ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С ОРКЕСТРОМ РЕ МАЖОР
Это жестокое слово - война... Разрушения, жертвы, боль, кровь, слезы, а еще - это крушение надежа. Вначале XX века австрийский пианист Пауль Витгенштейн на фронте потерял правую руку. Вдумайтесь в это зловещее словосочетание - «пианист, потерявший руку»... Это означало забыть о музыке, о своей профессии, о концертной деятельности, забыть навсегда. Жизнь Пауля потеряла смысл. И все же любимый инструмент так и притягивал музыканта, часами он просиживал у рояля, тихонько наигрывая левой рукой одноручные пьесы: этюды Сен-Санса, обработки шопеновских этюдов Голдовского - как бы советуясь с роялем, что делать дальше. Неожиданно выход был найден. Пианист просит французского композитора Мориса Равеля написать для него концертное произведение. Трудно было найти более подходящую кандидатуру, чем Равель. Морис, ненавидевший войну всем сердцем, в 1914 году работавший в госпитале, затем шофером грузовика, горячо откликнулся на просьбу Пауля. Вскоре родился фортепианный концерт № 2 для левой руки с оркестром. Казалось, Равель превзошел самого себя. Приемы фортепианной техники во Втором концерте были смелы, оригинальны и остроумны. Партия фортепиано была масштабна, необычна, интересна своим разнообразием. Кроме того, произведение дышало драматизмом и яростью, заставляя слушателей забыть о том, что у пианиста всего пять пальцев вместо десяти. Первое исполнение второго концерта Равеля состоялось а! Вене 27 ноября 1931 года. Это был самый счастливый день в j жизни Пауля Витгенштейна. Воистину «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни» (Б. Аэрбах).
Третья «точка опоры» - ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем, не только работа. Любое дело: печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Любое дело. Поразмышляем вместе с нашей современницей А. Демидовой: «Иной раз задумываешься, почему так получается: люди одной профессии получают одинаковую зарплату, а один делает свою работу хорошо,. другой плохо. Почему есть дома, построенные на славу, а есть построенные небрежно; есть красивая, добротная одежда и одежда, которую не хочется носить, есть вещи, которые радуют глаз, и есть, которые не хочется брать в руки... Почему?» Видимо, не воспитано отношение к делу, которое человек делает. С детства. В житейских буднях и повседневности, в специальных воспитательных воздействиях. Видимо, начинается все с дела любимого. У старшеклассников таких дел много: читать, делать уроки, играть, рисовать, заниматься спортом, слушать музыку и музицировать, заниматься и играть на компьютере, общаться с друзьями, ходить в походы... Интерес приобщает к делу, учит его делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н. Толстой писал: «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, становится привычкой». Значит в практике воспитательной работы должны быть и дела любимые, и дела, которые «совершаются с усилием» (при соответствующей инструментовке «долг превращается в радость - Р. Тагор); хорошо «выручает» педагога в этом смысле методика КТД И.П. Иванова: «Воспитатели не должны опекать и передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь - значит к каждому собственному действию подходить по принципу: «Все дела - творческие, иначе - зачем?» Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, надо организовать коллективную творческую и коллективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей»[27]. Четвертая «точка опоры» - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ. Не только друг. Не только мать или ребенок. Не только любимый или любимая. А все они - должны быть у человека. С разной степенью близости и любви- А еще - приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые. Люди. Школьный возраст - это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подростка ценится общение со взрослыми - родителями, педагогами, друзьями, родственниками. Десятиклассникам 45 школы г. Москвы мы задали вопрос: «Что значит для тебя общение?» И получили такие ответы: «для меня лично общение это понимание, когда люди не только обмениваются информацией, а когда понимают друг друга, будь то знакомый или незнакомый человек. Иногда общаться с незнакомцами легче, так как они тебя не знают и понимают тебя бескорыстно, а главное - вы доверяете друг другу» (Лена Л.). «С помощью людей и общения с ними ты накапливаешь жизненный опыт. Это приятное проведение времени с приятными людьми. Люди все разные и интересно узнать что-то новое» (Наташа Самуйлова). «Это способ познания людей, способ проанализировать свою жизнь, поступки, способ выдачи информации, высказывания своих проблем, открывания другим (Вадим Геннадьев). «Для меня лично общение это все: «познание мира, философии разных людей, экспериментальные действия по психологии, но не только это, еще и моя жизнь, без общения нельзя существовать" (Мария И.). Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы "этической грамматики», в старших классах - уроков человековедения, либо в воспитательной работе классного руководителя - тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой: «Я и другие люди». Тематика их может быть самой разнообразной: «Человек среди людей», «Содержание и средства общения», «Моя потребность в общении», «Человек в социальной группе». «Коллектив и коллективизм», «Этикет и культура общения», «Нравственные качества, определяющие успешность общения». И серия тем: «Я и мои товарищи», «Я и мои друзья», «Я в общении со взрослыми», «Я в моей родительской семье» и другие[28]. Кроме этого - другие формы воспитательной работы: встречи с интересными людьми (в классе и школе, в местах их работы или творчества); большой популярностью пользуются классные часы типа «Интересный человек рядом» (обо всех учащихся класса), «Интервью со знакомым учителем», конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицистики, дневников и писем великих людей, поэтические вечера и другие. Особое внимание должно быть уделено теме любви: это и лекция учителя (воспитателя) «Любовь как высшее человеческое чувство, и литературно-музыкальная композиция «Любовь в письмах, поэзии, живописи, музыке...»[29], и дискуссия «Особенности юношеской любви в конце XX века», и час вопросов и ответов, и лекции по сексологии, урок внеклассного чтения (со свечами и музыкой) «Поэзия любви» и другие формы воспитательной работы. И еще: очень важно проецирование высоких этико-психологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель <=> ученик», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновенность личности»: «Выражая неодобрение, определять только поступки, а не личность в целом. Не <ты плохой», а «ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя…[30] И наконец, пятая «точка опоры» - «Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ». С осознанным высоким чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего не теряй самоуважения!» И еще несколько мудрых мыслей в защиту этой идеи: «Среди племен лучшее - наше племя, среди деревень - наша деревня, среди домов - наш дом, среди нашей семьи - я и брат мой, а из нас двоих лучший - я» (курдская пословица). «...человек - сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личности, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внутрь себя» (В. Тендряков). К сожалению, в практике современного воспитания (как семейного, так и детсадовского, и школьного - при массовом обучении оно вынуждено быть коллективным) «Я» личности ребенка сводится к весьма униженному состоянию: дома и в школе - требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нравственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобно - устроить домашнюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управлять ими в воспитательной работе). Последствия? - Стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обязанности, а не для души», даже побеги из дома, чувство одиночества и неприкаянности Попробуем доказать примерами из школьной практики. Мы задали десятиклассникам вопрос «Кто уважает твое человеческое достоинство?» и получили ответы: мама, отец, друзья (кстати, они на первом месте), кто-то из авторитетных взрослых... Увы, учителя назвали минимальное количество учащихся. На вопрос «Что будет с человеком, если он попадет на необитаемый остров?» Илья Назаров (9 класс) ответил: а) 8 месяцев - умрет; б) 5 лет - одичает, в) подросток - обрадуется и будет жить как обычно». И еще. В 9 классе мы прочитали монолог матери, обращенный с воспитательной цепью к сыну-восьмикласснику (из книги В. Леви «Исповедь гипнотизера». Кн. 2. М., 1994. С. 82-83) и попросили прокомментировать, если ситуация и упоминаемые здесь выражения, факты, случаи им знакомы. Вот текст его: «- Где шлялся, я тебя спрашиваю?' Опять с этим тунеядцем Витькой! Ничего-ничего, я еще с его матерью поговорю, я ей скажу!.. Чтоб ни слуху, ни духу! А это от чьих сапог следы на ковре? Ах, не знаешь? Шерлок Холмс!. Поговори еще, поговори, лгун несчастный, никакой веры твоим обещаниям, развел грязь, тараканы из-за тебя наползли опять! Все стулья переломали!.. Не тараканы, а ваша милость с дружками! Бездельники чертовы! Восьмой класс! О будущем пора уже думать, головами думать, а не... Так вот, заруби себе на носу: у тебя теперь режим повышенной нагрузки, да-да! Олух царя небесного! Ты уже не ребенок, пора вступать в жизнь! Заниматься уроками по четыре с половиной часа в день! К репетитору по английскому и математике! Если по физике не вытянешь на четверку, никакого магнитофона! И каждый вечер изволь убирать на кухне - да, да за всеми, хватит быть паразитом! На тебя гнули горб! И мыть ванну и туалет, и убирать... за своим котом!..» Дети смеялись... А потом наперебой начали рассказывать истории, которые бывают с ними. И все они - подобны описанной. Итак, чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как «точку опоры», пожалуй, важнейшую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой развития человека - его самочувствия и самооценки, его способностей и притязаний, его лучших черт характера. Человек, думающий о себе как о никчемном (мы это видели у подростков спецшкол для перевоспитания педагогически запущенных подростков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в общее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфликтует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классного шута», задиры и забияки, «грозы школы и микрорайона», мрачного молчуна)... Что же делать классному руководителю? В психолого-педагогической литературе и многочисленных публикациях по проблеме здорового образа жизни есть много советов по этому пово- ду. Прислушаемся к советам Луизы Хей (из книги «Как исцелить свою жизнь». Новосибирск- 1996). «Из чего складывается уверенность в себе: 1. Научимся мыслить позитивно. Думать о хорошем, ждать его, верить. Создавая гармонию и равновесие а своем уме, мы тоже самое начинаем находить и в жизни. 2. Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе. Ваше сознательное убеждение, что Вы недостаточно хороши постоянно руководит вашими поступками, поэтому всегда проявляется в жизни. 3. Полюбите себя. Когда мы от души любим и уважаем себя, когда одобряем свои поступки, мы создаем определенную организацию ума, которая способствует возникновению самых чудесных взаимоотношений с людьми, позволяет найти новую интересную работу, стабилизировать вес, укрепить здоровье- Самопринятие и самоодобрение - это ключи к положительным переменам в жизни. 4. Старайтесь как можно меньше критиковать себя. Критика замыкает тот образ мысли, от которого мы пытаемся избавиться. 5. Не отрицайте сами и не давайте повода другим отрицать Ваше совершенство. Как это блестяще умеют делать дети. Все хорошее в жизни начинается с принятия своего внутреннего «Я», которое весьма отличается он внешнего «Я». Не забывайте, что а нашем сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю планету. 6. Ищите в себе хорошие качества. С этого начинается значительный прогресс в вашей жизни- Есть упражнение: «Я одобряю в себе все». Чем больше вы будете говорить это, тем лучше. 7. Меньше обращайте внимания на то, что вам будут говорить другие. Каждый - уникален и своеобразен. Мы пришли на эту планету, чтобы выразить себя, а не для того, чтобы стать похожими на кого-то.
Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? - Через специальные классные часы по самопознанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой. Так асе «пять точек опоры», являясь средством воспитания, заполняют нишу содержания воспитательного процесса и позволяют прийти к желаемому результату - формированию жизненной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|