ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 1 ВОСПИТАНИЕ КАК ТАКОВОЕСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ. Воспитание и современная школа: грани взаимодействия................................................ Глава 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ТАКОВОЕ......................... 15 1.1. Что такое а воспитание»................................................... 15 1.2. Суть воспитания: формирование отношений к окружающему миру. Методы воспитания.................. 25 1.3. Деятельность - основа воспитательного процесса....... 45 1.4. Воспитание как средство, процесс и результат. •эПять точек опоры»......................................................... 57 1.5. Закономерности и принципы воспитания................,.,., 74 1.6. «сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления...................................................... 92 Глава 2. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ.......... 109 2.1. Воспитание и система воспитательной работы в современной школе. Классный руководитель: его назначение и функции............................................ 109 2.2. Школьный педагог как субъект воспитания................ 116 2.3. Цель и задачи воспитания. Стратегия и тактика отбора его содержания................................ 133 2.4. Изучение воспитательного процесса как основа его организации................................................. 141 2.5. Планирование воспитательной работы........................ 148 Глава 3- ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.............................. 156 3.1. Воспитание: создание воспитывающей среды............. 156 3.2. Воспитание: стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников...-......... 171 3.3. Воспитание: организация коллективной творческой деятельности школьников......................... 203 3.4. Воспитание: использование многопрофильных воспитательных объединений....................................... 214 3.5. Воспитание: корректировка индивидуального пути развития................................................................. 225 3.6. Воспитание: взаимодействие с семьей школьника...... 236 3.7- Воспитание: придание психолого-педагогического смысла «чиновничьим функциям» школьного педагога-.................--...........-••...-• 246 3,8. Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса......................- 257 ПОСЛЕСЛОВИЕ. Инструментовка воспитания как стимулирования саморазвития личности школьника.... 274
ВВЕДЕНИЕ Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как воспитывать людей. Н.М. Амосов
Растить детей не легче, чем управлять государством. Дети, что цветы - уход любят. Народная мудрость
О воспитании написано немало. Начиная с древних трактатов и до сегодняшних научных монографий. Книг самых разных жанров: учебников, пособий, художественных произведений, публицистических и научно-популярных статей, сказок, эссе, стихотворений и поэм, кандидатских и докторских диссертаций, методических рекомендаций и инструктивных министерских писем... К этому следует еще добавить идеи и сентенции, изложенные в дневниках, письмах, записных книжках, научных и художественных книгах... ученых, писателей, философов, художников, композиторов, историков, политических деятелей, режиссеров, актеров, путешественников... Везде мысли о Воспитании, об Учителе, определенные педагогические концепции и взгляды, оценка и суждения по поводу роли его в развитии Личности... Выходит множество журналов и газет психолого-педагогического содержания... Проходят ежегодно симпозиумы, конференции, семинары, слеты, педагогические чтения... Вторая книга серии - «Человековедение» (методическое пособие для учителя, классного руководителя, воспитателя) - позволит педагогу организовать воспитательный процесс как стимулирование саморазвития школьника, используя один из двух возможных путей: введя специальный курс человековедения для старшеклассников, либо используя его в качестве содержательного материала организуемой воспитательной работы с детьми. Третья книга «Я - Человек» адресована старшеклассникам. В ней даны, материалы для САМОуроков взрослеющего человека - различные методики самопознания и самовоспитания. Четвертая книга - «Педагоги, родители, дети» - логически вытекает из двух предыдущих: если суть воспитания - создание условий для саморазвития личности школьника, то и с родителями его школа, классный руководитель должны взаимодействовать иначе, чем принято в традиционной педагогике. Пятая книга - для родителей саморазвивающихся школьников, ибо и воспитательная позиция родителей таких детей должна быть принципиально иной- Шестая книга посвящена взгляду на воспитание и воспитателей (школьных педагогов) глазами детей и на основе этого - проблемам становления педагогического мастерства. Она - для школьного учителя. И, наконец, седьмая (заключительная) книга серии «Воспитать человека» будет представлять собой словарь-практикум для педагогов и родителей, то есть в ней будут не только раскрыты основные категории, важные для каждого воспитателя, но и дана методика и техника их реализации в педагогическом процессе, таким образом все семь книг серии «Воспитать человека» в совокупности призваны раскрыть многосложный процесс воспитания с разных сторон. Что же касается настоящей книги, то следует оговориться, что она никому ничего не предписывает. Ее не следует воспринимать как инструктивно-методическое пособие или рецептурный справочник (хотя на некоторые вопросы читатель, возможно, и найдет для себя ответы). Пусть каждый найдет в ней свое. И автор будет считать свою задачу выполнен' ной, если книга даст импульс собственной мысли каждого, взявшего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствования, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня их педагогического мастерства. И... сделает его хотя бы чуточку счастливее. ПРЕДИСЛОВИЕ. Воспитание и современная школа: грани взаимодействия Воспитание - дело совести, образование - дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга, Виктор Гюго
Вместе с ходом времени меняется значение вещей. Лукреций Тит Кар
Итак, книга называется «Воспитание в современной школе». Почему «воспитание»? А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеурочная деятельность»? Не «дополнительное образование»? И в чем специфика этого феномена, который у всех на устах, «современная школа»? Ответим здесь на эти вопросы в первом приближении, в общем виде, ибо подробнее и глубже о них - в самой книге. Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», аТа семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-нибудь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»... Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белинский: «Воспитание великое дело: им решается участь человека». Д,И. Менделеев: «Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего». Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало мальски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением человеческого общества, все перипетии развития человеческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества. Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Это основополагающие идеи, на которых зиждится любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмотрения - воспитание в современной школе. «Современная школа» - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная по тому, как там, в школе, им живется, работается или учится- А это зависит от многого: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от природных условий, и от подобравшегося (или подобранного) коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов... И еще мы говорим «СОВРЕМЕННАЯ школа». Это какая - «современная»? Так ведь всегда говорили - во все времена, во всех странах, у всех народов. Современная -это значит, видимо, «Соответствующая ВРЕМЕНИ»: Сопричастная с тем, что происходит в обществе в настоящее время, сегодня. Видимо, это так. И поэтому, прежде, чем рассматривать особенность воспитания, его содержание и методику, необходимо четко осознать, каковы особенности нашей современной, меняющейся школы в нашем коренным образом изменившемся обществе- Что же нового в жлзнь современной школы внесли общественные перемены? Что нового произошло и происходит в самой школе в ответ на происходящие вне ее перемены? Попытаемся охарактеризовать некоторые основные особенности современной школы, которые необходимо учитывать современному школьному педагогу, организующему процесс воспитания. 1. В условиях перестройки (политической, экономической, социальной, культурной...) претерпевает существенные изменения и школа. Эти изменения, прежде всего, касаются переосмысления цели, содержания и структуры образования'. • Конечной целью образования считается развитие обшей и профессиональной культуры личности, ее творческого потенциала, потребности систематического и перманентного пополнения знаний в течение всей жизни (в системе непрерывного образова- ния[1]). Это обусловлено динамичностью социально-экономического и духовного развития общества, а также включением нашей страны в систему мировой цивилизации. • Все содержание образования подразделяется на два раздела: 1 - базовое образование (а его основе - разрабатывающиеся стандарты по всем учебным предметам) на основе уровневой дифференциации согласно возможностям учащихся и конкретным условиям педагогического процесса; 2 - дифференцированное образование (специальное, профессиональное, дополнительное... по выбору департаментов образования, региональных, городских, районных; педагогических коллективов школ и самих учащихся и их родителей); в учебном плане школы имеется региональный и школьный компоненты, на основании которых вводятся предметы дополнительного цикла в зависимости от типа школ, их учебных планов и программ. • Современная общеобразовательная школа имеет структуру: начальные классы (3-4 года обучения), средние классы (6-5 лет), старшие классы (2 года); обязательным является 9-летнее образование. Причем, каждое звено имеет свое назначение: начальное - формирование у учащихся обшеучебных навыков и умений (чтения, письма, счета, устной и письменной речи, элементарное знакомство с окружающим миром, природой, с некоторыми событиями истории страны); среднее звено - базовое образование (обязательное для всех); старшее звено - дифференциация образования между старшими классами, имеющими различные учебные планы, профессионально-техническими училищами, техникумами, колледжами, училищами и так далее (по выбору учащихся, нередко на конкурсной основе). 2. Наряду с государственными появились частные школы и другие детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады, приюты для обездоленных детей, различные школы дополнительного образования - художественные, интеллектуально-развивающие. спортивные, религиозные и так далее). Эти учреждения чаще
всего имеют авторскую учебно-воспитательную программа (например, школы при Вальдорф-центре, школа М. Монтессори, школа диалога культур B.C. Библера, Пилотная школа или школа завтрашнего дня, домашние школы, различного типа религиозные школы, целый ряд национальных учебных заведений...). В этих школах собственный пакет документов (программа, устав, сведения о материальной базе, состав педагогического коллектива, концепция обучения и воспитания, лицензия на право выдачи аттестата установленного образца). 3. Рыночные отношения в обществе отражаются на школе в разных аспектах, имеют своеобразные проблемы: материальная база и финансирование школ (государственное, спонсорское, хозрасчетное и др.); контрактная система найма педагогических кадров; подготовка школьников к участию в рыночной экономике (специальные предметы, школы, курсы); оплата детского труда в школьных кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности: проблемы эксплуатации детского труда, нарушений законодательства о труде в отношении детей и подростков; дополнительные образовательные услуги в школах; доля и мера оплаты детского труда в соотношении с воспитательными возможностями "бесплатного», общественно полезного труда, благотворительной деятельности, работы в спортивно-трудовых лагерях, на субботниках-воскресниках и т.п.; хозрасчет и самоокупаемость в условиях школьных мастерских; проблема налогов: школа как хозяин и распорядитель своего бюджета; платные частные школы и другие проблемы. 4. Появились также альтернативные школы (концепция альтернативы заключается в том, что разные люди учатся разными путями и способами на основе различных образовательных потребностей; такие школы возникают повсеместно по образцу западноевропейских и американских[2]). 5. Идет процесс демократизации управления образованием в целом (в стране, регионах, городах и местностях, муниципальных округах) и в системе руководства и управления школой. Это проявляется в замене контролирующих функций руководства на функции методические, в выборности руководящих кадров, в от- четности и гласности, в привлечении широкой общественности к управлению образованием в планировании, организации деятельности, в определении концепции и программы, в анализе и подведении итогов, в оценке деятельности школы и педагогов; в появлении школьных Советов, Советов старшеклассников и так далее. Существенные преобразования происходят в системе соуправления-самоуправления школьников. 6. Идеи гуманизации образования и воспитания, как и во всем мире, в современной школе России имеют тенденцию ко все большему и большему вхождению в практику. Проявляются они по-разному; опора в воспитании на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование личности; обращение к ценности «Я» школьника; максимальная индивидуализация обучения и обеспечения активной позиции учащегося; гуманизация отношений «учитель <=> ученик»; создание в школе и классе благоприятного психологического климата, появление в школе психологической службы, ориентированной на учителя и ученика, воспитание учащихся на основе общечеловеческих ценностей, интерес к «педагогике ненасилия» и свободного воспитания и так далее. Этим обусловлена тенденция все более широкого введения в учебные планы школы различных гуманитарных курсов, обладающих большим воспитательным потенциалом: «Человековедение», «Психология», «Основы педагогики», «Психология самовоспитания». «Этико-психологический аутотренинге, «Культура поведения», «Этикет в школе», «Этика и психология семейной жизни», «Основы этики», «Эстетика», «Философия жизни в школе», «Мировая художественная культура», «Культура моего народа», «История религии» и другие. 7. Широкое развитие в образовании получает система дополнительного образования в рамках учебного процесса, а также во внеурочной (внешкольной и внеклассной) воспитательной работе. Платное и бесплатное. Это различные факультативы, кружки, секции, школы разного профиля, клубные объединения, станции технического творчества, Дома творчества детей и юношества, различные курсы и так далее. Они существенно дополняют возможности развития личности школьников, но ни в коей мере не могут заменить полностью единый и цельный воспитательный процесс в школе (а такая точка зрения, к сожалению, имеет место у некоторых руководителей образования и школ, и в практике тоже). 8. В современной школе используются разнообразные формы руководства внеклассной воспитательной работой. Назовем здесь некоторые из них: классный руководитель (функции его оговорены Уставом школы); классный воспитатель (классный руководитель. берущий на себя функции развития и воспитания учащихся); освобожденный классный руководитель-воспитатель1; воспитатель-куратор (или наставник) параллели из двух-четырех классов; воспитатель-куратор двух-трех разных классов (для малокомплектных школ сельской местности, для некоторых частных альтернативных школ); классная дама (в женских гимназиях); работа организаторов-специалистов по разным направлениям (краеведческое, экологическое, профориентационное, трудовое, театральное, искусствоведческое и т.д.), возможный вариант - и коллективное руководство группы учителей воспитательной работой школы (через систему школьных штабов, например; либо через деление детей по возрастным группам). Возможны и другие варианты. В практику современной школы все шире и шире входят такие должности, как практический психолог и социальный педагог. 9. Реальностью в наше время стали социально-производственно-педагогические комплексы (СППК), имеющие статус экспериментальной педагогической площадки и объединяющие все учебно-воспитательные учреждения микрорайона: детские сады, школы (общеобразовательные и специализированные), вузы, клубы, кружки и секции, технические станции, дома молодежи, детские парки, различные общественные и спонсорские организации, институт социальных психологов и педагогов и так далее, СППК функционирует как комплексное учебно-воспитательное учреждение по воспитанию детей, живущих в данном микрорайоне. Примером такого комплекса может служить возникший в Е972 г. как форпост культуры им. С.Т. Шацкого ныне развившийся в СППК «Лужники» г. Москвы (бессменный руководитель его педагог-энтузиаст Ю.К. Березкин). 10. Воспитательная работа школы становится творчеством не только педагогов-одиночек, но плодом труда коллектива единомышленников. Причем на нескольких уровнях: класс -> школа -> микрорайон -> город - > регион. Опыт работы освобожденных классных руководителей получил отражение ii книге: Газмач О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. Для примера приведем обобщенный материал из анализа воспитательной работы в г. Севастополе, проведенный заведующей кабинетом воспитательной работы городского Института усовершенствования учителей С.М. Тищенко[3]. ... Фактический анализ содержания воспитательной работы а различных типах учебных заведений г. Севастополя позволяет выделить три подхода к организации воспитательных систем: 1. Посредством организации системы ключевых дел в году (методика В.А. Караковского); 2. Привлечение к участию в работе со школьниками специалистов внешкольных педагогических заведений, расположенных территориально в непосредственной близости к школе (научных работников, руководителей кружков, секций, клубов...); 3. Использование самой школы как непосредственной базы для создания под одной крышей воспитательного центра, совмещающего в себе работу школы как общеобразовательного учреждения и центра дополнительного образования (художественного, музыкального, хореографического и так далее. У каждой школы г. Севастополя своя «визитная карточка», свое что-то уникальное, отличающее ее от других. В городе немало школ со сложившимися системами, которые заслуженно называют именами руководителей: «Школа Мельник», «Хитровой», «Гузановой», «Юрьевой», «Бородиной», «Андреевской». В основе системы одно или несколько направлений воспитательной работы: «развитие детского творчества», «краеведческое воспитание», «героико-патриотическое воспитание на материале истории г. Севастополя", «спортивно-оздоровительное воспитание», «национальная культура (русская, украинская, английская, татарская), отражение ее в различных видах искусства», «мир человека и процесс самопознания», «воспитание и театр» и другие. В школах, где сложилась система воспитательной работы, возникают оригинальные формы: вокальные ансамбли (национальные), клубы «Хозяюшка», «Хороших манер», молодежная театральная студия, «Школа искусств» и другие. ... В школе № 22 г. Севастополя интересно работает воспитательный центр, в основе которого лежат идеи интеграции воспитательных воздействий (в разных формах), творчества и научного поиска детей. Ведущий вид деятельности - интеллектуально-познавательная, которая предполагает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей детей и свободу выбора в сфере кружковой деятельности. Многообразие объединений клубного типа создает ту воспитательную микросреду, в которой развивается индивидуальность каждого школьника. ... В школе № 21 г. Севастополя широко используются нестандартные формы работы с родителями: открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (например, на тему «Любовь к детям, какая она?» «Что значит семейный уют?", «Хорошая семья, какой ей быть?), семейные праздники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей.,. Таким образом, на примере беглого анализа системы воспитательной работы в школах г. Севастополя видно, как описанные выше характерные особенности современной школы, интегрируются в неординарной творческой деятельности современных педагогов, озабоченных воспитанием подрастающего поколения. В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа - островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи всестороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания - самоактуализацию личности взрослеющего человека. Глава 1 ВОСПИТАНИЕ КАК ТАКОВОЕ 1.1. Что такое «воспитание» Прежде всего, научайся каждую вещь назвать ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук. Пифагор
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В. Г. Белинский
Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению- Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образам может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?» Как известно, человечество (в филогенезе) и, каждый родитель воспитательные функции получает с рождением ребенка от природы; когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную песенку, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного... - это значит воспитывают. Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание". Но люди очень рано. еще на заре человеческого общества, поняли, что лиги человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание, иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании». Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты- Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб». О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духовному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» - детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Конном описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек- Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9-10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7-8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет - ходить. К 17-!8 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких де- тей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять простейшие арифметические действия они вообще не могут. Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков... Что же такое воспитание? Как его понимают учителя - практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям города Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-Вашему, что самое глазное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика - отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка». Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматривается гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями; и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия. Однако, среди общего позитивного стиля и тона высказываний есть и такое' «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив.» Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход к воспитанию и обучению. Он основан на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово; Мораль! При этом слове ре- бенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена». Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? - получите однозначный ответ: «Нет!" И у А.С. Макаренко поэтому: «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой.» Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим». Почему так? Видимо, насилие над личностью, уничтожение ее смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирующуюся личность школьника воздействиями типа: «Только посмей...", «Прекрати сейчас же..!», «Кто.... тот будет весь год..." Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирование, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа" (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой барьер»), появляется «сопротивление воспитанию». Так что же такое ВОСПИТАНИЕ в истинном, научном понимании этого слова? Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений начальства и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») и многие-многие другие, хорошо известные по современной практике. Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления: 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества, 2) развитие (всестороннее, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. И в более узком смысле этого слова - предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности - интуитивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход - зачем? 1-ое, 2-ое, 3-е....!»; «Организую «Огонек» - зачем?», «В школу обязательно приносить сменную обувь - зачем?», «Классные часы должны быть в расписании - зачем?», «Вместе с детьми планируем воспитательную работу - зачем планируем? И почему - вместе с детьми?».,. И так - в каждом педагогическом акте. Постепенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока-воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «поводыря», «человека с указкой», «приказчика и надсмотрщика». 2. Воспитание - процесс. Мы исповедуем диалектический подход к характеристике воспитания как педагогического явления, ибо система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый из компонентов ее в наивысшей степени динамичен: педагог как субъект педагогического процесса - развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы - также динамичны. Изменчивостью и динамичностью отличается и сам педагогический процесс: уроки в начальной, средней и старшей школе - это разные уроки, уроки в четырех классах одной параллели - это разные уроки; уроки одного учителя в одном и том же классе - неоднородны; первый и последний урок дня, изучаемой темы, учебного года и так далее резко отличаются друг от друга. Это касается любого педагогического действия и явления. В учебно-воспитательном процессе следует выделить два типа динамики, развития: спонтанный (совершаемый вроде бы сам по себе, стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогический, то есть целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником. 3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон. Схематично суть его можно изобразить так: S <-> Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|