или в кругу друзей, это высокое чувство любви и его антипода - ненависти.,.

Гармоничное развитие предполагает сочетание в организуе­мой педагогической деятельности общечеловеческих, социаль­ных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты); гармонию в развитии и стимулирование здорового об­раза жизни (триединство «интеллект + тело -i- душа»).

Такое проявление всесторонности и гармоничности приме­нительно к каждой личности школьника должно находить свой конечный итог в самоактуализации личности, что означает (в ин­терпретации известного современного психолога А. Маслоу) - «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся лич­ности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, спо­собность к глубоким привязан н остям; при этом они легко пере­носят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к твор­честву, полноценному общению, активному саморазвитию».'

Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо вле­чет за собой ее конкретизацию - определение стратегических и тактических задач воспитания- Стратегические задачи позволяют педагогу на основе анализа условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направления его деятельности, позволяют отобрать содержание и средства воспи­тания, наметить конкретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» применительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогическим коллекти-

' Цитировано по книге: Конюхов НИ. Словарь-справочник практического пш- толога. М., 19У6.

вом, с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, с

родителями учашихся-

Выбор стратегических задач воспитания - это есть отбор со-держания воспитательной работы классного руководителя. Это выбор тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели. Если выбор - то из чего? Прежде всего из «материального - духовного». Еще А. Экзюпери писал: «На свете есть только одна проблема, одна единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балага­нами и кроссвордами. Совершенно невозможно жить без по­эзии, без красок, без любви». Это и выбор определенных облас­тей культуры: экономики, политики, права, морали, художест­венной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Вот почему насущная задача современного школьного педагога - повышение грамот­ности и профессионализма в области многих наук: экономики, политологии, культурологии, этики, эстетики, права, медицины и т-д. Есть еще один выход - привлечение в процесс воспитания специалистов этих дисциплин (теоретиков и практиков), ибо со­держание воспитания требует поднятия его с уровня житейско-обыденного на уровень, отвечающий современным научным тре­бованиям.

Это еще и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой - музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и так далее, увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Эта истина стара: «На сладостях, пирожных, конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же. как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; пользуйся ею». (Р. Шуман. Жизнен­ные правила для музыкантов).

Это и выбор между «модным и консервативным»: в литературе, оценке истории, в экономике, в политике, в произведениях искус­ства а одежде, в формах поведения, в бытовых мелочах- Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное ста­новится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за мо­дой до старости, то превратишься в фата, которого никто не ува­жает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).

Особую важность представляет с этих позиций ориентация школьных педагогов в молодежной субкультуре. При этом стра­тегия и тактика отбора произведений культуры требует выстраи­вания определенной логики приобщения к культуре, чтобы это приобщение было ненавязчивым, не бестактным, не оголенным морализированием и замещением "вашего бескультурья» на <.вы-сокую культуру».

Думается, что эта логика, определяемая стратегией отбора содержания воспитания, предполагает несколько ступеней между двумя полюсами: материальное -> духовное, пассивное -> ак­тивное, зло -> добро, ложное -> истинное, низменное -> вы­сокое, грязь -> чистота, ненависть -> любовь, бездействие -> действие, невежество -> просвещенность и т-д- Количество «сту­пенек» определяется уровнем воспитанности школьника, на ко­тором он находится в момент педагогического воздействия.

Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога желание составить перечень еще более кон­кретных задач - тактических, которые позволят решить задачу стратегическую, то есть приблизиться к реализации воспитатель­ной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы.

Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализован в созданной А.С. Макаренко тео­рии и практике постановки перспектив жизнедеятельности дет­ского коллектива и личности: системы перспектив - близких, средних и дальних.' При этом, критерием успешности или неус­пешности воспитательного процесса выступает закономерность, проявляющаяся а том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода».2

Начинать надо с сегодняшней, доступной перспективы близ­ко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хорошему, радост­ному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, ри­совать, танцевать, петь, конструировать, строить, общаться, хо­дить в походы, веселиться- Все это легко вплетается в ткань по-

' Макаренко А.С. Перспектива. В ст. "Методика организации воспитательного

процесса". Изб. лея. соч. М„ S977. Т, I. С. 232-239. г Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

вседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается пе­дагогом как близкая и более отдаленная (средняя перспектива). Из определенной направленности серии близких и средних пер­спектив исподволь складывается сущностное содержание дале­кой перспективы - реализации цели воспитания.

А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... - надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит более сложные и бога­тые прелести - в работе, в красоте, в борьбе, в росте человече­ской материи. Уже и сейчас материя, выражена а музыке Бетхо­вена или Чайковского, в великих изобретениях - в технике, очень высокая штука, такая высокая, что я не променял без ее на вечность».'

И еще об одной важной особенности целеполагания в вос­питательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи опре­деляются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от вос­питанника, ради которого они ставились и которому, в конеч­ном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспита­ния. Цели педагога и цели воспитанников - разнолики, разно-плановы, а достижение их происходит в едином процессе,

Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники называ­ют (в игре «Цветик-семицветик"): здоровье, любовь, счастье, об­разование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, обще­ние с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: много дармовых денег, везенье и удача, богатство, вый­ти замуж за мафиози, дом из 25 комнат, свободно тусоваться с кем хочу и где хочу, связи... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.

И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопределенны. Вот стихо­творение старшеклассницы Юли Федоровой, написанное как от­вет на философское высказывание «Не имеющий гармонии в ду­ше проигрывает с самого начала»:

Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 16 августа [93S года. Собр. соч.; В 7 т. Т- 7. 1968. С, 465,

Что есть гармония души? И что теряет проигравший? Мечты куда-то отошли, Остался он, все что-то ждавший

Путь беспорядочен и прост, Но что скрывается за этим? А то, что жизнь, как чистый холст, Что белизной своею светел.

Он чист, свободен от Тревог, Печали, горя и заботы. Таким казаться каждый мог, Когда б нашелся этот кто-то.

Но человек - есть человек, Он тонет в грусти, в неудачах И мрачно доживает век В своих поставленных задачах...

Их словно нет, они нигде - Роятся в хаосе и бездне, И голова трещит от дел Пустых, никчемных, бесполезных.

Создавший образ свой таким, Неусомнившийся а провале, Тот, мысли чьи неглубоки Средь нас останется едва ли!

Мудрость педагогическая, видимо, в том заключается, чтобы организуя жизнедеятельность детей в воспитательном процессе школы, постепенно, исподволь, руководствуясь целью и задача­ми воспитания, вводить в жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к которым переориентирует (если цель его неблаго­видна), выводит (если цель расплывчата и туманна)... к цели воз­вышенной, сформулированной самим педагогом-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных