ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воспитание: взаимодействие с семьей школьникаВ воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом слиянии, на мой взгляд, и заключается гармонии человеческого счастья... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В. А. Сухомлииский Есть определенная специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного (в том числе и школьного). Прежде всего она заключается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей. Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко а таких семьях развитие ребенка осложняется. Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения- Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых, причем, один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети, мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем, проходит все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до сложнейших социально- и личностно-значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года, его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке, и хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем. Каково же назначение, статус и функции работы школы, классного руководителя в работе с родителями учащихся? Как определяется содержание этого взаимодействия? Назначение - прежде всего в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникновение. Ну а функции? - Их можно выделить пять. Рассмотрим подробнее каждую из них. Первая функция - ознакомление родителей с содержанием н методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании (создание библиотеки семейного чтения, походы выходного дня, посещение театров и музеев, неформальное общение с детьми). Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изучением какого-либо предмета), со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. На такое собрание могут быть приглашены учителя специальных предметов, представители администрации школы. В начале учебного года классный руководитель знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года: например, в 7-8 классе - с особенностями взаимоотношений девушек и юношей, в 9 классе - с проблемой начальной профориентации, в 10 классе - с научной организацией интеллектуально-познавательной деятельности, в 11 классе - с задачей духовного развития личности и так далее. Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспитательным потенциалом, классный руководитель (либо учитель) также проводит ознакомительную работу с содержанием и методикой этих предметов: «Основы этики», «Мировая художественная культура», «Человековедение", «Ва-леология», «Культура речи», «Психология общения», «Основы этикета», вЭтика и психология семейной жизни", «История религии» и другие. Необходимо это для создания единой воспитывающей среды семьи и школы, частично - для просвещения родителей в области вводимого предмета и оснащения их методикой его в условиях семейного воспитания. Эти и другие проблемы классный руководитель держит а поле зрения родителей на протяжении всего учебною года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями. Вторая функция работы классного руководителя с родителями - психолого-иедагогическое просвещение их. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педаго-гической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе, Нашей школой накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Назовем здесь некоторые, оправдавшие себя на практике формы психолого-педагогического просвещения родителей: • Народные Университеты (педагогические факультеты или отделения) при Дворцах культуры, кинотеатрах, высших учебных заведениях, многопрофильных общественных организациях по месту жительства и так далее. Эти университеты имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей силами специалистов: педагогов, психологов, медиков, юристов. Занятия, как правило, сопровождаются демонстрацией кинофильмов, показом театральных спектаклей и т. д. В ходе занятий производится обмен родительским опытом, готовятся выставки детского и родительского творчества. • Школьный лекторий для родителей проводится, как правило, перед началом родительских собраний в классах по специально разработанной педагогическим коллективом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее подготовленные педагоги школы. • Школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательским проблемам. Например, «Как помочь школьнику учиться», «Духовное развитие современного школьника», «Как помочь школьнику выбрать будущую профессию», «Школьник в рыночных отношениях современного общества*, «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и другие. • Родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов: для родителей школьников-юристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и так далее. • Покласснее просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня психолого-педагогической, медицинской, юридической подготовленности классного руководителя, • Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях: «Семья и брак», женских консультациях по месту жительства, в школе во время «Дня открытых дверей» и так далее. • Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей... Третья функция - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность - все шире практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, в практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность: • участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройсто школы и так далее). » участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечеров-встреч выпускников, школьного турслета, праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа чКВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я - спортивная семья»); » участие родителей в создании и функционировании различных школьных производственных кооперативов; * подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира; * участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсульта-ции, оборудование кабинетов профориентации; * ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности; » ведение микрокружков (5-6 человек) для учащихся класса; * участие в работе Советов школы. Советов содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов; » оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и так лалее- Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителями - это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект ее - оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя - это оказание родителям психолога-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания, разрешения противоречий подросткового возраста, преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений. И еще - это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными, вовлекающим детей а пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и тому подобное. Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями. И последняя, пятая функция - это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами воинских организаций и так далее. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В компетенцию их может входить: * оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся (через нахождение спонсоров, материальные отчисления предприятий); + коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы; * связь с административными и правоохранительными органами; » помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися; * участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей и другие.) Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя (воспитателя), способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса. Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога. Когда-то Гиппократ, приходя к больному, говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я ничего не смогу для тебя сделать. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Та же логика должна быть и в воспитательном процессе. Есть как бы четыре компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания ученика. Нередко в практике складывается ситуация: у ученика возникают проблемы (опаздывает в школу, дерзит учителю, слабо разбирается в чем-то, дерется на переменах, не успевает по предмету). Учитель "борется» с учеником- Ученик вынужден «защищаться», сопротивляться, вступать в конфронтацию, учитель призывает родителей: «Примите меры!» И родители либо «принимают меры» (и тогда - единство с учителем и разлад с сыном или дочерью), либо не «принимают мер», понимая и принимая своего ребенка таким, каков он есть (и тогда - единодушие с ребенком и конфликт со школой). Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе - я, ученик и его родители - легко разрешим все проблемы, потому что мы все заинтересованы в этом». И именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Очень важным представляется определение каждым педагогом своего стиля и тона отношений с родителями, психолого-педагогических и этических основ этих взаимоотношений. В основу любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом): «что хорошего я могу сказать...» И дальше - перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего - взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнуше- ние педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) - с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей, с другой, ибо постепенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) также, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот что мне может помочь». Это очень важно, так как пред-мет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один - проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная «подстройка» чувственной родительской и общественной позиций родителей и школьного педагога в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен. 2. Следующий элемент может быть выражен в словах школьного педагога: «... но меня беспокоит...» И дальше - суть того негативного, ради чего встреча и задумана. Причем важно выражение недовольства, негодования, возмущения и т. д. в форме беспокойства: ведь мы оба любим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтересованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сторон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родителями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери). 3. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно имеет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания - процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрезвычайно важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных методов и приемов воспитательного воздействия. 4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и роди-гелей мер воспитательного воздействия на ребенка, группу или класс в целом. Но не только сиюминутного воздействия. Классный руководитель проектирует на основании этого целую систему воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, экскурсий и так далее - для формирования устойчивого адекватного отношения учащихся к явлениям и проблемам- При этом хорошо, если самое активное участие в делах класса примут родители. 5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков ребенка или класса, совместная инструментовка избранных средств, методов и приемов. Это общие договоренности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и в школе, и дома», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать, чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля», «К Вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школе», «Нужно переменить тактику строгости и уличении в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контроль», «Чтобы сформировать культуру поведения наших детей, мы сами должны быть предельно дисциплинированны и культурны» и тому подобное, Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, делают их все более и более продуктивными, постепенно приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника, Соблюдение этих методических правил позволит педагогу грамотно инструментовать организационные формы работы с родителями. Назовем здесь некоторые из них: родительское собрание (в этой форме реализуются все пять функций), родительские конференции, «Дни открытых дверей» в школе и в классе, переписка (позитивного характера) педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания «взрослые и дети» (интеллектуальные, спортивные, игровые). Творчески работающим учителем могут быть сизобретены» нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, родителей и детей. Например, «педагогический ринг», «педагоги- ческий треугольник», «чаепитие по пятницам» и другие. Главное условие - соответствие воспитательной цели - формированию у учащихся запланированной системы ценностных отношений к окружающему миру с позиций истины, добра и красоты', ориентированность на самоактуализацию личности каждого школьника. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|