ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагог воспитанникПричем, по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (Прежде всего, родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе - самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития. Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть инструментован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника, главным условием которого является постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие педагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон). Молодая учительница Е. Генерозова опросила своих воспитанников (7-9 классы) и получила следующие ответы. 1) «Кого я считаю человеком воспитанным и невоспитанным?»: «Вежливый, добрый, приятный собеседник (24 человека); • Уважает окружающих (14); • Умеет вести себя в обществе, приятный собеседник (10). • Не курит, не пьет, не ругается матом (7),» Порядочный, справедливый (7); • Не смеется над чужим горем, поможет в трудную минуту, воспитанный - это счастливый человек (по 1), Таким образом, воспитанный человек строит свои поступки с ориентацией на других, всегда видит другого человека. 2) «Кого я считаю человеком невоспитанным?» • Грубый, злой, нахальный (12); • Пьет, курит, нецензурно выражается и т.п. (8); • Не слушает взрослых, обижает младших (6),» Плохо относится к окружающим (5), • Всегда делает так, как ему хочется; которому все безразлично; кроме себя никого не видит (по 1). Таким образом, невоспитанный человек не считается с потребностями других людей, пренебрегает поведением, принятым в обществе. Может ли человек сам себя воспитать? Что он может в себе воспитать сам?» • Да: силу воли (30), характер (19), храбрость (8), собственное достоинство (9); такие качества как чувство долга, сдержанность, терпение, трудолюбие, уважение к другим; доброту (« у меня соседка-инвалид, я часто ухаживаю за ней») (по I); • Нет (5); • Не знаю (3). 4. Одним из основополагающих направлений (забот педагога, коллектива детского учебно-воспитательного учреждения) яв- ляется создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды. Процесс воспитания - многофакторный. Широкая среда: географическая (местонахождение человека в определенных географических условиях), социальная (политические, экономические, социальные, культурные) и микросреда (семья, учебно-воспитательные учреждения, ближайшее бытовое окружение), как известно, действует на развитие человека стихийно. Среди ее факторов есть и позитивные, и негативные. Интенсивность их действия неоднозначна и результативность - тоже. Следовательно, эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает. Основными направлениями заботы педагога в создании воспитывающей среды должны стать: усиление действия позитивных факторов среды, устранение или нейтрализация негативных, создание необходимых для решения конкретных воспитательных задач новых, притягательных для личности воспитанников факторов среды. Творчески работающие педагоги это хорошо осознают и придают этому большое значение в своей деятельности. Учитель-новатор из школы № 536 Санкт-Петербурга пишет: «... для меня всегда ученик - Человек с большой буквы Потенциально он неисчерпаемо богат. Ему нужно лишь внушить это и создать условия для проявления высоких человеческих качеств». 5, Важнейшим (можно сказать центральным признаком) воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач содержания его. В нашем определении оно - двуедино. Во-первых, это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности... Центральным понятием здесь является понятие «культура» (лат- Cultuга - "возделывание, обрабатывание, почитание»), то есть «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»[4]. В житейско-обыденной практике воспитания нередко имеется в виду (и соответственно строится воспитательная работа) вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры (на этом нередко строятся программы и учебные планы специализированных классов и школ, гимназий, лицеев, колледжей, внешкольных учреждений...). Однако, это неверно. Самой сущностной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности школьника. Подразумевается овладение всеми пятью элементами культуры, которые называет в своих исследованиях И.Я. Лернер: 1) уже добытые обществом знания о природе, человеке, обществе, технике и способах деятельности, обеспечивающих применение знаний и преобразование действительности; 2) освоенные навыки и умения, то есть приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, опыт воспроизведения известных способов познания действительности; 3) опыт творческой деятельности, 4) нормы и правила, на основе которых строятся взаимоотношения людей в разнообразных видах деятельности; культура эмоционально-волевой сферы; 5) (близкий 4-му) законы общения людей. Не об этой ли стороне содержания воспитания писал Н. К. Рерих: «Воспитать - это не только дать ряд механических сведений. Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества. Если же мы пресечем всякий поток этого радостного осветления жизни, то какие же мы будем воспитатели? Какое же образование может дать педагог, распространяющий округ себя печаль и отчаяние? Но недалека от отчаяния подделка под радость, и потому всякая насильственная улыбка недаром называется улыбкою черепа. Значит, и нам самим нужно убедиться в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоровляющее начало, как жизнедатель»[5]. Вторая сторона двуединого содержания воспитания - развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе. 6. Воспитание - процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника (-ков), специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность «педагога состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом, ибо только тогда возможно ощущение педагогом «состояния счастья», что делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и отвечает удовлетворенности жизнью самого педагога. И.Я. Лернер сформировал основные умения и навыки творческого подхода в любой деятельности (в том числе и педагогической): перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации: видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование изустных способов деятельности в новые; альтернативное мышление, то есть видение возможных различных решений данной проблемы. Интересна в этом плане новая система воспитания и обучения в «школе диалога культур», разработанная философом и педагогом B.C. Библером (в ж. «Вопросы философии», 1989. № 6 статья «Культура. Диалог культур»). 7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется (может и должно осуществляться) специально подготовленными людьми: учителями и воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций и так далее. Главными требованиями к ним являются такие: педагог как носитель высококультурной жизненной и педагогической позиции; профессионал-мастер высокого класса, взаимодействующий со своими единомышленниками - представителями различных областей культуры: человек творческий и, наконец, «сам себе воспитатель», то есть сам занимающийся самопознанием и саморазвитием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих Учеников. Мы абсолютно уверены, что в современной школе настало время «коллектива единомышленников» (Ш.А. Амоношвили). Причем единомышленников высокого профессионального уровня, сочетающих глубокую научно-методическую подготовку и опыт практической творческой деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|