Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». 1 страница




Военная психология

Психология спорта изучает психологические особенности личности спортсменов, Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, особенности спроса и т.д.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов. В качестве самостоятельной отрасли психологической науки выделилась в конце XIX в. Основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология - отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.

Психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Методы психологии:

Методы научных исследований - это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Основными методами психологического исследования являются наблюдение, самонаблюдение и эксперимент. Используют анкеты, тесты, анализ творческой деятельности.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Главная цель психологического наблюдения: исходя из фактов, раскрыть психологическое содержание. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины.

Широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходящих событиях.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток этого – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самым объективным методом психологии является эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Плюсом лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.

В психологии существует формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют закрытые и открытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать ответ из предложенных.

Интервью (беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможность быстрого получения информации, но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение.

На рубеже XIX- XX вв. появился новый метод – тест. Этот метод разработал англ. Френсис Гальтон. Тесты направлены на изучение интеллектуального развития и творчества, индивидуальные особенности человека, структуру его личности.

Разновидностью анкет являются опросники, отличающиеся от анкет тем, что испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос.

К тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологической защиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.

Основные представления о психике. Функции психики. Уровни психики: сознание, бессознательное. Психические явления. Поведение и механизмы его формирования. Основные принципы работы нервной системы.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире, в то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и нематериального по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Споры о происхождении психики обусловлены тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Теории происхождения:

1) идеалистическая точка зрения - психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. 2) дуалистической - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.

3) материалистической - феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте.

Движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики – предпосылки развития, к ним относятся природные свойства организма человека. Без человеческого мозга не могут возникнуть человеческие психические качества. Человеческая психика не может возникнуть без человеческих условий жизни.

Культурно-историческая концепция развития психики человека:

Л.С. Выготский считал, что процесс психического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. В его концепции можно выделить три составные части: Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов:

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. С появлением человека наблюдается процесс действия человека на природу и видоизменение ее, а не наоборот.

2. Механизм изменения природы со стороны человека заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика»:

1.В результате овладение человеком природы, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками – это искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, например, зарубка на дереве.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты».

Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения:

1. высшие психические функции имеют опосредованную структуру.

2. для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: произвольны, опосредованы, социальны.

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания - общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

Формы психики:

Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости.

Раздражимость – способность отражать что- то жизненно важное.

Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды.

Психика выполняет сигнальную функцию. Три части действия (по П.Я. Гальперину):

- ориентировочная

- исполнительная

- контрольная

- прогностическая (необходима для управления своим поведением)

Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения.

Переход от раздражимости к чувствительности – усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.

По мнению А, Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Основные стадии развития психики:

Стадия развития психики Тип среды – содержание отражения Форма отражения Форма поведения
Элементарная сенсорная (все беспозвоночные, простейшие) Предметная среда/ отражение свойств (тесная связь с биотическими факторами) Ощущение Инстинкт (безусловный рефлекс), условные рефлексы лабильны
Перцептивная (высшие позвоночные) Среда отношений между предметами/ отражение предметов в целом (способность к различению формы) Чувственный образ и образная память Навык (условный рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)
Интеллект (антропоиды, высшие млекопитающие) Отношения между предметами Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия Интеллект (мышление в действии): 1) двухфазность 2) функциональное использование орудий 3) инсайтное поведение

 

В процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных. Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание – это форма отражения объективной действительности в психике человека, которая характеризуется тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно- исторической практики, позволяющие строить объективные картины мира; высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Гипотезу о происхождении сознания человека. Сформулировал А. Н. Леонтьев. Он говорит о том, что появление сознания у человека связано с тем, что только человеку свойственен труд, в связи с этим человек переходит к коллективному роду деятельности, Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации - речь - обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения - регуляции с помощью слова. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества.

Критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение выступает в качестве механизма контроля за своим поведением.

Можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Обе стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа.

Сознание характеризуется постоянной активностью, а также интенциональностью. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения – равновесие, проприоцептивные (мышечные), слуховые и зрительные, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковости и т.д.

Бессознательные психические явления - выделяют 3 типа:

1. неосознаваемые механизмы сознательных действий, подразделяются на

а) неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». Процессы имеют двоякую природу.

- процессы никогда не осознавались (первичные автоматизмы): действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка (мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и др.)

- процессы сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания (автоматизированные действия, или навыки):

б) явления неосознаваемой установки. Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (Д. Н. Узнадзе)

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий, к ним относятся непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

2. неосознаваемые побудители сознательных действий (исследовалЗигмунд Фрейд).

3. «подсознательные» процессы – это процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

С этим явлением мы сталкиваемся, когда пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Таким образом, то, что вошло в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы.

В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

К этим процессам можно отнести любовь, выбор профессии.

Механизм осознания: происходит через включение переживания совершаемого субъектом акта в объективные предметные связи, его определяющие. Сознание – это единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного.

Поведение человека начинает формироваться уже у новорожденных в виде простейших актов. Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным.

К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, а также поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

Основные принципы работы нервной системы:

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. (Открыли и изучали И.М.Сеченов и И.П.Павлов).

Строение и функции нервной системы:
Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.
Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма. Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.
Все отделы мозга имеют свои функции: промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).
Различные нейроны коры головного мозга имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.
Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы. Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.
Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы. Термин "рефлекс" введен франц. Рене Декартом в XVII веке.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.).

Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды; это реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного.

Функциональной системой П.К.Анохин называет единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в своей совокупности обеспечивают результативность поведенческого акта.
Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К.Анохиным афферентным синтезом (лат. "соединение приносимого").
В процессе афферентного синтеза происходит обработка разнообразной информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, на основе доминирующей в данный момент мотивации (потребности). Из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности.
Установление того, что данная потребность может быть удовлетворена определенным действием, выбор этого действия называется принятием решения.
Нейрофизиологический механизм принятия решения назван П.К.Анохиным акцептором результатов действия. Акцептор ("ассерtare" - разрешающий) результатов действия - это нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия. На основе сопоставления ранее полученных результатов создается программа действия. И только после этого совершается само действие. Ход действия, результативность его этапов, соответствие этих результатов сформированной программе действия постоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Этот механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П.К.Анохиным обратной афферентацией.
Механизмом наследственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом индивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.
Принципы и законы высшей нервной деятельности
Аналитико-синтетический принцип высшей нервной деятельности. (И.П.Павлов) Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтез).

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Эти процессы подчинены следующим законам.
Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные (так же, как и очень слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию - распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.
Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.
Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредоточивается в месте своего первичного возникновения.
При концентрации возбуждения вопределенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, это и обеспечивает нормальную аналитико-синтетическую деятельность.
Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.
Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее сконцентрированное возбуждение тем интенсивнее и шире распространен процесс торможения.
Наряду с одновременной индукцией существует последовательная индукция нервных процессов - последовательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга.
Только нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных