Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Школьный педагог как субъект воспитания




В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д.И. Писарев

Если ты знаешь средство укре­пить тело, закалить волю. облаго­родить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель-

Ш. Летурно

У М. М. Пришвина есть маленькая сказка-притча: «Шел ве­ликан, слушал, склонившись, маленького и улыбался рассказу во всю свою широкую добродушную морду. А когда встречался про­хожий, то великан смотрел на него, не снимая улыбки, и тот с удовольствием улыбкой ему отвечал»[41].

Так и хочется провести аналогию с учителем: неся детям добро, ласку, знания, видение мира, “подпитываясь» добром у детей, он несет это дальше, распространяя на все окружающее - предметы, явления, людей. Говорят: учитель - это не профес­сия, педагогика - это не наука, это образ жизни. И действитель­но так. Ни в одной другой профессии нет такого единения жиз­ненной и профессиональной позиции человека. Школьный педа­гог (учитель, классный руководитель, воспитатель, администра­тор разного ранга и уровня...) - центральная фигура воспита­тельного процесса, субъект воспитания: он по статусу (') являет­ся носителем ценностных ориентации культуры, он - организа­тор воспитывающей деятельности (выдвигает цель; определяет

стратегические и тактические задачи воспитания, планирует вос­питательную работу, отбирает содержание, средства, методы и приемы, организационные формы воспитания). Он - носитель ценностного отношения к миру, оцениваемого с позиций ИС­ТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Он - непосредственный участ­ник и организатор взаимодействия «учитель <=> ученик» в учеб­но-воспитательном процессе. Более того: он для своих воспитан­ников своеобразный «проводник» ценностного отношения к ЖИЗНИ (в самом высоком понимании этого слова)[42].

Вот почему а обществе всегда было, есть и будет идеализиро­ванное отношение к личности Учителя и его миссии. А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым главным примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплоще­ние принципа воспитания.»

Когда говорят об интеллигентном человеке, то в первую оче­редь называют Врача (исцеляет тело) и Учителя (взращивает и исцеляет душу). А к интеллигентности - требования высоки. В.М. Шукшин: «Интеллигентный человек... Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать именно об ответственно­сти за это слово. Начнем с того, что явление это - интеллигент­ный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется - для созвучия - «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?», гордость... И - со­страдание судьбе народа, неизбежное, мучительное. Если все это - в одном человеке, - он интеллигент. Но это не все. Ин­теллигент знает, что это - не самоцель» (из книги «Монолог на лестнице - Культура чувств" М., 1968. С. 114-115).

Н.К. Рерих: «Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое дерево питается неограниченным познанием, просве­щенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благород­ным». Это хорошо понимают и сами педагоги. А.И. Гаврилина (учитель иностранных языков, классный руководитель москов­ской школы № 45): «Мое педагогическое кредо - «Поверь в своего ученика. Будь для него всегда открытием. Каждый урок, каждый день пусть он удивляется твоей доброте, профессиона­лизму и эрудиции».

Все сказанное выше устами самых разных людей, как педа­гогов, так и людей внешне далеких от практической деятельности педагога (хотя закономерно, что у каждой состоявшейся Лично­сти есть сподвижники и последователи, по праву считающие его своим Учителем) объединено одной общей идеей: педагог - это особое состояние души, тела и разума человека.

Вот почему, на наш взгляд, наиглавнейшая задача избравшего стезю школьного педагога - научиться входить в это особое со­стояние: у спортсменов - «второе дыхание», у поэтов - «вдохно­вение». у верующих православных - «благодать», у музыкантов, танцоров - «экстаз»-., У учителя - это вдохновенное состояние... Оно - залог успеха.

Всем хорошо известно, что детям далеко не безразлично, кто у них учитель. Они попросту делят своих учителей на хороших» и «плохих», интуитивно ощущая продуктивность этих взаимоотно­шений, специфику жизненной и педагогической позиции. Еще в конце XV века Себастьян Брандт поселил на свой вымышленный «Корабль дураков» горе-учителя (вернее - «поучателя»):

 

Куда как жалок тот учитель.

Чужих пороков обличитель.

Кто, зараженный ими сам,

В себе не видит их! О, срам!

Поистине, как говорится:

"Врачу сначала б исцелиться!»

Давать советы все не прочь,

Не зная, как себе помочь,

 

Я. Корчак еще более категоричен: «Хороший учитель отли­чается от плохого количеством сделанных ошибок и причинен­ного детям вреда».

П.П. Блонский, отвечая на вопрос, чем хороший учитель от­личается от плохого, если знание предмета и методики его пре­подавания у обоих примерно одинаково, отвечал, что для хоро­шего учителя все ученики разные, одинаковых нет. а для плохо­го учителя все ученики одинаковы. «Чтобы воспитать учителя, нужно научить его видеть индивидуальные особенности учени­ков, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных».

Как это ни грустно, в условиях массового учебно-воспитатель­ного процесса, учитель, не видящий и не ценящий индивидуаль­ность своих воспитанников, ошибочно впадает в состояние борьбы со злом, пытаясь «укрощать дикую резвость ребенка», втискивать его в некие «рамки приличий», заказанные обществом и интер­претированные им самим, как более удобные для «управления воспитательным процессом», для «формирования определенных качеств личности». Детей надо видеть, понимать, принимать таки­ми, как они есть, чтобы... помочь им, создать условия для разви­тия их самоактуализнрующейся личности. И каждое их проявление обратить на пользу развития. С такой позиции все в ученике ви­дится иначе. И становится понятна страстность прекрасного педа­гога, директора московской школы С.Р. Богуславского:

Не надо воевать с ребятами,

Смешливыми и шутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Застенчивыми, угловатыми,

Надменными акселератами,

Трусливыми и хамоватыми,

Пустыми, скрытыми, пассивными,

Красивыми и некрасивыми,

Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими,

Со всеми их словами детскими,

Которые запоминать

И после их припоминать

Не надо...

Как же их простить?

Да так вот,,.

И не надо мстить,

Не надо воевать с ребятами -

Во всем, конечно, виноватыми.

Исходя из непреложной истины, что педагогическая катего­рия «отношение» (суть и цель воспитания) по своему характеру избирательна, нельзя забывать что воспитанник САМ выбирает принимать или отторгать воспитательные воздействия конкрет­ных школьных педагогов или школы как воспитательной систе­мы в целом. Поэтому столь ценна оценка воспитательного про­цесса и школьных педагогов самими детьми - оценка, даваемая в разных формах: школьных сочинениях, личных дневниках, оп­росах и анкетах учителей (воспитателе и)-исследователей, про­дуктах их творческой деятельности (стихах, рассказах, рисунках, театрализованных сценках, анекдотах...). И еще - в тех «прозви­щах» и «кличках», которыми они щедро одаривают некоторых педагогов. Совершим небольшой экскурс. Из сочинений уча­щихся московской школы:

«Мне очень нравится моя учительница. Она очень красивая, добрая и умная. Мне очень нравится, что она преподает все сра­зу» (Сеченова Даша, 3 класс).

«А.И. - человек, который всегда современен и интересен. Она без особых трудов понимает наше школьное подрастающее поколение» (7 класс).

«Наша учительница очень хорошая. Она очень хорошо учит ребят. Она может научить писать и читать и еще считать даже очень плохого ученика» (Колмаков Е., 3 класс),

«Она в свое нерабочее время возит нас в экспедиции, водит в театры и музеи, готовит к праздникам - за это я очень уважаю Н.Е.» (9 класс).

«Если мир держится на трех китах, но наша школа держится на Л.М. (завуч), человеке, обладающем феноменальной памятью:

знает всех учеников. Это человек, который никогда не устает, ее энергии хватает на всю школу. И чувство юмора - великолеп­ное... Пока есть наша Л.М,, наша школа не погибнет!" (11 класс).

«У меня еще есть две мучительницы, но я не смогу написать о них и не хочу» (5 класс).

Из поздравления выпускника школы - своей любимой учи­тельнице:

 

«Если однажды к Вам в дом

Постучится несчастье. Вы откроете

дверь со своим счастьем и скажете

«Простите, но никого нет дома».

Из опроса десятиклассников «Какие качества учителя ты осо­бенно ценишь?»: доброта, ум, мудрость, квалифицированность, терпение, настойчивость, справедливость, чувство юмора, муже­ство, четкость, чувство вкуса (во всем), великодушие, умение прощать, понимание учащихся, требовательность, красноречие, твердость в сочетании с мягкостью, уважительность, готовность помочь, душевность, культура (во всем), аккуратность.

«Какие качества учителя тебе неприятны?»: неумение об­щаться, хитрость, лицемерие, выделение «любимчиков» и попус­тительское к ним отношение, нервозность, крикливость, высоко­мерие, грубость, субъективизм оценок, неуважительное отноше­ние к ученикам, крикливость, неаккуратность (во всем), мещан­ство, подверженность настроению, сварливость, недоступность для учеников («каменная глыба»), боязнь детей, ворчливость, «бука»... Некоторые учащиеся написали категорично: «отрицательных качеств не должно быть».

Ярко и образно как позитивные, так и негативные качества учителей отражены в «прозвищах» и «кличках», которые им прис­ваивают. Назовем здесь лишь некоторые, не задаваясь целью их полного анализа (хотя это и не безынтересно): есть «химуля» (лю­бимая молодая учительница), а есть «химичка» (безразлично) и да­же «химоза» (важная, недоступная и «противная»). По названию преподаваемого предмета (если неуважительно: «Половичка», «Сексуальных дел мастер» (этика и психология семейной жизни), «Мхекашка» (мировая художественная культура), «Химера» (химия), «Три лошадиных силы» (физика), «Бжик» (охрана безопасности жизни), «Витаминка» (школьный врач).- Нетрудно понять, что от­ношение к учителю проецируется и на отношение к предмету.

Есть «клички» на основе внешнего вида: «Палка» (худая), «Кобра» (в очках), «Плед» (в клетчатой рубашке), «Прыщ» (с бо­родавкой), «Квадрат» (квадратное телосложение)... Видимо, «внутреннее содержание» учителя переносится на пренебрежи­тельное отношение к внешнему виду.

Широко представлены личностные и педагогические качест­ва учителей: «Любава» (как бы «вплывала в класс», очень мяг­кая), «Молодой, но опытный чемпион» (учитель физкультуры), «Истеричка» (учительница истории, часто впадающая в истери­ки), «Военпелы» (учитель НВП и ОБЖ), «Мигре» («мигероподобный директор»), «Гиря на ниточке» («долго ругается и ворчит по самым незначительным поводам»), «Дрын Дрыныч» («почитатель

палочной дисциплины»), «Фрекен Бок» (классный руководитель, очень похожа на героиню книги, особенно поступками), «Желез­ный Феликс» (строгий до жестокости директор), «Пила цирку­лярная» (часто опилит» учащихся), «Надежда» (яе от имени, а «потому, что верила всем и говорила: вЯ на тебя надеюсь»)- Не­трудно здесь усмотреть жизненную и педагогическую позицию учителя..

Характерно и то, как учащиеся используют имена и фамилии учителей: не искажая - по имени-отчеству (уважительно); ласко­во - «Натуля», «Евица» (Ева Яковлевна), «Василек» (Василий - с голубыми глазами); различные вариации Ф.И.О. - «Иваси» (Ири­на Васильевна), «Цвяка» (Царева Валерия Яковлевна), «Пимка» (Н.И. Пименова), вЖ-в-квадрате» (Евгений Евгеньевич), «Зося» (Зоя Степановна), «Ядрена Любаша» (Любовь Ивановна, которая любила часто говорить «Ядрен корень»)... Очевидно, что в этом - тонкие нюансы отношений «учитель <=> ученик».

Истинное обобщение, «философское осмысление» роли учи­теля в жизни ученика дается, как правило, выпускниками, кото­рым приходится вступать в большую жизнь на основании того опыта отношений, который он получил в школе, в общении с конкретными учителями.

Трудно говорить о любви педагога к воспитанникам, забывая о том, что это частный случай любви педагога-человека к жизни, к окружающим предметам, явлениям, ценностям, людям. «Лю­бовь - это сложнейшее искусство, которое должно постигаться постоянным трудом... Любовь - это огромное чувство, которым мы должны жить и которое должно распространяться на весь мир, это любовь ко всему организму, имя которому Вселенная... Когда исчезает в человеке чувство любви и заменяется какой-то другой эмоцией.... негативным чувством открывается путь для разрушений... Любовь - это то, частью чего мы являемся; она обнимает весь мир. Любовь и жизнь нам даны, и мы не имеем права покушаться на них»[43].

