Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание: создание воспитывающей среды




Все искусство воспитания со­стоит в том, чтобы ставить моло­дых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и доб­родетели-

К. Гельеецкий

Характер ребенка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сло­жились отношения ребенка со средой, как он действует в своей среде, чем он в ней интересует­ся...

Г. А. Фортунатов

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, то есть целена­правленно позитивно влияющей на процесс развития личности. С точки зрения философе ко-педагогической понятие «среда» многолико. Это и среда природная, географическая: разные усло­вия для развития маленького человека создаются за северным полярным кругом и в южных субтропиках, по берегам больших рек и озер и в засушливых горных аулах, в больших промышлен-но-культурных центрах и в сельской глубинке, в различных на­циональных культурах...

Это и широкая социальная среда как фактор экономическо­го, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, школы, вне­школьных учреждений, неформальных объединений (политиче­ских, культур но-досуговых, социальных инициатив, альтернатив­ного образа жизни...).

Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие факторы воздействия общества, как печать, ра­дио, телевидение, видео, клубы, библиотеки, театры, музеи, до-суговые центры, различные виды и формы рекламы, внешнее оформление улиц и городов...

Это и непосредственная среда обитания каждого ребенка - «микросреда»: дом, семья, улица, ближайшее бытовое окруже­ние, друзья... то есть те факторы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают влияние на формирование его личности.

«Воспитывающая среда в отличие от формирующей - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содейст­вующих его вхождению в современную культуру».' Педагог, ис­пользуя факторы природной и социальной среды, природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую на­правленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.

Возможны два пути создания педагогом воспитывающей среды -

Во-первых, придание педагогической интерпретации природ­ным и социальным факторам с помощью различных педагогиче­ских приемов' целенаправленное обращение внимания детей («Посмотри, сколь гениально природа устроила...»), разъяснение непонятных явлений и фактов («Мы можем наблюдать это благо­даря тому, что наука достигла немалого...»), этические и эстетиче­ские оценки («Настоящий мужчина поступает в этой ситуации иначе...»), организация наблюдения детьми предметов и явлении («Попробуйте пронаблюдать жизнь муравейника и вы поймете, что так непросты эти малюсенькие букашки...») и так далее.

Во-вторых, это конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

В деятельности классного руководителя как организатора вос­питательного процесса школы следует выделить пять основных «за­бот» по организации воспитывающей среды: 1) создание и развитие ученического коллектива; 2) организация взаимодействия педагогов, входящих в малый педагогический коллектив, работающий с клас­сом; 3) взаимодействие с внеклассными и внешкольными учебно-

Педагогика / Пол ред П.И. Пчдкасчстою. М., 1995. С. 301.

воспитательными заведениями и объединениями; 4) взаимодейст­вие с родителями учащихся; 5) создание воспитывающей предмет­ной среды, которая позволяет педагогически целесообразно осна­стить воспитательный процесс. Раскроем подробнее каждую из этих «забот».

ПЕРВАЯ: создание и развитие ученического коллектива.

Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою при­роду. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские зна­ния, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятель­ности, научается понимать окружающих людей и строить нор­мальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жиз­ненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориента­ции с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека:

если поет или танцует - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи - кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; доб­рый ли, злой ли поступок - опять отражается на людях; построил модель летательною аппарата или корабля - хочется, чтобы оце­нили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проивляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздей­ствия окружающих людей становятся мощным стимулом для раз­вития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобре­ние, осуждение, бойкотирование, наказание..).

Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в вос­питательном процессе школы необходимо отыскать ту форму со­общества сверстников, которая бы наилучшим образом могла ре­шать задачи воспитательные, то есть стимулировать развитие лич­ности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив.

В отечественной педагогике, начиная с 20-30-х годов до на­стоящего времени, идея воспитания детей в коллективе разрабо­тана полно и многогранно.1

Назовем здесь некоторые книги, в которых итожена теория и методика соз­дания, развития и жизни детского коллектива: Макаренко А.С. Методика орга-

В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в кол­лективе подвергается резкой критике, основные мотивы ее, яко­бы, в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, под­чиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление кон­формизма (либо нонконформизма, если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласно­сти и так далее.

Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обы-денной интерпретации и в практике организации детской жизни в некоторых учебно-воспитепьных учреждениях, действительно, приводит педагога к авторитарной позиции: коллектив выступает как форма более легкой организации деятельности детей, «обще­ственное мнение» как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных, и так далее, вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и дру­гих нездоровых явлений, которые негативно сказываются на са­мочувствии и, следовательно, развитии каждой личности. Но, с точки зрения научной, подобную социально-психологическую группу назвать коллективом нельзя. Это нечто другое.

Гуманистическая интерпретация коллектива предполагает на­личие строго определенных признаков, которые и позволяют сде­лать именно коллектив «инструментом прикосновения к лично­сти» (А,С. Макаренко). Инструментом тонким, филигранным. Инструментом, который позволяет каждой личности развить свои потенциальные возможности, максимально самореализо­ваться. Наращивание этих признаков - и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию учениче­ского коллектива. Раскроем подробнее эти признаки.

]. Общественно значимая цель. Коллективы по своему целево­му назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и так далее. Школьный класс - коллектив особого рода: он изначально создан по фор­мальному признаку (детям исполнилось семь лет - родители

низации воспитательного процесса. Изб. пед, соч. Т. 1. М., 1977; Сухошинский В.А. Мудрая власть коллектива. Изб, пед, соч. Т. 3, М.. 19В1; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Коломинскии Я.Л. Человек среди людей М., 1976; Лутошин А.Н. Как вести за собой. М., 1979; Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 19Я9; Иванов Н.П. Воспитывать коллективистов. М., 1984; Донцов А И. Психология коллектива. М., 19S4.

привели их в школу, живут они в одном микрорайоне, или роди­телей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в первый класс к популярному учителю...).

Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем задачу - определить стратегические и тактические цели воспитания и не только перед собой, но и до­вести их до сознания своих воспитанников. Кроме того эту цель и задачи необходимо воплотить в систему перспектив для уча­щихся: близких, средних, дальних-

Например, вновь назначенный классный руководитель 9 клас­са, профиль которого - туристско-экскурсионный, обрисовывая далекую перспективу, говорит учащимся о том, что, кончая шко­лу, они получат к аттестату зрелости удостоверения на право руко­водства туристскими группами (некоторые из них даже будут во­дить группы в походы 3-й категории сложности по Крыму, Кавка­зу, Алтаю, Хибинам), а также удостоверение экскурсовода с пра­вом проведения экскурсий по Москве и Золотому кольцу. «Ко всему этому вы будете готовы.,.» И о том, что это может быть вто­рой профессией. И о том, что это замечательное хобби. И о том, что это прекрасно развивает все стороны личности.

Как перспектива средняя может выступать запланированный на весенние каникулы поход по партизанским тропам горного Крыма. И как серия ближайших перспектив - автобусная экс­курсия по Москве (тематика - самая разнообразная), музеи, те­атры, встречи с интересными людьми, совместная работа по за-рабатыванию денег на поездки, «Огоньки» и вечера...

2. Общественно значимая деятельность. Межличностное об­щение детей и начинается, и развивается, и существует как фак­тор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к ок­ружающему миру (а это суть воспитания). Значит, классный ру­ководитель, желая как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами: 1 сентября - классный час, посвященный Дню знаний. «Науки сокращают опыт быстротекущей жизни»; поход по Подмосковью; классный «Огонек» под названием «Будем знакомы, знакомые и незнаком­цы»: поездка в Константинове и чтение любимых стихов С. Есе­нина; субботник по оборудованию и оформлению своего класса;

посещение театра и художественной выставки; конкурс рефера­тов, посвященных 850-летию Москвы... Это позволит быстрее

узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и интимно-личностные отношения. Единственное условие - любая деятель­ность должна быть, во-первых, общественно полезной и значи­мой и, во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждо­му участнику ее.

3. Отношения ответственной зависимости... А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и вза­имного подчинения». Имеется в виду формальная и неформаль­ная структура коллектива. Формальная - это актив и органы са­моуправления (точнее - соуправления, ибо педагог неизменно призван каждому члену актива помогать методически осуществ­лять функцию руководства тем или иным участком обществен­ной работы); это система поручений и обязанностей (каждому чле­ну класса - поручение по душе, в русле его интересов и способ­ностей). При этом важно соблюдение еще двух условий: науче­ние исполнению поручения (алгоритм, инструктаж, пример взрослого и тому подобное) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела).

Видимо, уместен здесь перечень возможных поручений:

председатель Совета класса, помощники классного руководителя по учебной и внеклассной работе (вместо известной всем долж­ности старосты), культорги (можно отдельно - по театрам, по музеям, по иногородним поездкам, по подготовке вечеров и праздников), бригадиры деловых бригад (класс разбит на 3-4 бригады по желанию - для проведения различных дел), трудорг, физорг, турорг и другие, библиотекарь (связь с библиотекой, учебники), организатор работы с подшефными, держатель класс­ной кассы («казначей»), политинформатор, художник-оформи­тель, «летописец» (ответственный за ведение дневников, запи­сей), звукотехник, фотокорреспондент, редакторы классных из­даний (газет, бюллетеней, объявлений, рекламы и так далее), «бытовик» (ответственный за бытовые вопросы), главный повар и кулинар (ответственный за питание в поездках и походах), ас­систенты учителей по разным учебным предметам, ответствен­ный за дежурство по школе и по классу, ответственный за по­здравления в день рождения, массовики-затейники, ответствен­ные за музыкальное сопровождение всех дел (учащиеся, владею­щие различными музыкальными инструментами и умеющие петь), художественный руководитель (ответственный за художе­ственную самодеятельность), «озеленитель» (ответственный за

классные цветы) и другие. Главное - чтобы каждому учащемуся было дано поручение, которое бы ему нравилось, удовлетворяло его и обеспечивало бы ему достойную позицию в классном кол­лективе. Система поручений - это система прав и обязанностей каждого. Это школа руководства и подчинения, школа освоения демократических основ общественной жизни.

4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее раско­ванности и в то же время защищенности каждого члена коллек­тива. Ю.П, Азаров в книге «Искусство воспитывать" (М., 1979. С. 88-92) пишет: «Суть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свободу и ту раскованность, которые освобо­ждают человека духовно, которые создают предпосылки для ро­ждения страстной увлеченности серьезным делом». В современ­ной школе свобода и раскованность непременно должна быть связана с гарантией развития всех, должна рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего обще­ния, против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей.

Поэтому раскованность должна быть связана с, защищенно­стью: «каждый уверовал в то, что его не обидят, выслушают, вник­нут в душевное состояние, помогут, подскажут, потребуют долж­ного поведения, если человек оступился.»...«Диалектика защи­щенности предполагает и воспитанную способность защищать не только себя, но и тех, с кем он живет и общается: мать, отца, близких товарищей... чтобы школьник не чувствовал себя в при­вилегированном положении в сравнении с другими, чтобы защи­щенность его не складывалась за счет незащищенности других» -

5. Единая для всех система требований. Во всех сферах жиз­ни и деятельности коллектива: в четкости организации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении ко всем, в наивысшей требовательно­сти к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснитель­ном исполнении норм нравственного поведения и так далее. При этом система требований в коллективе должна быть инстру­ментована тонко и изящно. Она может быть выражена во мно­жестве вариаций требования: требование-приказ, требование-со­вет, требование-намек, требование-удивление, требование-реко­мендация, требование-побуждение, требование-просьба и так да­лее. Это бережет педагога от авторитаризма требований, которые способны подавить, нивелировать личность, позволить развиться

конформизму, провоцировать нонконформизм. Уместно вспом­нить макаренковское <'как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В коллективах высокого уровня развития - высок уровень требований: непозволитель-ность пустого времяпрепровождения, нельзя не развиваться, тре­бования чуткого отношения друг к другу, понимание состояния товарища «с полувзгляда» и т.п.

