Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика диагностики темперамента Айзенка.




Методика позволяет выявить особенности темперамента ребенка, оп­ределить, к какому типу темперамента относится ребенок.

Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходи­мо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспита­нию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоци­ональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Известные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегма­тик, меланхолик – диагносцируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии – интроверсии и шкалы нейротизма.

Экстраверсия по Айзенку связана с общительностью, жаждой новых впечатлений, возбуждения. Экстраверт имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием мо­мента, импульсивен, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости, его эмоции строго не контролиру­ются, на него не всегда можно положиться.

Интраверт – спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои дейст­вия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно от­носится к принятию решений, любит во всем порядок, контроли­рует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устой­чивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность—не­стабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с пока­зателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональ­ной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адап­тированный тип.

В опросник Айзенка с целью коррекции результатов обследова­ния введена еще одна шкала — социальной желательности, выяв­ляющая тенденцию реагировать на вопросы так, чтобы получить желаемые для обследуемого результаты. По-другому эту шкалу называют «шкала лжи». Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24 — по шкале интраверсии — экстраверсии, 24 — по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи.

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке знак «+», ес­ли отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопро­сы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Результаты фиксируются на тестовом бланке.

Текст опросника

1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

2. Бывает так, что ты раздражен чем-нибудь?

3. Часто ли у тебя меняется настроение?

4. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребята­ми?

5. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

6. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

7. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?

8. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для это­го не было настоящей причины?

9. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

10. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

11. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?

12. Нравится ли тебе делать все в быстром темпе? (Если, наобо­рот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).

13. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

14. Тебе можно доверить любую тайну?

15. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скуч­ную компанию?

16. Бывает так, что у тебя безо всякой причины бьется сердце?

17. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подру­житься с кем-нибудь?

18. Ты когда-либо говорил неправду?

19. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

20. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

21. Ты часто чувствуешь себя усталым?

22. Ты всегда делаешь сначала уроки, а все остальное потом?

23. Ты обычно весел и всем доволен?

24. Обидчив ли ты?

25. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

26. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хо­зяйству?

27. У тебя бывают головокружения?

28. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других лю­дей в неловкое положение?

29. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

30. Любишь ли ты хвастаться?

31. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

32. Ты обычно быстро принимаешь решение?

33. Ты никогда не шумишь в классе, даже если нет учителя?

34. Тебе часто снятся страшные сны?

35. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?

36. Тебя легко огорчить?

37. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

38. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь, особенно для обдумывания?

39. Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь?

40. Тебе очень нравятся веселые игры?

41. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

42. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь про­сят?

43. Ты любишь часто ходить в гости?

44. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

45. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

46. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

48. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?

49. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

50. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справить­ся с делом, которое должен выполнить?

51. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

52. Ты стесняешься заговорить с незнакомыми людьми?

53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исп­равлять?

54. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кри­чишь в ответ?

55. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или пе­чальным без всякой причины?

56. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?

57. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сде­лал чего-нибудь, не подумав?

Обработка и интерпретация результатов

1. Экстраверсия — интраверсия определяется по сумме поло­жительных ответов «+» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов «–» на вопросы: 6, 33, 51,55, 59.

2. Эмоциональная стабильность определяется суммой положи­тельных ответов «1» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяет­ся по числу совпадений знаков при ответе на вопросы: со знаком «–» 8, 16, 24, 28, 36, 44 и со знаком «+» на вопросы: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

 

Оценочная таблица для шкалы экстраверсия — интраверсия

Интраверсия Экстраверсия
значительная умеренная умеренная значительная
1—7 8—11 12—18 19—24

 

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность
высокая средняя высокая очень высокая
до 10 11—14 15—18 19—24

 

По шкале социальной желательности (шкала лжи) показатель в 4—5 баллов рассматривается как критический, что свидетельст­вует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впе­чатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в по­ведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.

Используя данную методику можно определить тип темпера­мента. Для этого используют следующую схему.

 
 
 


 
 

 

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Можно схематично охарактеризовать «чистые» типы темперамента следующим образом:

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быст­ро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко воз­никают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразитель­ная. При отсутствии серьезный идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхно­стность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявле­ние холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиально­сти. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темпе­рамент часто проявляется отрицательно к раздражительности, аффективности.

Флегматик обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д.; в других — вялость и безучастность к окру­жающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает но­вые формы поведения, но они являются устойчивыми.

Меланхолик трудно сосредотачивается на чем-либо, его реак­ции часто не соответствуют силе раздражителя. Сильные воздей­ствия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержатель­ный. При неблагоприятных — может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Применять методику оценки темперамента целесообразно с 10—12 лет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных