Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ОРКЕСТРОМ РЕ МАЖОР




 

Это жестокое слово - война... Разрушения, жертвы, боль, кровь, слезы, а еще - это крушение надежа.

Вначале XX века австрийский пианист Пауль Витгенштейн на фронте потерял правую руку. Вдумайтесь в это зловещее сло­восочетание - «пианист, потерявший руку»... Это означало за­быть о музыке, о своей профессии, о концертной деятельности, забыть навсегда. Жизнь Пауля потеряла смысл. И все же люби­мый инструмент так и притягивал музыканта, часами он проси­живал у рояля, тихонько наигрывая левой рукой одноручные пьесы: этюды Сен-Санса, обработки шопеновских этюдов Гол­довского - как бы советуясь с роялем, что делать дальше.

Неожиданно выход был найден. Пианист просит француз­ского композитора Мориса Равеля написать для него концертное произведение. Трудно было найти более подходящую кандидату­ру, чем Равель. Морис, ненавидевший войну всем сердцем, в 1914 году работавший в госпитале, затем шофером грузовика, го­рячо откликнулся на просьбу Пауля. Вскоре родился фортепиан­ный концерт № 2 для левой руки с оркестром. Казалось, Равель превзошел самого себя. Приемы фортепианной техники во Втором концерте были смелы, оригинальны и остроумны. Партия фортепиано была масштабна, необычна, интересна своим разно­образием. Кроме того, произведение дышало драматизмом и яростью, заставляя слушателей забыть о том, что у пианиста все­го пять пальцев вместо десяти.

Первое исполнение второго концерта Равеля состоялось а! Вене 27 ноября 1931 года. Это был самый счастливый день в j жизни Пауля Витгенштейна.

Воистину «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни» (Б. Аэрбах).

 

Третья «точка опоры» - ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем, не только работа. Любое дело: печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Любое дело. Поразмышляем вместе с нашей современницей А. Демидовой: «Иной раз заду­мываешься, почему так получается: люди одной профессии по­лучают одинаковую зарплату, а один делает свою работу хорошо,. другой плохо. Почему есть дома, построенные на славу, а есть построенные небрежно; есть красивая, добротная одежда и одеж­да, которую не хочется носить, есть вещи, которые радуют глаз, и есть, которые не хочется брать в руки... Почему?»

Видимо, не воспитано отношение к делу, которое человек делает. С детства. В житейских буднях и повседневности, в спе­циальных воспитательных воздействиях. Видимо, начинается все с дела любимого. У старшеклассников таких дел много: читать, делать уроки, играть, рисовать, заниматься спортом, слушать му­зыку и музицировать, заниматься и играть на компьютере, об­щаться с друзьями, ходить в походы... Интерес приобщает к де­лу, учит его делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н. Толстой

писал: «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие по­вторено несколько раз, становится привычкой».

Значит в практике воспитательной работы должны быть и де­ла любимые, и дела, которые «совершаются с усилием» (при соот­ветствующей инструментовке «долг превращается в радость - Р. Тагор); хорошо «выручает» педагога в этом смысле методика КТД И.П. Иванова: «Воспитатели не должны опекать и переда­вать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь - значит к каж­дому собственному действию подходить по принципу: «Все дела - творческие, иначе - зачем?» Чтобы учить детей творческому под­ходу к жизни, надо организовать коллективную творческую и кол­лективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей»[27].

Четвертая «точка опоры» - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ. Не только друг. Не только мать или ребенок. Не только любимый или любимая. А все они - должны быть у человека. С разной степенью близости и любви- А еще - приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые. Люди. Школьный возраст - это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подрост­ка ценится общение со взрослыми - родителями, педагогами, друзьями, родственниками.

Десятиклассникам 45 школы г. Москвы мы задали вопрос: «Что значит для тебя общение?» И получили такие ответы: «для меня лично общение это понимание, когда люди не только об­мениваются информацией, а когда понимают друг друга, будь то знакомый или незнакомый человек. Иногда общаться с незна­комцами легче, так как они тебя не знают и понимают тебя бес­корыстно, а главное - вы доверяете друг другу» (Лена Л.).

«С помощью людей и общения с ними ты накапливаешь жизненный опыт. Это приятное проведение времени с приятны­ми людьми. Люди все разные и интересно узнать что-то новое» (Наташа Самуйлова). «Это способ познания людей, способ про­анализировать свою жизнь, поступки, способ выдачи информа­ции, высказывания своих проблем, открывания другим (Вадим

Геннадьев). «Для меня лично общение это все: «познание мира, философии разных людей, экспериментальные действия по пси­хологии, но не только это, еще и моя жизнь, без общения нельзя существовать" (Мария И.).

Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы "этической граммати­ки», в старших классах - уроков человековедения, либо в вос­питательной работе классного руководителя - тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой: «Я и другие люди».

Тематика их может быть самой разнообразной: «Человек среди людей», «Содержание и средства общения», «Моя потреб­ность в общении», «Человек в социальной группе». «Коллектив и коллективизм», «Этикет и культура общения», «Нравственные качества, определяющие успешность общения». И серия тем: «Я и мои товарищи», «Я и мои друзья», «Я в общении со взрослы­ми», «Я в моей родительской семье» и другие[28].

Кроме этого - другие формы воспитательной работы: встре­чи с интересными людьми (в классе и школе, в местах их работы или творчества); большой популярностью пользуются классные часы типа «Интересный человек рядом» (обо всех учащихся класса), «Интервью со знакомым учителем», конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицисти­ки, дневников и писем великих людей, поэтические вечера и другие.

Особое внимание должно быть уделено теме любви: это и лекция учителя (воспитателя) «Любовь как высшее человеческое чувство, и литературно-музыкальная композиция «Любовь в письмах, поэзии, живописи, музыке...»[29], и дискуссия «Особенно­сти юношеской любви в конце XX века», и час вопросов и отве­тов, и лекции по сексологии, урок внеклассного чтения (со све­чами и музыкой) «Поэзия любви» и другие формы воспитатель­ной работы.

И еще: очень важно проецирование высоких этико-психологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность

классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель <=> ученик», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновенность личности»: «Выражая неодобре­ние, определять только поступки, а не личность в целом. Не <ты плохой», а «ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел се­бя…[30]

И наконец, пятая «точка опоры» - «Я САМ КАК НАИВЫС­ШАЯ ЦЕННОСТЬ». С осознанным высоким чувством собствен­ного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего не теряй самоуважения!» И еще несколько мудрых мыслей в за­щиту этой идеи: «Среди племен лучшее - наше племя, среди де­ревень - наша деревня, среди домов - наш дом, среди нашей семьи - я и брат мой, а из нас двоих лучший - я» (курдская по­словица). «...человек - сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство лич­ности, научившись помещать точку опоры нравственного по­ступка внутрь себя» (В. Тендряков).

К сожалению, в практике современного воспитания (как се­мейного, так и детсадовского, и школьного - при массовом обу­чении оно вынуждено быть коллективным) «Я» личности ребен­ка сводится к весьма униженному состоянию: дома и в школе - требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нравственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобно - устроить домашнюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управлять ими в воспитательной работе). Последствия? - Стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обя­занности, а не для души», даже побеги из дома, чувство одино­чества и неприкаянности Попробуем доказать примерами из школьной практики. Мы задали десятиклассникам вопрос «Кто уважает твое человеческое достоинство?» и получили ответы: ма­ма, отец, друзья (кстати, они на первом месте), кто-то из автори­тетных взрослых... Увы, учителя назвали минимальное количест­во учащихся. На вопрос «Что будет с человеком, если он попадет на необитаемый остров?» Илья Назаров (9 класс) ответил: а) 8

месяцев - умрет; б) 5 лет - одичает, в) подросток - обрадуется и будет жить как обычно».

И еще. В 9 классе мы прочитали монолог матери, обращен­ный с воспитательной цепью к сыну-восьмикласснику (из книги В. Леви «Исповедь гипнотизера». Кн. 2. М., 1994. С. 82-83) и попросили прокомментировать, если ситуация и упоминаемые здесь выражения, факты, случаи им знакомы. Вот текст его: «- Где шлялся, я тебя спрашиваю?' Опять с этим тунеядцем Вить­кой! Ничего-ничего, я еще с его матерью поговорю, я ей скажу!.. Чтоб ни слуху, ни духу! А это от чьих сапог следы на ковре? Ах, не знаешь? Шерлок Холмс!. Поговори еще, поговори, лгун не­счастный, никакой веры твоим обещаниям, развел грязь, тарака­ны из-за тебя наползли опять! Все стулья переломали!.. Не тара­каны, а ваша милость с дружками! Бездельники чертовы! Вось­мой класс! О будущем пора уже думать, головами думать, а не... Так вот, заруби себе на носу: у тебя теперь режим повышенной нагрузки, да-да! Олух царя небесного! Ты уже не ребенок, пора вступать в жизнь! Заниматься уроками по четыре с половиной часа в день! К репетитору по английскому и математике! Если по физике не вытянешь на четверку, никакого магнитофона! И ка­ждый вечер изволь убирать на кухне - да, да за всеми, хватит быть паразитом! На тебя гнули горб! И мыть ванну и туалет, и убирать... за своим котом!..» Дети смеялись... А потом наперебой начали рассказывать истории, которые бывают с ними. И все они - подобны описанной.

Итак, чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как «точку опоры», пожалуй, важней­шую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой разви­тия человека - его самочувствия и самооценки, его способно­стей и притязаний, его лучших черт характера. Человек, думаю­щий о себе как о никчемном (мы это видели у подростков спец­школ для перевоспитания педагогически запущенных подрост­ков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в об­щее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфлик­тует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классного шута», задиры и за­бияки, «грозы школы и микрорайона», мрачного молчуна)...

Что же делать классному руководителю? В психолого-педагогической литературе и многочисленных публикациях по про­блеме здорового образа жизни есть много советов по этому пово-

ду. Прислушаемся к советам Луизы Хей (из книги «Как исцелить свою жизнь». Новосибирск- 1996). «Из чего складывается уверен­ность в себе:

1. Научимся мыслить позитивно. Думать о хорошем, ждать его, верить. Создавая гармонию и равновесие а своем уме, мы тоже самое начинаем находить и в жизни.

2. Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе. Ваше сознательное убеждение, что Вы недостаточно хороши постоянно руководит вашими поступками, поэтому всегда проявляется в жизни.

3. Полюбите себя. Когда мы от души любим и уважаем себя, когда одобряем свои поступки, мы создаем определенную организацию ума, которая способствует возникновению самых чудесных взаимоотношений с людьми, позволяет найти новую интересную работу, стабилизировать вес, ук­репить здоровье- Самопринятие и самоодобрение - это ключи к положительным переменам в жизни.

4. Старайтесь как можно меньше критиковать себя. Критика замыкает тот образ мысли, от которого мы пытаемся изба­виться.

5. Не отрицайте сами и не давайте повода другим отрицать Ваше совершенство. Как это блестяще умеют делать дети. Все хорошее в жизни начинается с принятия своего внут­реннего «Я», которое весьма отличается он внешнего «Я». Не забывайте, что а нашем сердце достаточно любви, что­бы вылечить всю планету.

6. Ищите в себе хорошие качества. С этого начинается зна­чительный прогресс в вашей жизни- Есть упражнение: «Я одобряю в себе все». Чем больше вы будете говорить это, тем лучше.

7. Меньше обращайте внимания на то, что вам будут гово­рить другие. Каждый - уникален и своеобразен. Мы при­шли на эту планету, чтобы выразить себя, а не для того, чтобы стать похожими на кого-то.

 

Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? - Через специальные классные часы по самопо­знанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой.

Так асе «пять точек опоры», являясь средством воспитания, заполняют нишу содержания воспитательного процесса и позво­ляют прийти к желаемому результату - формированию жизнен­ной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБ­РА, КРАСОТЫ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных