ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воспитание и система воспитательной работы в современной школе. Классный руководитель: его назначение и функцииДля организации системы недостаточно только соединить части и установить их взаимодействие. необходимо еще предвидеть все многообразие ее функционирования. У. Черчмен Воспитание (в широком смысле слова) как процесс целенаправленного содействия максимальному развитию личности школьника, освоению им культуры общества, способствующий самореализации растущего человека, может происходить в разных сферах::-то воспитание в семье и воспитание средствами массовых коммуникаций (периодическая печать, радио, телевидение, компьютерные коммуникации...), и воспитание на национальных традициях, и воспитание в системе внешкольных учебно-воспитательных учреждений, и воспитание различными отраслями культуры (литературы, науки и техники, искусства - музыки, живописи, архитектуры, дизайна в быту) и воспитание в стиле различных религиозных конфессий и свободное воспитание в различных клубах (семейных, досуговых, народных, ремесленнических...). Одним из вариантов воспитания является внеклассная воспитательная работа в школе (в педагогике относительно ее употребляется термин "воспитание» в узком смысле слова). Пожалуй, это единственная регламентированная сфера воспитания, через которую проходят практически все дети: место ее функционирования - школа, государственное учреждение, где государство так или иначе регламентирует цель, задачи, содержание, мето- дику и деятельность школьных педагогов, имеющих определенные правовые административные обязанности. Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер. За школьную жизнь человек проходит примерно через 10000 уроков - разных: по предмету изучения и области знания, но содержанию и методике, по характеру взаимоотношений с учителем и одноклассниками... Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии... В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из теории и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей...). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание.,,). В процессе обучения развивается ценностное отношение к науке и ее творцам, к культуре и интеллектуальности, к возможностям и ценности образования, формируется потребность и навыки самообразования,., происходит решение задач всестороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, правового, экологического, физического...). Существенным воспитательным потенциалом обладает личность Учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, к своей работе...), его нравственное кредо, эстетическая выразительность, общая культура, педагогическое мастерство и педагогический такт... Воспитывает и сам психологический климат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже предметный кабинет... Однако наша задача - рассмотрение воспитания во внеурочной деятельности детей и взрослых. Когда мы говорим «внеурочная (внеклассная, внешкольная) «деятельность» мы имеем в виду деятельность школьника как ее субъект? (ибо он - живой человек и его существование происходит в определенных сферах деятельности, самостоятельно им выбранных или приобретенных в других сферах воспитания); когда же мы употребляем термин «воспитательная работа», то имеем а виду целенаправленную деятельность субъекта воспитания, то есть любого школьного педагога: учителя - если речь идет о внеклассной работе по предмету; классного руководителя - воспитателя определенного класса; куратора - педагога, курирующего несколько классов, воспитателя группы продленного дня; руководителя кружка, секции, клуба... в системе дополнительного образования; даже школьного врача, призванного осуществлять элементарное медицинское и гигиеническое просвещение (и воспитание) школьников... Здесь уместно сказать и о том узком, ограниченном понимании воспитательной работы в школьной практике как о некоем «рецептурном справочнике», где есть набор определенных «мероприятий», разработок наиболее популярных и оправдавших себя организационных форм, которые, увы, имеют место. В условиях современной школы это ограниченное понимание воспитательной работы неприемлемо, ибо эта отрасль педагогической деятельности (как и дидактика, например) может изучаться и описываться на нескольких уровнях: философском, общепедагогическом, психологическом, методическом. Это позволяет поднять воспитательный процесс с уровня житейско-обыденного на высокий научный уровень, а следовательно, сделать его максимально эффективным! Итак, о противоречиях регламентированного воспитательного процесса школы. Во-первых, это свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника (что, кстати, соотносится и с пониманием отношения как категории избирательной). Значит, педагогом (субъектом воспитания) должны быть как предложены так и методически оснащены формы воспитательной работы, которые были бы приняты воспитанником как личностно значимые. Так появились в современной школе новые творческие формы воспитательной работы: сократовские беседы, музыкальные ринги, театральные (литературные, музыкальные, художественные...) гостиные и салоны, различные турниры, путешествия по стране, дискуссионные клубы, творческие недели школьной науки... Во-вторых, коль скоро система воспитательной работы в современной школе делает акцент на развитие индивидуальности каждого школьника, на создание условий его самореализации, то одной из характерных особенностей ее становится личная ориентированность. Вот почему сегодня требуют методической и тех- нологической проработки такие проблемы воспитательной работы как: методика индивидуализации, обеспечения каждому школьнику активной, личностно заинтересованной позиции в общешкольных и классных делах; методики и техники распределения поручений, придание им функции развивающей; научения их исполнению и творческий подход к ним (как возможность самореализации): методики работы школьных объединений клубного типа, где для детей реализуется и возможность выбора занятий и имеются различные синтетические формы работы; методика работы микрокружков и методика проведения различных форм работы с малым количеством учащихся; межшкольные и межклассные формы воспитательной работы - как одно из направлений выхода из замкнутых условий школьной жизни в окружающий социум. И многие-многие другие проблемы. В-третьих, в атмосфере тенденции обеднения духовности общества, трудной доступности произведений искусства и культурных ценностей для большой категории школьников, засилья влияния массовой псевдокультуры (низкопробных книг-бестселлеров, музыки, живописи, видеофильмов, порнографии, религиозно-сектантских книг и т.п.) воспитательная работа школы становится главным средством ориентации школьников на подлинные духовные ценности. В современной концепции образования, исповедуемой Министерством образования России, большая роль отводится системе дополнительного образования, И это имеет смысл: учет индивидуальности детей, профессионализм педагогов, избирательность и т.д. Но большая группа детей остается 'вне поля зрения. А школьная система воспитательной работы охватывает всех. И это важно для развития каждого ребенка. Так, в школе № 45 г. Москвы, готовясь к тематическому педсовету на тему «Духовное развитие современного школьника», проводили массовый опрос и анкетирование учащихся с 1 по 11 класс, задавшись целью выявить наличный потенциал духовного развития школьников, и получил небезынтересный результат, В вопросах об идеалах (исторических деятелей, современников, деятелей культуры, окружающих людей, литературных героев и др.), о любимых книгах, спектаклях, музеях, местах Москвы и России, музыкальных, литературных, художественных, архитектурных... произведениях, о любимых занятиях в свободное время и хобби... учащиеся всех классов преимущественно называли то, что так или иначе проходило содержанием воспитательной работы школы и класса. И, наконец, в-четвертых, воспитательная работа школы представляет собой систему, то есть предполагает целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника, всесторонне и гармонична развивая их - через разнообразное сочетание общешкольных и классных, фронтальных и дифференцированных, коллективных и индивидуальных, разнопредметных форм воспитательной работы, позволяющих включить школьника в разнообразные виды деятельности, в разнообразные виды отношений. Что важно для реализации воспитательной работы. Однако во всех системах должен быть единый базовый стержень, который служит основанием для построения собственной системы. Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном - это заместитель директора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного процесса. В масштабе класса - это классный руководитель (воспитатель). Для детей он олицетворяет главного советчика, помощника, старшего друга (все 100% опрошенных нами учеников 1-11 классов подтвердили его необходимость). В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспитателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск. В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных и специальных частных и государственных...) по-разному определяется статус и назначение классного руководителя. Это может быть классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы. Это может быть классный воспитатель, в компетенции которого - воспитание вверенной ему группы детей. Это может быть куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах), либо учебно-производственный мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах). Это может быть и воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малоком- плектных школах), и классная дама (в женских гимназиях), и классный учитель (в школах вольдорфского типа)... Могут быть и другие типы. Модификаций много. Но главное во всех них - это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете Учитель-личность, создающий условия для само' реализации Личности каждого из своих воспитанников, В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для деятельности классного руководителя- Он сам выбирает свою позицию, сам отбирает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим избираемые и творчески инструментованные организационные формы. Но это все возможно лишь при одном условии: если он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и учащихся воспитательные задачи. В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя - способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности школьников через организацию разнообразных видов внеурочной деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественно-творческой, физкультурно-спортивной, свободного общения, игровой. Его назначением также является концентрация и интеграция всех позитивных влияний на личность школьника (семьи, окружающей среды, внешкольных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализация, устранение негативных. Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условий воспитательного процесса: факторы глобального мирового порядка (проблемы войны и мира, экологические катастрофы, проблемы научно-технического прогресса, проблемы социального и политического звучания), социальные факторы настоящего момента развития нашего общества (политические, экономические, культурно-образовательные), факторы, характеризующие особенности региона страны, в котором находится школа (географические, этнические, культурологические); факторы внутри школьные и классные (характеристика педагогического коллектива, материальные условия, творческие связи с внешкольными учреждениями и общест- венными организациями, психолого-педагогический и моральный микроклимат, традиции), микросреда и особенности жизни и воспитания каждого из учащихся. В результате анализа этих условий классный руководитель и определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности на полугодие, год, на несколько лет, оставшихся до окончания школы учащимися. Есть еще один нюанс в реализации этой прогностической функции классного руководителя, который определяется двухсторонним характером воспитания: взаимодействия педагога и воспитанника. И если педагог задается определенной целью в организации внеурочной деятельности учащихся, то и его воспитанник должен понять и принять эту цель, эти задачи. Поэтому цель и стратегические задачи должны быть конкретно сформулированы, облачены в понятную учащимся словесную форму, должны быть для него значимыми и притягательными - наши «пять точек опоры». Так исподволь, изо дня в день, из года в год через систему определенных средств, методов, организационных форм реализуется воспитательная программа классного руководителя. Это может быть одной из стратегических задач. В зависимости от социальной и психолого-педагогической ситуации класса и поставленных педагогом целей могут быть и другие стратегические задачи: организация и развитие ученического коллектива; организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности через приобщение учащихся к занятиям «школы научной организации умственного труда», организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей, развитие профессионально-значимых качеств личности; создание у учащихся опыта интеллигентного свободного общения на досуге; работа по программе ассоциации юных лидеров и другие задачи. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко определить задачи тактические, а это есть не что иное, как план воспитательной работы, который реализуется в шести основных функциях, главных направлениях воспитательной работы классного руководителя: 1) создание воспитывающей среды; 2) стимулирование здорового образа жизни учителей и учащихся; 3) организация коллективной творческой деятельности школьников совместно с педагогами; 4) ис- пользование многопрофильных воспитательных объединений в работе со школьниками: 5) изучение индивидуальности и корректировка индивидуального пути развития каждого школьника; 6) придание психолого-педагогического смысла «чиновничьим» функциям школьного педагога. Все эти функции реализуются через педагогическую позицию учителя (как субъекта воспитания), через определенную организацию и методику воспитательного процесса. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|