ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Традиционные и творческие формы организации воспитательного процессаВсякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания. Р. Роллан Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.A. CyxoMiuHCKuu Каждому школьному педагогу понятно: «клеточкой» учебного процесса является урок. Многообразие традиционных и творческих уроков составляет ткань процесса обучения. А в воспитании? Есть ли такая.клеточка»? Ведь она, эта «клеточка», нужна для своеобразной материализации процесса воспитания, для его конкретизации, четкости и определенности, ибо если воспитание абстрактно, то оно, - как это, увы!, нередко бывает а школьной практике, - превращается в пустое словоблудие, нудное морализирование, «педагогику мероприятий», неопределенный набор случайных дел, а то и в бесперспективную борьбу с негативными проявлениями в детской среде... Соответственно этому - непредсказуемый результат и негативное отношение к воспитательной работе как учащихся, так и самих педагогов. Недаром подчас должность классного руководителя воспринимается как нежелательная, как «довесок» к учебной нагрузке, как тяжкое бремя, которое придется нести... (Анекдот: На улице к женщине подскакивает вооруженный гра-битель: «Кошелек, драгоценности, часы...». Она в ужасе: «Часы не отдам, возьмите классное руководство!»). Мы же утверждаем, что воспитание может быть, как и обучение, процессом строго определенным, конкретным, целостным и управляемым. Если выстроить четкую систему форм организации воспитательного процесса - психологически и педагогически обоснованную, методически грамотно инструментованную. Тогда каждая форма и станет той «клеточкой» воспитательного процесса, из которых выстроится «ткань» воспитания- В современной педагогической практике бытует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и другие. Видимо, имеет право на существование каждое из этих понятий, ибо носит определенный оттенок отображаемого педагогического явления. В энциклопедическом словаре понятие «форма* имеет несколько значений: «I) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 2) внешнее выражение какого-либо содержания; 3) установленный образец чего-либо; 4) приспособление для придания чему-либо определенных очертаний; 5) одинаковая по цвету и крою одежда; 6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения».1 Очевидно, что каждое значение так или иначе отражает и смысл понятия -форма воспитательной работы» и «форма организации воспитательного процесса». «Воспитательное мероприятие» (в трактовке Н.Е. Щурковой как «принятие мер по...») - рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованной как групповая (коллективная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения. Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И.П, Иванов и его единомышленники и последователи) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности - взрослого (педагога, старшего друга, простого участника....) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов - «форма» и «мероприятие». Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - развитие определенного отношения к чему-либо; музыке, живописи, Советский энциклопедический словарь, М.. 19S3. С. 1417. природе, книге, другому человеку, учебе и так далее. Причем, это отношение выражено в результате предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога). В зависимости от этого выбирается форма: классный час. лекторий, экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом уже определяется конкретное название - с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку музыка?», классный час "Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания. Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений-., а з-начит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть: «простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения); • кратковременные (например, «5 минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»); • групповым!; (от двух у частников и более), коллективными (класс, секция, кружок), общешкольными и даже межшкольными, микрорайонными, межрегиональными, республиканскими, государственными (к примеру, в г. 06-нинске Калужской области ежегодно проводится Всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»); • традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности): » спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия.-) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом; • регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, ежечетвертные родительские собрания; серии классных часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и тому подобное), и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем. исходя из задач воспитания). В данном параграфе мы предполагаем рассмотреть несколько аспектов использования организационных форм воспитательной работы, ориентиров школьного педагога (начинающего и опытного) на творческий рост от субъекта педагогической деятельности, осваивающего традиционно сложившиеся формы, до творческого педагога-новатора, самостоятельно конструирующего нетрадиционные (творческие) формы воспитательного процесса. То есть мы предполагаем рассмотреть: а) методику подготовки и проведения любой из форм воспитательной работы (некий алгоритм, общую схему); б) картотеку форм воспитательной работы и методику ее создания творческим педагогом-воспитателем; в) некий технологический и технико-педагогический «инструментарий» (перечень возможных приемов), который позволяет воспитателю не только быстро освоить "работу по образцу», но и помогает конструировать собственные творческие формы воспитательного процесса; г) описание некоторых (для примера) новых форм воспитательной работы, возникших в последние годы. Прежде чем раскрывать методику подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, следует оговориться о том, что мы имеем в виду, употребляя в нашем контексте понятие «классный час». В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы (в практике отдельных школ и теоретиков педагогики именуемая нередко «застойной формой», относящейся к ушедшему периоду авторитарной организации воспитательной работы), а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания - не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным, Для классного часа характерно все многообразие видов и форм, перечисленных выше. Классный час предполагает также проявление специфики личности педагога, работающего по авторской, творческой программе. Исповедуемый им гуманистический подход к организации воспитательного процесса может привести к формулированию своеобразных правил: «Никогда никого не ругать на классном часе», «Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов» (для этого можно найти другое место и время). "Оптимизм и мажор - основной стиль и тон общения на классном часе», «Создать максимум комфорта. для всех участников» (красиво и функционально оформленное помещение, удобные и свободно избираемые места, использование цветов, подарков, сюрпризов...). Классный час должен быть нерсгламентирован временем (он может продолжать от 2-5 минут до нескольких часов), не должен быть «привязан» к месту - классной комнате: он может быть проведен в музее, на лоне природы, на улицах города, в сквере, на квартире у кого-то... Субъектом его проведения не обязательно должен быть классный руководитель: это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и так далее). Могут быть введены и другие правила. Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы ее таковы. I. Определение цели и задач. Цель - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело-Цель конкретизируется в серии (!) форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько (2-3) задач, которые представляются реальны- ми в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя). Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященных цели - формированию музыкальной культуры учащихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?" Его задачи: 1) Выявление музыкальных вкусов и интересов учащихся (предварительная анкета, наличие любимых кассет и пластинок); 2) Формирование понятий и представлений, выработка определенного отношения к различным музыкальным жанрам... (слово педагога, выступление учащихся. фронтальная беседа, дискуссия...); 3) Развитие эмоционально положительного отношения к «Маленьким шедеврам большой музыки» (прослушивание музыкальных произведений в сопровождении рассказа педагога или учащихся)... И другие задачи. 2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра ч названия мероприятия: например, пресс-конференция «Юность обличает нацизм», дискуссия «Что происходит в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал», организационный классный час 1 сентября «Арбузник». 3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления. 4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и так далее. 5. В проведении самого воспитательного мероприятия важны такие его элементы, как: • начало (музыкальный, поэтический, театрализованный зачин, пролог; литературно-поэтический, философский, публицистический эпиграф) - для создания психологического настроя; » содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной цели); • аккордно-финальная часть: принятие решения, обращение. определенные ритуалы завершения (песня, речевка, голосование, награждение победителей, взаимные благодарности, музыка и так далее) - создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребности дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность. 6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнять: 1 - обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем. 2 - собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата, который может включать такие элементы: * мера достижения цели и решение стратегических и тактических задач; • характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов; • степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и так далее); » логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность; * характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции; манера поведения, характер отношений с учащимися и так далее; » место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитания. Мы привели здесь примерный алгоритм подготовки и проведения любой организационной формы воспитания- Они многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее - виды воспитывающей деятельности, назначение - избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти новые оригинальные формы ее, облегчить планирование педагогической деятельности школы и классных руководителей. Приведем примеры из различных разделов такой картотеки. Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов < Замечательные люди науки», «За страницами учебника»... Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч. Классные часы пол различными рубриками. Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к. празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и другие. Общественно-полезная деятельность: школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета.,. Художественно-творческая деятельность: новогодний (осенний. весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка "Малая Третьяковская галерея* и другие- Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристический слет, турпоход, «День бегуна». «Веселые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», «Турнир рыцарей», «Спортивный Огонек», «Школа здорового образа жизни*... Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник», поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинга, школьный бал... Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: это разного рода фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и орга-низационно-деятельнстные игры. Такие формы внеурочной дея- тельности требуют коллективной мысли, тщательно разработанного сценария. Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал. В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников: пять минут с одним (стихотворением, музыкальным произведением, с одной картиной.,.)-Публичная лекция (лекция для широкого круга школьной «публики»: 15-20 минут насыщенной яркой информации, с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обставлен-ностью - позволяет "высветить" отношение к рассматриваемому предмету или событию). «Сократовская беседа» (развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине). «Открытый микрофон» (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни). «Философский стол» (для философского осмысления жизни старшеклассниками). «Дискуссионные качели» (две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений, по предложенной теме). Интеллектуальный аукцион (игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности: чтобы «купить» предлагаемый «товар* - книга, репродукция, фотография. пластинка, предмет декоративно-прикладного искусства - надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете). Конкурс «смехаизмов» (смешных афоризмов и анекдотов), «Разговор при свечах» (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей). «День гения» (серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой). «Круглый стол с острыми углами» (выявление и обсуждение мнения учащихся по поводу острых проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов). «Сюрпризы дружбы» (цель - укрепление дружеских межличност- ных отношении через «преподнесение сюрпризов: исполнение посвященной кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми)-1 «Арбузник» как неформальное общение учащихся после двухмесячной разлуки летом: чтобы отведать арбуз, каждый должен принять участие в одном из пяти конкурсов: 1. Самая смешная история моего лета. 2. Исполнение любимых стихов и песен о лете и летней природе. 3. Собственного сочинения сказка, песня, притча, легенды об... арбузе. 4. Убедительный рассказ о прочитанной книге, которую рекомендую всем. 5. Увлекательный рассказ о будущей жизни нашего класса. «Фотокамера смотрит в мир» - форма для развития интереса к чтению периодики, для формирования политической культуры учащихся. Содержание: под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующий раздел на доску (стенд), таким образом смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения. Различные варианты «концерта-ромашки».2 Очень часто в практике современной школы «набор» организационных форм воспитания определяется общей научно-методической проблемой, над которой работает педагогический коллектив. Например, в школе-гимназии № 22 г. Севастополя педагоги, работающие над проблемой «воспитания личности, способной строить жизнь, достойную человека, по законам Добра, Истины, Красоты», используют различные творческие методы обучения и воспитания, Приведем здесь две формы работы из опыта учители Паршиковой Г.