6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере на­копления совместного опыта деятельности и общении. Вот в классе прошло увлекательное дело, всем понравилось, все испы­тали радость общения... И за этим, как правило, следует ребячье:

«А давайте еще». И тогда педагог, желая закрепить традицию, проводит на таком ж" высоком уровне подготовленности серию подобных дел, которые становятся традиционными: их дети ждут. к ним готовятся, их воспитательная эффективность - максималь­но высока. Традиционными могут стать праздники рождения школы, класса, отряда; вечера встречи с выпускниками, туристи­ческие слеты и «огоньки"; посвящение в туристы (краеведы, ис­кусствоведы, театралы, конструкторы и изобретатели...), круглые столы - с различной тематикой; большие ролевые игры; пресс-конференции; дискотеки или балы, посвященные временам года и другие формы воспитательной работы-

Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений: «живи для улыбки друга», «каждому - дело по душе*, «трудную и неблагодарную работу выполняет лучший^, «если бе­да - все на помощь», «все дела - творческие, иначе - зачем» и другие. Обогащение коллективной жизни традиционными делами и нормами эмоционально-положительных 01ношений - один из путей сплочения и развития ученического коллектива.

7. Связь с другими коллективами - общешкольным, педаго­гическим, подшефным, с коллективами трудовыми, других учебных заведений (школ, вузов, детских домов и так далее). При этом должны быть две линии взаимодействия: одна, со­гласно которой ученический коллектив «берет» для себя что-то (спонсорскую материальную помощь, опыт деятельности, на­выки взаимоотношений, помощь и поддержку моральную-,.) и другая, согласно которой ученический коллектив «отдает» что-то другим, материальное либо духовное: шефские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом ин­валидов, оказание помощи малышам, озеленение микрорайона,

оснащение дворов детскими площадками, акции милосердия и тому подобное.

Диалектическое сочетание этих двух линий взаимодействия с другими коллективами позволяет ученическому коллективу раз-виваться-

8- Коллектив имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, про­грессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (коллективу); это движение от первой к чет­вертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния авто­ритарного руководства педагогом всеми делами до полного само­управления.

Иногда коллективы развиваются до состояния гомфотерных, когда достигается полное единение их участников вплоть до пси­хофизиологической совместимости. Но это бывает очень и очень редко. Хотя не исключены элементы этого в обычных учениче­ских коллективах, что делает общение детей и взрослых притяга­тельным и радостным.

И еще одно важное методическое правило необходимо учи­тывать: по мере развития коллектива должна меняться позиция педагога в детском коллективе - от авторитарно-декларативной (в хорошем смысле слова) на низшей стадии развития до под­линно демократической, доверительной позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу. В этом - залог успеха всей деятельности классного руководителя.

ВТОРАЯ «забота» классного руководителя - взаимодействие с малым педагогическим коллективом. Необходимость этой «забо­ты» диктуется задачей выработки единой стратегии и тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом; определения стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воз­действия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся... формы такого взаимодействия в совре­менной школе многообразны. Назовем некоторые из них.

1. Рациональный подбор и расстановка кадров учителей длн ра­боты с классом в зависимости от особенностей класса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогических особенностей, сложившейся социально-педагогической ситуации развития, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата...). Причем, в этом под-

!64

боре могут и должны быть личности различного типа: мужчины и женщины, молодые и пожилые, серьезные и веселые, важные и значительные - и простые, увлекающиеся различными хобби, владеющие многообразными навыками и умениями... Чем богаче палитра «красок», тем лучше, ведь класс многолик, и каждый ре­бенок должен иметь «своего» учителя, близкого ему по характе­ру, по духу, более совместимого по психофизиологическим дан­ным. И, что немаловажно, в идеале группа учителей, работаю­щих в классе, должна относиться к категории единомышленни­ков самого классного руководителя- Единомышленников по жизненной и педагогической позиции (единое ценностные ори­ентации в жизни и единые педагогические цели, принципы, от­ношение к работе и детям). Это именно позволит создать рабо­тоспособный, творческий, оптимистичный, жизнерадостный по стилю и тону отношений коллектив взрослых и детей, который станет идеальной воспитывающей средой.

2. Систематическое проведение малых педагогических советов. Тематика и назначение их многообразна: определение цели, задач, отбор содержания, средств, форм и методов работы с классом;

подготовка совместных форм работы, обсуждение ситуации и со­бытий в классе; выработка единого стиля и тона взаимоотноше­ний с классом и отдельными учащимися; реализация дифферен­цированного подхода в воспитании отдельных групп учащихся (на основе интересов и возможностей педагогов) и другие.

3. Проведение общих интегрированных форм учебно-воспита­тельной работы с классом. Не вина, а беда классного руководите­ля в его фактическом низком уровне профессионализма, в диле­тантском подходе к организации различных форм воспитательной работы. Парадокс, но в системе подготовки классного руководите­ля отсутствует его специальная и методическая, философская, по­литическая, экономическая, эстетическая, этическая, экономиче­ская и так далее подготовка, являющаяся содержанием форм вос­питательной работы. Вот кооперирование с учителями-предметни­ками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообраз­ные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профессиона­лизма воспитательной работы. Назовем некоторые интегрирован­ные формы работы, взятые нами из школьной практики.

... Ежегодные состязания-турниры «Отцы и дети» (в содер­жании их различные конкурсы: интеллектуальные, трудовые, ху­дожественно-творческие, физкультурно-спортивные, игровые...),

готовят их под руководством классного руководителя учителя-предметники и родители.

... «Природа и я* (назначение - выработка ценностного от­ношения к природе); классный час. проведенный вместе с учи­телями географии и биологии.

... Классный час ^Психология молодого человека на войне» в I! классе, подготовленный классным руководителем, учителем истории (в это время по программе изучалась Великая Отечест­венная война) и учителем литературы (поэзия молодых поэтов),

... Урок внеклассного чтения -«Поэзия любви XIX века» в рубрике «За страницами учебника», проведенный учителем лите­ратуры и классным руководителем, учителем этики и психологии семейной жизни (при изучении темы «Любовь как высшее чело­веческое чувство»).

Подобные интегрированные уроки и различные формы вне­классной воспитательной работы все шире и шире входят в практику современной школы-

4. Проведение педагогических консилиумов (малые педагогиче­ские советы, которым предшествует всесторонее изучение класса и отдельных учащихся, хода и результатов учебно-воспитатель­ного процесса с помощью различных методик психолого-педаго­гического исследования; назначение их - решение насущных проблем класса, отдельных учащихся). Такие консилиумы могут проводиться систематически (раз в четверть), а также эпизодиче­ски для решения возникших в учебно-воспитательном процессе проблем,.Например, снижение уровня успеваемости, высокая сте­пень конфликтное™ учителей с классам, низкий уровень дисцип­линированности учащихся, чрезвычайные происшествия, неуспе­ваемость и трудновоспитуемость отдельных учащихся, проблемы дифференцированного и индивидуального подхода, анализ резуль­татов учебно-воспитательного процесса и его эффективности.- И многие-многие другие.

5. Проведение форм воспитательной работы совместно с классами, где учителя-предметники являются классными руково­дителями: подготовка и проведение предметных недель, различ­ные турниры типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Веселые старты», совместные праздники и «Огоньки». «Литера­турные» (театральные, поэтические, музыкальные...) гостиные, совместные театральные постановки, выставки творческих работ, приглашения на «открытые» формы работы...

Эти дела способствуют кроме того созданию и развитию об­щешкольной системы воспитательной работы, развитию школь­ного коллектива, превращению учителей в единомышленников, улучшают психологический климат в классах и школе, способст­вуют гуманизации отношений учителей к учащихся.

ТРЕТЬЯ «забота» классного руководителя - организация взаимодействия с внеклассными и внешкольными учебно-воспита­тельными заведениями и объединениями, которые дополняют школьную систему воспитания, способствуя всестороннему, более глубокому (в силу наличия специалистов-профессионалов) разви­тию учащихся, индивидуальному саморазвитию склонностей и ин­тересов. Эта различные школы дополнительного образования (ху­дожественные, музыкальные, театральные, литературные, спортив­ные, технические...), дома и дворцы детского и юношеского твор­чества, кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, неформальные молодежные объединения и общественные органи­зации (семейные, политические, экологические, досуговые, сво­бодного общения и так далее). Кроме того, это и получившие в последнее время многопрофильные объединения - социально-пе­дагогические комплексы при школах и по месту жительства, объе­динения клубного типа при вузах. Формы взаимодействия класс­ного руководителя с ними могут быть такими:

» использование самих учащихся как специалистов (музыкан­тов. поэтов, техников, историков, театралов, знатоков опре­деленного жанра искусства или отрасли научного знания,.-) для подготовки различных форм воспитательной работы;

» посещение с классом, с группой учащихся или с отдель­ными учащимися отчетных концертов, выставок, спектак­лей, состязаний, праздников, дней открытых дверей, встреч, отдельных занятий, вечеров, дискуссий и так да­лее в этих учреждениях и организациях;

* проведение совместных вечеров, праздников, диспутов, турниров, выездных лагерей труда и отдыха и так далее;

» приглашение преподавателей н руководителей кружков, секций, клубов и т.д. в качестве гостей на различные фор­мы воспитательной работы с учащимися класса и школы, на родительские собрания...

Все это обогащает воспитательный процесс, способствует созданию единой воспитывающей среды для нормального разви­тия детей в школе и за ее пределами.

16-

ЧЕТВЕРТАЯ «забота»; взаимодействие с родителями учащих­ся. Известно, что семья выступает как важнейший фактор разви­тия личности: здесь ребенок рождается, здесь он получает перво­начальные знания о мире и первый жизненный опыт; семья - и первая школа чувств, и среда обитания (как биологическая, так и социальная), и защита в бурном житейском море...

Однако, правильно заметил Д. Гранин в повести «Обратный билет»: «Никто не учит родителей, как «работать» родителями. Самая ответственная из всех работ, а делают ее кто как сможет, руководствуясь лишь опасными советами любви».

Вот почему классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берет на себя миссию работы с родителями с целью педагогизации семьи как фактора развития личности ре­бенка. Однако, это специальное, сложное направление работы школы и классного руководителя, требующее более пристально­го рассмотрения, поэтому мы выделяем эту «заботу» классного руководителя о создании единой воспитывающей среды в специ­альный раздел нашего пособия (см. раздел 3.6).

И, наконец, ПЯТАЯ «забота» классного руководителя - создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный про­цесс- Не стоит доказывать, что в воспитании мелочей нет. Каж­дый предмет, явление, событие, факт.,, влияют на развитие личности растущего человека. Либо позитивно, либо негативно. Нейтрального быть не может, ибо все несет свой воспитатель­ный потенциал.

... 1 марта: внесенная в класс веточка мимозы наполнила всю атмосферу класса весенним ароматом, предвкушением праздни­ка - дети восторженно заулыбались'

... Поставленная на возвышение на фоне бордовой драпи­ровки небольшая скульптура Диогена с фонарем и собакой Гек-тором - и больше ничего - внесла определенный колорит в предстоящий на классном часе разговор на тему «Ведь не для то­го же человек живет, чтобы есть; он ест для того, чтобы жить» (Диоген).

-.- Арбуз как символ на классном часе-варбузнике», (арбуз - класс, семечки в нем - ученики); и классный руководитель рас­сказывает сочиненную им нравоучительную сказку.

16S

Итак, наглядные пособия могут использоваться для усиления эффекта воспитательного процесса: таблицы, схемы, чертежи, диаграммы, картины, демонстрации моделей и натуральных объ­ектов... Кроме того, различная бутафория (как в театре): мебель, предметы быта, условные предметы-символы, цветы, определен­ного толка дизайн.... Еще - «вещественные доказательства», под­тверждающие объективность и доказательность событий, о кото­рых идет речь: старинные книги и газеты, фотографии, альбомы, предметы быта и так далее.

Еще важны и материальные условия для работы:

» Чистота и порядок в классной комнате.

* Нужное освещение, запах, температура, свежесть воздуха.» Шум меняет эмоции, снижает инициативу, раздражает, отвлекает, утомляет.

* При температуре плюс 18-20° С к концу занятий коли­чество ошибок возрастает на 27-34%, при температуре плюс 24-26° С оно возрастает до 57-82%.

Неприятные запахи могут вызвать у человека головные боли, ощущение неприятности работы, головокружение, кашель, тре­вогу, снижать производительность труда, раздражать, утомлять.

Способы расстановки мебели в классе для определенных форм воспитательной работы: «круглый стол» должен быть круг­лым, «круглый стол с острыми углами* должен быть с острыми углами, «большой круг» - расположение стульев по кругу, «пресс-бой» предполагает расположение «противников» напро­тив... Это немаловажная деталь воспитательного процесса.

Функциональность одежды педагога и учащихся предполагает разные ее варианты на все случаи жизни: торжественный черно-белый стиль - для высоких торжеств; вольно-свободный - для дискотеки; карнавальные костюмы и маски - для новогоднего ба­ла; пастельные оттенки девичьих нарядных платьев и строгие кос­тюмы юношей - для выпускного бала... Воспитателю обязательно надо учитывать половые особенности возраста своих учеников (ес­ли воспитатель-женщина приходит к подросткам на занятия в слишком открытых иарядах - это будет отвлекать юношей от за­нятий). Также нельзя оскорбить учеников ни «богатством", ни «бедностью» своей одежды, В костюме нежелательно иметь отвле­кающих деталей, но в то же время нежелательно быть «серой мышкой». Желательно разнообразить костюм изо дня в день, хотя бы некоторые его детали, чтобы быть интересной ученикам... Все

эти нюансы дополняют воспитательный потенциал школьной жизни. Но это и предмет особой заботы классного руководителя как воспитателя: хороший вкус формируется исподволь, постепен­но. В том числе личным примером.

Не менее важна и цветовая гамма окраски стен, драпировок, мебели, одежды, игрушек, пособий, инвентаря, задействованного в воспитательном процессе- Появился в психологии и педагогике даже термин ^цветовое воспитание», доказано, что различные цвета по-разному влияют на психическое состояние человека, а детей - особенно.

Например, зеленый цвет успокаивает, нормализует кровяное давление, способствует подъему умственной работоспособности:

белый - создает ощущение чистоты, свежести; желто-оранжевые тока - возбуждают, коричневый - цвет мягкости, уюта; желтые тона - гасят отрицательные эмоции, красный цвет пробуждает страсть и вызывает прилив энергии, голубой способствует неж­ности и мечтательности; ярко-зеленый делает человека агрессив­ным...!

Значит, это необходимо учитывать и классному руководите­лю, организующему общение детей во внеклнссной деятельно­сти. Цветовое воспитание предполагает тзг. „с научение детей различению цветов, созданию цветовой гаммы, благоприятной для себя и окружающих, в одежде, интерьере, в собственных творческих работах, использование разных цветов для создания душевного комфорта и равновесия, снятия психического напря­жения и стресса, для стимулирования определенного психичес­кого состояния. В психиатрии одним из методов определения психического состояния человека является тест Люшера, в ин­терпретации которого имеется подробное описание воздействия цветов на состояние человека, возможные проявления его пси­хики, а также некоторые рекомендации по лечебно-педагогичес­кому воздействию на человека.

Итак, мы назвали пять «забот» классного руководителя - воспитателя о создании воспитывающей среды как необходимого условия успешного и эффективного воспитания школьников. Но в организации этого необходимо помнить о том, что сам по себе фактор среды - фактор влияния достаточно непредсказуемый:

 

по матери з-

' Исследования известного американского ученого Ховарла БаНнкл лам газеты «Аргументы и факты", № 25 (766), июнь 1995 г.

i70

могут всплыть совершенно неожиданные влияния микросреды - в семье, ближайшем бытовом окружении, в неформальных объе­динениях молодежи, да и в школе и внешкольных учебно-воспи­тательных учреждениях. Вся мудрость в том, что бороться с ними бесполезно. Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Не ду­майте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его (ребен­ка) от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жиз­ни все равно ему прийдется столкнуться с различными соблазна­ми, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы долж­ны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолиро­ванном высаживании нельзя этого выработать. Поэтому совер­шенно естественно вы должны допустить самое разнообразное ок­ружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить».

А сейчас мы приступаем к подробному рассмотрению раз­личных сторон содержания воспитания в современной школе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных