ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Школьный педагог как субъект воспитанияВ воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д.И. Писарев Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю. облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель- Ш. Летурно У М. М. Пришвина есть маленькая сказка-притча: «Шел великан, слушал, склонившись, маленького и улыбался рассказу во всю свою широкую добродушную морду. А когда встречался прохожий, то великан смотрел на него, не снимая улыбки, и тот с удовольствием улыбкой ему отвечал»[41]. Так и хочется провести аналогию с учителем: неся детям добро, ласку, знания, видение мира, “подпитываясь» добром у детей, он несет это дальше, распространяя на все окружающее - предметы, явления, людей. Говорят: учитель - это не профессия, педагогика - это не наука, это образ жизни. И действительно так. Ни в одной другой профессии нет такого единения жизненной и профессиональной позиции человека. Школьный педагог (учитель, классный руководитель, воспитатель, администратор разного ранга и уровня...) - центральная фигура воспитательного процесса, субъект воспитания: он по статусу (') является носителем ценностных ориентации культуры, он - организатор воспитывающей деятельности (выдвигает цель; определяет стратегические и тактические задачи воспитания, планирует воспитательную работу, отбирает содержание, средства, методы и приемы, организационные формы воспитания). Он - носитель ценностного отношения к миру, оцениваемого с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Он - непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель <=> ученик» в учебно-воспитательном процессе. Более того: он для своих воспитанников своеобразный «проводник» ценностного отношения к ЖИЗНИ (в самом высоком понимании этого слова)[42]. Вот почему а обществе всегда было, есть и будет идеализированное отношение к личности Учителя и его миссии. А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым главным примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.» Когда говорят об интеллигентном человеке, то в первую очередь называют Врача (исцеляет тело) и Учителя (взращивает и исцеляет душу). А к интеллигентности - требования высоки. В.М. Шукшин: «Интеллигентный человек... Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать именно об ответственности за это слово. Начнем с того, что явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется - для созвучия - «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?», гордость... И - сострадание судьбе народа, неизбежное, мучительное. Если все это - в одном человеке, - он интеллигент. Но это не все. Интеллигент знает, что это - не самоцель» (из книги «Монолог на лестнице - Культура чувств" М., 1968. С. 114-115). Н.К. Рерих: «Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое дерево питается неограниченным познанием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным». Это хорошо понимают и сами педагоги. А.И. Гаврилина (учитель иностранных языков, классный руководитель московской школы № 45): «Мое педагогическое кредо - «Поверь в своего ученика. Будь для него всегда открытием. Каждый урок, каждый день пусть он удивляется твоей доброте, профессионализму и эрудиции». Все сказанное выше устами самых разных людей, как педагогов, так и людей внешне далеких от практической деятельности педагога (хотя закономерно, что у каждой состоявшейся Личности есть сподвижники и последователи, по праву считающие его своим Учителем) объединено одной общей идеей: педагог - это особое состояние души, тела и разума человека. Вот почему, на наш взгляд, наиглавнейшая задача избравшего стезю школьного педагога - научиться входить в это особое состояние: у спортсменов - «второе дыхание», у поэтов - «вдохновение». у верующих православных - «благодать», у музыкантов, танцоров - «экстаз»-., У учителя - это вдохновенное состояние... Оно - залог успеха. Всем хорошо известно, что детям далеко не безразлично, кто у них учитель. Они попросту делят своих учителей на хороших» и «плохих», интуитивно ощущая продуктивность этих взаимоотношений, специфику жизненной и педагогической позиции. Еще в конце XV века Себастьян Брандт поселил на свой вымышленный «Корабль дураков» горе-учителя (вернее - «поучателя»):
Куда как жалок тот учитель. Чужих пороков обличитель. Кто, зараженный ими сам, В себе не видит их! О, срам! Поистине, как говорится: "Врачу сначала б исцелиться!» Давать советы все не прочь, Не зная, как себе помочь,
Я. Корчак еще более категоричен: «Хороший учитель отличается от плохого количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда». П.П. Блонский, отвечая на вопрос, чем хороший учитель отличается от плохого, если знание предмета и методики его преподавания у обоих примерно одинаково, отвечал, что для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет. а для плохого учителя все ученики одинаковы. «Чтобы воспитать учителя, нужно научить его видеть индивидуальные особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных». Как это ни грустно, в условиях массового учебно-воспитательного процесса, учитель, не видящий и не ценящий индивидуальность своих воспитанников, ошибочно впадает в состояние борьбы со злом, пытаясь «укрощать дикую резвость ребенка», втискивать его в некие «рамки приличий», заказанные обществом и интерпретированные им самим, как более удобные для «управления воспитательным процессом», для «формирования определенных качеств личности». Детей надо видеть, понимать, принимать такими, как они есть, чтобы... помочь им, создать условия для развития их самоактуализнрующейся личности. И каждое их проявление обратить на пользу развития. С такой позиции все в ученике видится иначе. И становится понятна страстность прекрасного педагога, директора московской школы С.Р. Богуславского: Не надо воевать с ребятами, Смешливыми и шутоватыми, Самолюбивыми, лохматыми, Застенчивыми, угловатыми, Надменными акселератами, Трусливыми и хамоватыми, Пустыми, скрытыми, пассивными, Красивыми и некрасивыми, Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими, Со всеми их словами детскими, Которые запоминать И после их припоминать Не надо... Как же их простить? Да так вот,,. И не надо мстить, Не надо воевать с ребятами - Во всем, конечно, виноватыми. Исходя из непреложной истины, что педагогическая категория «отношение» (суть и цель воспитания) по своему характеру избирательна, нельзя забывать что воспитанник САМ выбирает принимать или отторгать воспитательные воздействия конкретных школьных педагогов или школы как воспитательной системы в целом. Поэтому столь ценна оценка воспитательного процесса и школьных педагогов самими детьми - оценка, даваемая в разных формах: школьных сочинениях, личных дневниках, опросах и анкетах учителей (воспитателе и)-исследователей, продуктах их творческой деятельности (стихах, рассказах, рисунках, театрализованных сценках, анекдотах...). И еще - в тех «прозвищах» и «кличках», которыми они щедро одаривают некоторых педагогов. Совершим небольшой экскурс. Из сочинений учащихся московской школы: «Мне очень нравится моя учительница. Она очень красивая, добрая и умная. Мне очень нравится, что она преподает все сразу» (Сеченова Даша, 3 класс). «А.И. - человек, который всегда современен и интересен. Она без особых трудов понимает наше школьное подрастающее поколение» (7 класс). «Наша учительница очень хорошая. Она очень хорошо учит ребят. Она может научить писать и читать и еще считать даже очень плохого ученика» (Колмаков Е., 3 класс), «Она в свое нерабочее время возит нас в экспедиции, водит в театры и музеи, готовит к праздникам - за это я очень уважаю Н.Е.» (9 класс). «Если мир держится на трех китах, но наша школа держится на Л.М. (завуч), человеке, обладающем феноменальной памятью: знает всех учеников. Это человек, который никогда не устает, ее энергии хватает на всю школу. И чувство юмора - великолепное... Пока есть наша Л.М,, наша школа не погибнет!" (11 класс). «У меня еще есть две мучительницы, но я не смогу написать о них и не хочу» (5 класс). Из поздравления выпускника школы - своей любимой учительнице:
«Если однажды к Вам в дом Постучится несчастье. Вы откроете дверь со своим счастьем и скажете «Простите, но никого нет дома». Из опроса десятиклассников «Какие качества учителя ты особенно ценишь?»: доброта, ум, мудрость, квалифицированность, терпение, настойчивость, справедливость, чувство юмора, мужество, четкость, чувство вкуса (во всем), великодушие, умение прощать, понимание учащихся, требовательность, красноречие, твердость в сочетании с мягкостью, уважительность, готовность помочь, душевность, культура (во всем), аккуратность. «Какие качества учителя тебе неприятны?»: неумение общаться, хитрость, лицемерие, выделение «любимчиков» и попустительское к ним отношение, нервозность, крикливость, высокомерие, грубость, субъективизм оценок, неуважительное отношение к ученикам, крикливость, неаккуратность (во всем), мещанство, подверженность настроению, сварливость, недоступность для учеников («каменная глыба»), боязнь детей, ворчливость, «бука»... Некоторые учащиеся написали категорично: «отрицательных качеств не должно быть». Ярко и образно как позитивные, так и негативные качества учителей отражены в «прозвищах» и «кличках», которые им присваивают. Назовем здесь лишь некоторые, не задаваясь целью их полного анализа (хотя это и не безынтересно): есть «химуля» (любимая молодая учительница), а есть «химичка» (безразлично) и даже «химоза» (важная, недоступная и «противная»). По названию преподаваемого предмета (если неуважительно: «Половичка», «Сексуальных дел мастер» (этика и психология семейной жизни), «Мхекашка» (мировая художественная культура), «Химера» (химия), «Три лошадиных силы» (физика), «Бжик» (охрана безопасности жизни), «Витаминка» (школьный врач).- Нетрудно понять, что отношение к учителю проецируется и на отношение к предмету. Есть «клички» на основе внешнего вида: «Палка» (худая), «Кобра» (в очках), «Плед» (в клетчатой рубашке), «Прыщ» (с бородавкой), «Квадрат» (квадратное телосложение)... Видимо, «внутреннее содержание» учителя переносится на пренебрежительное отношение к внешнему виду. Широко представлены личностные и педагогические качества учителей: «Любава» (как бы «вплывала в класс», очень мягкая), «Молодой, но опытный чемпион» (учитель физкультуры), «Истеричка» (учительница истории, часто впадающая в истерики), «Военпелы» (учитель НВП и ОБЖ), «Мигре» («мигероподобный директор»), «Гиря на ниточке» («долго ругается и ворчит по самым незначительным поводам»), «Дрын Дрыныч» («почитатель палочной дисциплины»), «Фрекен Бок» (классный руководитель, очень похожа на героиню книги, особенно поступками), «Железный Феликс» (строгий до жестокости директор), «Пила циркулярная» (часто опилит» учащихся), «Надежда» (яе от имени, а «потому, что верила всем и говорила: вЯ на тебя надеюсь»)- Нетрудно здесь усмотреть жизненную и педагогическую позицию учителя.. Характерно и то, как учащиеся используют имена и фамилии учителей: не искажая - по имени-отчеству (уважительно); ласково - «Натуля», «Евица» (Ева Яковлевна), «Василек» (Василий - с голубыми глазами); различные вариации Ф.И.О. - «Иваси» (Ирина Васильевна), «Цвяка» (Царева Валерия Яковлевна), «Пимка» (Н.И. Пименова), вЖ-в-квадрате» (Евгений Евгеньевич), «Зося» (Зоя Степановна), «Ядрена Любаша» (Любовь Ивановна, которая любила часто говорить «Ядрен корень»)... Очевидно, что в этом - тонкие нюансы отношений «учитель <=> ученик». Истинное обобщение, «философское осмысление» роли учителя в жизни ученика дается, как правило, выпускниками, которым приходится вступать в большую жизнь на основании того опыта отношений, который он получил в школе, в общении с конкретными учителями. Трудно говорить о любви педагога к воспитанникам, забывая о том, что это частный случай любви педагога-человека к жизни, к окружающим предметам, явлениям, ценностям, людям. «Любовь - это сложнейшее искусство, которое должно постигаться постоянным трудом... Любовь - это огромное чувство, которым мы должны жить и которое должно распространяться на весь мир, это любовь ко всему организму, имя которому Вселенная... Когда исчезает в человеке чувство любви и заменяется какой-то другой эмоцией.... негативным чувством открывается путь для разрушений... Любовь - это то, частью чего мы являемся; она обнимает весь мир. Любовь и жизнь нам даны, и мы не имеем права покушаться на них»[43]. А на этом фоне можно рассматривать и ее вариант - «любовь педагогическую» и ее роль в воспитании:[44] «Любовь к детям относится к высшим чувствам Вселенной и поэтому любая форма нарушения это любви.... и отречения от любимого человека - и не только в поступках, словах, но даже в мыслях, - может привести к очень тяжелым последствиям»[45]. Практика дает немало тому примеров. Представьте себя ребенком... Если трехлетнего ребенка поставить посредине комнаты и кричать на него изо всех сил, говорить ему, какой он глупый (неуклюжий, невоспитанный, озорной, злой, плохой...), долго и нудно объяснять, что он должен делать, а что - нет, и, может быть, ударить его пару раз, то такой напуганный ребенок будет или тихо сидеть, забившись в угол, или скверно себя вести. У такого ребенка существует всего лишь два выбора, и мы никогда не узнаем, на что такой ребенок реально способен. Если мы возьмем того же ребенка и будем ему говорить, как мы его любим и обожаем, какой он умный и сообразительный, что нам очень нравится, как он играет, что он делает и ничего, что он делает ошибки (все их делают), и что мы всегда будем любить его, несмотря ни на что, то вы даже при вашем богатом воображении не сможете себе представить, как раскроются все потенциальные возможности такого ребенка! В каждом подростке, старшекласснике (да и во взрослом человеке тоже) до сих пор «сидит» такой трехлетний ребенок. И когда его ругают, стыдят, осуждают- (что нередко имеет место в воспитательном процессе), то он и «выдает» нам то, что мы программируем. Тогда в среде школьных педагогов возникает как бы оправдательная сентенция: есть дети, которых любить просто невозможно - неряшливые, недисциплинированные, безответственные, бестолковые, грубые, дерзкие, драчливые, вредители- А в настоящее время, в связи с бурным интересом и теоретиков педагогики, и практиков к педагогическим технологиям воспитания возникла вообще идея о том, что любовь к детям совершено не нужна как слагаемое педагогического мастерства: достаточно, мол, овладеть передовыми и надежными технологиями. Хочется возразить сторонникам этой точки зрения (не умаляя достоинств новых технологий). Следует помнить, что "дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная лю- бовь и возвращается условно»[46]. Необходимо учиться выражать и передавать воспитаннику любовь вне зависимости от его состояния, образа мыслей, поведения... Ну а как быть, если «не любится», ведь любовь - чувство трудно поддающееся разуму и приказам извне Мнение педагога-практика А.И. Гаврилиной: «Как любить таких, каких нельзя любить? Их просто надо любить, бережно растить хрупкие ростки их ранимой души, и они перестанут быть такими, каких любить нельзя, - ведь, наверное, их не любили». И здесь тоже, на наш взгляд, можно предложить некую «технологию». Получится примерно такая логическая цепочка: 1) Понять, что они - дети, поэтому и ведут себя как обычные (разные!) дети. Очень часто в мыслях и поведении детей, и особенно подростков, много того, что не отвечает нашей «взрослой» морали. 2) Принять его таким, каков он есть на самом деле, - со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности. 3) Возможно более полно узнать, изучив его с помощью разнообразных методик, на этой основе составить себе достоверное представление о том, почему он таким стал - и выразить понимание и сострадание, сочувствие (ибо чаще всего негативное в личности ребенка - не его вина, а его беда). 4) Найти позитивное в личности ребенка, дать ему почувствовать поначалу хотя бы маленькую толику уважения, выразить «авансированное доверие», на основе этого положительного включить в удовлетворяющую его общую деятельность (с позитивной же сочувствующей оценкой). 5) Установить личный контакт средствами невербального общения («контакт глаз», мимика, жесты, пантомимика, «физический контакт» - пожать руку, похлопать по плечу, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам, маленькие знаки внимания), создания «ситуаций успеха» и через позитивное словесное воздействие (радостное приветствие, подбадривание, выражение одобрения и т.д.). 6) Не пропустить момент словесного, поведенческо-эмоционального отклика - постараться установить партнерские, деловые, дружеские- отношения в реальной деятельности, принять действенное участие в его судьбе, помочь справиться с имеющимися жизненными трудностями. Как правило, на этом этапе появляются первые зачатки подлинного чувства любви (ведь не секрет, что человек любит то, во что вложил свой труд, свою душу, свое время). 7) Не стесняться проявлять эту любовь и откликаться открыто на проявления ответной любви, закреплять эти маленькие «ростки» в повседневной практике общения. Есть множество доказательств этого в школьной практике: известно, что есть категория педагогов, которые любят так называемых «трудных» детей и имеют значительные успехи в их воспитании; после окончания школы такие дети чаще, чем благополучные, навещают школу и своих учителей; во внешкольных условиях (в турпоходе, лагерях труда и отдыха, неформальных встречах, экстремальных ситуациях) чаще всего оказываются «на высоте», проявляя лучшие человеческие качества. Как известно, на этой основе строится процесс перевоспитания в специальных открытых и закрытых учебно-воспитательных учреждениях для педагогически запущенных подростков, для несовершеннолетних правонарушителей. Раскрывая сущность школьного педагога как субъекта воспитания, необходимо вести речь о слагаемых педагогического мастерства. В педагогике принято рассматривать три основных элемента его. Первый - знания: прежде всего своего предмета и смежных с ним дисциплин (тезаурус учителя должен быть значительно выше тезауруса учащихся, что особенно актуально в специализированных школах), широкая общая эрудиция (школьники любят общаться с интересными педагогами, в своих знаниях выходящими за пределы преподаваемого предмета), в области своего и ученических «хобби», то есть творческого занятия, которое-то и порождает состояние одухотворенности, вдохновения- «Горю стремлением внушать всем людям разумные и бодрящие мысли» (К.Э. Циолковский). Подобный подход к уровню знаний школьного педагога рождает и творческий подход к методическим основам обучения и воспитания: "Посредственный преподаватель излагает, хоро- ший - объясняет, выдающийся - показывает, великий - вдохновляет» (из книги Ю-В. Ирхина «Психология успеха» М., 1993. С. 9). Второй элемент педагогического мастерства - это профессионально-педагогические знания, умения и навыки: развитое педагогическое мышление, позволяющее дать педагогическую оценку любым явлениям жизни, спроецировать и осуществить наиболее эффективное педагогические способности (дидактические, организаторские, коммуникативные, речевые, перцептивные, авторитарные, распределительные и так далее); овладение педагогической технологией организации воспитательного процесса и педагогической техникой воздействия на учащихся, навыки изучения учащихся и классного коллектива, создание «педагогической копилки» (картотеки форм воспитательной работы, методической литературы, содержательного материала, интересного и оригинального опыта воспитания школьников, авторские концепции и т.д.), развитие «искусства любить детей». И, наконец, третьим элементом педагогического мастерства являются личностные качеств школьного педагога. Конкретные факты и примеры мы уже давали выше. Здесь же мы перечислим основные их группы: качества, связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, к коллегам, к своей работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция (критерий ее - добро); эстетическая выразительность (лицо, прическа, физиогномическая маска, одежда, интерьер дома и в классе, осанка, манеры поведения, при этом важно - что люблю в поэзии музыке, живописи, архитектуре, театре... как отстаивать свою позицию. К личностным качествам относится исповедование педагогом здорового образа жизни, то есть постоянное усовершенствование и развитие триединства «тело + душа + разум»; владение темпераментом и постоянное, систематическое развитие своего характера, то есть активнее самоусовершенствование; «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было» (Л.Н. Толстой). Причем, речь должна идти о собственной программе самопознания и самовоспитания. Хорошие советы по развитию педагогического мастерства и педагогической технике можно почерп- нуть из выходящих в настоящее время книг'. В них обращается внимание на развитие таких компонентов мастерства и техники, как речевая культура, умение ходить, умение реагировать на трудные ситуации, кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой...), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье... Интересен прием, описанный психотерапевтом В. Леви - новая педагогическая категория: «Свечение - термин, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Известно: «его лицо осветилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры». Учитель должен уметь включать «внутренний свет». Вы можете излучать тепло. «Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значение) - горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их чаще. Наступит момент, когда эти состояния будут приходить к вам сами- легко, естественно, непринужденно... Заранее, навстречу, опережая события... Уверенно, свободно и просто... Если хотите успеха - запомните' 1) свечение должно быть рефлексом на человека... на жизнь... Оно не должно гаснуть лаже а полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс Свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение... 3) Не заботьтесь о результате.. Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом обшения.»2 И в завершение разговора о педагогическом мастерстве и педагогической технике для примера самопознания и самовоспитания школьного педагога дадим небольшой тест на самопроверку и серию упражнений для развития специальных педагогических умений. ' Примером может служить книга. Зтько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995. ; Лева В. Исповедь гипнотизера- Кн. 2. М,, 1994, С. 271-273. ТЕСТ «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ» 1. Умеете ли вы здороваться так, чтобы создавать настроение людям? 2. Всегда ли вы приветливы, выдержаны и вместо прямого отказа говорите, как это принято в Японии, что «это трудно»? 3. Держите ли вы данное слово как по существу, так и по срокам? 4. Умеете ли вы обращаться к людям, избегая как излишней строгости, так и панибратства? 5. Часто ли отдаете приказы подчиненным или даете рекомендации коллегам в ненавязчивом форме? 6. Говорите ли приятные вещи людям об их облике и других вещах, могущих поднять их настроение? 7. Являетесь ни вы достаточно самокритичным? Понимаете ли, что это, кроме всего прочего, производит прекрасное впечатление? УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: «Запоминание лица». Выработай в себе привычку запоминать лица окружающих тебя людей. Посмотрел - закрой глаза, попробуй восстановить в памяти все зримо, в деталях. Не получается что-то, вне видишь» - посмотри снова, чтобы запоминание было полным. «А как он смеется?» Глядя на лица, постарайся зрительно представить, как этот человек смеется, плачет? Как он объясняется в любви? Каков он в растерянности? Как он хитрит, старается выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Как он выглядел три года назад? Каким будет в старости? «Я глазами других». В различных ситуациях и с различными людьми постарайся представить, как ты выглядишь в глазах собеседника. Какое впечатление ты производишь? Что он думает о тебе? «Оценка себя». Чаще становись оцениваемым, а не оценивающим. Чего от тебя ждут окружающие? Им уютно рядом с тобой? Если кто-то совершил ошибку, обрати внимание не на сам этот факт, а на свою реакцию. "Сопереживание». Разговаривая на личные темы, постарайся внимательно слушать своего собеседника. Если он повернет тебе душевные тайны, не перехватывай инициативу и не «отключайся», переживай, пытайся поставить себя на его место. «Одобрение». Присматривайся к детям, к их действиям и не упускай возможности выразить им сбое одобрение. «Улыбка». Ты должен приучить себя к тому, чтобы обычным выражением твоего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. «Мир тебе». Первая фраза (и внутренняя установка) при встрече с любым человеком должна быть «Мир тебе». Подари ему это всей душой, всем сердцем! Если ты начинаешь спорить с кем-нибудь или ссориться, каждую минуту вспоминай и повторяй: «Мир тебе». «Перевоплощение». Попробуй почувствовать себя на месте другого человека. Представь, что ты - это он- «Обрети» его внешность, проникни - хоть чуть-чуть - и его внутренний мир. Воспроизведи его походку, мимику, движения. Перевоплотись, постарайся жить его чувствами и мыслями. «Гроза отменяется». Учись сдерживать свои отрицательные эмоции. Тебе тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учись не ругаться и не брюзжать. Попробуй целую неделю всем все прощать, всех понимать, никого не критиковать, не делать замечания, не осуждать. А можешь дольше? С особой актуальностью в современной педагогической теории и школьной практике стоит вопрос о соотношении педагогического консерватизма и новаторства, работы начинающего учителя по образцу и творчество.' Предоставленная школьным педагогам в современной школе возможность выбирать концепции воспитания, авторские методики, право на эксперимент и опытную работу... породили как позитивные, так и негативные процессы в творчестве учителей. Остановимся здесь на некоторых идеях, подтвержденных теоретически и практически. Они могут стать ориентиром в соотношении названных педагогических явлений. I. Консерватизм (в хорошем смысле слова), традиционность, передовой опыт.. в современной школе создает ту перво- ' Этим проблемам посвящены книги: Загвязинский В И. Педагогическое творчества учителя. М,, 1987. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990; Львова ЮЛ. Творческая лаборатория учителя. М., 1992: Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. Шакуров Р.Х- Творческлй рост педагога М, 19S5 основу, на которой зиждется педагогическое творчество. Как, впрочем, и всякое другое: «Не бойся совершенства: тебе никогда не достичь его... Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера- Потом ты можешь писать так, как ты хочешь» (Сальвадор Дали) 2. Есть и другая крайность - своеобразная «защоренность^ отдельных педагогов, их стремление сохранить старую систему, которая «работала», но... в других условиях. В условиях гуманистического воспитания это явление пагубно. 3. Педагогическое творчество в практике школы должно быть построено на глубокой научной основе. Об этом писал еще Леонардо да Винчи: «Увлекающиеся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата - перспектива, и без нее ничего хорошего не делается»-., К сожалению, в школьной практике есть педагоги, кичащиеся своим творческим подходом, а на самом деле работающие на уровне ремесленничества. 4. Критерием истинности авторских методик, новых концепций и технологий воспитания является сама практика, ее результативность. В противном случае вводимое и отстаиваемое (иногда до конфликтных отношений с администрацией школы и коллегами) новшество не имеет смысла: «Когда нововведение слишком трудно установить, это служит доказательством, что в нем нет необходимости» (Л. Вовенарг). 5. Школьные педагоги, работающие творчески, - необыкновенные люди. А.Б. Браун (американский менеджер) так описал их: в... они проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что, если?», проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (никогда не отклоняют идею на том основании, что «это мы уже пробовали - не получается»), способны увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетливо ее сформулировать, проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем другие люди, способны связывать и объединять различную информацию самым неожиданным образом; неортодоксальны и настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления; проявляют умственную «непоседливость», сильную мотивацию и эмоциональную вовлеченность в то, чем занимаются; более склонны ре- шать проблемы, а не осваивать новые факты и явления: ориентированы на достижение цели, а не на применение той или иной методики... Творческие личности - нонконформисты, они насмешливы и мало уважают авторитеты, их, как правило, не волнуют соображения престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения. Поэтому могут доставлять немало беспокойства руководителям».1 б. Особенностью творчества в современной педагогической практике является то, что оно, как правило, носит ярко выраженный коллективный характер. Для реализации новых концепций и технологии, идеи авторских школ и программ, поисковой экспериментальной работы нужен коллектив единомышленников, в котором, по данным психолога Н.П. Аникеевой, наиболее популярными оказались позиции: «интеллектуала», «душевного человека», «оптимиста», «организатора», делового человека. Нетрудно догадаться, что один человек не в состоянии охватить все позиции. И еще: ведь объектом опытно-экспериментальной работы является процесс воспитания (а значит - ребенок, дети) - требуется четкость и слаженность общей работы, чтобы «не навредить». И еще. Особого внимания требует анализ сущности педагогических ошибок и способов выхода из них при рассмотрении проблем школьного педагога как субъекта воспитания. Конечно, они индивидуальны: конечно, не у всех проявляются. Это так. Но есть и общие, К примеру, возможно разное видение одних и тех же проблем учителями и учащимися. Так, 73% учителей утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18% учеников отмечают то же самое. У них разные представления о контакте. Ученики мечтают об эмоциональном тепле и психологической близости с учителями. А учителя имеют в виду "нормальные» отношения для учебно-воспитательного процесса. По данным психолога М.В. Зязько Я2% начинающих учителей в качестве основной проблемы отмечают проблему дисциплины. Причем, почти все считают, что виноваты дети, что учитель - страдающее лицо. М.В. Зязько выделяет четыре типа ошибок и в соответствии с ними четыре типа учителей:2 ' В кн.: Воробьева А. Тренинг интеллекта. М.. 1989, С, 116-117. 2 Зязько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя, М.. 1996. С 30-32 1. «Любящий тиран». Осуществляет дисциплину посредством обиды и создания у класса чувства вины («Я вас так люблю, а вы...»; «Я от души хотел, а вы...»; «Вы своим отношением доводите меня до отчаяния»; -»Я прямо расцветаю, если вы...» Такой учитель становится «мамочкой», «отцом». Сковывает любую инициативу учащихся созданием у них постоянного страха оказаться виноватыми в страданиях (иногда любимого, иногда презираемого) учителя, любящего их. У учителя нет прямого выражения недовольства поведением учеников, лишь демонстрируются то обида, то любовь- И класс в ответ тоже старается демонстрировать, но, конечно, не успевает. Возникает хаос, неразбериха, теряется понимание и дисциплина, 2. «Потакатель*. «Беззаботное, снисходительное потворство». Такой учитель уверен, что, чем мягче и снисходительнее он относится к ученикам, тем он лучше выглядит в их глазах, тем быстрее добро откликается на добро, то есть ученики становятся лучше Но... Очень часто ученики расценивают снисходительность и покладистость учителя как признак бесхарактерности и слабости. Противоречивое сочетание недостатка контроля и теплого отношения создают у учеников неразрешимое противоречие, каждый начинает методом проб и ошибок выяснять истинное «четкое» отношение. В классе возникает неразбериха. Необходимо с самого начала утвердить те правила и нормы, которые необходимо соблюдать ученикам. 3. «Стекло. Холодное равнодушие*. Такие начинающие учи-геля стремятся избегать дружеских контактов с учениками. Этот тип поведения может быть реакцией на профессиональные трудности. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное отверже-ние, холодность. Одни (живые и общительные) начинают отвлекаться, становятся неусидчивыми, начинают ловко пользоваться безнаказанностью, наглеют и «салятся на шею». Другие начинают добиваться внимания учителя любой ценой А так как нет четких правил, то они вступают в споры и борьбу по любому поводу. В классе хаос. Учитель еле-еле поддерживает формальную видимость учебно-воспитательного процесса. 4. «Холодный деспот». Он без особого труда поддерживает дисциплину, так как ученики быстро понимают, что с ним лучше «не связываться». В классе копятся страх, напряжение, обида. На уроках тревожная атмосфера. Ученики чувствуют себя дискомфортно. Еще хуже, когда учитель в подобных условиях разда- ет много угроз, которые нередко не решается выполнять. Взрывы в таких условиях неминуемы. Жертвами может быть как учитель, так и ученики. В реальной жизненной практике нередко встречаются сочетания разных типов. Возможны и другие варианты. Главное, чтобы школьный педагог сумел их осознать и планомерно работал над их искоренением- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|