ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика диагностики акцентуаций характераМетодика предназначена для выявления акцентуаций характера. Ее можно применять, начиная с 11-12-летнего возраста как при групповом, так и при индивидуальном обследовании. Подростковый возраст называют «трудным». В этот период у ребенка заканчивают свое формирование важнейшие функциональные структуры головного мозга (электроэнцефалографические показатели у детей этого возраста становятся сходными со взрослыми). Ребенок за сравнительно короткое время становится сходным со взрослыми и по телесной организации. Мощный скачок в развитии происходит часто на фоне изменений в поведении, в котором могут проявляться раздражительность, утомляемость, негативные реакции, могут возникать различного рода психопатии. Акцентуация характера. (К. Леонгард) представляет собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера: явная и скрытая (А. Е. Личко; А. Александров, 1973). Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы. Отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Скрытая акцентуация – обычные варианты нормы. В привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или совсем не проявляются. Даже при детальном анализе поведения, биографии, разностороннем контакте трудно составить четкое представление об определенном типе характера. Однако в связи со стрессовыми ситуациями, психогенными травмами в «месте наименьшего сопротивления» их можно иногда неожиданно обнаружить. Нижеприведенная методика позволяет выявить десять типов акцентуаций: 1. гипертимность, 2. застреваемость, 3. эмотивность, 4. педантичность, 5. тревожность, 6. циклотимичность, 7. демонстративность, 8. возбудимость, 9. дистимность, 10. экзальтированность. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный «ДА», и «–», если ответ отрицательный «НЕТ». Текст опросника 1. Ваше настроение бывает в основном ясным, неомраченным? 2. Чувствительны ли вы по отношению к обидам, огорчениям? 3. Легко ли вы плачете? 4. Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее выполнения? 5. Были ли вы в детстве так же смелы, как ваши сверстники? 6. Бывают ли у вас колебания настроения: от очень веселого к очень тоскливому? 7. Находясь в обществе, вы любите находиться в центре внимания? 8. Бывают ли дни, когда вы без всякого повода попадаете в недовольно-раздражительное настроение? 9. Серьезный ли вы человек? 10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться? 11. Предприимчивы ли вы? 12. Скоро ли вы забываете, если вы кого-либо обидели? 13. Мягкосердечны ли вы? 14. Кинув письмо в почтовый ящик, не проверяли ли вы: прошло ли оно, не застряло ли в щели? 15. Стараетесь ли вы на работе из честолюбия быть одним из лучших? 16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак? 17. Считают ли вас люди несколько педантичным? 18. Зависит ли ваше настроение от внешних признаков? 19. Любят ли вас все ваши знакомые? 20. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству? 21. Ваше настроение несколько подавлено? 22. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение? 23. Трудно ли вам длительное время находиться на одном месте? 24. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость? 25. Можете ли вы резать птицу? 26. Раздражает ли вас, если занавеска или скатерть на столе висят неровно, стремитесь ли вы тотчас исправить это? 27. Боялись ли вы, будучи ребенком, оставаться дома одни? 28. Бывают ли у вас беспричинные колебания настроения? 29. Являетесь ли вы по своим личным качествам или учебе одним из лучших? 30. Легко ли вы впадаете в гнев? 31. Способны ли вы быть шаловливо-веселым? 32. Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья? 33. Можете ли вы напрямую высказать кому-либо свое мнение о нем? 34. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании? 35. Пугает ли вас вид крови? 36. Охотно ли вы беретесь за дело, требующее от вас большого чувства собственной ответственности? 37. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость? 38. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, неосвещенную комнату? 39. Предпочитаете ли вы работу; требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и с несложными результатами? 40. Общительный ли вы человек? 41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи? 42. Кажется ли вам жизнь тяжелой? 43. Будучи ребенком, не убегали ли вы из дома? 44. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, ссоры, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу, учебу? 45. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче вы не теряете чувства юмора? 46. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? 47. Предпримите ли вы первым шаги к примирению? 48. Случалось ли вам, уйдя из дома, возвращаться, проверять не случилось ли что-нибудь? 49. Беспокоили ли вас мысли, что с вами или вашими родными что-нибудь может случиться? 50. Ваше настроение меняется в зависимости от погоды? 51. Трудно ли вам выступать на сцене или с кафедры перед большой аудиторией? 52. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, пустить в ход кулаки? 53. Нравится ли вам быть в обществе? 54. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние? 55. Любите ли вы организованную деятельность? 56. Упорствуете ли вы в достижении цели, если на пути встреча чается много препятствий? 57. Может ли вас так взволновать трагический фильм, что выступят слезы? 58. Бывает ли вам трудно заснуть из-за того, что голова забита дневными заботами, проблемами общества? 59. Подсказывали ли вы или давали списывать в школьные годы? 60. Волнует ли вас необходимость пройти одному в темноте по кладбищу? 61. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь лежала на своем месте? 62. Случается ли с вами, что ложась спать в сниженном расположении духа, следующим утром вы встаете в подавленном, мрачном настроении? 63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации? 64. Подвержены ли вы головным болям? 65. Часто ли вы смеетесь? 66. Можете ли вы относиться, к людям, которых ни во что не ставите, так, чтобы они этого не замечали? 67. Считаете ли вы себя энергичным, предприимчивым человеком? 68. Страдаете ли вы от несправедливости? 69. Любите ли вы природу? 70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы - закрыт ли газ? 71. Боязливы ли вы? 72. Часто ли меняется ваше настроение? 73. Принимаете ли вы участие в любительских спектаклях, в драмкружке? 74. Испытываете ли вы иногда влечение к чему-то заманчивому или неведомому? 75. Относитесь ли вы к будущему пессимистически? 76. Бывают ли у вас внезапные переходы настроения от большой радости к глубокой тоске? 77. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение? 78. Долго ли вы храните чувство гнева, досады? 79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей? 80. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за кляксы страницу тетрадки? 81. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно? 82. Часто ли бывают у вас страшные сновидения? 83. Возникают ли у вас иногда внезапно представления, что вы можете броситься под колеса мчащегося поезда, или если вы находитесь около высоко расположенного окна или балкона, то можете из него выпрыгнуть? 84. Становитесь ли вы сами веселее в окружении веселых людей? 85. Можете ли вы достаточно хорошо отвлечься от гнетущих проблем, не думать постоянно о них? 86. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки? 87. В беседе вы скорее немногословны, чем говорливы? 88. Могли бы вы, участвуя в театральном представлении, настолько войти в роль, влиться в образ, что при этом забыть, что вы сами не такой как на самом деле? Обработка и интерпретация результатов Гипертимный тип (ответы «ДА» на вопросы: 1, 11, 23, 34, 43, 45, 55, 67, 77). Обычно гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся.ими командовать. Главная черта гипертимных подростков — почти всегда очень хорошее настроение, даже приподнятое. Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. Большое стремление к самостоятельности может быть часто следствием конфликтов, приводит к побегам, отлучкам. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачи. Застреваемый тип (ответы «ДА» на вопросы: 2, 15, 24, 33, 37, 56, 68, 78, 81 и «НЕТ» на вопросы: 12, 46,59). Застреваемые подростки особо чувствительны к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее, отличаются мстительностью, отсутствием способности «легко отходить» от обид. Сильно развитое честолюбие часто приводит к настойчивым отстаиваниям своих интересов, которые они отстаивают с особой энергичностью. Иногда вступают в конфликт, отстаивая интересы других. Обладают великим упорством в достижении своих целей, часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. В связи с этим проявляются настороженность и недоверчивость по отношению к людям. Эмотивный тип (ответы «ДА» на вопросы: 3, 13, 46, 47, 57, 69, 79 и «НЕТ» на вопрос: 25). Наиболее сильно выраженная черта эмотивного типа — сопереживание другим людям или животным. У подростка этого типа могут быть «близко» слезы, в особенности когда смотрит кинофильм, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия вызывает сильное потрясение, которое долго не может забыться и может нарушить сон. Это люди, обладающие мягкосердечием, легко прощают недостатки другим и сами часто идут на примирение в конфликтах. Они особо относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными. Про таких говорят: «Мухи не обидит». Педантичный тип характеризуется постоянным сомнением правильности выполненной работы, частыми самопроверками. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку. Педантичный тип сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка, вследствие чего могут возникать конфликты. В выполнении каких-либо действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность. От излишней педантичности иногда может быть заниженная самооценка, неуверенность в том, что выполнит работу. Тревожный тип (ответы «ДА» на вопросы: 16, 18, 27, 38, 49, 60, 71, 82, 83 и ответ «НЕТ» на вопрос: 5). Обычно с детства проявляется пугливость и боязливость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших; нотации взрослых могут вызывать угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние, в отличие от протеста, свойственного другим детям подросткового возраста. Рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут более раскрыть свои способности. Свойственные с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают подружиться с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Циклотимический тип (ответы «ДА» на вопросы: 6, 18, 28, 40, 50, 62,73, 84). В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды — обычно в детстве производят впечатление гипертимных, но затем в период пубертатного скачка появляется ощущение вялости, упадка сил; то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, а также, с одной стороны, бессонница и сонливость — с другой. На замечания и укоры обычно отвечают раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, порой даже могущую закончиться суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы изменения состояния обычно длятся 3 недели. В студенческие годы учатся неровно, часто упущения наверстывают с трудом, рождая в себе отвращение к занятиям. Лабильные циклоиды – фазы смена настроения у них обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более наполненными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены эмансипационные устремления и желания иметь друзей, войти в компанию. Самооценка формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт переживания «хороших» и «плохих» фаз. Пока такого опыта нет – самооценка подвержена настроению. Демонстративный тип (ответы «ДА» на вопросы: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 73, 85, 88 и ответ «НЕТ» на вопрос: 5). Главная черта этого типа – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Особенно отягощает перспек тива быть незамеченным. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей персоны. Кажущаяся эмо циональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству. Обычно похвала других в их присутствии вызывает особо неприятное ощущение, они этого не выносят. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Обладая патологической способностью к вытеснению, они могут полностью забыть то, о чем они не желают знать. Это расковывает их в лжи. Обычно лгут с невинной миной; то, что они говорят в данный момент, для них является правдой, поскольку, по-видимому, внутренне они не осознают свою ложь, или же осознают очень неглубоко, без совестливых переживаний. Стремятся достигнуть своими реакциями того, к чему обычно стремится человек. Возбудимый тип (ответы «ДА» на вопросы: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86). Возбудимый тип часто отличается непослушанием в детстве, трудностью регулирования своего поведения. Возможно, что это связано с отставанием в развитии второй сигнальной системы, поскольку по К. Леонгарду этот тип легко диагносцируется пробой на называние предметов за короткий отрезок времени. Обычно люди за 3 минуты могут назвать более 60 предметов. Лица с возбудимой акцентуацией в этой пробе значительно отстают. Часто наблюдается нежелание учиться, уже с начальных классов. Только при неустанном контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют школьные задания. Все плохое так и «липнет» к ним. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество. Недостаточная инициативность не позволяет им занять место лидера. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным, работают они лишь по мере крайней необходимости. Равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Реакция возбуждения гасится с трудом, может быть опасна для окружающих, могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых. Дистимный тип (ответы «ДА» на вопросы: 9, 21, 42, 75, 87 и «НЕТ» на вопросы: 31, 53, 65). Отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, пессимистическое отношение к будущему; в беседе обычно немногословны, либо молчаливы, испытывают трудность в возникновении беспечно-веселого настроения. Общества, шумной компании обычно избегает. Отличительная черта — угрюмость. Экзальтированный тип (ответы «ДА» на вопросы: 6, 10, 32, 54, 76). Яркая черта этого типа – высокая способность восторгаться, восхищаться, улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Это чувство часто может возникать у них по причине, которая у других не вызывает большого подъема. С другой стороны, эти личности могут легко впасть в отчаяние, разочароваться. Эти состояния могут внезапно сменяться большой радостью, приливом восторга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|