ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Деятельность - основа воспитательного процессаДобро само есть дело: кто учен добру, Сам делается добрым в силу этого - Как и флейтист есть тот, кто флейте выучен. Какое ремесло бы ни усвоил ты - Не ремесло ты все же, а ремесленник. Эпихарм Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они - что ось для колеса» (Фирдоуси). В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. И действительно, если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора - танцевал, если токаря - чтобы вытачивал детали, если человека доброго - надо, чтобы он творил добрые дела, художника - чтобы рисовал, педагога - чтобы имел практику воспитания детей... Деятельность, как известно, фактор развития человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную. эмоционально-волевую, поведенческо-деятельностную) позволяют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер... Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения. Попробуйте задать детям разного возраста вопрос: «Что ты любишь делать и делаешь чаще всего на досуге, когда тебя никто не заставляет?» Получите прелюбопытную картину- Совсем маленькие: бегать, скакать, смеяться, купаться, играть, рисовать, «маршировать под музыку», танцевать, веселиться, рассматривать картинки, вгулять с папой»... У школьников добавляется: читать, «решать трудные и умные задачки», «ходить на физкультуру», гулять с друзьями, кататься на велосипеде, смотреть видик, играть в компьютерные игры... У старшеклассников еще: читать (конкретную литературу), музыку, спорт, ходить в походы, путешествовать, заниматься в кружке (конкретном), общаться с друзьями, ходить на концерты, ходить в театр и музеи, путешествовать по городам, заниматься любимым делом и так далее. Мы здесь очень бегло перечислили лишь немногое, что любят дети делать на досуге по собственному желанию, без принуждения. Другими словами, взрослеющий человек не может развиваться вне деятельности. Это старо, как мир. Фауст, размышляя над библейским вопросом: «Что было в начале?»: Написано: "В начале было Слово» - И вот уже одно препятствие готово: Я Слово не могу так высоко ценить, Да в переводе текст я должен изменить, Когда не верно чувство подсказало. Я напишу, что Мысль - всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была недалека! Ведь Мысль творить и действовать не может! Не Сила ли - начало всех начал? Пишу, - и вновь я колебаться стал. И вновь сомненье душу мне тревожит, Но свет блеснул и выход вижу я: В Деянии начало бытия![16]
Значит, для тога, чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитательная, то есть включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью В психологии деятельность определяется как «способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами».[17] Особенность деятельности человека заключается в ом, что она (в отличие от животных) носит сознательный характер, связана с изготовлением, хранением, использованием орудий руда (наиболее совершенных!), носит общественный характер. Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?) -> мотив (почему?) -> действия (какие?) -> результат (предметный и ценностный, то есть воспитательный). Для педагогов чрезвычайно важно понимание сути, назначения организуемой [ми разнообразной деятельности детей, ее педагогического смысла. Привели детей на выставку (технического творчества, - художников-импрессионистов, поделок из природного материала...) - зачем? Во время субботника сажаем аллею боевой славы - с какой целью? Проводим акцию милосердия - для чего и кому это нужно? Секция аэробики, карате или художественной гимнастики - что это дает развитию ребенка: физическому? нравственному? эстетическому? умственному?... В разнообразных видах организуемой а ходе воспитательного процесса деятельности ребенок познает окружающий мир: разобрал игрушку - посмотреть, что там внутри; отвинтил крышку магнитофона - «как это там уместился дядя, который поет»; рассматривает картины - как будто побывал в местах, изображенных на них; сконструировал модель летающего самолета - «столько всего нового узнал и научился», прыгнул впервые с парашютом - "я и не думал, что такой смелый, хотя сначала страшно было»; поработал летом в археологической экспедиции - «понял, что история и археология самые интересные науки»… В разнообразных видах деятельности ребенок (а позже - школьник) научается и приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ (а это, как известно, стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека); своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями сделали игрушки и совочки для детского дома и подарили детям, ходили в поход-экспедицию по очистке родников и малых рек Подмосковья, в художественной школе рисовали картину-панно для украшения интерьера детской больницы, подготовили и провели концерт художественной самодеятельности в доме престарелых, всем классом сочиняли стихи и песни к празднику Последнего звонка и т.п. Вот почему известный педагог В.А. Сухомлинский в практику воспитания вводил пять уровней «заботы": 1 - добрые дела для себя и своих близких, 2 - для класса и школы; 3 - для двора. улицы, микрорайона, города. 4 - для общества, всей страны; 5 - для всего человечества. Так, считал он, растет человек. И что особенно ценно с точки зрения воспитательной, включаясь в разнообразные виды деятельности, школьник преобразует самого себя. Преобразует и физически, и духовно (психически), и с точки зрения социальной: многое узнает, многому научается, ко многому полезному приучается, преобразуя окружающую, материальную среду. Включаясь в деятельность по освоению культурных ценностей, вырабатывает потребность в интеллектуальном, физическом и духовном самопознании и самоусовершенствовании. Внеучебная деятельность учащихся в современной школе позволяет расширить диапазон образовательно-воспитательных возможностей школы и самих школьников. В настоящее время в различных типах учебных заведений создана разветвленная система дополнительного образования, отрабатывается система внеклассной и внешкольной работы с учащимися, на новой основе и в новых формах строится клубная деятельность. Основной акцент делается на многопрофильность, разнообразие, неформальность, на учет индивидуальных потребностей и интересов детей. Широкую популярность завоевывают детские творческие объединения различной ориентации: научные общества учащихся, творческие мастерские, театральные студии, детские центры, спортивные клубы, школьные мастерские... В основе всех разнообразных форм воспитательной работы с учащимися - различные виды воспитывающей деятельности. Каковы же они? Как необходимо их инструментовать, чтобы деятельность была воспитывающей, то есть формировала запланированные педагогом отношения, позволяла достигнуть поставленные цели и задачи? Наиболее целесообразно воспитателю-практику иметь для себя такую классификацию видов деятельности[18]. основанием для которой служит их назначение и функции: Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в школьном возрасте, ибо интенсивно идет накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей.[19] В различных формах внеурочной деятельности, организуемых в школе, происходит расширение отношения к науке и людям, занимающимся ею, к собственной учебной деятельности; учащиеся вооружаются навыками самообразования и научной организации интеллектуального труда. Еще В. Гумбольдт писал о значении интеллектуально-познавательной деятельности для духовного развития: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают. поднимают дух». Ценностно-ориентировочная деятельность в школьном возрас те позволяет выработать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные проблемы: что есть истина? что есть добро и зло? что есть прекрасное и безобразное? В различных формах внеурочной деятельности учащиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и личностно значимых- Все это очень важно для человека школьного возраста[20], ибо проблема самоосознания, самопознания, выработки критериев оценки себя самого и окружающего мира - наиважнейшая, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В доказательство приведем стихотворение школьницы Юлии Федоровой:
Устало-мудро зрить на мир? Как можно? Не прошагав и четверти пути. И понято не все, и разобраться сложно. И вряд ли выбрано, куда и с кем идти. Не оставаться нужно с тем, чего добился И с тем, что принял в этой жизни человек; Не забывать о том, к чему стремился Все ускоряя раньше жизни бег. Нам в этой жизни роли не отводят – Мы сами начинаем их играть, А после удивляется лишь (вроде), За что нас дураками стали звать? Но это - роль, хочу я в это верить, Умнейшим шут всегда слыл при дворе, На нем колпак, зато открыты двери... Венец и мантия всегда ж на короле.
Трудовая (ее назначение - преобразование окружающей материальной действительности) и общественно полезная (имеет назначение воздействия на духовную сферу жизни окружающих людей) виды преобразовательной деятельности человека. Они приходят в жизнь нормального человека именно в школьном возрасте и выполняют существенную роль в процессе социализации личности: выбор профессии, накопление определенных духовных ценностей, усложнение взаимоотношений с людьми, становление характера. В современных условиях для растущего человека это еще и вхождение в нелегкие проблемы рыночных отношений[21], приобретение умения обрести и защитить собственную жизненную позицию, это познание экономических и политических основ жизни общества, развитие правовой культуры- Без этого просто невозможно. И еще. В последнее время широкий интерес стал заметен к различного рада занятиям вне сферы профессиональной деятельности в сфере досуга, хобби, имеющим тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн в быту и производстве, изготовление мебели, шитье и вязание, изготовление украшений, разведение экзотических растений, содержание различных животных, садоводство и огородничество, коллекционирование... Все это требует дополнительных знаний, раннего приобретения квалифицированных навыков и умений, выработки творческого отношения к труду, Что же касается деятельности общественной, то наше время характеризуется тем, что в разных сферах жизни людей возника- ет множество различных неформальных объединений и движений, в которых надо просто ориентироваться. Это все задачи воспитательной работы со школьниками. Художественно-творческая деятельность, назначение которой в развитии человека очень важно: изучение, оценка и преобразование окружающей действительности (то есть функции всех предыдущих видов деятельности), но с позиций прекрасного - безобразного. Это очень важно в развитии взрослеющего человека - приобщение его к произведениям прекрасного, выработка потребности в нем, желание жить по законам красоты. Известный художник Б.М. Неменский, наш современник, написал книгу «Мудрость красоты» (М., 1981). В ней, в частности, есть такие мысли: «...Нельзя забывать, что предмет искусства отличен от предмета науки, физика и математика развивают логическое мышление и репрессируют эмоции- Наука исследует предмет, искусство исследует отношение к предмету. ... В школе знания, навыки, творчество должны быть не самоцелью, а средством овладения языком искусства. Чтобы через искусство воспринимать его художественную информацию. Цель школы: 1) Развивать понимание искусства, прививать любовь к искусству, сформировать художественную культуру. 2) Выявлять учеников со способностями, чтобы в дальнейшем они могли овладеть мастерством». Физкультурно-спортивная деятельность, назначение которой - развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Что дают занятия спортом в смысле воспитательного воздействия на человека? Для его ориентации на самовоспитание, самоусовершенствование? Они, эти занятия, формируют определенную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации. И.Г. Келшев, изучив автобиографии 1500 атлетов высокого класса, нашел такие для большинства мотивы:[22] Дружеская или групповая солидарность (дети и подростки приступают к занятиям спортом с целью общения со сверстниками: на первый план выдвигается общение, а спорт выступает как средство его). Самосовершенствование - это уже личностный мотив: подросток хочет добиться лучшего физического развития, укрепить здо-
ровье, стать сильным, смелым, решительным и независимым, занять достойное место среди неформальных групп сверстников... Долженствование - в виде решения продолжать и поддерживать традиции семьи, школы, спортивной секции... Подражание - притягательный мотив: быть похожим на своего кумира (выдающегося спортсмена, школьного учителя, родителей, преуспевающего в спорте сверстника...) Причем, подражание не только в технике тренировок, но и в направленности личности, в нравственных качествах: упорстве, настойчивости, смелости, решительности, честности, силе духа... Внутригрупповое соперничество - спортсмен всегда стремится сделать упражнение лучше других, показать более высокий спортивный результат, превзойти сверстников в проявлении морально-волевых качеств- Стремление к достижению высоких результатов - этот мотив стимулирует, как правило, дополнительные возможности самосовершенствования. Мотив спортивного интереса, то есть непосредственно то, ради чего школьник занимается спортом: от занятий он получает удовлетворение, «радость движений», «радость достижения». Кроме того, для школьника-спортсмена это развлечение, отдых. Потребность в познании; занятие спортом часто привлекательно с интеллектуальной и эмоциональной точки зрения: «Пусть большим спортсменом я не стану, но окунусь в этот увлекательный мир, стану знатоком любимого вида спорта, а может быть и судьей». Совершенно очевидно, что при умелой инструментовке и других видов деятельности эти мотивы и развитые в процессе физкультурно-спортивной деятельности качества личности могут проявляться и закрепляться во всей жизнедеятельности растущего человека. Есть еще один вид деятельности, значимость которого неоценима в развитии индивидуальности школьника - это свободное общение, содержание и круг участников которого определяет и характеризует результат воспитания: человек САМ выбирает себе образ жизни и круг близких людей в зависимости от приобретенных к окончанию школы ценностей. Вот почему, организуя внеурочную деятельность, школьные педагоги заботятся о насыщении ее различными формами свободного общения, которое вбирает в себя функции всех описанных выше видов деятельности, но специфика их - в свободном выборе. Особое место в жизни и деятельности школьника занимает игровая деятельность. Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться... По утверждению С.А. Шмакова, игра - это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. Дети играют в игрушки, своеобразный атрибут игры. Именно ценность игры, а не материальная ценность определяет истинную «стоимость» игрушки. Маленький кусочек цветного стекла преображает все вокруг, если смотреть через него на мир. Маленький светлячок ценнее любой дорогостоящей игрушки, ведь «он живой и светится». Заводной автомобиль легко меняется на удивительно красивую пуговицу. Увеличительное стекло, выменянное на дорогую авторучку, может «зажигать бумагу без спичек». В любимой игрушке всегда видится свое. Высказываются третьеклассники: «На день рождения мне подарили мягкую собачку. Она сине-красная. Я ее очень люблю, я с ней играю, сплю. Я ее полюбила, когда мне подарили ее. Я не знаю, почему я ее полюбила. Она очень красивая, но у нее грустные глаза. Я ухаживаю за ней, как за двухмесячным ребенком Я читаю ей сказки, стихотворения, играю с ней в школу. Один раз она упала в ведро с водой. Мы ее высушили, и она стала такая смешная, растрепанная» (Деревянко А.). «Моя любимая игрушка - это машина, большой джип. Он весь разноцветный и всегда переливается в разные цвета». (Иванченко А.) "Компьютер - это моя любимая игрушка, в нее можно играть в игры, печатать. Это вам не какая-то приставка» (Гулин Володя). Итак, можно сделать вывод: «Игра - это норма, и ребенок должен играть даже когда это невозможно» (А, Макаренко). Обратимся к теории игры. Игра - «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре... воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного и школьного возраста игра является ведущим типом деятельности»[23] Она как бы пронизывает всю жизнь ребенка, подростка. Вот почему весь учебно-воспитательный процесс, а в неурочная деятельность школьников - особенно - должны быть пронизаны игрой. Пронизаны в двух смыслах, Во-первых, имеется в виду, что в жизнь детей от первого по одиннадцатый класс в планы воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа: сюжетно-ролевых. дидактических, интеллектуальных, подвижных, спортивных, творческих, деловых, игр-манипуляций с предметами и игрушками, игр-состязаний и других... Они могут заполнять целиком все формы воспитательной работы, а могут входить в них фрагментарно. Могут выступать как эффективная форма свободного общения педагога и детей на досуге. Во-вторых, имеется в виду игровая инструментовка всех видов деятельности. Блестящим примером игровой инструментовки учебной деятельности может служить «ненаглядное пособие» Г. Остера - специальный задачник. Вот две задачи из него: «Чтоб быть всегда чистым, человеку нужно 24 куска мыла в год. Если мыть только пятки и уши, то мыла понадобится а 8 раз меньше- На мытье каждого уха уходит по 1 куску мыла в год. Сколько мыла уходит в год на пятки?». «Один третьеклассник может отлупить трех первоклассников, но уже 4 первоклассника отлупят третьеклассника сами. Кто будет побеждать сначала и кто победит в конце концов, если лупить друг друга начнут 12 третьеклассников и 48 первоклассников, а потом на вопли о помощи прибегут еще 5 первоклассников и 3 третьеклассника?» Или - его же «Вредные советы» можно использовать, осваивая с детьми правила культуры поведения:
Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – Пригодится самому, Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай, Рот во время разговора Вдвое меньше съест конфет. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье – Трудно будет вынимать.
Многие формы воспитательной работы классного руководителя могут быть инструментованы как игровые: «трудовой десант», «пресс-бой», «пресс-конференция, интеллектуальный аукцион, «музыкальный ринге, выставка репродукций с картин «Малая Третьяковская галерея», спортивные соревнования - «Малые Олимпийские игры, заочное путешествие по городам (странам, в 21 век и т.п.), ролевая игра-конференция «Ученые разных специальностей - о проблеме...» (по усмотрению педагога и учащихся), выставка детского творчества «город мастеров», путешествие «В гостях у сказки» или «По любимым телепередачам». И многие-многие другие формы воспитательной работы. К игровой инструментовке следует отнести и игровое поведение и позицию самого педагога. Вот как об этом пишет Ю.П. Азаров в книге «Искусство воспитывать» (М., 1979. С. 148-150): «Мой метод - я вызываю в себе состояние детства, то есть то состояние легкости, которое свойственно ребенку, сбрасываю с себя все взрослое, а главным образом, то взрослое, что присуще моей административной роли. Далее - подбор форм обращения к детям: выбор интонации, способов общения, манеры держаться, содержание игровой роли («волшебник, «пришелец с другой планеты», «философ», «один очень невоспитанный человек», «Комплементина» и тому подобное». Любая игра, любая игровая инструментовка какого-либо дела требует знания некоторых методических правил: • Организуя игру детей, необходимо иметь в виду два целевых плана: 1) собственно игровая деятельность (для детей), 2) решение определенных воспитательных задач (для педагога). • Обдумывание структуры игры- понимание цели, должно иметь в виду: логику развития игры, включение игровых предметов и людей, определенные правила игры, логическое ее завершение. • Использование конкретных приемов создания и развития игровой ситуации: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре; снятие напряженности «секретами», общими действиями («держимся за руки», «Мы зайчики»...); определенный алгоритм игры (изменение интонации, употребление игровых слов и фраз, интригующих объявлений): соблюдение педагогического такта (вне читать нотаций!». «Не навреди!», «С пользой для дела и для детей!»... • Воспитатель, классный руководитель должны всегда иметь под рукой набор (пакет, картотеку) игр и на все случаи жизни. И еще об одном виде деятельности следует сказать особо. Это общение (в широком смысле этого слова) - особый вид деятельности, которая как бы пронизывает, охватывает, реализует все описанные выше виды деятельности. В каждом из них присутствует общение: с книгой (героями и автором ее), с музыкой (и композитором), с природой (во всех ее проявлениях), с другим человеком (в деятельности общественной), с собой (если речь идет о самовоспитании)... Да и сам процесс воспитания под этим углом зрения - процесс общения педагога и воспитанника, то есть процесс взаимоотношения двух субъектов деятельности. От успешности деловых и интимно-личностных взаимоотношений педагога и воспитанников зависит как продуктивность любого вида деятельности, так и его воспитательный потенциал В практике воспитание все описанные выше виды деятельности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг другу, взаимодополняют одна другую. А в некоторых, синтезирующих, формах внеурочной деятельности вообще сливаются воедино. И лишь организуя воспитательный процесс в данной логике включения школьников в разнообразные, целесообразно инструментованные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие. 1.4. Воспитание как средство, процесс и результат. «Пять точек опоры» Воспитание - это все. Персик был когда-то горький миндаль, а цветная капуста - это обычная капуста, получившая позднее высшее образование. Марк Твен Воспитание - понятие многоликое, его нельзя понимать в одном единственном смысле. И организуя воспитательный процесс, педагог должен об этом помнить, воспитание есть триединство; образно говоря, «три кита» - в одном. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств. Протекая во времени, ежесекундно, ежеминутно, ежедневно, ежегодно, воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя, в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление позитивных для развития человека качеств, в этом диалектичность воспитательного процесса. Остановимся кратко на раскрытии каждого из «трех китов». Воспитание как средство, благодаря которому осуществляется развитие через педагогическое или воспитательное воздействие - акт педагогической деятельности, направленный на побуждение воспитанника к определенному (воспитателем) действию. Благодаря воздействию воспитанник воспринимает, «присваивает» определенные ценности культуры, делает их личностно значимыми, меняет свою сущность, продвигаясь в развитии. Обратимся к примерам из педагогической практики. ... 1944 год. Далекая забайкальская деревушка. Сюда из голодного и холодного города приезжает мать с тремя детьми. Чтобы выжить. Отец, как у многих, на фронте. Семья бедствует. 1 сентября на девятом (!) году Николка пошел в школу: мать сшила ему штаны из белой холстины (уж какая нашлась'). Мальчишки дразнили и смеялись. Хотелось убежать домой и больше никогда сюда не приходить. Но положение спасла учительница: категорично и строго приказала мальчишкам прекратить насмешки. А Николке - потихонечку, на ушко: «Ты не горюй! Скажи маме, путь вскипятит штаны в луковой чешуе - и все будет в порядке. Без учебы нельзя». На всю жизнь запомнил человек урок доброты, справедливости, жизненной мудрости. ... В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и неуживчивым. Не вызывал симпатии учителей, повергал в страдания родителей, да и сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах выпалила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы' На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствовавший при этом учитель физкультуры, обняв по-мужски за плечи, отвел парня в сторону: *Я понял - ты страдаешь из-за маленького своего роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие - позже- Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут - не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже таким был в твоем возрасте. Гномиком звали. Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом займись». Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали - таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же. Не пожалеешь!» В обоих описанных случаях воспитательное воздействие выступает как импульс к определенным взглядам, действиям, оценкам окружающей действительности... Система воздействий, если они, конечно, педагогически целесообразны, складывается в определенную стратегию воспитания, приводящую к позитивным результатам. Однако воздействие, неправильно инструментованное или выраженное в грубой, бестактной форме, превращается поначалу в своеобразный тормоз развития положительных взглядов, поступков, оценок, а потом и в общую тенденцию «сопротивления воспитанию». В качестве примера приведем зарисовку, сделанную В. Леви[24], наблюдавшим за группой детсадовских детей: «Строиться парами», - командует молоденькая воспитательница. - Сейчас уйдете из леса! Морозов, тебе что особое приглашение? Где твоя пара? Еще одно замечание, и все уйдете из леса! Морозова заталкивают в строй. Еще окрик, неохотное равнение, все стихает. И куда-то ведут их мимо припудренных зеленью берез, мимо вспышек первых одуванчиков... Ловлю лица: у девочек сердито-серьезные, знают - кто-то виноват- У мальчишек туповато-угрюмые...» Так средство развития (воздействие природы, теплых человеческих отношений...) подменяется «средством торможения», А разве школа не изобилует примерами подавления, подминания, нивелирования детской воли, радости, движения, жизни; превращаясь из воспитательного учреждения в учреждение надзора, подавления? Воспитание как процесс предполагает иную его характеристику. Латинское слово «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Значит воспитательный процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному результату, изменению состояния, преобразованию свойств н качеств личности воспитанника, к саморазвитию. Причем, в ходе воспитательного процесса все - в движении, в изменении: и учитель, и учащиеся, и само качество учебно-воспитательного процесса... Так классный руководитель ставит цель: «Я хочу, чтобы мои дети были добрыми, дружными, трудолюбивыми, красивыми» - и организует всю жизнедеятельность класса, состоящую из дел, в которых бы стимулировалось проявление этих качеств... Постепенно в поступках детей эти качества находят свое проявление. Педагог хвалит, поощряет детей. Дальнейшая задача - проявление детьми этих качеств без ожидания похвалы и поощрения. Поведение становится привычным, но возникают другие задачи. Обратимся за подтверждением идеи к авторитетам. «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование» (В.Г. Белинский). «Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну теперь кончилось! - не тут-то было: только что начинается...» (М.Ю. Лермонтов). Вот и встает задача перед педагогом-практиком - умение видеть меняющуюся, развивающуюся сущ- ность каждого ученика, классный коллектив, себя самого... И сообразно этому строить дальнейшую стратегию и тактику воспитательного воздействия. И наконец, воспитание выступает как результат. В нашем житейском обиходе недаром существует выражение; «Он получил хорошее воспитание». Или: «Преклоняюсь перед его воспитанностью»... Что это значит? Видимо, это определенный уровень сознания, поведения, эмоционально-волевой сферы, который позволяет сказать, что человек отвечает идеалу, принятому в обществе, живущий в соответствии с критериями ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. С точки же зрения педагогической это есть достижение цели воспитания. В обыденной жизни и практике воспитания есть еще одно понятие (явление), использование которого в воспитательном процессе буквально «открывает глаза» педагогу-практику на сакраментальные вопросы: КАК сегодня воспитывать детей? ЧТО сделать с содержанием воспитания, чтобы растущий человек не только выжил в современной нелегкой жизни, но и жил подлинно человеческой, одухотворенной жизнью? Это понятие имеет прямое отношение (точнее и не скажешь!) к нашей проблеме: синтезу воспитания как средства, как процесса и как результата. Это понятие выражено в нашей педагогической аксиоме, выстраданной в практической работе в роли классного руководителя в так называемый сложный псрестроечный период нашего общества, когда рухнули, утратились былые ценности, а новые - увы - еще не оформились: в процессе воспитания надо сформировать у детей «точки опоры», опираясь на которые, они могли бы и выжить и жить по-человечески, то есть по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. В записках Е. Евтушенко есть замечательная идея: «... жажда точки опоры - одно из самых прекрасных качеств человека, если эта точка опоры не зиждется на чьих-то костях, на подавлении человека человеком- Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие - такие точки опоры аморальны. Искусство представляет собой нравственную точку опоры человечества... Искусство - не средство развлечения, а средство спасения. Искусство - поле боя, а не танцплощадка. Для точки опоры оскорбительно быть торговой точкой. (Е, Евтушенко. Политика - привилегия всех. М.. 1990). В практике нашей воспитательной работы сложилось «пять точек опоры»: они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни, всей истории воспитания ребенка) и результат воспитания (качество к уровень воспитанности) Эти «пять точек опоры» таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, сам(а) как наивысшая ценность. Ниже мы раскроем содержание каждой из них. Но сначала несколько важных положений и методических правил: * Формирование всех пяти точек опоры происходит одновременно, в едином воспитательном процессе; всех без исключения, и всех одновременно! * Точки опоры нельзя привнести в сознание и опыт воспитанника; они возникают и развиваются исподволь, постепенно, изо дня в день, из года в год, усилиями и родителей, и педагогов, и всей среды (географической, социальной, микросреды). * Главная роль принадлежит педагогу, который ставит формирование у воспитанников точек опоры как цель воспитания, постепенно переводит эту цель в сознание и смысл жизни воспитанников. * Главное условие воспитания при этом: педагог должен сам уверенно стоять из этих «точках опоры» - требуется определенный (высокий!) уровень подготовленности, его положительное эмоциональное состояние в исповедовании этих точек опоры и привлекательная выразительность собственной позиции, чтобы увлечь детей и сделать этот процесс непроизвольным, а значит, радостным и счастливым. Теперь раскроем подробнее эти впять точек оперы». Первая - ПРИРОДА. Человек сам прежде всего - плоть от плоти, кровь от крови - произведение ее; он - природное существо, а потому живет и развивается по ее законам- И если они, эти законы, нарушаются (к примеру, современным образом жизни, условиями развития детей, характером воспитания), то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно - здоровый образ жизни рас- тущего (да и взрослого) человека в гармонии с природой. И, с другой стороны, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она - для радости, отдохновения, в ней он черпает силы и стимулы для творчества, она же - для различных способов самоотдачи, самовыражения. Обратимся к мыслям великих (они могут пригодиться педагогу в процессе убеждения детей). «Природа и воспитание подобны... воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу (Демокрит). «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую» (Ф. Бекон). «Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение; порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует» (Пифагор). «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (Гете), «Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью» (Зенон). Убедителен и маленький рассказ М-М. Пришвина «Отдых»: «Отдыхающие медленно, как сонные, бродят по зеленеющему лесу, и я слышал сегодня один сказал другому: «Наконец-то, кажется, я начинаю приходить в себя». (Подчеркнуто нами. - Л.М.). Мне хотелось спросить его: «А где же ты был до сих пор. И, подумав, ответил за него: «Я был до сих пор в распоряжении чужой воли». Так, наверное, потому мы и радуемся, попадая в природу. что тут мы приходим в себя» (Собр. соч. Т. 7. М., 1984- С. 119}. формирование отношения детей к природе как к «точке опоры» благодатно: дети сами ближе к природе, чем взрослые (не все еще атрофировано искусственно созданными условиями жизни и воспитания!), дети самозабвенно любят природу, видят в ней союзника, хотят с ней общаться постоянно. Приведем в доказательство мысли детей - больших и маленьких (от 2 до 11 класса), «Мой любимый предмет - природоведение. На уроках природоведения мы изучаем жизнь животных и растений. Сегодня мы ходили на экскурсию в парк. Там мы видели лебедей и уток, смотрели, как пожелтели листья на деревьях, У нас дома много книг про птиц и зверей. Мне нравится их читать. Еще я люблю кошек, собак и бабочек. Летом я с друзьями ловил ящериц и ходил с папой на рыбалку. Я очень люблю природу!» (Антон Г.. 2 класс). «Я люблю природу просто так: за красоту, за плавность пейзажей, за то, что ты дышишь ею, природа вдохновляет человека. Она - что-то вечное, незыблемое, ее нельзя не любить, так как ты сам - частица природы. Природа бывает разная: дождь, ветер, бури или наоборот: зябь, прохлада, ночная тишина, покой... и люди любят ее разной» (Лакоащикова Лена, 9 класс).
Снег искристый ляжет на дорогу, Встанет солнце завтрашнего дня И уйдут сомненья и тревоги, И уйдут заботы от меня. Тронет иней черные деревья. Черный - цвет печали и тоски, Вспоминаются все старые поверья, Памятью разбитые в куски. Но пускай не будет недотрогой Это солнце завтрашнего дня. Белый снег пусть ляжет на дорогу, Черноту пусть скроет от меня... (Юля Федорова, 11 класс).
Вот почему мы считаем, что воспитательная работа школьного педагога ^любого - учителя, классного руководителя, воспитателя...) должна быть предельно насыщена делами, которые бы, во-первых, развивали природную сущность ребенка и, во-вторых, обогащали бы его опыт общения с природой: учили бы видеть природу глубже, тоньше, уводили бы от только лишь потребительского отношения к ней (люблю ловить рыбу, собирать грибы, рвать цветы...), привели бы к потребности действенного отношения к природе: выращивать цветы и деревья, помогать животным и птицам в холодное и голодное время, беречь лес от пожара и браконьеров... Обратимся к педагогическому опыту. У В.А. Сухомлинского описан такой эпизод. Учительница просит красивыми, точными словами описать осеннее небо- Дети задумались, называют: «Небо синее-синее», «небо голубое», «небо чистое, небо лазурное»... И все. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое... В сторонке стояла маленькая синеглазая Валя и молчала. - А ты почему молчишь. Валя? - Небо ласковое,., - тихо сказала Валя и грустно улыбнулась. Дети притихли. И в это б? мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор: «Небо грустное», «небо тревожное», «небо печальное», «небо соленое»,.,, Небо играло, дышало, как живое существо, и дети смотрели в его грустные синие-синие осенние глаза.» ... Директор школы-интерната, биолог по базовому образованию, вовлек всех учащихся от мала до велика и всех педагогов в увлекательное и архиполезное дело - ежегодные длительные, экспедиции в разные регионы страны по очистке родников, ручьев и малых рек (количество спасенных и возрожденных, их обширная география - предмет особой гордости каждого и школьника, и учителя)...» Это очень важно: и для самого ребенка, и для природы, и для всего общества, и для Родины. «Человеку в наше время, как никогда, важно периодически, не от случая к случаю, переключаться на тишину на природе и на высокие размышления. Это не доброе пожелание, это объективная необходимость, условие, при котором мы сумеем создать нравственное здоровье, активное, психически устойчивое общество будущего.,.» (Д.С. Лихачев. Раздумья) Вторая «точка опоры» - КУЛЬТУРА. Во всех ее ипостасях и проявлениях: наука и техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере жилища и школы, стиле и тоне обращения с людьми...), культура труда, культура речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью (во всех его проявлениях), а равно и к столь активно заполонившей наше жизненное пространство псевдокультуре (низкопотребному чтиву, псевдомузыке, разнузданности и «раскованности» поведения, пошло оголенного секса вместо высшего человеческого чувства любви и т.д.). Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности. Еще Платон в "Трактате о государственности» писал: «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно-мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». Небезынтересны и «Раздумья» Д.С. Лихачева в этом плане: «Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества». Следовательно, воспитательная работа классного руководителя с детьми должна включать в себя посещение театров, музеев, выставок, концертов, экскурсий по достопримечательным местам своего города, поездки-посещения культурных центров; в школе - проведение различных форм работы, связанных с большой культурой: литературные, художественные, музыкальные, театральные... вечера, праздники, связанные с культурными датами, месячники, концерты художественной самодеятельности... Детская жизнь должна быть пронизана культурой - в большом и малом. Хорошо сказано: «наша разобщенность может быть соединена поэзией. Наша монотонность может быть разрушена музыкой. Наша разговорчивость может быть заменена молчанием».[25] Ребенок, выросший на произведениях прекрасного, сам пытается жить на этих образцах. Вот стихотворение Насти Белой (14 лет). Она назвала его «Подражание»:
Прости, что языком пишу Шекспира. Но надо ль рифмам тайны доверять? Они коварны часто, хоть красивы, И к ним слова придется подбирать, Когда ты рассказать кому-то хочешь То, что в душе творится у тебя, Тогда перо острее ты заточишь И слог возьмешь Шекспира для себя! Когда его читаешь - строки льются. Как музыка играет в тишине. От этих нот мечты не разобьются. Ведь дышат мудростью они на самом дне. Чудесные Шекспира строки Добра и красоты впитали соки.
Наш опыт подсказывает, что можно вводить классическую музыку («Маленькие шедевры большой музыки») в качестве му- зыкальных эпиграфов уроков человековедения[26], прелюдий к классным часам, прекрасного фона к чтению художественных произведений... Дети зачарованно слушают, происходит психологический настрой на предмет общения... И еще - обращение к собственному внутреннему миру, к осмыслению своей жизни и себя самого, что очень важно для саморазвития, самовоспитания личности. Вот мы с детьми слушаем «Мелодию» Глюка - они пишут и рисуют. Разное. О разном думают, но., думают, переживают,. мечтают. И все о хорошем: «Я чувствую радость, спокойствие и свободу. Я чувствую себя этой птицей, которую я хочу нарисовать. Птица спокойно парит и наслаждается красотой» (Седина Оксана, 9 класс)... «Я чувствую, какое-то волнение и переживание, как будто что-то случится, но и одновременно мне очень хочется что-нибудь сделать для других, Я думаю о жизни, как порой жестоки люди, как сейчас тяжело живется, что хочется сказать: «Люди, что выделаете, остановитесь!» (Наталья С.)... «За окном ветер, снег, рваные силуэты на крыше, темно-темно. А мне тепло, я закрываю глаза и вижу свет, я понимаю: «Как хорошо просто жить, жить: обижаться, плакать, смеяться, ошибаться и любить, любить сестру, маму, подругу, друга. Вот я сижу у окна и мне хочется стать такой маленькой-маленькой и прижаться к кому-нибудь крепко-крепко. В окне я вижу горы. а что за ними - неизвестно, и я хочу пойти туда, но понимаю, что это нереально, всему свое время, и я обязательно туда попаду» (Лаковшикова Лена). В г. Ялте есть музыкально-педагогический колледж: там работает замечательный педагог Галина Анатольевна Рыжова. Она рассказывает детям о музыке и музыкантах, сопровождая свои беседы прослушиванием музыкальных произведений, отчего произведения становятся ближе, доступнее, понятнее. Приведем для примера два таких рассказа.
РОМАНС «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ» (муз. Э. Грига, ел. Х.К. Андерсена)
Эдвард Григ и Ханс Кристиан Андерсен - представители скандинавских стран. А северяне люди холодные. Таково наше представление о народах Норвегии, Дании, живущих среди снежных скал-великанов, чистых фьордов и загадочных лесов. Вот тут-то и кроется несоответствие: пусть холодна природа, но сердце пылает в груди человека, особенно если он влюблен. Любовь - сказочное чувство, она может творить чудеса. Поэтому, наверное, перу замечательного сказочника Ханса Кристиана Андерсена принадлежат восторженные строки о любви в стихотворении «Люблю тебя». Но неизвестно, узнал бы мир это поэтическое произведение, если бы не музыка Эдварда Грига, превратившая стихотворение в гимн любви- С этим романсом у Эдварда были связаны лучшие дни его жизни, в нем - удивительная история его любви. Григ писал: «Единожды в жизни, как и все смертные, я был гениален. Гениальность заключалась в том, что я любил одну девушку с замечательным голосом и прекрасную исполнительницу. Эта девушка стала моей женой и единственным интерпретатором, умевшим верно толковать мои романсы». Это была его кузина Нина Хагеруп. Романс Грига на слова Андерсена «Люблю тебя» - страстное признание в любви. Скажите, по-вашему, влюбиться - это означает совершить гениальный поступок? М. Равель. ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (ЛЕВОЙ РУКИ) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|