В. Так, с первоклассниками сочиняют сказки. В самом начале дети должны в текст, заданный взрослыми, вставить какие-то слова и нарисовать сказочных героев (в специально пропущенных местах). Рита М. досочиннет сказку о девочке Настеньке, за- 1 Эти и многое другие творческие формы, возникшие в практике школ описаны в сборниках Н.Е. Шурковой "Собрание пестрых дел*. 2 Подробно описаны различные конкурсы в книге 'Что делать с детьми в загородном лагере» / Под ред. С.А. Афанасьева. Кострома, 1993. блудившейся в дремучем лесу и попавшей в избушку к злому и страшному поначалу медведю и «перевоспитавшемуся» к концу сказки в доброго, приносящего пользу и добро людям и зверям. Вот у девочки в начале сказки: лес густой, словно «собрание лесных чудищ», избушка как «дом для чудищ», темно словно «в пещере», лес дрожит будто «планета с астероидом столкнулась», медведь сопит, «как Соловей-разбойник», потому что живет «как одинокий колдун». И рисунки - один страшнее другого. А к кошсу сказки, когда Мышка сказала Медведю, чтобы он не жил как одинокий колдун: «Ты пойди, отнеси корзиночку Настеньке. Людям помогай, в обиду не давай». Так и сделал Медведь - девочка рисует этого же медведя в облике «доброго красивого колдуна», раскрасив его нежными пастельными тонами, А в среднем звене школы - целая серия уроков, классных часов, объединенных единым стержнем - «Встречи с Сократом» (человеком, философом, бойцом, семьянином, гражданином...). В разных формах: рассказ учителя, сократовские беседы, дискуссии, размышления детей и учителя, просто урок молчания и осмысления смерти Сократа. И все это - вариации метода убеждения. При этом мысли и рассуждения самого Сократа в «железной», убедительной форме и логике, с позиций Истины, Добра и Красоты постепенно, исподволь, ненавязчиво внедряются в сознание учащихся. Приведем здесь некоторые фрагменты. ' ... Из речи Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю-Я владею только наукой противоречий. А другие люди тоже мало, что знают, но думают или делают вид, что знают все и не стремятся узнать больше». А после этого - дети перевоплощаются в учеников Сократа и ведут с учителем беседы на темы, которые обсуждал со своими учениками Сократ: проблемы добра и зла, жизни и смерти, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества... ... Размышления над эпиграфом к одной из бесед по этике и психологии семейной жизни: «Сварливая жена для меня все равно, что для тебя норовистый конь: ведь одолев одного коня, ты легко справляешься с остальными. Так же и я на вздорном нраве Ксантиппы учусь обхождению с норовистыми людьми». I В данном контексте «пользованы фрагменты книги. Кузьмичев Н. Во имя истины и добродетели, М., 1984. ... Ролевая игра «Диалоги с женой Сократа Ксантиппои» (о щедрости, жадности, скупости, продажности и так далее). Из биографии Сократа известно, что жили они бедно, и Ксантиппа стыдилась скудного стола для гостей. Сократ: Не тревожься- Если они люди порядочные, то нас не осудят, а если пустые, то нам до них дела нет. Ксантиппа: Сократ, ты можешь хорошо зарабатывать, беря за свои беседы какую-нибудь плату, но ты этого не делаешь и не хочешь делать! Почему? Сократ: Какой из божественных даров мы более всего ценим в женщине? Ксантиппа: Ее красоту, наверное (вспомнив о своей пригожести). Сократ: А в мужчине? Ксантиппа-. Думаю, что разум... Сократ: А теперь скажи, как мы называем женщину, которая главный дар богов, свою красу, продает за деньги? Ксантиппа: Продажной девкой, как же еще? Сократ: Так не вправе ли мы и мужчину, торгующего своим умом, уподобить продажной девке? - Фрагмент «сократовской беседы» о любви. Что такое любовь? - Любовь есть красота и благо. Когда мы любим: когда обладаем предметом любви или когда не обладаем? - Ведь то, в чем нет недостатка, не может вызвать желания, следовательно, любят то, в чем нуждаются или не имеют. Как развивалось понятие любви в разные времена и у разных народов? - Платон говорил, что от любви к прекрасным телам мы придем к любви к прекрасным нравам, от прекрасных нравов к прекрасным учениям. пока не дойдем до любви к самой красоте, совпадающей с Добром и Истиной. ... Прощальный вечер со свечами (из опыта 45 школы г. Москвы) может быть проведен как финально-аккордная часть выпускного вечера в 11 классе. В затемненном помещении классный руководитель торжественно зажигает магический огонь свечи и таинственно-торжественным голосом говорит проникновенные слова прощания (может быть воспоминания, откровения, напутствия, стихи, художественная проза - например, А. Моруа «Молодому человеку об искусстве жить», Д.С- Лихачев «Раздумья» и др.). А дальше - от пламени своей свечи зажигает маленькие свечи в руках своих учеников, как бы передавая им эс- тафету Истины, Добра и Красоты. И предлагает пообщаться один на один друг с другом, объединяя пламя своей свечи с другим, говоря при этом слова прощания, пожелания, напутствия, объяснения в недосказанном и не сделанном за 10 лет, раскрытия тайных добрых слов и мыслей, слова благодарности и признательности... и свечи затухают... На этой возвышенно-торжественной ноте заканчивается выпускной вечер! Разумеется, мы описали далеко не все формы воспитательной работы в современной школе. Да это сделать и невозможно, ибо практика рождает все новые и новые. Творчески работающий школьный педагог в поисках решения воспитательных задач конструирует их сам, максимально приближая их содержание и тональность к своим собственным, неповторимым условиям. Однако, есть некий алгоритм, позволяющий расширить диапазон творчества школьного педагога в воспитательном процессе. В основе его - три идеи. Первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности: познавательная - в области различных наук и их истории; ценностно-ориентировочная -- в этике, эстетике, культурологи, по-литологии, разных отраслях искусства,.; художественная - в эстетике, музыке, живописи, поэзии, дизайне... культуре, изучении персоналий..; физкультурная - в изучении теорий и практики здорового образа жизни; трудовая - а изучении и использовании обычаев и традиций, ремесел, народных промыслов, профессиональной ориентации..; свободное общение - в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, различных хобби и так далее. Это позволяет поднять все формы воспитания на высокий профессиональный уровень силами не только школьного педагога, но и широкой социокультурной среды - самих учащихся, их родителей, работников клубных учреждений и школ, деятелей общественных организаций... Это позволит уйти от бытующего в практике воспитания дилетантизма, словесного «воспитания» или вообще от «пусканий на самотек» всего дела воспитания, при этом скрываясь под, якобы, за благородно-гуманистическим тезисом «Школа - образовательное учреждение, она должна лишь давать знания, а воспитание - удел семьиь- Идея вторая: сделать воспитание творчеством педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов, из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы. Приведем здесь некоторые из них. Анализ афоризма (в самых разных вариантах), ибо «Афоризм - брат анекдота, друг парадокса и сын мудрости» (А. Белкин): - Афоризм записан на доске - все размышляют либо устно, либо письменно (после чего мнения суммируются). Например, размышление над мыслью Диогена: «Ведь не для того же человек живет, чтобы есть. Он ест для того, чтобы жить». - На доске записано два афоризма: 1) «Человек - это великолепно- Это звучит... гордо!» (А.М. Горький); «Аз есмь чървь, а не человек» (*Я есть червь, а не человек») - из древнерусской молитвы. Классу дается задание: выбрать наиболее подходящий для вас и обосновать. - Возможна «перекличка» афоризмов, например, на уроке «Женственность и мужественность» поочередно читаются афоризмы о достоинствах мужчин и женщин. Использование биографии, истории жизни, жизненного опыта великих людей. Приведем здесь примеры. - Для подчеркивания отношения к определенным качествам личности:...К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю. Антисфен обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, она стала хвастаться?» - «Красотою» - сказал тот, «И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная статуя?»... Мальчишке-болтуну Зенон сказал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили». - Для воспитания у учащихся сознательной дисциплины можно использовать такую историю: Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он стал верещать по-птичьему; собрались люди он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся. Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы и поэзии... в качестве содержательного материала метода «параллельного действия» (А.С, Макаренко). Например, сказка Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево» - для откровенного разговора об отношении к маме. Множество примеров такого использования материала в книге вЯ - Человек». «Конверт откровений* («Конверт дружеских вопросов», «конверт знакомства» и так далее): в конверт закладываются записанные на карточках вопросы по теме обсуждения; конверт передается из рук в руки - каждый берет по одной карточке, отвечает на «свой» вопрос, все остальные высказывают свои суждения. Так легко можно организовать дискуссию. Упражнения-откровения типа «Мои пять самые...»: учащимся передают конверт, в котором карточки, каждый берет одну (не глядя), громко читает и сразу отвечает- Примеры карточек «Мои 5 самые...»: 5 самых презираемых качеств личности человека, 5 самых близких людей, 5 самых ненавистных явлений в жизни, 5 самых веселых и смешных явлений, событий в жизни, 5 самых любимых произведений прекрасного, 5 самых главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни, 5 самых ценных вещей, 5 лучших книг- Экспресс-опрос: быстрые вопросы педагога, требующие быстрого ответа или «голосования». Педагог делает необходимые выводы. Например, перечень таких вопросов для классного часа по самовоспитанию «Что происходит с человеком в отрочестве» может быть таким: Кто в детстве любил засыпать под колыбельную песенку мамы, папы, бабушки? Под какую? - А сейчас? Кто любил вставать рано? - А сейчас? Кто терпеть не мог спать днем? Кто ни на шаг не отставал от мамы, любил, чтобы тебя опекали? Кто плачем выражал свои чувства, желания? Кто в детстве чаще, чем сейчас, ссорился с родителями, вступал в конфликты? Кто играл с мальчиками (девочками), не различая пола? Кто предпочитал играть: в куклы? в плюшевых зверей? в машины? в конструкторы? в подвижные игры? в «дочки-матери»? Кто любил рисовать? Кто боялся темноты? «плохих» сказочных персонажей? Кто хотел скорее пойти в школу? Кто донимал взрослых вопросами «почему»? Кто очень хотел скорее стать взрослым? «Трудное чтение» - это один из приемов комментированного чтения и размышления над прочитанным, чаще всего используется для работы с учащимися 10-13 классов по проблемам философского размышления о жизни. Например, чтение книги Б.М- Кедрова «Беседы о диалектике», Д.С. Лихачева «Раздумья» и другие. Инсценировка пословиц (по группам 1-5 человек). Группам дается задание (лучше заранее) инсценировать известную пословицу. Если заранее -• то с элементами костюмов, необходимыми предметами, например: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Жизнь прожить - не поле перейти», «Семь раз отмерь, один отрежь». Класс наблюдает и отгадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы. «Интервью» с интересным (значимым) человеком: с живыми людьми-современниками, авторами периодической печати, с героями художественных произведений, с авторами дневников, историческими деятелями и деятелями культуры... ... Так для классного часа (или урока человековедения) о мужестве и женственности берем интервью у современников и «интервью» у великих людей из книг. ... В «Записной книжке вожатого Артека» (Под ред. В.И. Фут-левой, 1996) есть такие интервью: - Что Вас больше всего огорчило и обрадовало в уходящем году? - А.П. Чехов: «Боже, какое горе, я уже разучился плакать». - Верите ли Вы а скорый конец света? - О- Уайльд: «О, счастье, счастье. Я еще могу быть наивным- О времени конца света не знает никто». - Что Вас больше всего удивляет и чем Вы хотите удивить белый свет? - Император Юлиан Отступник (III век н. э.): «Удивительно, кругом ужасы и войны, а солнце еще восходит и птицы поют, и цветы цветут». Есть множество приемов, с помощью которых педагог регулирует отношения между детьми, между детьми и взрослыми, делает отношения воспитываюшими, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации; побуждение действием и личным примером, авансированное доверие, параллельное действие, косвенное воздействие, мнимое безразличие, подход к человеку с оптимистической гипотезой... И многое другое. Подобные прие- мы хорошо описаны в педагогической литературе (в частности, в работах Э.Ш. Натанзон и Н-П. Аникеевой). Есть множество педагогических приемов дисциплинированив учащихся в ходе воспитательного процесса. Например, введение собственных неписаных, традиционно исполняемых правил типа: «Живи для улыбки другого», «Не обижай никого вокруг», «Помогай!», «Правило - стоп» (прием для остановок игры, увлекательного занятия), «Один говорит - все молчат: уважай «Золотое слово». Могут быть введены ритуальные действия: музыкальный и словесный эпиграф, особые формы приветствия, традиционное завершение песней, «слушание тишины», игровое оформление различных дел и так далее, И все это - элементы творчества школьного педагога. Они обогащают жизнь детей и педагогов, делают организованным, четким, результативным и радостным воспитательный процесс. И еще об одном явлении необходимо упомянуть, В последнее время в разных городах России возникло немало методических центров, которые выпускают специальные методические пособия по организации различных форм воспитательной работы со школьниками- Так, в Костроме МП «Вариант» в 1991-1994 годах издал: «ЮО творческих конкурсов», Серии из 5-10 выпусков - «Педагогическая азбука», «КВН», «Новогодняя сказка*, «Новогодняя тусовка», «Клуб эрудитов»; в 1995 году - пособия по проблеме воспитания и развития детей: «Последний звонок» (как организовать праздник для выпускников.). «Новогодние встречи», «Клуб ролевого моделирования», «Программы кружков детского творчества», мастерская досуга» (10 выпусков), многое-многое другое. Этот частный пример говорит о том, что творчество педагогов в воспитательном процессе перестало быть уделом талантливых одиночек, оно становится массовым. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|