ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воспитание: придание психолого-педагогического смысла «чиновничьим функциям» школьного педагогаДух силен радостью. Лукреций Тит Кар Каждому, кто имеет хоть мало-мальское отношение к школе, приходилось слышать сетования классного руководителя на бесконечную «писанину", на бесчисленное выполнение каких-то нелепых поручений и обязанностей, откуда-то сваливающихся на до предела загруженную голову классного руководителя. Некогда заниматься воспитанием детей' Классный руководитель превратился в какого-то «чиновника», «чинушу», о результатах работы которого нередко судят по тому, как и вовремя ли он оформляет «свои бумажки». Да, это так и не так одновременно. Так, потому что, с одной стороны, классный руководитель - «чиновник», административное лицо, по уставу школы выполняющий определенные обязанности по воспитанию вверенных ему детей. Он отвечает по закону за их жизнь и здоровье, за обучение и воспитание. И он обязан вести соответствующую документацию (обязательно'): классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся, характеристики на них, если требуется - в военкомат, для поступления в вуз, для инспекции по делам несовершеннолетних, если подросток совершил правонарушение- И все! И не так, потому что, с другой стороны, классный руководитель - лицо творческое. Но и творчество (педагогическое!) требует, как это ни парадоксально, «бумаготворчества»: план воспи- Подробнес о тенрии и методике работы школы с родителями - в книге Маленкова Л. И. П-' 1.'г1>ги, родители, дети. М, 199-1. тательной работы, конспект воспитательного мероприятия, сценарий праздника, акт обследования семейно-бытовых условий жизни ученика, тетрадь классного руководителя (она необязательна, но как все упомнить?)., и многое-многое другое. Как быть? Наши размышления, изучение опыта коллег; и собственный опыт воспитательной работы в качестве классного руководителя 9-11 классов 45 школы г. Москвы позволили сформулировать несколько идей, которые помогут облегчить, усовершенствовать, казалось бы, нетворческую, формально-чиновничью сторону работы классного руководителя, сделать и эту часть обязательной деятельности радостной, приносящей глубокое чувство удовлетворения. • Самонастрой на нужность, необходимость качественного выполнения этих дел с пользой для детей! Дневник ученика может стать эффективным средством воспитания. Характеристика, написанная классным руководителем, - залог поступления или непоступления в желаемый вуз, на службу в армию в определенный род войск, и еще характеристика - стимул к самоанализу и самовоспитанию. Записка родителям (доброжелательная, оценивающая позитивно ребенка и дающая родителям мудрые советы по воспитанию ребенка, преодолению мучающих их трудностей) - это ли не забота о самом ребенке? Акт обследования семейно-бытовых условий жизни школьника дома - позволит решить некоторые материальные проблемы семьи, а значит и ребенка... И так каждое ^формальное» дело становится делом творческим, если объект его - ребенок, • Осознание того непреложного факта, что в воспитании нет мелочей. Любое дело, которое мы делаем - либо акт воспитания, либо - вантивоспитания». Вот классный руководитель собирает на проверку дневники: сдали - 10 из 38, завтра - 18, в следующий раз - 8. И ладно! Вот он «урок» небрежного отношения к своим профессиональным обязанностям, равнодушного отношения к детям и их родителям. Или классный руководитель раздает поручения к следующему коллективному творческому делу - на маленьких красивых открыточках, каллиграфическим почерком написанные, цветными фломастерами раскрашенные: урок аккуратности, любовного отношения к детям и делу. И еще: попробуй не выполни, или выполни некачественно и некрасиво. А дальше - «цепочка добра» распространяется на де- тей: они не подадут вам свою работу, записку, письмо на драном грязном листочке, испещренном каракулями. Значит, надо поставить себе задачу придания дополнительных психолого-педагогических функций любому формальному делу, которое делаешь. • Делать эти дела творчески'. Например, если уйти от формального отношения к планированию воспитательной работы («требуют сдать, да еще схему задают - вот и сдам»), то план превращается для творческого педагога в «программу развития коллектива», достижения поставленных (не формально, а творчески!) целей и задач воспитания, в «.программу роста и развития человеческой личности» в каждом ребенке. Тогда все происходит творчески: привлечение детей к планированию, поиск нестандартных решений, творческих форм воспитательной работы, единомышленников и так далее. И это приносит чувство глубокого удовлетворения. • Обязательно, может быть, даже потратив поначалу какое-то время, продумать все формальные дела с точки зрения ЯОГ (научной организации, труда): не только целесообразно, творчески, для пользы детей - но и рационально, то есть с наименьшей затратой сил и времени, своего собственного и детей. Значит, надо продумать рациональную форму проверки дневников (выписывание и проставление отметок, например), емкую форму плана воспитательной работы, удобную форму тетради классного руководителя, четкое и «красивое» функционирование классного уголка, яркий и «говорящий" конспект или сценарий любого воспитательного дела, четкую систему фиксации изучения и развития детей, классного коллектива, эффективности того или иного собственного воздействия... • Организуя соуправление классным коллективом, некоторые функции вообще можно и нужно (!) передать учащимся, не только активу, но и пассиву. Может быть помощник классного руководителя, в обязанности которого входит хранение, ношение и содержание в полном порядке классного журнала. Должен быть человек, который собирает дневники, в его велении - учет сдаваемых и несдаваемых дневников. Специальный человек отвечает за функционирование классного уголка. Председатель совета класса - за ведение плана работы (учеников) и отчета по нему. Это не только облегчает деятельность классного руководителя, но и превращает учебно-воспитательный процесс в процесс общей жизнедеятельности. И тональность, и его результативность при этом совершенно Другие. Рассмотрим некоторые формальные обязанности классного руководителя. Классный журнал - государственный докуметн. «Львиная» доля работы - в начале учебного года (не будем перечислять, ибо объем работы всем хорошо известен). Дадим лишь этико-педагогические и психологические штрихи. Списки учащихся - четким, красивым почерком, особо выписывая трудночитаемые и непривычные фамилии, обязательно с именами. Это предполагает тактичное обращение с учениками вашего класса всех учителей-предметников. Тщательное, скрупулезное, точное и всестороннее заполнение сведений об учащихся и их родителях. Занятость детей в кружках, факультативах, общественные поручения (принцип: каждому дело - по душе) - это уж точно психолого-педагогическая работа. Учет успеваемости и пропусков учащихся - это тоже проявление внимания к качеству учебы и жизни детей (обязателен анализ этого на итоговом классном часе). И последняя страничка (заполняется врачом или медсестрой) - страничка здоровья и болезней детей. На нее вообще надо смотреть матери нско-отцовским взглядом, с заботой о здоровье, самочувствии детей, с пониманием их боли и трудностей. И... с учетом этого строить учебно-воспитательный процесс: кого и куда вовлекать, кого за что хвалить и порицать, кому создавать щадящий режим, кого оградить от насмешек и «кличек» детей (они порой бывают так жестоки к слабым и больным сверстникам). Эта страничка еще и предмет особых контактов с родителями и даже с лечащим врачом: ведь болезнь излечивается общими усилиями, а воспитание в школе - мощный психогенный фактор: он может и лечить, и калечить. И обложка - она должна быть красивой: цвет приятный, может быть фотография класса, обязательно - указание класса, фамилий и имен классного руководителя и его помощников. Внутри - кармашек для медицинских справок (они обязательны! - дети к этому привыкают, может быть и кармашек для записок, поручений, просьб активу (ведь журнал, как правило, с урока на урок носит староста, заботится о его сохранности и благополучии). Дневник учащихся как «записная книжка делового человека» (это отношение внедряется в сознание детей с первого организационного классного часа). Для примера - у классного руководителя тоже есть ежедневник (пусть его ведение будет на виду у детей). А поэтому в дневниках кроме сведений о расписании, учителях, уроках, домашних заданиях и отметках, будут еще: записи о факультативах, курсах, кружках, секциях, время и место различных классных дел (праздники, посещение театров, выставок, планы на каникулы и т.п.), поощрения, которые человек получает (награды на олимпиадах и конкурсах, благодарности, почетные грамоты и т.д.). А вот негативных записей быть не должно: они, как клеймо, оставляемые навечно, негативно влияют на отношение ученика и к самому себе, и к учителю, и к школе, и вообще к обучению и воспитанию. Как быть? Выход есть: мы ввели записи на маленьких листочках, которые вкладываются в дневник при его проверке. Ученик волен прочитать, принять к сведению, выполнять или не выполнять (если считает не справедливым - «выяснять отношения») и... выбросить или показать родителям. Условие, неукоснительно выполняемое, - это прогресс в развитии человека! (в поведении, учебе, общественно полезной деятельности, отношениях с окружу.'-щими). Выставление отметок тоже может быть необычным. Отличные и хорошие для ученика (!) - критерии могут быть согласно возможностям каждого - выставляются красиво и красными чернилами (их видно), а плохие (это может быть «4» или «З» для будущего медалиста, некачественно выполнившего работу) - черными. В целях воспитательных может быть сделано многое: добросовестным ученикам необязательно записывать в дневник домашние задания, если они есть в тетрадях. Или с учеником может быть «договоренность» (пока!) не выставлять «2», чтобы «не расстраивать родителей», «лучше на следующей неделе я принесу им «2» и «4». Выставление отметок может сопровождаться кратким анализом успехов-неуспехов ученика, с предыдущей неделей, месяцем, четвертью. Кстати, и в конце четверти (полугодья - в старших классах) целесообразно делать качественный анализ продвижений каждого ученика, а не делить их на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. Тогда в одной стопке с отличника-ми-хорошистами может быть и дневник неудачника - хрониче- ски неуспевающего, если он вместо трех «2», потрудившись изрядно, имеет только одну, да еще пару «4» приобрел вместо «З». А в последнюю стопку неодобряемых может попасть и хоро-шист, который по небрежности получил «З» и снизил успеваемость по одному-двум предметам с «5» на «4». Выдача дневников сопровождается позитивной (!) оценкой и благодарностями (можно наградами, лучше, если духовными, а не материальными, с чувством юмора и т.д.). Негативная оценка должна отсутствовать: она может быть вполне заменена грустью, сожалением, недоумением, прощением, пожеланием лучших успехов в следующей четверти, замечаниями, характеристикой успехов и на их фоне - неуспехов... Ученику, как и классному руководителю, дневник должен быть дорог- Ибо от отношения к нему - ниточка к отношению к учебе вообще (ни для кого не секрет все хорошие ученики любят свои учебные принадлежности, берегут их). Тетрадь классного руководителя. Она не входит в перечень обязательных нормативных документов классного руководителя. Но и прожить без нее ему нельзя. А раз так, то нужна рационально построенная тетрадь. Критерия два, на наш взгляд, - как можно больше информации и как можно меньше «писанины» (экономия времени и сил). Предлагаем такой вариант тетради классного руководителя. Титульный лист содержит: название и профиль класса; ФИО работающих в классе учителей, количественный анализ класса (общее число учащихся, какого года рождения, девочек-мальчиков, какой язык и т.п. - для различных отчетов); расписание уроков и звонков, необходимые телефоны и т.п. Раздел 1. Сведения об учащихся. Характеристика учащихся класса и классного коллектива. 1. Список класса (И.О.Ф.) с подрезными листами (10-15), отведенными для следующих целей: * сведения о домашних условиях (адрес, телефон, се-мейно-бытовые условия); «сведения о родителях (ФИО, место работы, рабочий телефон, поручение в системе воспитательной работы с классом, помощь, которую могут оказать, фиксация присутствия на родительских собраниях...); * материалы психолого-пелагогического изучения класса и учащихся (результаты анкет), опросников, тестов и т.д., которые могут служить не только для изучения, но и быть содержательным материалом для различных форм воспитательной работы). 2. Две-три страницы для социограммы и характеристики межличностных отношений в классе; странички для других методов исследования, где не нужен список. 3. Характеристика классного коллектива и отдельных групп учащихся. Раздел 2. Планирование воспитательной работы. 1. Цель и стратегические задачи на учебный год. 2. Конверт предложений и идей к плану; две-три страницы для предложений учащихся (здесь обозначить разделы «по-детски»: чему посвятить диспуты, круглые столы, тематические конференции и т.д.? какие спектакли посмотреть? Какие музеи, выставки посетить? С кем из интересных людей встретиться? походы, поездки - куда? и т.д.)- 3. Перспективно-календарный план и отчет воспитательной работы. 4. Итоги выполнения плана и отчет (с анализом) - по четвертям и годовой. Раздел 3. Учет и педагогический анализ учебной деятельности учащихся. 1- Список класса и оценки (текущие) по предмету преподавания классного руководителя. 2.. Список класса для выписки отметок (текущих) с целью выставления их в дневник учащихся. Наиболее рациональны такие записи:
Продолжение
3. Список класса: отметки о сдаче дневников на проверку (по неделям). 4. Список класса (4 страницы - по количеству четвертей) - четвертные оценки; здесь же, на свободной части страницы - материалы для доклада классного руководителя на педсовете: группы учащихся по количеству успеваемости, возникшие проблемы и их предполагаемое решение, просьбы к педсовету - 5. Список класса: готовые, экзаменационные и итоговые оценки, награды (кому - за что). Педагогический анализ (для итогового педсовета и для себя лично). Раздел 4. Общественно-полезная деятельность учащихся. Участие во внеучебной деятельности. 1. Структура и полномочия органов ученического самоуправления (с указанием конкретных имен). 2. Список класса с подрезанными 4-мя страницами - участие школьников в делах класса по четвертям:
Некоторые примечания: - Дела класса с датами могут быть записаны в правой части разворота тетради, а в графе - только дата. - Значки для обозначения участия: ++• - принял активное участие в организации дела; + - принял участие (пассивное, в качестве ведомого); н - отсутствовал, можно н/б (болел), и/ув (причина уважительная) и т.п.; - - не принял участия, хотя и присутствовал; - мешал, нарушал дисциплину и т.п. Такой учет удобен, так как не требует многих записей, выполняется быстро, но незаменим для фиксации участия детей а делах, для их изучения и характеристики. 3. Могут быть странички для подведения итогов и записи награжденных. Раздел 5. Индивидуальная работа с учащимися, где каждому ученику отведена страница для записей поступающих сведений (успехов-проступков, наград, совершенных хороших делах, замечания. Жалобы-пред принятые меры воздействия и так далее). Возможно и отсутствие этого раздела при условии других форм учета (картотеки, конверты, папки - по усмотрению классного руководителя). Раздел 6. Дневник воспитательной работы классного руководителя: * Календарь на учебный год. * Далее - в хронологическом порядке разработки, сценарии, материалы, планы проводимых в классе дел, записи присутствия на каких-либо мероприятиях... * Может быть отведено несколько страничек для больших мероприятий, к которым предстоит многосторонняя и многодневная подготовка (День рождения школы- Неделя школьной науки. Последний звонок и Выпускной бал). * Последние странички - для итогового анализа, который будет сделан в конце года, и конверт с идеями, предложениями и планами на будущий год. Такая тетрадь становится фактически хорошим помощником-организатором классного руководителя. Характеристики на учащихся - это тоже предмет творчества классного руководителя... как это ни парадоксально, вместе с детьми. Особенно, если процесс воспитания инструментован как процесс самопознания и самовоспитания учащихся. Тогда характеристика - не просто сиюминутная отписка, а плод двух-трех- летней работы и учителя, и учащихся. Она - как итог развития личности. Назовем здесь несколько важных моментов: - Работа над характеристикой - это фактически вся система нравственного развития коллектива и каждой личности: на тематических классных часах, на уроках человековедения идет формирование понятий и представлений учащихся о доброте, порядочности, гордости, скромности, трудолюбии, коллективизме, товариществе, аккуратности, великодушии и так далее. В практических делах разнообразных видов деятельности, в которую включаются дети в ходе воспитательной работы, формируется опыт нравственного поведения, нравственного отношения к окружающему миру - и эти качества постепенно утверждаются в характере человека. - В ходе воспитательной работы у детей формируется представление о характере, о его самовоспитании - и о характеристике, отражающей качества характера человека. - В системе воспитательной работы постоянно в разных формах дается оценка взглядам, поступкам, качествам личности: сопутствующая оценка педагога в холе жизнедеятельности, система поощрений-наказаний, игры типа вКомплиментина», «Я была на балу...», «Этическое буриме», «Письма самому себе», «Брачное объявление» и другие. Таким образом у детей формируются критерии оценки окружающих явлений и критерии самооценки- - Непосредственно за два-три месяца в 11 классе может быть проведена специальная работа над характеристиками в самых разных формах: самохарактеристика (по заданным классным руководителям параметрам) и характеристика друга (товарища); тестирование и анкетирование; метод обобщения независимых характеристик, данных сверстниками, учителями, родителями; классные часы с обсуждением этих характеристик и так далее. Эти и другие методики описаны в учебных пособиях по психологии. Так характеристика превращается из формальной обязанности классного руководителя в хорошее средство воспитания, в средство стимулирования самовоспитания учащихся. Классный уголок в кабинете (классной комнате), закрепленном за классом: уборка, содержание в чистоте и порядке, помощь в создании и хранении методического комплекта, озеленение и украшение, оборудование для всяких классных дел и так далее- Классный уголок выполняет функцию информации и организации педагога и детей. Главное, чтобы он действовал, а не просто украшал стену, красочно оформленный единожды. Что в нем может быть, чтобы способствовать организации воспитательного процесса: • список класса с распределением поручений (как схема самоуправления, где есть место каждому); • «деловые бригады» (своеобразные 4-5 групп по интересам, в которых дети предпочитают участвовать в классных делах, дежурить по школе и так далее); • календарный план-сетка на четверть; » объявление о ближайших делах (время, место, порядок и содержание подготовки, даты репетиций, ответственные за определенные участки работы, материалы для обдумывания и так далее); » успехи, награды, поощрения...; + поздравления с праздниками, с днями рождения учащихся и учителей; «график традиционных дел (например, субботние экскурсии по Москве для желающих - когда конкретно, какие экскурсии; » может быть и оперативная учебная информация; » график дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках школы в конце четверти. Может быть и другая информация (например, информация на тему «Досуг в Москве» - наиболее интересные спектакли, выставки, лекции и так далее; рекомендуемые к прочтению книги, интересные для размышления и дискуссии вырезки из газет и журналов, статьи по поводу знаменательных дат календаря и другое). Следует сказать, что в классе должен быть человек, за это отвечающий и творчески относящийся к порученному делу. И последнее - это «котика классного руководителя» (в классном кабинете или дома): папка или конверты с содержательным материалом по различным аспектам и темам воспитательной работы к различным мероприятиям, с разработками и сценариями различных форм работы; ежегодные тетради классного руководителя; конверты или папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тесты, характеристики, сочинения, письма и другие «документы» его жизнедеятельности - как правило, они вручаются в качестве подарка на Празднике Последнего звонка или на Выпускном вечере); картотека форм воспитательной работы с краткими аннотациями и указанием литературы с их описанием: необходимая психолого-педагогическая, методическая, детская (или юношеская) и другая литература, которая поможет обогатить воспитательный процесс. Так классный руководитель превращается из чиновника в человека творческого. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|