А на этом фоне можно рассматривать и ее вариант - «лю­бовь педагогическую» и ее роль в воспитании:[44] «Любовь к детям

относится к высшим чувствам Вселенной и поэтому любая фор­ма нарушения это любви.... и отречения от любимого челове­ка - и не только в поступках, словах, но даже в мыслях, - мо­жет привести к очень тяжелым последствиям»[45].

Практика дает немало тому примеров. Представьте себя ре­бенком... Если трехлетнего ребенка поставить посредине комна­ты и кричать на него изо всех сил, говорить ему, какой он глу­пый (неуклюжий, невоспитанный, озорной, злой, плохой...), долго и нудно объяснять, что он должен делать, а что - нет, и, может быть, ударить его пару раз, то такой напуганный ребенок будет или тихо сидеть, забившись в угол, или скверно себя вес­ти. У такого ребенка существует всего лишь два выбора, и мы никогда не узнаем, на что такой ребенок реально способен.

Если мы возьмем того же ребенка и будем ему говорить, как мы его любим и обожаем, какой он умный и сообразительный, что нам очень нравится, как он играет, что он делает и ничего, что он делает ошибки (все их делают), и что мы всегда будем любить его, несмотря ни на что, то вы даже при вашем богатом воображении не сможете себе представить, как раскроются все потенциальные возможности такого ребенка!

В каждом подростке, старшекласснике (да и во взрослом че­ловеке тоже) до сих пор «сидит» такой трехлетний ребенок. И ко­гда его ругают, стыдят, осуждают- (что нередко имеет место в воспитательном процессе), то он и «выдает» нам то, что мы про­граммируем.

Тогда в среде школьных педагогов возникает как бы оправ­дательная сентенция: есть дети, которых любить просто невоз­можно - неряшливые, недисциплинированные, безответствен­ные, бестолковые, грубые, дерзкие, драчливые, вредители- А в настоящее время, в связи с бурным интересом и теоретиков пе­дагогики, и практиков к педагогическим технологиям воспита­ния возникла вообще идея о том, что любовь к детям совершено не нужна как слагаемое педагогического мастерства: достаточно, мол, овладеть передовыми и надежными технологиями.

Хочется возразить сторонникам этой точки зрения (не ума­ляя достоинств новых технологий). Следует помнить, что "дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают. Бе­зоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная лю-

бовь и возвращается условно»[46]. Необходимо учиться выражать и передавать воспитаннику любовь вне зависимости от его состоя­ния, образа мыслей, поведения...

Ну а как быть, если «не любится», ведь любовь - чувство трудно поддающееся разуму и приказам извне Мнение педагога-практика А.И. Гаврилиной: «Как любить таких, каких нельзя любить? Их просто надо любить, бережно растить хрупкие рост­ки их ранимой души, и они перестанут быть такими, каких лю­бить нельзя, - ведь, наверное, их не любили».

И здесь тоже, на наш взгляд, можно предложить некую «тех­нологию». Получится примерно такая логическая цепочка:

1) Понять, что они - дети, поэтому и ведут себя как обычные (разные!) дети. Очень часто в мыслях и поведении детей, и особенно подростков, много того, что не отвечает нашей «взрослой» морали.

2) Принять его таким, каков он есть на самом деле, - со все­ми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.

3) Возможно более полно узнать, изучив его с помощью раз­нообразных методик, на этой основе составить себе дос­товерное представление о том, почему он таким стал - и выразить понимание и сострадание, сочувствие (ибо чаще всего негативное в личности ребенка - не его вина, а его беда).

4) Найти позитивное в личности ребенка, дать ему почувст­вовать поначалу хотя бы маленькую толику уважения, вы­разить «авансированное доверие», на основе этого поло­жительного включить в удовлетворяющую его общую дея­тельность (с позитивной же сочувствующей оценкой).

5) Установить личный контакт средствами невербального об­щения («контакт глаз», мимика, жесты, пантомимика, «физический контакт» - пожать руку, похлопать по пле­чу, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам, маленькие знаки внимания), создания «си­туаций успеха» и через позитивное словесное воздействие (радостное приветствие, подбадривание, выражение одоб­рения и т.д.).

6) Не пропустить момент словесного, поведенческо-эмоционального отклика - постараться установить партнерские, деловые, дружеские- отношения в реальной деятельности, принять действенное участие в его судьбе, помочь спра­виться с имеющимися жизненными трудностями. Как правило, на этом этапе появляются первые зачатки под­линного чувства любви (ведь не секрет, что человек лю­бит то, во что вложил свой труд, свою душу, свое время).

7) Не стесняться проявлять эту любовь и откликаться откры­то на проявления ответной любви, закреплять эти малень­кие «ростки» в повседневной практике общения.

Есть множество доказательств этого в школьной практике:

известно, что есть категория педагогов, которые любят так назы­ваемых «трудных» детей и имеют значительные успехи в их вос­питании; после окончания школы такие дети чаще, чем благопо­лучные, навещают школу и своих учителей; во внешкольных ус­ловиях (в турпоходе, лагерях труда и отдыха, неформальных встречах, экстремальных ситуациях) чаще всего оказываются «на высоте», проявляя лучшие человеческие качества. Как известно, на этой основе строится процесс перевоспитания в специальных открытых и закрытых учебно-воспитательных учреждениях для педагогически запущенных подростков, для несовершеннолетних правонарушителей.

Раскрывая сущность школьного педагога как субъекта вос­питания, необходимо вести речь о слагаемых педагогического мас­терства. В педагогике принято рассматривать три основных эле­мента его. Первый - знания: прежде всего своего предмета и смежных с ним дисциплин (тезаурус учителя должен быть значи­тельно выше тезауруса учащихся, что особенно актуально в спе­циализированных школах), широкая общая эрудиция (школьни­ки любят общаться с интересными педагогами, в своих знаниях выходящими за пределы преподаваемого предмета), в области своего и ученических «хобби», то есть творческого занятия, ко­торое-то и порождает состояние одухотворенности, вдохновения- «Горю стремлением внушать всем людям разумные и бодрящие мысли» (К.Э. Циолковский).

Подобный подход к уровню знаний школьного педагога ро­ждает и творческий подход к методическим основам обучения и воспитания: "Посредственный преподаватель излагает, хоро-

ший - объясняет, выдающийся - показывает, великий - вдох­новляет» (из книги Ю-В. Ирхина «Психология успеха» М., 1993. С. 9).

Второй элемент педагогического мастерства - это профес­сионально-педагогические знания, умения и навыки: развитое пе­дагогическое мышление, позволяющее дать педагогическую оценку любым явлениям жизни, спроецировать и осуществить наиболее эффективное педагогические способности (дидактиче­ские, организаторские, коммуникативные, речевые, перцептив­ные, авторитарные, распределительные и так далее); овладение педагогической технологией организации воспитательного про­цесса и педагогической техникой воздействия на учащихся, на­выки изучения учащихся и классного коллектива, создание «пе­дагогической копилки» (картотеки форм воспитательной работы, методической литературы, содержательного материала, интерес­ного и оригинального опыта воспитания школьников, авторские концепции и т.д.), развитие «искусства любить детей».

И, наконец, третьим элементом педагогического мастерства являются личностные качеств школьного педагога. Конкретные факты и примеры мы уже давали выше. Здесь же мы перечислим основные их группы: качества, связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, к коллегам, к своей работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция (крите­рий ее - добро); эстетическая выразительность (лицо, прическа, физиогномическая маска, одежда, интерьер дома и в классе, осанка, манеры поведения, при этом важно - что люблю в по­эзии музыке, живописи, архитектуре, театре... как отстаивать свою позицию.

К личностным качествам относится исповедование педаго­гом здорового образа жизни, то есть постоянное усовершенство­вание и развитие триединства «тело + душа + разум»; владение темпераментом и постоянное, систематическое развитие своего характера, то есть активнее самоусовершенствование; «Воспита­ние представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих де­тей или кого бы то ни было» (Л.Н. Толстой).

Причем, речь должна идти о собственной программе самопо­знания и самовоспитания. Хорошие советы по развитию педаго­гического мастерства и педагогической технике можно почерп-

нуть из выходящих в настоящее время книг'. В них обращается внимание на развитие таких компонентов мастерства и техники, как речевая культура, умение ходить, умение реагировать на трудные ситуации, кокетство (умение нравиться детям и заинте­ресовать собой...), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье...

Интересен прием, описанный психотерапевтом В. Леви - новая педагогическая категория: «Свечение - термин, заимство­ванный из психотехники гениев коммуникабельности. Известно: «его лицо осветилось улыбкой», «весь светится», «лучистые гла­за», «солнечные натуры».

Учитель должен уметь включать «внутренний свет». Вы мо­жете излучать тепло. «Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значение) - горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их чаще. Наступит момент, когда эти состоя­ния будут приходить к вам сами- легко, естественно, непринуж­денно... Заранее, навстречу, опережая события... Уверенно, сво­бодно и просто...

Если хотите успеха - запомните' 1) свечение должно быть рефлексом на человека... на жизнь... Оно не должно гаснуть ла­же а полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс Свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение... 3) Не заботьтесь о результате.. Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом обшения.»2

И в завершение разговора о педагогическом мастерстве и пе­дагогической технике для примера самопознания и самовоспита­ния школьного педагога дадим небольшой тест на самопроверку и серию упражнений для развития специальных педагогических умений.

' Примером может служить книга. Зтько М.В. Психологические консультации

для начинающего учителя. М., 1995. ; Лева В. Исповедь гипнотизера- Кн. 2. М,, 1994, С. 271-273.

ТЕСТ «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ»

1. Умеете ли вы здороваться так, чтобы создавать настрое­ние людям?

2. Всегда ли вы приветливы, выдержаны и вместо прямого отказа говорите, как это принято в Японии, что «это трудно»?

3. Держите ли вы данное слово как по существу, так и по срокам?

4. Умеете ли вы обращаться к людям, избегая как излишней строгости, так и панибратства?

5. Часто ли отдаете приказы подчиненным или даете реко­мендации коллегам в ненавязчивом форме?

6. Говорите ли приятные вещи людям об их облике и других вещах, могущих поднять их настроение?

7. Являетесь ни вы достаточно самокритичным? Понимаете ли, что это, кроме всего прочего, производит прекрасное впечат­ление?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

«Запоминание лица». Выработай в себе привычку запоминать лица окружающих тебя людей. Посмотрел - закрой глаза, по­пробуй восстановить в памяти все зримо, в деталях. Не получа­ется что-то, вне видишь» - посмотри снова, чтобы запоминание было полным.

«А как он смеется?» Глядя на лица, постарайся зрительно представить, как этот человек смеется, плачет? Как он объясня­ется в любви? Каков он в растерянности? Как он хитрит, стара­ется выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Каков он обижен­ный? Как он выглядел три года назад? Каким будет в старости?

«Я глазами других». В различных ситуациях и с различными людьми постарайся представить, как ты выглядишь в глазах собе­седника. Какое впечатление ты производишь? Что он думает о тебе?

«Оценка себя». Чаще становись оцениваемым, а не оцени­вающим. Чего от тебя ждут окружающие? Им уютно рядом с то­бой? Если кто-то совершил ошибку, обрати внимание не на сам этот факт, а на свою реакцию.

"Сопереживание». Разговаривая на личные темы, постарайся внимательно слушать своего собеседника. Если он повернет тебе

душевные тайны, не перехватывай инициативу и не «отключай­ся», переживай, пытайся поставить себя на его место.

«Одобрение». Присматривайся к детям, к их действиям и не упускай возможности выразить им сбое одобрение.

«Улыбка». Ты должен приучить себя к тому, чтобы обычным выражением твоего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

«Мир тебе». Первая фраза (и внутренняя установка) при встрече с любым человеком должна быть «Мир тебе». Подари ему это всей душой, всем сердцем! Если ты начинаешь спорить с кем-нибудь или ссориться, каждую минуту вспоминай и повто­ряй: «Мир тебе».

«Перевоплощение». Попробуй почувствовать себя на месте другого человека. Представь, что ты - это он- «Обрети» его внешность, проникни - хоть чуть-чуть - и его внутренний мир. Воспроизведи его походку, мимику, движения. Перевоплотись, постарайся жить его чувствами и мыслями.

«Гроза отменяется». Учись сдерживать свои отрицательные эмоции. Тебе тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учись не ругаться и не брюзжать. Попробуй целую неделю всем все прощать, всех понимать, никого не критико­вать, не делать замечания, не осуждать. А можешь дольше?

С особой актуальностью в современной педагогической тео­рии и школьной практике стоит вопрос о соотношении педагоги­ческого консерватизма и новаторства, работы начинающего учите­ля по образцу и творчество.' Предоставленная школьным педаго­гам в современной школе возможность выбирать концепции вос­питания, авторские методики, право на эксперимент и опытную работу... породили как позитивные, так и негативные процессы в творчестве учителей. Остановимся здесь на некоторых идеях, под­твержденных теоретически и практически. Они могут стать ориен­тиром в соотношении названных педагогических явлений.

I. Консерватизм (в хорошем смысле слова), традицион­ность, передовой опыт.. в современной школе создает ту перво-

' Этим проблемам посвящены книги: Загвязинский В И. Педагогическое творче­ства учителя. М,, 1987. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое твор­чество. М., 1990; Львова ЮЛ. Творческая лаборатория учителя. М., 1992: По­ташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. Шакуров Р.Х- Творческлй рост педагога М, 19S5

основу, на которой зиждется педагогическое творчество. Как, впрочем, и всякое другое: «Не бойся совершенства: тебе никогда не достичь его... Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера- Потом ты можешь писать так, как ты хочешь» (Сальвадор Дали)

2. Есть и другая крайность - своеобразная «защоренность^ отдельных педагогов, их стремление сохранить старую систему, которая «работала», но... в других условиях. В условиях гуманисти­ческого воспитания это явление пагубно.

3. Педагогическое творчество в практике школы должно быть построено на глубокой научной основе. Об этом писал еще Лео­нардо да Винчи: «Увлекающиеся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он нико­гда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвиг­нута на хорошей теории, коей вождь и врата - перспектива, и без нее ничего хорошего не делается»-., К сожалению, в школьной практике есть педагоги, кичащиеся своим творческим подходом, а на самом деле работающие на уровне ремесленничества.

4. Критерием истинности авторских методик, новых кон­цепций и технологий воспитания является сама практика, ее ре­зультативность. В противном случае вводимое и отстаиваемое (иногда до конфликтных отношений с администрацией школы и коллегами) новшество не имеет смысла: «Когда нововведение слишком трудно установить, это служит доказательством, что в нем нет необходимости» (Л. Вовенарг).

5. Школьные педагоги, работающие творчески, - необык­новенные люди. А.Б. Браун (американский менеджер) так опи­сал их: в... они проявляют любознательность и постоянно допы­тываются «почему?», «а что, если?», проявляют гибкость и от­крытость к восприятию новой информации (никогда не откло­няют идею на том основании, что «это мы уже пробовали - не получается»), способны увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетливо ее сформулировать, проявляют высокую чув­ствительность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем другие люди, способны связывать и объединять различную ин­формацию самым неожиданным образом; неортодоксальны и на­строены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления; проявляют умст­венную «непоседливость», сильную мотивацию и эмоциональ­ную вовлеченность в то, чем занимаются; более склонны ре-

шать проблемы, а не осваивать новые факты и явления: ориен­тированы на достижение цели, а не на применение той или иной методики... Творческие личности - нонконформисты, они насмешливы и мало уважают авторитеты, их, как правило, не волнуют соображения престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения. Поэтому могут дос­тавлять немало беспокойства руководителям».1

б. Особенностью творчества в современной педагогической практике является то, что оно, как правило, носит ярко выражен­ный коллективный характер. Для реализации новых концепций и технологии, идеи авторских школ и программ, поисковой экспе­риментальной работы нужен коллектив единомышленников, в ко­тором, по данным психолога Н.П. Аникеевой, наиболее популяр­ными оказались позиции: «интеллектуала», «душевного человека», «оптимиста», «организатора», делового человека. Нетрудно дога­даться, что один человек не в состоянии охватить все позиции. И еще: ведь объектом опытно-экспериментальной работы является процесс воспитания (а значит - ребенок, дети) - требуется чет­кость и слаженность общей работы, чтобы «не навредить».

