Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБРАЗОВАНИЕ МАШИННОЙ ЭРЫ




Большинство наших школ представляют собой промышлен­ные предприятия по механическому распространению ин­формации и наставлений с использованием материалов и ме­тодов, которые были гораздо более уместными в те времена, когда учащегося — подобно фабричному рабочему — рассматривали как черный ящик, параметры выхода которого долж­ны были соответствовать тому, что в него заложено на входе. Молодым людям вовсе не хочется соревно­ваться с машинами; они хотят научиться тому, на что не спо­собны механизмы. Но они не могут научиться этому в системе, которая рассматривает их как изделия, которые не­обходимо обработать и собрать на конвейере в хорошо отре­гулированном процессе перехода от одной дискретной опера­ции к другой. Сама «обработка» учащихся во все большей степени выполняется машинами (например, оценка работ, ре­гистрация и компьютерное обучение). Подумайте, какой вред нашему чувству самости приносит то, что нас обучает лишен­ная личностного начала машина или действующий как авто­мат учитель?

Современная школа моделируется по образу и подобию фаб­рики. Поступающий ученик рассматривается как сырье, кото­рое в процессе различных стадий обработки превращается в готовое изделие. Каждый шаг в этом процессе планируется и расписывается по времени, включая переменки и перерывы на обед. Как мало учитывается то, что обработке подвергается жи­вой, одушевленный материал; его выстраивают в алфавитном порядке, заставляют идти в ногу, запрещают говорить, когда к нему не обращаются, усаживают рядами, периодически прове­ряют, экзаменуют и т. п. Поступающий в школу «материал» да­леко не однороден по качеству, но обращаются с ним однознач­но. Система старается уменьшить «ассортимент выпускаемой продукции»; в противном случае повышаются издержки произ­водства.

Деятели народного образования свели обучение к большо­му числу отдельных, не связанных между собой частей. Они рассекли образование на школы, учебные планы, классы, пред­меты, курсы, лекции, уроки и упражнения. Для отражения ато­мистического метода обучения была разработана система ко­личественных и качественных оценок: экзаменационные отметки, оценка курсовых работ, зачеты, средние показатели успеваемости, дипломы и ученые степени.

В отличие от предыдущих поколений современные учащи­еся приходят в школу вооруженные заботой о том, что происходит в мире, т. е. заботой, на которую не обращают внимания в школе. Им дают слишком много знаний там, где самостоятельно они могли бы разобраться значительно лучше. В то же время потребности школьни­ков в помощи старших (практические приложения того, чему они научились, понимание мира и своей роли в нем) практи­чески игнорируются. Учащиеся получают ответы на вопросы, которые они не задавали. Школьников обучают отвечать на вопросы, а не задавать их.

Деятели образования почти ничего не делают для того, что­бы продемонстрировать обучающимся взаимосвязи и взаимо­действия тех разрозненных предметов, которые преподаются в школе, в институтах и университетах. В курсе по одному предмету очень редко делаются ссылки или используется ма­териал других курсов. Умение учащегося писать сочинения, например, оценивается только в курсе английского языка, но не, скажем, в курсе истории. Искусственное разделение предметов обучения льет воду на концепцию, со­гласно которой человеческое знание состоит из множества не связанных между собой частей.

Например, дети (и большинство взрослых) не подозревают о том, что математика является языком и поэтому имеет мно­го общего с английским языком и что в науке имеются обла­сти, изучающие общие свойства всех языков (логика и семио­тика). Не знают они и о том, что уникальность математики проистекает из того, что она имеет дело с формой нашего опы­та, абстрагируемого от его содержания, как не знают и того, в чем состоят различия между формой и содержанием.

Механистическая ориентация машинного образования на вход-выход приводит к тому, что учащиеся рассматриваются как сочетающие в себе свойства магнитофонов, фотоаппаратов и компьютеров механизмы, основной критерий оценки которых — способность воспроизводить то, что им было показано или ска­зано. Большинство экзаменов — не более чем проверка способ­ности воспроизводства ранее предоставленного испытуемому материала. Экзамены служат целям системы, а не учащихся. Экзамены служат стимулом коррупции в процессе обучения и преподавания. Учителя мошенничают для того, чтоы остаться в системе; учащиеся — для того, чтобы вырваться из нее.

Относительно «передовые» методы машинного образова­ния основываются на выдвинутом И. П. Павловым представлении об обучаемом как об организме с входом и выходом. (Гарвардский психолог Б. Скиннер модернизировал применя­емый для описания этой концепции язык, но ее теоретические основы ничуть не изменились.) Учащиеся рассматриваются как организмы, которые можно научить требуемой реакции путем поощрения правильных ответов и наказания за допу­скаемые ошибки. Поэтому их многократно подвергают одно­му и тому же воздействию до тех пор, пока ожидаемые ответы не будут выдаваться автоматически. Метод обучения далее «усовершенствуется» путем механизации роли учителя в нем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных