ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». 1 страницаВоенная психология Психология спорта изучает психологические особенности личности спортсменов, Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, особенности спроса и т.д. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов. В качестве самостоятельной отрасли психологической науки выделилась в конце XIX в. Основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Дифференциальная психология - отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные. Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом. Методы психологии: Методы научных исследований - это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Основными методами психологического исследования являются наблюдение, самонаблюдение и эксперимент. Используют анкеты, тесты, анализ творческой деятельности. Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Главная цель психологического наблюдения: исходя из фактов, раскрыть психологическое содержание. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходящих событиях. Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток этого – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат. Самым объективным методом психологии является эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Плюсом лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами. Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени. В психологии существует формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия. Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют закрытые и открытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать ответ из предложенных. Интервью (беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможность быстрого получения информации, но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение. На рубеже XIX- XX вв. появился новый метод – тест. Этот метод разработал англ. Френсис Гальтон. Тесты направлены на изучение интеллектуального развития и творчества, индивидуальные особенности человека, структуру его личности. Разновидностью анкет являются опросники, отличающиеся от анкет тем, что испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос. К тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологической защиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей. Основные представления о психике. Функции психики. Уровни психики: сознание, бессознательное. Психические явления. Поведение и механизмы его формирования. Основные принципы работы нервной системы. Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире, в то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и нематериального по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Споры о происхождении психики обусловлены тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Теории происхождения: 1) идеалистическая точка зрения - психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. 2) дуалистической - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. 3) материалистической - феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи. В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения. Предварительные условия развития психики – предпосылки развития, к ним относятся природные свойства организма человека. Без человеческого мозга не могут возникнуть человеческие психические качества. Человеческая психика не может возникнуть без человеческих условий жизни. Культурно-историческая концепция развития психики человека: Л.С. Выготский считал, что процесс психического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. В его концепции можно выделить три составные части: Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов: 1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. С появлением человека наблюдается процесс действия человека на природу и видоизменение ее, а не наоборот. 2. Механизм изменения природы со стороны человека заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства. Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика»: 1.В результате овладение человеком природы, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. 2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками – это искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, например, зарубка на дереве. Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.). В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения: 1. высшие психические функции имеют опосредованную структуру. 2. для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: произвольны, опосредованы, социальны. Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка. Формы психики: Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости. Раздражимость – способность отражать что- то жизненно важное. Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды. Психика выполняет сигнальную функцию. Три части действия (по П.Я. Гальперину): - ориентировочная - исполнительная - контрольная - прогностическая (необходима для управления своим поведением) Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения. Переход от раздражимости к чувствительности – усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств. По мнению А, Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Основные стадии развития психики:
В процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных. Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения. Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания. Сознание – это форма отражения объективной действительности в психике человека, которая характеризуется тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно- исторической практики, позволяющие строить объективные картины мира; высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Гипотезу о происхождении сознания человека. Сформулировал А. Н. Леонтьев. Он говорит о том, что появление сознания у человека связано с тем, что только человеку свойственен труд, в связи с этим человек переходит к коллективному роду деятельности, Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации - речь - обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения - регуляции с помощью слова. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. Можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Обе стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. Сознание характеризуется постоянной активностью, а также интенциональностью. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности). Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения – равновесие, проприоцептивные (мышечные), слуховые и зрительные, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковости и т.д. Бессознательные психические явления - выделяют 3 типа: 1. неосознаваемые механизмы сознательных действий, подразделяются на а) неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». Процессы имеют двоякую природу. - процессы никогда не осознавались (первичные автоматизмы): действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка (мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и др.) - процессы сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания (автоматизированные действия, или навыки): б) явления неосознаваемой установки. Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (Д. Н. Узнадзе) в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий, к ним относятся непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. 2. неосознаваемые побудители сознательных действий (исследовалЗигмунд Фрейд). 3. «подсознательные» процессы – это процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Таким образом, то, что вошло в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания. К этим процессам можно отнести любовь, выбор профессии. Механизм осознания: происходит через включение переживания совершаемого субъектом акта в объективные предметные связи, его определяющие. Сознание – это единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного. Поведение человека начинает формироваться уже у новорожденных в виде простейших актов. Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, а также поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния. Основные принципы работы нервной системы: Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. (Открыли и изучали И.М.Сеченов и И.П.Павлов). Строение и функции нервной системы: Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный. Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные. Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды; это реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Функциональной системой П.К.Анохин называет единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в своей совокупности обеспечивают результативность поведенческого акта. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Эти процессы подчинены следующим законам. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|