И еще. Особого внимания требует анализ сущности педагогиче­ских ошибок и способов выхода из них при рассмотрении проблем школьного педагога как субъекта воспитания. Конечно, они инди­видуальны: конечно, не у всех проявляются. Это так. Но есть и об­щие, К примеру, возможно разное видение одних и тех же проблем учителями и учащимися. Так, 73% учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18% учеников отмечают то же самое. У них разные представления о контакте. Ученики мечтают об эмоциональном тепле и психологической близости с учителями. А учителя имеют в виду "нормальные» отношения для учебно-воспи­тательного процесса. По данным психолога М.В. Зязько Я2% начи­нающих учителей в качестве основной проблемы отмечают пробле­му дисциплины. Причем, почти все считают, что виноваты дети, что учитель - страдающее лицо.

М.В. Зязько выделяет четыре типа ошибок и в соответствии с ними четыре типа учителей:2

' В кн.: Воробьева А. Тренинг интеллекта. М.. 1989, С, 116-117. 2 Зязько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя, М.. 1996. С 30-32

1. «Любящий тиран». Осуществляет дисциплину посредством обиды и создания у класса чувства вины («Я вас так люблю, а вы...»; «Я от души хотел, а вы...»; «Вы своим отношением доводите меня до отчаяния»; -»Я прямо расцветаю, если вы...» Такой учитель становится «мамочкой», «отцом». Сковывает любую инициативу учащихся созданием у них постоянного страха оказаться винова­тыми в страданиях (иногда любимого, иногда презираемого) учи­теля, любящего их. У учителя нет прямого выражения недовольст­ва поведением учеников, лишь демонстрируются то обида, то лю­бовь- И класс в ответ тоже старается демонстрировать, но, конеч­но, не успевает. Возникает хаос, неразбериха, теряется понимание и дисциплина,

2. «Потакатель*. «Беззаботное, снисходительное потворство». Такой учитель уверен, что, чем мягче и снисходительнее он отно­сится к ученикам, тем он лучше выглядит в их глазах, тем быстрее добро откликается на добро, то есть ученики становятся лучше Но... Очень часто ученики расценивают снисходительность и по­кладистость учителя как признак бесхарактерности и слабости. Противоречивое сочетание недостатка контроля и теплого отно­шения создают у учеников неразрешимое противоречие, каждый начинает методом проб и ошибок выяснять истинное «четкое» от­ношение. В классе возникает неразбериха. Необходимо с самого начала утвердить те правила и нормы, которые необходимо со­блюдать ученикам.

3. «Стекло. Холодное равнодушие*. Такие начинающие учи-геля стремятся избегать дружеских контактов с учениками. Этот тип поведения может быть реакцией на профессиональные труд­ности. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное отверже-ние, холодность. Одни (живые и общительные) начинают отвле­каться, становятся неусидчивыми, начинают ловко пользоваться безнаказанностью, наглеют и «салятся на шею». Другие начина­ют добиваться внимания учителя любой ценой А так как нет четких правил, то они вступают в споры и борьбу по любому по­воду. В классе хаос. Учитель еле-еле поддерживает формальную видимость учебно-воспитательного процесса.

4. «Холодный деспот». Он без особого труда поддерживает дисциплину, так как ученики быстро понимают, что с ним луч­ше «не связываться». В классе копятся страх, напряжение, обида. На уроках тревожная атмосфера. Ученики чувствуют себя дис­комфортно. Еще хуже, когда учитель в подобных условиях разда-

ет много угроз, которые нередко не решается выполнять. Взры­вы в таких условиях неминуемы. Жертвами может быть как учи­тель, так и ученики.

В реальной жизненной практике нередко встречаются соче­тания разных типов. Возможны и другие варианты. Главное, что­бы школьный педагог сумел их осознать и планомерно работал над их искоренением-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных