Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание: стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников




Человек способен на великие дела. Вот почему следует желать, чтобы он видоизменил человече­скую «природу» и превратил ее дисгармонию в гармонию-

И.И. Мечников

Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.

К.А. Гелъвеций

Парадоксально, но ни в одном учебном пособии по педаго­гике, практически ни в одной книге о воспитании нет даже упо­минания о важности стимулирования здорового образа жизни для нормальной организации воспитательного процесса. Только, может быть, в разделе о физическом воспитании немного и

вскользь, казенными словами. Правда, есть намеки и в других разделах: в описании принципов воспитания (оптимизм и ма­жор), в описании целостности воспитательного процесса («в здоровом теле - здоровый дух»), в описании методов воспита­ния («наказание не должно приносить физических и психиче­ских страданий»), в методике различных организационных форм воспитания (турпоходы, спортивные соревнования, раз­личные игры типа вПапа, мама и я - спортивная семья»). И еще - уроки биологии и различные формы внеклассной рабо­ты по предмету. И на уроках а начальной школе физкультми­нутки... Создана, наконец-то, программа по валеологии; напи­саны пробные учебники, ведутся экспериментальные уроки в некоторых школах.

Мы же здесь провозглашаем: стимулирование здорового об­раза жизни педагогов и воспитанников - основное, стержневое направление воспитательного процесса. Обратимся к авторите­там: «Моя наука - жить и здравствовать» (Лукреций Тит Кар). «Все здоровые люди любят жизнь» (Г. Гейне). «Кто крепок те­лом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров ду­шевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и ос­тальные чувства» (Эпиктет).

Состояние оптимальной работоспособности как взрослого человека, так и школьника неразрывно связано с хорошим само­чувствием, с наилучшим функционированием всех систем орга­низма. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включает­ся во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую... Он жизне­радостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Это и возможность самоактуализации как цели воспитания. Это, наконец, счастливые дети и, как следствие и как причина, счастливые, удовлетворенные своей деятельностью педагоги.

Иметь «хорошее здоровье», - пишет создатель одной из попу­лярных сегодня систем оздоровления П.С. Брегг - это иметь чув­ство высочайшего блаженства, которое позволяет человеку гово­рить с удовольствием: «Я чувствую себя великолепно! Я живу - замечательно!» Известно, что основная цель жизни - счастье. Но к нему ведет одна дорога: крепкое здоровье. Без него не может быть счастья.

Здоровый человек любит жизнь. Здоровый человек редко бы­вает несчастным. Счастье сильно зависит от той заботы, считает П.С. Брегг', которую мы проявляем по отношению к нашему те­лу. Через гармонию тела проявляется торжество духа. Умствен­ная ясность имеет сугубо физическую основу...

Трудно представить себе в числе активных и полноценных участников во всех делах ребенка либо старшеклассника, у кото­рого постоянно болит голова (следствие самых разных отклоне­ний в здоровье: гипертония, гипотония, гайморит, тонзиллит, ОРЗ и так далее), который в постоянном нервном напряжении (боится всего: «двоек», обижающих сверстников, смерти близких и своей собственной, грозы, темноты, хулиганов и так далее), который всегда в состоянии апатии, лености мысли, эмоцио­нальной заторможенности... Типажи таких детей можно продол­жить до бесконечности, ибо так или иначе основная часть детей и подростков школьного возраста имеет самые различные забо-

левания-

У проблемы есть и еще одни аспект: необходимость выжива­ния (материального и духовного), возникшая в наше нелегкое время. Отражаясь на взрослых, она рикошетом бьет и по детям. Обратимся опять к Бреггу: «Создав сильное, крепкое тело, вы сможете противостоять всем жизненным трудностям. Здоровье, сила, выносливость, запас жизненных сил и энергии - вот ваше оружие против стрессов и жизненных невзгод. Давайте смотреть фаетам в лицо. Ведь мы живем сегодня в жестоком, преступном, грубом, бесчувственном мире. И горе слабым!

Самосохранение - первый закон жизни. Вы, живущие на Земле... Вы должны быть бодрыми и здоровыми, чтобы вести битву за нормальную, приносящую радость жизнь» (из книги «Сердце»).

Характерным практически для всех стран мира в наше вре­мя, несмотря на прогресс в медицине и фармакологии, становит­ся обращение к исповедыванию здорового образа жизни, к наро­дной медицине, к натуральной гигиене... Не случайно на арену общественной жизни все увереннее выходит наука о здоровье - валеология. Существенным ее отличием от медицины (науки о болезнях и их лечении) является натуропатия - преклонение пе­ред поразительными силами, заключенными в человеческом ор-

Брэг П.С. Системы оздоровления М.,!994. С, 27,

ганизме, и стремление с помощью естественных методов побу­дить их к действию.

На этой волне появляются все новые и новые отрасли валео-логии: фитотерапия, апитерапия, ароматерапия, ортотрофия, ури-нотерапия, Йигатерапия. иглотерапия, натуральная гигиена... На­конец-то в школьный курс вводится валгология как учебный предмет. Исподволь, очень робко и постепенно проникают она и в педагогику, складываясь в новую ее отрасль - лечебную педаго­гику (А.А. Дубровский, Н.П. Вайзман), разрабатывающую «специ­фические закономерности, содержание, формы и методы психоло­го-педагогических реабилитационных воздействий, направленных на оптимизацию процессов оздоровления, обучения и воспитания учащихся...» Увы, есть и продолжение у определения, данного А.А. Дубровским: «... в условиях детских учебно-воспитательных учреждений оздоровительного типа».' А в обычных общеобразова­тельных школах? При воспитании всех детей, обучающихся в них. - как здоровых, так и больных, либо имеющих отклонения от нормы развития? Детей, находящихся под прессингом совре­менных психогенных факторов жизни? Да и, что греха таить, в психогенных и неблагоприятных для физического развития усло­виях обычного учебно-воспитательного процесса современной школы? Об этом пока речи нет.

Вот мы и провозглашаем: здоровый образ жизни педагогов и учащихся (они ведь в едином воспитательном процессе) - суще­ственный компонент воспитания. Это понимали еще древние. Так Платон в трактате о государственности писал: в Трудно предста­вить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положе­ниях: гимнастика для тела и музыка для души».

В трактовке Платона «гимнастика для тела» - не современ­ные виды спорта, а путь к прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные, а слово «музыка» не следует понимать как общепринятое музыкальное образование в узком смысле, а как служение всем музам, «Это понятие обнима­ло не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область вы­сокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное» (Н.К. Рерих).

' В книге: Дубровский А.А Жем'!ужина России. М., 1985. 174

И эта связь здорового образа жизни и воспитания просматри­вается на протяжение веков. «Якуты, - писал русский академик И.Р. Тарханов в конце прошлого века в книге «О закали аании че­ловеческого организма», - натирают своих новорожденных сне­гом, а остяки, подобно тунгусам, погружают младенцев в снег, об­ливают ледяной водой и закутывают потом в оленьи шкуры».

Появление малыша на свет - это переход от «лета» мате­ринского организма в взиму& нашей обычной температуры, на герморегуляторную систему ребенка обрушивается шоковое ис­пытание. Но двигательная активность сразу приходит новорож­денному на помощь: он начинает сучить ножками и ручками, сильно напрягается и таким образом успешно восстанавливает равновесие между новой средой обитания и собой-

А-С. Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, зим­нее - с приема ледяных ванн. Потом брался за пистолет - 100 выстрелов, тренирующих руку и глазомер. Верховая езда и про­гулки с палкой, весом в 9 фунтов, помогал и поддерживать высо­кий жизненный уровень, известно также, что он отлично фехто­вал, интересовался английским боксом...

В кабинете Льва Толстого в Хамовниках лежат гантели, как две капли воды похожие на те, с которыми занимаются спорт­смены-тяжелоатлеты. В 60 лет он совершил пешее путешествие из Москвы в Я"ную Поляну, пройдя 200 километров за 6 дней. В 70 лет одолевал в беге на коньках гостившую у него в Ясной по­ляне столичную молодежь. Лев Толстой был поклонником (од­ним из первых) русского велосипедизма и большим ценителем верховой езды...

Юрий Власов - самый знаменитый в мире штангист - был болен. Отнимались ноги - сказалась травма позвоночника, по­лученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки - страшные головные боли. Приближалась гибель- Его спасла воля и физические упражнения...

Англичанка Долли Димплз, имевшая вес 251 кг, решила по­худеть: за 14 месяцев специально разработанной диеты ей уда­лось «потерять" 82 кг, потом - еще 50.,.

Примеров, подобных этим, - великое множество. Все они об одном: здоровый образ жизни несет здоровье, счастье и радость бытия.

Обратимся к образу жизни современной школы. С позиций педагогов и с позиций детей. Только лишь отдельными штриха-

ми обозначим проблемы для думающего читателя. «Движение есть жизнь» - а как с этим у педагогов и их воспитанников? «Здоровое тело» и «здоровый дух» - не так ли? Радость интел­лектуального труда - всегда ли радость и творчество? Обще­ние - роскошь' всегда ли так в отношениях «учитель <=•> уче­ник»? Комфортные условия для физического, духовного и ин­теллектуального развития - комфортно ли в школьных классах и коридорах? А в учительской? Рациональное, сбалансированное здоровое питание - основа жизни и здоровья: так ли в школе? А как с платоновской «гимнастикой для тела» и «музыкой для ду­ши» у педагогов и их воспитанников? С детства на словах знако­мо: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» - друзья ли? А природа: лес, речка, поля с их разнотравьем, небо с кораб­лями облаков или ночное, с луной и звездами, - доступны ли го­родскому школьнику? А уникальность индивидуальности, непо­вторимость «Я» педагога и школьника - высвечена ли в услови­ях массового обучения? А потребительство, зацикленность на материальном в ущерб духовному в нашем неспокойном общест­ве? А как со свободой развивающейся личности ребенка? (свобо­дой познания, эксперимента? опыта? выбора? - все равно чего:

одежды, еды, друзей, времяпрепровождения, занятий, учителей и так далее?) Как крик души - опубликованное в журнале «Ми­ша» сочинение ребенка: «Когда у меня будут дети, осенью каж­дому ребенку я разрешу заходить в любую лужу, а сам стану за­ходить в самую глубокую - ведь я их папа, зимой каждому ре­бенку я позволю забираться на снежный сугроб, но на самый высокий заберусь сам - ведь я папа!» Серия запретов-беспо­койств о здоровье, сохранении жизни, «ради твоей же пользы»... призванная оградить ребенка от неприятностей, «отнимает его у жизни». Это уже было у Я. Корчака...

До бесконечности можно продолжать этот грустный пере­чень проблем, приводящих к НЕзяоровому образу жизни как пе­дагогов, так и детей. И как следствие - падение престижности учительской профессии, падение престижности и комфортности, жизнерадостности школьного образования...

Итак, здоровый образ жизни. Как мыслится стимулирова­ние его в хорошо известной традиционной школьной паре «учи­тель <=> ученик»? Что есть слагаемые здорового образа жизни? Каков механизм его формирования? Как он передается от учите­ля к ученику? А может быть что-то и наоборот от ученика учите-

лю? Как составить индивидуальную программу здорового образа жизни? Об этом речь впереди.

Сначала раскроем основные идеи и методические рекоменда­ции к ним для стимулирования здорового образа жизни педагога (классного руководителя, воспитателя) и воспитанников. Они таковы:

• Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни - триединство: гармония тела, торжество духа, яс­ность ума. Ко всем трем слагаемым есть три критерия оценки, три меры развитости, три уровня воспитанности: ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА- В воспитательном процессе это можно счи­тать целью самовоспитания педагога и организации воспитатель­ного процесса с учащимися, инструментовки самовоспитания школьников.

• Педагог сам должен быть поборником идеи здорового об­раза жизни, сам находиться в постоянном движении к идеалам гармонии тела, духа и ума; сам жить и творить свою педагогиче­скую деятельность по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Примемся делать это с твердой уверенностью, оптимизмом, ощущением наслаждения и счастья, ибо именно это делает та­кую позицию увлекательной, притягательной; а значит способно увлечь воспитанников, включить и их в процесс саморазвития и самовоспитания.

• Идеи и методика здорового образа жизни должны прони­зывать всю систему воспитательной работы классного руководи­теля (с классом, отдельными учащимися, коллегами-педагогами, родителями и вообще со всеми людьми, с которым соприкасает­ся). Это поднимает воспитательный процесс (специально орга­низованный, формальный) до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая только и способна инструментовать воспитание как создание позитивных условий для самоактуали­зации личности и педагога, и его воспитанников.

• Начиная работу по созданию и стимулированию здорово­го образа жизни для самого себя и своих воспитанников, педагог определяет круг принципов и методических правил, которым не­укоснительно следует сам и приобщает к ним воспитанников (через игру, в которой дети непроизвольно, радостно и скрупу­лезно соблюдают правила). Они могут быть таковы. как наи­высшая ценность. Любить себя - значит радоваться самому фак-

ту существования своей личности и быть благодарным природе за то, что живешь. Любить себя - это уважать свою Личность, мерой достоинства которой является любовью к факту своей жизни; к самому процессу жизни, к красоте и добру, которое есть во мне и меня окружает; к своему телу, которое так прекрасно устроено, к бодрости и возвышенности моего духа; к возможностям моего ин­теллекта, который позволяет мне стать тем, чем хочу, к знаниям и науке, ко всему живому и к Природе аообще; к высоким произве­дениям искусства - поэзии и прозе, музыке, танцам, архитектуре, дизайну в быту, культуре поведения... к делу, которое делаю на пределе возможных сил, испытывая при этом максимум удовле­творения - физического, духовного, интеллектуального»...

Второй принцип: "Другой человек, окружающие люди, абст­рактный Человек (любой) и все человечество - непреходящая ценность. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев), Любого человека, а значит и ученика - хорошего ли, «плохого» ль, - воспринимай таким, каков он есть со всеми его достоинствами и пороками, со всеми слагаемыми его жизни, радостями и горестями, победами и поражениями... Воспринимай, принимай и... включи в число своих забот, направленных на его улучшение, пробуждение в нем скрытых индивидуальных возможностей..."

Третьим принципом может быть: обстоятельства жизни, ок­ружающие меня и моих воспитанников могут быть различными:

и плохими, и хорошими (они стихийны), но своим отношением их всегда можно обратить во благо собственного, развития. В Преодолении трудностей мужает и развивается тело, крепнет дух, утончается и совершенствуется интеллект- Любое явление жиз­ни: предмет, человек, произведение искусства, обыденная вещь... имеет и «+», и «-», однако, каждое из них можно обратить во благо для своего самоусовершенствования.

Могут быть и другие принципы и правила.

• Еще одна идея здорового образа жизни: каждый человек (и педагог, и воспитанник) вырабатывает свою программу жизни, свои правила и приемы ее достижения. И в кругу единомышлен­ников, исповедующих здоровый образ жизни, может ее рекомен­довать (дарить) всем желающим..

Мартин Грей - автор книги «Сила жизни» (Варшава, 1988) прожил трудную, полную лишений и невзгод жизнь: был узни-

ком фашистских концлагерей, в оккупации потерял родителей, а после войны - жену и четверых детей, погибших во время по­жара. Казалось бы, после такого трудно «подняться», и тем не менее М, Грей пишет книгу, которая для многих людей стала путеводителем в поисках житейского счастья, опоры в жизни, ес­ли они ее потеряли, если перестали радоваться каждому дню. Вот некоторые его советы:

«Прежде всего задуматься над собой, отделить желания ис­тинные от суетных и пустых.

» Наблюдать за людьми; учиться видеть их своеобразие. На­блюдать за миром: ежесекундно все вокруг нас изменяет­ся.

* Сохранить интерес к окружающему, несмотря на то, что в каждом из нас с годами накапливается усталость, отяго­щает груз привычек. Это позволяет сохранить молодость.

» Научиться владеть своим телом, чтобы стать самим собой. Проверить себя, до какой степени ваше тело вышло из-под контроля. Нельзя нашу личность, душу подчинять отяжелевшему, ленивому телу!

* Научитесь снимать напряжение: определенной позой, дви­жением, музыкой...

» Поверьте в себя! Недостаток веры приводит к телесным заболеваниям, уничтожает в зародыше любую инициативу, становится преградой на пути реализации человечес­ких возможностей, барьером для развития, преградой для счастья.

* Научитесь спать. Трудности с засыпанием - признак стресса, нервного напряжения и истощения, внутреннего разлада. Поможет в этом аутотренинг и полное расслабле­ние тела.

О том как составлять подобную программу - речь впереди. По мнению Г.П. Малахова', любая оздоровительная система,

имеющая определенную Цель, способы и средства, определенные приемы., должна включать следующие основные положения:

*... программа должна иметь оздоровительные мероприятия на все сферы - тело, душу, разум;

' Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. Из серии»Цсли-тспьные силы". Т. 4. СПб.. 1995. С. 193.

- должна строиться на индивидуальной конституции и пси­хологических особенностях человека, создающего ее;

- должна учитывать возрастные особенности и специфику их проявления у конкретного человека;

- все оздоровительные мероприятия согласовывать и рас­пределять с учетом биоритмологических факторов, влияний се­зонов года;

- семейный микроклимат, взаимоотношения с близкими - важный элемент оздоровительной системы.

Учитывая специфику рассматриваемой проблемы в условиях учебно-воспитательного процесса современной школы, необхо­димо добавить сюда и еще одно положение: необходимость учи­тывать психологический микроклимат в классе и школе, специ­фику отношений с учителями, сложившуюся психолого-педаго­гическую ситуацию в определенной воспитывающей среде.

Для составления собственной программы оздоровления и сти­мулирования этого процесса у учащихся педагогу необходимы зна­ния из областей многих наук: философии, психологии, анатомии и физиологии, медицины, гигиены, валеологии, педагогики, этики, эстетики, экологии и других. Разумеется, школьный педагог не владеет ими в полной мере, но он может взять на вооружение оз­доровительные системы, уже созданные специалистами. Здесь же мы хотим кратко информировать читателя об имеющихся системах, это поможет ориентироваться в большом потоке имеющейся лите-ратуры-

П.С. Брегг. Система оздоровления, включающая в себя не­сколько конкретных детализированных программ: здорового серд­ца, «чудо голодания» «построения мощной нервной системы», «оз­доровления позвоночника», «система ухода за ногами», "ваши во­лосы и здоровье», «система улучшения зрения». Они включают доступные комплексы упражнений - физических, психических и интеллектуальных.

Т.П. Малахов. Создание целостной собственной системы оз­доровления организма (методики работы с собственным созна­нием, биоэнергетика и ее использование для оздоровления, ури-нотерапия, лечебное голодание и другие методики), подробный анализ ошибок и затруднений при реализации оздоровительных программ.

Г.М. Шелтон, Выдающийся представитель движения за Нату­ральную Гигиену, за чистоту внутренней среды человека, высту-

лающий против лекарственного и химического отравления, соз­дал последовательную науку о законах, управляющих жизнью, здоровьем и болезнью, имеет авторскую программу по правиль­ному питанию и лечебному голоданию-

П.К. Иванов. «Учитель», - как его называют его ученики, по­следователи и единомышленники, создал своеобразное учение о закаливании человеческого организма и здоровом образе жизни под названием «детка»; прожил долгую и трудную жизнь, дока­зав чудодейственность своего метода.

В. Травинка. Выпустила серию книг под рубрикой «Исцели се­бя сам», которые нацелены на то, чтобы вернуть человеку бод­рость и активность, обрести душевное спокойствие, жить по зако­нам любви и счастья, исцелиться от недугов с помощью правиль­ного питания, теплого слова, воды, огня, глины. Ей принадлежат и еще две системы - «исцеляющие руки» и «исцеляющие ноги».

М Гогулан. Написала книгу об опыте собственного излече­ния по системе японского профессора Ниши, русского врача А.Б. Залманова, швейцарского диетолога М. Бирхера, создала «шесть правил здоровья», практику правильного питания, завое­вания здоровья, методику самовоспитания духовности.

Н.М. Иванова, Ю.Н. Иванов (целители онкологических забо­леваний) создали новый образ жизни и мышления, жить по ин­туиции - это значит через возрождение способностей, дарован­ных человеку природой, обрести счастье, удачу, и, самое глав­ное, здоровье. Каждый человек, работая над собой и развивая врожденную интуицию, неизбежно обнаруживает, что его отно­шение к Природе, людям, к собственным делам удивительным образом изменяется.

Дж. Виткин. Создал и разрабатывает (теоретически и прак­тически) антистрессовую программу на основе половых различий мужчины и женщины.

Г. Беджамин. Создал «популярный справочник естественного лечения» в рамках холистической медицины, устремленной к раскрытию внутренних исцеляющих сил человека.

Б.В. Болотов. Создал свои «пять правил здоровья» на основе внутренней химико-биологической чистки организма, исповедуя простую истину: «разум лечит».

А.Е. Любецкий. Раскрывает «тайны целительной силы» тибет­ских врачевателей: природа-целитель, мумие, пихтовое масло, травы, гомеопатия, лечение силой мысли и другие.

1SI

i лиаи о. i/'р1!иниз11цчн и мчтииики аиспититсльниаи пуицесси

К.П. Бутейко. Создал уникальную систему здорового образа жизни и излечения от самых разнообразных заболеваний на ос­нове правильного дыхания.

А.В. Иеанченко. Создал уникальную, легкоосваиваемую тео­рию и методику «Как быть здоровым» (абсолютно все сферы ор­ганизма человека и его души').

Этот перечень далеко не полный. Однако, достаточен, чтобы начать работу.

Итак, что же в сущности должна включать ПРОГРАММА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧИТЫ1Я И УЧАЩИХСЯ. Опишем кратко ее содержание, способы претворения в жизнь взрослых и детей, методические правила и приемы. Разумеется, мы никому ничего не предписываем. Мы может только рекомен­довать лишь то, что удалось проверить на собственном жизнен­ном и педагогическом опыте. А читатель волен выбирать. Или придумать что-то свое, оригинальное. Кому что нравится. Был бы результат позитивный и счастье вверенных нам детей.

Итак, на наш взгляд, у программы должны быть несколько основополагающих идей и способов их претворения.

Идея первая: «Я - чудо!» Еще Ф. Рабле подметил: «Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает». Значит, чтобы «состояться» как личности, надо по достоинству се­бя оценить и в своей жизнедеятельности, постоянно поднимать свою самооценку. Как это умеет делать юная Е- Новикова, отры­вок из творческого диплома которой здесь уместно привести: «У каждого из нас есть набор дежурных слов, которые мы произно­сим по привычке, не раздумывая, и считаем своими. «Какой кош­мар!», «И почему мне всегда так не везет?!», «И за что меня бог наказал?». «Я так и знала!». На самом деле они зачастую заимство­ванные, а вовсе не собственные. Этот набор надо пересмотреть! Нужно придумать свою собственную положительную формулу. чтобы запускать мысли в нужную сторону. И первым шагом для этого может послужить составление хвалебной оды «себе любимо­му». Вот что, например, получилось у меня:

Я хороша уже тем, что живу на свете,

Такой, как я, никогда не было, нет и не будет.

Я - капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо!

Я - чудо!

Я полна сил и здоровья.

Я люблю жизнь, и она отвечает мне тем же.

Я интересный человек и интересная женщина.У меня очаровательная улыбка и доброе сердце.

Я доброжелательна, спокойна и уравновешенна. Ничто не может выбить меня из колеи.

Я всегда поступаю справедливо и стараюсь сеять добро.

Я могу четко ставить цели и имею достаточно сильную во­лю, чтобы достигать их.

Мне все удается. Работа спорится у меня в руках.

Вокруг меня только хорошие люди,

Жизнь удивительна и многогранна. И я так много еще могу узнать'

Я счастлива!

вСчастлив человек или нет, зависит от того, что он сам по этому поводу думает» - это изречение принадлежит Мишелю Монтеню. Ни один человек не в силах изменить обстоятельства, но можно изменить привычку реагировать на них.

«Не переживай Будущее - оно еще не родилось. Похорони Прошлое - оно умерло. Живи лишь настоящим' Только в нем душа трудится вместе с Богом!» (Д. Лонгфелло).»

Подобное состояние души - у тринадцатилетней Оксаны Колонковой в ее стихотворении "Мой удел»:

Мне б воды напиться у святых истоков, К звездам устремиться с голубым потоком, На одно мгновенье мне закрыть бы очи, Легким дуновеньем плыть в мерцанье ночи, В трепетном волненьи расстилаться в нем, Взлеты и паденья - мой удел и жребий.

Чтобы стимулировать себя и детей к такому самочувствию и восприятию окружающего мира, надо ввести воспитательный процесс такие методические правила:

• Чаще отмечать в себе и детях достоинства личности, хо­рошие мысли и поступки, не бояться говорить комплименты, ласково подчеркивать свое позитивное отношение к себе и к де­тям;

• Никогда не унижать ни себя (наедине и при людях), ни детей излишней критикой, мелочными придирками;

• Все дела (в собственной жизни и в педагогической дея­тельности) стараться делать с удовольствием, с наслаждением,

«со вкусом», даже нудные и неинтересные (пример тому - ис­полнение классным руководителем своих «чиновничьих функ­ций»).

• Будьте всегда в хорошем настроении- «Научитесь любить дождь, когда он идет, темноту и жару, когда они есть.

Не ворчите и не жалуйтесь

Когда так дешево и легко радоваться,

Когда Бог выбирает погоду и посылает дождь,

Считайте, что его выбрали вы.

(Рилей 'Я пою в дождь»)

• «Когда вы здоровы и счастливы, погода не беспокоит вас-Ваше настроение не подвержено барометру. Вы сами светитесь изнутри» (П.С. Брегг). Настроение должно измеряться своеоб­разной «шкалой внутренних ценностей».

• вНикогда ни к кому и ни к чему не предъявляйте претен­зий: ни к судьбе, ни к Богу, ни к прошлому, ни к людям...» (Ла­зарев С.И. Диагностика кармы).

• По-возможности, старайтесь избегать общения с людьми хмурыми, пессимистичными, злыми, ворчащими... Ели такой возможности нет (например, в воспитательном процессе, когда от общения не уйти, как не ухолит от него мать), то надо вывес­ти собеседников на волну эмоционально-положительного обще­ния - радостным сообщением, подбадриванием, развенчанием несостоятельности огорчении, шуткой и юмором...

• И... улыбайтесь! Себе - в зеркале! Собственной внутрен­ней улыбкой! Детям - дома и в школе. Коллегам! Просто незна­комым людям- О магической силе улыбки - стихотворение Та­ни Кузнецовой (15 лет):

Человек пришел и улыбнулся, Незнакомый мне и мне совсем чужой, И как будто только что проснулся День холодный, задышал весной. Вся тоска и грусть - все улетело, Тает под лучами зимний снег-И в душе как будто потеплело - Просто улыбнулся челонек,

И как итог всех этих приемов - формирование у человека (и учителя, и воспитанника) собственной жизнеутверждающей, оптимистичной позиции, вера в собственную значимость и по­тенциальные возможности; «самость» человека, когда он сам се­бе хозяин и see может. О таких людях обычно говорят: он исто­чает «ауру добра». Это ли не основа педагогической позиции?

Идея вторая: «Любовь как высшее человеческое чувство» (А. Блок: «Только влюбленный имеет право на ззание человека»). Ко всем и всему? К себе самому: к телу, душе (внутреннему ми­ру), уму и его возможностями. К людям разного уровня отноше­ний: маме, папе, родным, близким, друзьям, коллегам, соучени­кам, старшим, младшим... Каждого - на основе его «самости».

А если есть «нелюбовь»? Ее можно превратить в любовь. Ко­нечно, нужен труд души (нелегкий, но приятный!). Логическая цепочка тут такая: принял человека таким, каков он есть -> от­веть себе на вопрос «Почему таким (малопривлекательными) стал?» -> попробуй понять -> понимание вызывает чувство жа­лости, желание помочь -> чем можешь, помогаешь -> получа­ешь ответную благодарность (словами, слезами, радостью, луче­зарной улыбкой, материальным вознаграждением - это уже твой успех, твое переживание радости) -> умножение добрых дел в адрес твоего подопечного -> он начинает меняться в луч­шую сторону -> первые проблески уважения и... любви -> чем дальше опыт нравственных отношений, тем более глубокое чув­ство любви...

Далее - любовь к предметам, вещам, нравственным ценно­стям, книгами, картинам, природе, животным... Один из москов­ских художников, устраивающей бесплатные выставки и не про­дающий своих картин (он их просто дарит), в ответ на недо­уменные вопросы окружающих всегда говорит: «Ведь должно же быть у человека что-то непродаваемое». «Непродаваемое» всегда означает «любимое».

И, наконец, самое сокровенное - взаимоотношение с дру­гим полом- Половая любовь. Не будем здесь раскрывать ее суть и содержание: об этом написано много книг и они сейчас дос­тупны. Скажем только, что от успешности решении этой пробле­мы человеком (мужчиной, женщиной, девочкой и мальчиком - подростками) зависит его процветание, физическое состояние, духовный рост, интеллектуальное развитие, состояние счастья и оптимистичное видение мира. Что может педагог? Важно: само-

му разобраться и дать ученикам научное видение проблемы (рас­сказы, беседы, откровенные разговоры, комментированное и уе­диненное чтение, вечера поэзии, встречи с учеными - сексоло­гами, психологами, медиками...). Это ориентация в ценностях - чтобы предупредить бездумный опыт, чреватый нередко печаль­ными последствиями. Пусть знают, что любовь надо ждать, к ней надо себя готовить, ее надо беречь и бережно взращивать - когда встретишь... Учащиеся-подростки в этом нуждаются.

Идеи третья: «Очищение физическое и духовное». Во всех ру­ководствах по здоровому образу жизни оно предвосхищает все оздоровительные мероприятия, рекомендации по очищению фи­зическому - в публикациях специалистов (имеется в виду очи­щение кишечника, печени, почек, кровеносной системы, кожи, носоглотки и дыхательных путей и так далее). Поэтому мы соз­нательно их опускаем, отсылая читателя к специальной литера­туре.

Мы же раскроем смысл духовного очищения - это уже прерогатива педагога, его забота- Очищение духовное себя са­мого и своих воспитанников. Оно связано с понятием «катар-сис», под которым подразумевается очищение, этическое и эс­тетическое, оздоровляющее душу и тел^. по.хику, внутренний мир личности посредством искусства (музыки, риторики, лите­ратуры и т.д.), через эстетические переживания. Катарсис име­ет своего рода материальное проявление: интонация, речь, ми­мика, выражение глаз, жест и т.д., позволяющее объективно передать и увидеть внутренние переживания личности. (Из кн. Ардашировой Э.Т. «Эстетическая категория «катарсис» в педа­гогике, М., 1994).

Со времен античности катарсис связывали с эстетическими переживаниями человека: музыкальное очищение (Пифагор), очищение красотой и добродетелью (Платон), очищение искус­ством. риторикой, трагическое очищение (Аристотель). Так, со­гласно Платону, «все лучшие качества человеческого характера:

красота, благородство, мужество и даже знание являются резуль­татом очищения". «Истина заключается, в сущности, в очище­нии себя от всего подобного, и не нужно ли назвать и благоразу­мие, и справедливость, и мужество, и само разумение, очищени­ем?» (Федон). В соответствии с этим все недостатки и пороки могут быть изжиты одним путем - посредством очищения: от физического безобразия очищает гимнастика, от болезней - ме-

дицина, от «незнания» - научение, от нравственных недостатков очищает искусство»1.

С тех уже времен катарсическое воздействие связывалось с воспитанием личности. Обращение Платона к музыкальному ка­тарсису мыслилось как «морально-жизненная тренировка чело­века», соединенная с любовью «высокого эстетического характе­ра» - все это «имело здесь также и вполне жизненный смысл, настраивая человеческую психику на то или иное реальное пове­дение». Поэтому у Платона «воспитанный человек очень остро чувствует всякое упущение, плохое качество работы и то, что не­хорошо по самой своей природе...»2. Но не только музыка - и поэзия, художественная проза, природа, красивый человек, про­изведение рук человеческих, волнительная встреча, яркое собы­тие в жизни, трудное испытание... - все способствует духовному росту человека. Это ли не есть содержание воспитательной рабо­ты в школе? Конечно, оно должно быть тонко и красиво, психо­логически грамотно инструментовзно-

Идея четвертая: «Организация жизнедеятельности детей по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ». Расставим необхо­димые акценты, выводящие школьного педагога на стимулиро­вание здорового образа жизни. Обязательно: доведение до соз­нания педагога и детей осознанного отношения к любому виду деятельности, в которые включаем в процессе воспитания - зачем? для чего? И если есть для чего - то делать с наслажде­нием, радостью, ощущением необходимости для себя и... чело­вечества (в плане материальном и духовном). И еще в плане здоровья и ощущения счастья бытия. Д.И. Писарев: «Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, что­бы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстро­енное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке». Вот с этих позиций и надо посмотреть на все школь­ные дела.

Жизнь ребенка (в том числе и в школе) должна быть запол­нена радостными, счастливыми делами. «Занятый человек -

' Лосев А.Ф., Шгесоков В.П. История эстетических категорий- М,, Искусство.

1965. 1 Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетик.].

счастливый человек... Жизнь становится большим приклю­чением. Наслаждайтесь каждой ее минутой. Живите каждый день так, будто он у вас последний! Считайте каждую минуту. Время слишком драгоценно, чтобы убивать его в праздности» (П. Брегг).

И еще. Система здорового образа жизни предполагает, учет в организации жизни взрослых и детей биологических ритмов: сме­ны времен года, разного времени суток, сна - бодрствования, питания - голодания, интенсивной работы и отдыха. «В течение суток происходит пять физиологических «подъемов» и столько же «спадов». Они-то и определяют динамику его трудовой актив­ности, а вовсе не надуманная принадлежность к «совам» и «жа­воронкам». Около 5, 11, 16, 20, 24 часов отмечаются хорошее на­строение, бодрость, высокая работоспособность. Около 2, 9, 14, 18, 22 часов - утомление, желание отдохнуть, снижение трудо­вой активности. Именно в эти периоды резко увеличивается ве­роятность заболевания, максимально возрастает число бытовых и производственных травм. Наиболее высокая работоспособность школьников (да и взрослых) присуща в первой половине дня - с 5 до 13 часов» - так считает А- Глыбин, ученый-психолог,

Идея пятая: «в вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, есте­ственное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум (П.С- Брегг').

Покажем здесь возможный вариант программы оздоровления педагога и детей на основе этих «девяти врачей», который может быть составлен педагогом в зависимости от своих данных и пред­ложен детям в увлекательной форме, личным примером, может быть разработан совместно с детьми в общей жизнедеятельности. Итак, первый доктор - солнечный свет.

• По-возможности чаще бывать на солнце, нежиться под его лучами, чтобы не выглядеть бледным, чтобы кожа была по­крыта легким загаром;

• Во время отпуска (каникул) рекомендовать родителям и детям 2-3 недели проводить на солнышке все равно где - на юге, в средней полосе, на севере.

' Цитировано по книге: Бреге П.С Системы оздоровления. М., 1994. 188

• Есть побольше фруктов и овощей, выращенных на солнце (хлорофилл, наполнивший их, - часть солнечной энергии): это самая богатая и полезная пища для взрослых и детей.

• В деятельность свою и детей чаще включать образ солнца:

рисунки, стихи, музыка, песни, описание солнца в сочинени­ях, оформление классного и домашнего интерьера, фотографии, картины.

• При прогулках отмечать благотворное влияние солнца (на окружающий мир: растения, птиц, воду в озере и реке, лица лю­дей, архитектурные сооружения...)

• Общаясь с детьми, чаще употреблять выражения типа:

«Солнышко мое...», «Ты сегодня весь светишься, как солныш­ко, - у тебя все хорошо», «солнечное настроение», «светлая ра­дость»...

И многое-многое другое, что могут придумать педагоги и дети.

Второй доктор - свежий воздух.

• Свежий воздух - это прежде всего: кислород - для орга­низма, холодный воздух - для закалки, нежный теплый вете­рок - для ощущения радости бытия... Чаще бывать на воздухе:

прогулки (с детьми и без них), ходьба на работу, загородные вы­езды в воскресенье, походы - свежий воздух 24 часа в сутки...

• Дома: слать с открытой форточкой (окном), заряд­ка - на улице, на балконе, при открытом окне... Если окна вы­ходят на улицу -• купить, кондиционер.

• В школе: следить за свежим воздухом в классе; приучить себя и детей к свежести классной атмосферы.

• Одежда должна обеспечивать вентиляцию поверхности организма, быть свободной и ни в коем случае не синтетиче­ской. Принимать воздушные ванны.

• Употребление кислородных коктейлей (лечебных).

• Выработка ясвоего» дыхания: может быть по Бреггу П.С. (глубокое дыхание), по Малахову Г.П. (разные виды дыхания), по Бутейко К.П. (перестройка стереотипа дыхания с глубокого на задержку дыхания). Обезопасить себя изучением научных данных того или иного вида дыхания.

• «Не отягощать свой организм табачищем!» (Л.Н. Толс­той), никогда не курить самому! Вести активную (вплоть до спе-

циальных занятий с курильщиками) акти никотиновую пропаган­ду среди детей и окружающих взрослых. Не позволять курящим создавать условия для «пассивных курильщиков»...

Третий доктор - чистая вода.' Вот какую хвалебную оду во­де произнес А. Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха' Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жиз­ни, ты - сама жизнь!» Формы "общения» человека с водой, по­ложенные в основу программы оздоровления:

• Потребление продуктов, содержащих волу: овощи, фрук­ты, соки и так далее.

• Пить чистую (из родника, ионизированную, серебряную, намагниченную, очищенную - в домашних условиях) воду: до еды за 15-30 минут, от жажды, вместо всяких других напитков, особенно суррогатных - сухих соков, растворимых шипучих на­питков с консервантами, напитков, содержащихся в полиэтиле­новых бутылях, недоброкачественных вин; соков...

• Обязательные водные процедуры (вводить постепенно):

обтирание, обливание, купание в ванне и открытых водоемах, холодноводные и снежные (!) процедуры на свежем воздухе, вод­ный массаж (если есть возможность) и другие.

• Ежедневно: холодные водные процедуры утром, горя­чие - вечером (для мытья, чистоты тела, согревания, лечения, устранения бессонницы, с травами - для снятия напряжения дня или лечения тех или иных заболеваний...).

• Ежегодно во время отпуска (каникул) - плавание в от­крытых водоемах (соленых и пресных).

• Стимулирование позитивного отношения к воде и вод­ным процедурам: картины, стихи и проза, песни, музыка, рисун­ки детей, размышление о воде

Четвертый доктор - естественное питание. По словам Вио­лы М. Киммел «правильный прием пищи - это наука и изящ­ное искусство». «Гнев, зависть, страх, сомнения, беспокойство - смертельные враги для усвоения пищи, даже самой гигиеничной. Даже порыв восхищения или любви отгоняет голод и лишает пи­щеварительные органы крови и энергии, необходимые для рабо-

' Подробно Олетов Н.В. Водолечение. Теория и практика. Р. н/Дону, 1996. 190

ты. Отдых, спокойствие, миролюбие - идеальные условия для всего процесса пищеварения, если хотят вести удобный, высоко­производительный и чистый образ жизни... Ругань, ворчание, ссоры во время еды губительны для здоровья... Вершина глупос­ти - давать пищу умственно или эмоционально подавленным больным» (из книги Г. Шелтона «Основы правильного пита­ния»). У него же есть специальные правила питания, их можно использовать при составлении своей программы оздоровления:

1. Есть только при ощущении голода. Никогда не пере­едать!

2. Никогда не есть при болях, умственном и физическом недомогании, дискомфорте.

3. Никогда не есть во время, непосредственно перед или после серьезной работы, физической и умственной.

4. Не пить во время еды.

5. Тщательно пережевывать и смачивать слюной любую пищу.

6. Использовать раздельное питание: через 3 часа все про­дукты по отдельности.

7. Употреблять больше овощей (сырыми или при мини­мальной термической обработке).

8- Питание должно быть сбалансированным, то есть давать организму все необходимые вещества (составить себе пе­речень необходимых к употреблению продуктов).

9. Полностью исключить из рациона: соль, сахар, мучные продукты, сладкое, животные жиры (заменить раститель­ными), острое, жаренное, чай, кофе (заменить травяны­ми чаями и напитками, чистой водой)... (Перечень мо­жет быть дополнен в зависимости от выбранной системы питания),

10. Периодически устраивать очищение желудка и кишеч­ника (методики описаны у многих авторов).

11. Систематически устраивать разгрузочные дни с различ­ными диетами, дни голодания (методики тоже описаны).

12. Еда всегда должна доставлять наслаждение, радость, счастье!

И еще можно использовать появившиеся в печати разработ­ки медиков, диетологов, представителей народной медицины, натуральной гигиены о влиянии конкретных продуктов не толь-

ко на физиологические процессы, но и на внешний вид, интел­лектуальную деятельность, психическое состояние, настроение. Приведем лишь некоторые примеры (подробно - в литературе):

» Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наи­зусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге.

* Ананас - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти боль­шой объем текста или нотных, знаков, нуждается в боль­шом количестве витамина С.

* Креветки - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут ва­шему вниманию ослабнуть.

» Чеснок - это древнейшее лечебное средство защищает от бактерий, благотворно влияет на кровь и предотвра­щает преждевременный склероз.

* Лук репчатый помогает при умственном переутомлении и психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом.

* Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты) или дол­гая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, сти­мулируют деятельность мозга.

* Капуста снимает нервозность, так как снижает актив­ность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спо­койно к ним подготовитесь-

» Лимон освежает мысли и облегчает восприятие инфор­мации за счет ударной дозы витамина С.

» Паприка - чем острее, тем лучше. Ароматические вещест­ва способствуют выделению «гормонов счастья» - эндор-финов.

* Клубника - очень вкусно, и к тому же она быстро ней­трализует отрицательные эмоции.

» Бананы содержат серотонин - вещество, необходимое нашему мозгу, чтобы тот просигнализировал: «вы счаст­ливы».

В работе классного руководителя все вопросы естественного питания могут стать как предметом научно-методического ос­мысления (в различных формах воспитательной работы с детьми,

в работе с родителями), так и практическим применением в со­вместной жизнедеятельности (в походах, поездках, прогулках, на турслетах, в буфетах театров и музее, в школьном буфете, на классных «Огоньках», вечерах, праздниках, в практике дарения подарков, угощения «просто так» и так далее).

Пятый доктор - голодание. Цель его (по П.С. Бресту) - «привести весь организм к полному выздоровления, самопере­стройке, самообновлению всех функций. После голодания кро­вообращение улучшается, жизненная сила увеличивается, пища лучше усваивается, возрастает выносливость и сила. После голо­дания сила разума так возрастает, что он может взять полный контроль над телом. Голодание - это путь к внутренней духов­ной чистоте. Еженедельное 24-часовое полное голодание, что со­ставляет 52 дня в году, и по крайней мере при 7-!0 дневных го­лодания помогут избавить суставы и мышцы от токсинов и шла­ков, которые несут собой наши болезни и преждевременную ста­рость» (из книги «Чудо голодания»). Методика и техника голода­ния описана у многих авторов и может быть заимствована самим человеком, составляющим собственную программу оздоров­ления.

Шестой доктор - физические упражнения. Он многогранен. Лечебный эффект физических упражнении давно известен и до­казан: комплексное воздействие на ТЕЛО, ДУШУ, РАЗУМ, Ж-Ж. Руссо: «Ходьба и движение способствует игре мозга и работе мысли». Какие наметки к программе педагогов и воспитанников могут быть'

• Выработать для себя свой собственный комплекс утренней, дневной и вечерней «зарядки» в зависимости от возраста, инди­видуальной конституции, имеющихся отклонений в развитии различных органов, времени года, режима работы и жизни, на­личие условий и «материальной базы».

• Занятия в спортивной секции, клубе, на спортплощадке, участие в соревнованиях, походах и так далее.

• Физические упражнения в сочетании с солнечным све­том, воздухом, водой, снегом - еженедельно (по выходным). На лоне природы.

• Активный (спортивно-туристский) отпуск (каникулы).

• Физкультминутки и паузы во время работы (в зависимости от рода деятельности). Опыт показывает, что на любом школьном

уроке можно совмещать физкультуру и тему урока в течение 3-5 минут, надо только пофантазировать. На географии зарядка "Сто­роны света» (ученики стоя сначала руками, потом шагами, потом головой и т.д. по команде учителя указывают на: север, юг, запад, восток, северо-запад, юго-восток...). В 10 классе зарядка услож­няется, учитель говорит: аВы находитесь в стране... (например, За­ир - если изучается Африка). Укажите рукой, головой, другой ру­кой-,. направление на Россию, ЮАР, Францию.... На литерату­ре - оживление нескольких строк из произведения, которое в данные момент изучается. Каждое слово ученики должны изобра­зить, сыграть... На геометрии - теорему. На физике - физиче­ский закон. На музыке - нотный ряд...

• Определенные сиюминутные формы и приемы поднятия настроения, «сжигания» отрицательных эмоций и т.п.: некото­рые используют ходьбу, бег, гимнастические упражнения, а так­же бытовые дела (стирку, подметание и мытье полов, переста­новку мебели...) Кому что нравится.

• Подборка специальных художественно-эстетических средств для занятия физическими упражнениями (стихов, песен, музыки, речевок...). Это усиливает эмоциональное и интеллекту­альное воздействие.

Седьмой доктор - отдых. Для каждого он индивидуален: для одних - полный покой и свобода от любой активности, полное расслабление. Для других - смена видов деятельности: умствен­ного труда - на физический, творческого - на монотонный, чтения и письма - на гимнастику или танцы, сидячего образа жизни - на активное движение. Важно в составлении програм­мы спланировать и выполнять важные моменты жизни:

• Ежедневный отдых от работы: упражнения - какие? Ко-''роткий сон - поза и условия, время? Солнечные ванные - где и как? Танцы - какие и где? Водные процедуры? Прогулки?...

• Один раз в неделю - выходные (в какой форме - отдых? Где? С кем?).

• Один раз в год - отпуск (Где? Какой? С кем?...).

• Окружение себя ДОБРОМ И КРАСОТОЙ (в общении с людьми, в интерьере дома и класса, на лоне природы, в собст­венном внешнем облике: одежда, прическа, физиогномическая маска...).

• Цветовая гамма жизни - ее надо хорошо продумать. «Еще в древние времена цвету придавали особое значение и он имел свои символы. Так, красный цвет обозначал активность, розовый - инфантилизм, зеленый - доброту и согласие. Синий цвет отождествлен с покоем, утверждают, что он положительно влияет на сердечный ритм, голубой - соответствует прохладе, покою; желтый - выражает оптимизм, стабилизирующе влияет на центральную нервную систему, повышает эмоции. Оранже­вый - направляет на развитие успеха в делах. Фиолетовый - это таинственный, любимый цвет факиров и детей, зависти, по­давленности, а серый - выражает пассивность. Черный - мак­симализм, критическое отношение к окружающим. Белый - символ чистоты и невинности». (Шапошникова В-И. Волны жизни).

• Сон и его организация (Где? Какая постель? Сколько ча­сов? Когда? Как бороться с бессонницей?) Все это - по индиви­дуальной программе. Некоторые советы хрономедицины для здо­рового сна детей (из книги В.И. Шапошниковой «Волны жиз­ни»): «Растущему организму ребенка нужен нормальный полно­ценный сон, а его сокращение ведет к различным функциональ­ным нарушениям центральной нервной системы. Для учащихся

7-8 лет необходим сон продолжительностью 11,5 часа, ибо при недосыпании 2-2,5 часа снижается внимание на уроках, ухудша­ется усвоение материала. Для подростков 16 лет рекомендуется

8-8,5 часовой сон, а зарубежные специалисты даже рекомендуют 9,5-часовую длительность сна.

Особенно рекомендуется нормальный по длительности сон для девушек в период появления менструальной фазы, ибо в дан­ное время повышается возбудимость, затрудняется засыпание. Де­ти и подростки, имеющие большие физические нагрузки, регуляр­но тренирующиеся, особенно нуждаются в нормальном сне.»

Восьмой доктор - хорошая осанка: стоять - прямо, ходить - прямо, сидеть - прямо, никогда не кладя ногу на ногу. Голова - гордо приподнята вперед и немного вверх, живот - подтянут... Это не только эстетика внешнего вида, но и другое: правильное функционирование внутренних органов - головного и спинного мозга, сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, позвоноч­ника, суставов и так далее. Это и эмоциональный настрой, ду­шевное состояние: гордость - «Я - человек», достоинство -

«Мне есть, чем гордиться», радостный порыв - «У меня все хо­рошо! Я открыт(а) миру!» Специфика личности: «Я - женщи­на», «Я - мужчина».

Сейчас говорят еще и об имидже - он тоже выражается в прекрасной осанке. При такой осанке легче проявляется жизне­любие, оптимизм, легкость в восприятии и перенесении трудно­стей. Отработанная (при систематическом упражнении) красивая осанка постепенно отражается на формировании характера, та­ких его черт как уверенность в себе, оптимизм, гордость, досто­инство. чистота помыслов, воля и другие. Это предмет особой заботы классного руководителя, решение воспитательных задач.

Девятый доктор - разум. Что он может для организации здорового образа жизни педагога и учащихся? П.С. Брегг: «Счи­тайте Ваши мысли реальной силой, магнитом, обладающим спо­собностью притягивать или отталкивать... Положительный спо­соб приводит к успеху, отрицательный - к разрушению, пусто­те, неудачам...» Надо культивировать в себе и учащихся положи­тельную духовно-интеллектуальную настроенность. не позволять отрицательным мыслям взять верх в разуме. В практической дея­тельности педагога это претворяется в его конкретной воспита­тельной работе и в плане отношенческом.

• Через разнообразные формы интеллектуально-познава­тельной деятельности расширять поле мыслительной деятельно­сти учащихся во внеурочное время, формировать эмоционально-положительное отношение к процессу интеллектуального труда, к учению, к людям науки, к учителям.

• В процессе внеклассной работы овладевать вместе с уча­щимися научной организацией интеллектуального труда (как чи­тать, как писать, как конспектировать и делать выписки, как со­ставить план, как слушать лекции, как подготовить себя к докла­ду и т.д.).

• Ежедневно, ежечасно, ежеминутно - загружать свой ум увлекательной интеллектуальной работой (кроссворды, викто­рины, занимательные задачи, игры в слова и цифры и т.д,, ма­тематические, лингвистические, физические... головоломки, вне­запные вопросы «Что? Где? Когда? Почему?» и т.п.) Даже у П.С. Брегга в книге «Чудо голодания» приведено много материа­ла под названием «пища лля размышлений».

• Взять за правило, общаясь повседневно с детьми, удив­ляться перед совершенством мира природы и мира человека, буддировать мысль учеников вопросами, загадками бытия, жиз­ненными парадоксами, поисками разгадок...

• Выработать для себя формы позитивной оценки себя и ученика думающего: восторг, похвала, поощрение, награда... По возможности, снять давлеющую негативную школьную отметку на уроках и особенно - вне урока.

• Избавление себя и детей от "(мысленных шлаков» (у Г.П. Малахова). Могут быть придуманы и другие формы уп­ражнения и развития ума, собственного и учеников.

И как итог беглого экскурса в возможности «девяти докторов» уместно задать вопрос, какова роль педагога? Думается, ответ та­ков: инструментовать сквозь призму их возможностей всю систему воспитательной работы с классом: походы, экскурсии, ночевки у костра, философское осмысление жизни, спортивные занятия и состязания, сбалансированное питание во время походов и по­ездок, классных «Огоньков» и праздников, дней рождения и т-д-Все - под присмотром «девяти докторов». Ненавязчиво! Радостно и весело! Убедительно!

Идея шестая: забота о психическом здоровье, что особенно важно для работы педагога (множество психогенных факторов) и развивающейся, неокрепшей еще психике учащихся- Цели этой части программы оздоровления многообразны и многомер­ны: это и «накопление нервной силы» (П.С- Брегг), и поднятие настроения, и расслабление в ходе и в конце трудного рабочего дня или тяжелых встреч с неприятными людьми. Это и профи­лактика нервных срывов, состояний и заболеваний: нервное на­пряжение, стресс, нервное истощение, депрессия. Это и нейтра­лизация проявления признаков нервно-психических заболеваний (если они имеются): истерия, неврастения, шизофрения и дру­гие. Это и преодоление недоразвитости психики (у подростков). И многие другие явления.

Так вот в программу могут входить самые различные меры, например,такие:

• Меры избавления от чрезмерных напряжений в повсе­дневной жизни: ограничение работы, чередование ее с отдыхом, нахождение интереса в работе и в повседневных делах, уме­ние ставить лишь достижимые задачи, не придавать значение

житейским мелочам и неудачам, одоление привычки «зацикли­ваться» и другие.

• Освоить специальные меры снятия эмоционального на­пряжения и регулярно их употреблять: расслабляющая, медита­тивная музыка, местный или общий массаж, чтение хороших книг, прогулки на природе, тихое пение задушевных мелодий, физические упражнения, танцы, смехотерапия, ритмичный ре­жим питания и употребление специальных продуктов.

• Выработать позитивное отношение к негативным жизнен­ным событиям - как к испытаниям, к возможности укрепить свою волю, мужество, оптимистичность... как возможность при­обретения жизненного опыта- Даже в плохом ищите хорошее!"

• Общаться с людьми добрыми, жизнерадостными, оптими­стичными, мудрыми... избегать общения со злыми, непорядоч­ными, глупыми и т.д. (перечень осознанно дополняется самим человеком).

• Выработать тактику выхода из конфликтов и ею пользо­ваться. Могут быть такие приемы: компромисс, уступка, умение рассмотреть ситуацию глазами «противника» и «войти в его по­ложение», конструктивный диалог, шутка и другие (описаны в психологической литературе). Отработать специальные фразы для выхода из заведомо неперспективного спора типа: «Вы, мо­жет быть, и правы, но я не буду спорить с Вами сейчас».

• Окружить себя красотой, радостными мелочами быта: ис­пользование косметики, бижутерии, новых элементов одежды и интерьера; оборудование и оформление своего спального места, уголка для работы и для отдыха.,.

• Выработать для себя систему мер снятия сиюминутного гнева, раздражения, потрясения: определенные физические уп­ражнения, счет, проговаривай ие каких-то слов, определенные музыкальные произведения и т.д.

• Определить свои «страхи» (боязнь одиночества, смерти, по­тери близких, угасание любви, неуспехов в педагогической дея­тельности, «трудных» учеников и др.), изучить научную литературу по проблеме, составить разумную программу тренинга для снятия страха.

• Есть еще один способ, предложенный психологом Нилсом Лафсеном из Хельсинки, который нашел самый простой способ избавить своих пациентов от тревоги и грусти. Он предложил им

19Я

писать ему письма с подробным описанием своих жалоб. Так больные получили самое главное - возможность высказаться.

* Культура секса (об этом надо прочитать специальную ли­тералу и выбрать для себя оптимальное, чтобы это позитивно сказалась на душевном состоянии).

Идея седьмая: специальные меры для больных людей (боль­ных самыми разными заболеваниями). Но меры - не конкрет­ные (это дело медиков и валеологов), а меры общие, которые по силам педагогу и его воспитанникам. Они касаются общих поло­жений отношения к болезни и к себе самому, желающему быть здоровым

1) О причинах болезней. В трудах Чэн-Яна, жившего в XII ве­ке в Кигае, приведены три основные группы причин болезней:

* внутренние причины, так называемые «семь настрое­ний»: чрезмерная радость, большое горе, гнев, страх, тос­ка, любовь и желание;

» внешние причины, так называемые «шесть чересчур»: ве­тер, холод, зной, сырость, сухость, огонь;

* нейтральные причины: причины, воздействующие извне и изнутри, главным образом, нарушения питания и отравле­ния.

Можно утверждать, что эти причины не потеряли актуально­сти и на сегодняшний день. На основе самоанализа можно уста­новить причины «своих» болезней и их устранять, чтобы предот­вратить и даже излечить болезнь.

2) Человек САМ творец своего здоровья. «Человеческий орга­низм тоже обладает способностью к самовосстановлению».\ Про­стейший пример: когда соринка попадает в глаз, слезы независи­мо от нашей воли тут же вымывают ее. Поврежденная кожа вос­станавливается за несколько дней... Над этим люди задумыва­лись давно. Врачами Древнего Востока болезнь рассматривалась всегда как результат взаимосвязи вредных воздействий и защит­ных сил организма. Считалось, что основным противником бо­лезней и средством их лечения является правильный образ жизни. В случаях же «прорыва» защитных сил организма устраняется причина... с помощью самого пациента и с его активным участи­ем. Отсюда - правила:

' Материалы из книги- Норбеков М.. Фотича Л. Дорога в мачояостъ и здоровье. Практическое руководство для мужчин и женшин. М, 1995. С. 10-]5.

» Необходимо осознание, что человек - целостная система (а не набор органов - здоровых и больных), которая со­стоит не только из тела, но и души, то есть эмоций, пси­хики, интеллекта.

* Внутренне соберитесь, настройтесь на полное выздоров­ление и омоложение. Успех сопутствует тому, чье созна­ние настроено на его достижение. Исключите слова «бо­лезнь» и «старость» из своего сознания. Как можно чаще мысленно и вслух повторяйте себе: «Я здоров. Я счаст­лив... Я молод... Я неуязвим... Я всемогущ». Английские медики утверждают, что в 90 случаях из 100 мы болеем внушенными нами болезнями- Каждый из нас листал ме­дицинские справочники, журналы, статьи...

Кроме названного приема, можно использ и другие. Напри­мер, дневной сон, перед которым надо представить приятные «кар­тинки»; берег реки или моря, березовую рощу, ромашковый луг...

В. Колеман, занимающийся вопросами внушений в борьбе против «непридуманных» болезней, рекомендует в период забо­левания стараться зримо представить себе инфекцию в виде на­вязчивого гостя, но при этом крайне тощего и хилого, бездомно­го и перепуганного. Это поможет легко прогнать «бродягу». Из­бегайте влияния нытиков, сочувствующих, проявляющих жа­лость, словесное сострадание; убедите окружающих, что вы справитесь сами,

3) Воздействие на физическое тело заключено в одном слове - закаливание (на основе воздействия "девяти врачей» П.С. Брегга):

* для диагностики и лечения серьезных заболеваний ис­пользовать медицинские учреждений (если без этого не обойтись);

* практически от всех болезней - рецепты народной меди­цины,' они безвредны и приносят максимум пользы; соста­вить свой домашний лечебник, создать свою домашнюю аптечку.

Идея восьмая - ознакомление педагога и учащихся с метода­ми, способами и конкретными приемами оздоровления и здорово­го образа жизни. Эта идея близко соприкасается с нашей основ-

См.: Синяков И.Ф. Рецепты народной медицины, М., 1995.

ной педагогической идеей: процесс воспитания должен быть ин­струментован как процесс самовоспитания. Здесь же мы назовем конкретные способы, которые помогут человеку, исповедующему здоровый образ жизни, в его самопознании, самоконтроле и само­совершенствовании. Их великое множество. Назовем здесь лишь некоторые:

• Созерцание - ориентация, внутреннее обсуждение своего положения в отношении к окружающей среде, к определенным людям, вещам, знаниям, принципам. Оно приводит все системы организма в равновесие. Вечернее (итог дня) и утренние (пер­спектива дня). Ежемесячное, годовое, при переходе от одного жизненного этапа к другому... Оно дает возможность целена­правленно и спокойно идти по жизни.

• Рефлексия - внутренняя психическая деятельность чело­века, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознания человеком своего духовного мира. Созерцанию и рефлексии надо учиться, упражняться, тогда они становятся неотъемлемой чертой саморазвивающейся личности.

• Релаксация - расслабление, снятие психического напря­жения, стрессовых нагрузок, достижения состояния покоя, рас­слабленности после сильных переживаний- Средства самые разно" образные, их человек может избрать сам: музыка (определенная), чтение стихов, пение, прогулки на природе, разведение огня, от­дых у моря... Главное - выявить их для себя и систематически ис­пользовать.

• Аутогенная тренировка - метод психической саморегуля­ции, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управ­лять психическими, физиологическими процессами своего орга­низма.1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных