ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проектирование наружных деталей верха. По копировально-графической системе в основу проектирования чертежа (рис
По копировально-графической системе в основу проектирования чертежа (рис. V.1, б и г) положены конструктивные особенности модели и УРК, вписанная в оси координат Чертеж наружного контура деталей называется конструктивной основой. Построение конструктивной основы модели верха ботинка с настрочной союзкой включает проектирование двух конструктивных узлов: проектирование пяточного конструктивного узла — берцев ботинка и проектирование переднего конструктивного узла — союзки, а также проектирование отрезных деталей.
Проектирование пяточного конструктивного узла. На осях координат YOX отмечают точки Вк, В'к, П и Н. Шаблон УРК вписывают сразу в развернутом положении, т. е. через точки В'к, и Н. Затем перпендикулярно оси О'Х' наносят базисные линии и проводят линию первоначального контура УРК в носочной и пяточной (по следу) частях, для чего УРК удерживается в точке К (базисная линия IV), а нижний пяточный угол касается первоначальной точки высоты каблука Вк. Отмечается положение наиболее характерных точек для построения берцев (см.рис. V.1, б): точка Б — на пересечении базисной линии 1 с развернутым контуром УРК, точка М — высота до центра наружной Проводится линия высоты берцев ботинка ВбВб касательно к точке В' и под прямым углом к оси ОХ; ВбВ'б для конструктивной основы типового ботинка определяется по табл. III. 1 (проектирование заниженных берцев должно выполняться после построения конструктивной основы). Проводится линия ширины берцев ботинка под углом 83,° к ВбВ'б при этом учитывается, что при формовании передний верхний угол берцев смещается вниз и в готовой обуви направление линии берцев будет близким к параллели опорной поверхности.
Определяется ширина берцев (по табл. III.1); в сторону пятки откладывается отрезок В'бШ = 0,54 ШШ' для конструкции заготовки с настрочной союзкой, так как берцы скреплены швом с союзкой по всему контуру и в процессе формования верхний край берцев смещается вниз и в сторону носка вместе с союзкой, т. е. положение берцев будет более симметричным по отношению к линии высоты. Определяется положение точки В3: по ранее известному уравнению выполняется расчет отрезка ВКВ3, который откладывается на пяточном контуре УРК путем засечки радиусом, равным ВКВ3, из точки Вк. После этого определяются точки В"Н'вВ'3 для построения пяточного контура берцев ботинка с учетом толщины облегающих деталей, растяжения их при формовании и свободного прилегания верхней части берцев к голени и стопе: в точках Вк и Нв наружу от контура УРК откладываются отрезки с учетом толщины жесткого задника, так как практически растяжение деталей в пяточной части равно толщине деталей верха без жесткого задника: ВкВ"к= 2 — 2,5 мм, НвН'в = 2,5—3 мм; В3В'3 = 2 мм. Затем выполняется дополнительное построение для проектирования верхней части пяточного контура берцев ботинка: точки Ш и В'3 соединяют вспомогательной линией ШВ'3; на ее середине (рис. V.1, в) находится точка з, от которой по нормали внутрь чертежа откладывается 3—4 мм до точки з' и проводятся вспомогательные линии по точкам Ш, з' и з'В'3, на середине отрезка з'В3 находится точка и, от которой внутрь чертежа откладывается 1,5 мм до точки и'. Проектируется пяточный контур берцев ботинка через точки Ш, з', и', В'3, Н'в, 3 (рис. V.1, г); полученный плавный контур учитывает анатомическое строение стопы и голени. Передний контур берцев проектируется по нормали к линии ширины берцев из точки Ш' через наиболее выпуклую точку г на гребне условной развертки и по касательной гг' до точки союзки. Учитывая форму стопы на подъеме, по биссектрисе угла Ш'г'г длиной 52 мм радиусом 46 мм выполняется плавное сопряжение линий Ш'г' и г'С (см. рис. V.1, г). При построении пяточного и переднего контуров берцев на практике можно применить специальный шаблон — лекало, разработанный Ф. В. Пешиковым. Описание и применение шаблона дано в Методических рекомендациях предприятиям обувной промышленности (1984 г.). Проектирование переднего конструктивного узла союзки. С учетом конструктивной особенности определяется положение точки союзки С и линии перегиба союзки. Точка С находится на стыке союзки с берцами. Выбор ее должен обеспечивать хорошее приформовывание деталей к колодке и удобство готовой обуви в эксплуатации. Рациональным положением точки С является точка К — пересечение базисной линии IV с верхним контуром условной развертки. С учетом деформации деталей при формовании точку С можно проектировать со смещением в сторону пятки до 4 мм для мужской и другой обуви на низком каблуке, что не ухудшает формования деталей на колодке. Для женской обуви на среднем и высоком каблуке точку С можно проектировать со смещением в сторону носка до 4 мм. Это улучшает приформовывание деталей, что очень важно для сложной формы колодок на среднем и высоком каблуке, и зрительно сокращает длину обуви. Проектирование точки С в сторону носка; более 4 мм не рекомендуется, так как в готовой обуви передний край берцев (припуск) при ходьбе будет натирать фаланги пальцев. В случае проектирования союзки фигурного кроя (рис. V.1, г) точка С характеризует проекцию точки углубления Г на линию перегиба союзки, относительно которой проектируется точка С'. Проектирование линии перегиба союзки. Линия перегиба союзки в максимальной степени влияет на качество приформовывания заготовки на колодке. Если линия перегиба союзки 1 проектируется выше контура носочной части условной развертки (рис. V.1, е), то при формовании верхняя часть заготовки, прилегающая к колодке, получит максимальные напряжения, т. е. хорошо приформуется, а по периметру затяжной кромки образуются излишки. Излишки затяжной кромки образуют складки по следу затянутой обуви, что затрудняет приклеивание подошв. Рассмотрим положение линии перегиба союзки в другом крайнем положении — 2, т. е. ниже контура носочной части условной развертки. В этом положении значительно сокращаются периметр затяжной кромки и складки по следу затянутой обуви, но верхняя часть заготовки (в ботинке детали по контуру В3С) не будет плотно прилегать к колодке, а готовая обувь будет бесформенной в носочной части. В конструкции с настрочной союзкой линия перегиба проектируется из точки С через точку в', расположенную выше или касательно к наиболее выпуклой точке в носочной части условной развертки колодки: в в' = 0 — 2 мм. Проектирование контура союзки. Контур союзки проектируется по выбранному эскизу (см. рис. V.1. а). При раскрое такой союзки крыло одной детали входит в вырез другой (рис. V.1, ж). Для получения союзке с оптимальной взаимоукладываемостью наносятся контур затяжной кромки и вспомогательные линии ФФ' и Ф"Ф'" (см. рис. V.1, г). С учетом метода крепления и нормируемого припуска под затяжку, суммарной толщины облегающих деталей в пяточной и носочной частях и деформации заготовки мужского ботинка с настрочной союзкой припуск под затяжку П3 составляет: по длине в носочной части 15 мм, по ширине в носочно-пучковой части 16—17 мм, в геленочной — 20мм, в пяточной (от нижнего контура условной развертки колодки) — 15 мм. По длине в носочной части припуск откладывается от перпендикуляра, опущенного на линию перегиба союзки из точки Н. Из полученной точки Н' восстанавливается нормаль к линии перегиба, чтобы не было острых и тупых углов у деталей в развернутом (относительно линии сгиба) виде. Со стороны следа колодки припуск под затяжку откладывается перпендикулярно соответственно к наружному и внутреннему контуру условной развертки. Отходы между двумя шаблонами можно запроектировать минимальными, если спроектировать верхний контур союзки по вспомогательной линии Ф"Ф"', проведенной через точку Ф" параллельно линии перегиба союзки. От линии перегиба с помощью прямоугольного треугольника определяются максимальное удаление контура затяжной кромки ФФ' и точка Ф", мм: ФФ''= 1/3 ФФ'+ (1 – 2), где (1 – 2) —поправка на толщину карандаша. Конфигурация союзки в нетиповых моделях может быть разнообразной. Положение крыла союзки определяется длиной крыла жесткого задника. В заготовке с закрепляемой подкладкой для обуви на низком каблуке длина задника не позволяет проектировать крыло союзки в сторону пятки от базисной линии ΙΙ (см. рис. V.1, г). В противном случае возникнут затруднения при вставлении жесткого задника в заготовку (между верхом и подкладкой) перед ее формованием; придется проектировать нетиповой задник с укороченными крыльями. Крыло союзки рационально проектировать в геле ночной части условной развертки между базисными линиями ΙΙ и ΙΙΙ, чтобы улучшить внешний вид обуви и приформовывание заготовки к колодке с внутренней стороны. С этой же целью крыло союзки с внутренней стороны увеличивается по площади на величину нахлеста ГГ", перенесенного с уплощенного шаблона развертки колодки (см. рис. III.9). Припуск берцев под строчку откладывается от первоначального контура. Это позволит увеличить периметр заготовки по затяжной кромке с внутренней стороны в соответствии с формой колодки. Собранная заготовка имеет излишек материала в виде фалды с внутренней стороны, что улучшает ее приформовывание к колодке. Хорошо отформованная заготовка плотно прилегает к колодке: не морщит и не пружинит. Плохое формование чаще всего можно обнаружить на союзке ниже точки С и в геленочной части с внутренней стороны. Сильное, как и слабое, продольное растяжение заготовки при недостаточном поперечном ухудшает приформовывание заготовки. При проектировании нетиповых моделей крыло союзки может иметь различную форму и занимать любое положение с учетом выбранного эскиза, внешнего вида готовой обуви, конструкции подкладки и т. п. Не рекомендуется проектировать крыло союзки в самом широком месте колодки, что создает диспропорцию в готовой обуви; кроме того, швы могут травмировать стопу (головку первой плюсневой кости). Средняя часть союзки проектируется из точки С по перпендикуляру к линии перегиба и вспомогательной Ф"Ф'". При выборе радиуса сопряжения необходимо учитывать взаимоукладываемость, трудоемкость и внешний вид союзки. Для типовой модели радиус составляет 14—16 мм в углублении союзки и 20—24 мм в крыльях. Чтобы снизить напряжение на среднюю часть союзки при формовании, ее площадь при проектировании увеличивается на величину СС' = 2 мм (в сторону пятки), т. е. союзка выкраивается по контуру с прибавкой 2 мм, а настрачивается по первоначальному (см. рис. V.l, д). Проектирование отрезных деталей (носка, задинки). Отрезной носок является частью союзки. Ориентиром для его проектирования служит базисная линия V. Для типовой модели длина носка увеличивается на 2—4 мм относительно базисной линии V. При формовании заготовки отрезной носок испытывает максимальные напряжения, происходит изменение его первоначальной конфигурации, что не позволяет проектировать прямолинейным его верхний контур (рис. V. 1, з). Радиус контура носка принят равным 240—300 мм. В нетиповых моделях форма отрезного носка может быть различной, но с учетом деформации при формовании и работы стопы в готовой обуви. Проектирование линии отреза носка на середине базисных линий IV и V приведет к быстрому разрушению шва, соединяющего его с союзкой, так как на этом участке происходит максимальный изгиб стопы в плюснефаланговом сочленении. Отрезная задинка является частью берцев. Ориентиром для ее проектирования служит вспомогательная линия В3а. Вид берцев сзади на стыке наружной и внутренней задинок требует поднять точку В'3 на 2 мм по пяточному контуру берцев в точку В''3 (рис. V. 1, и). Проектирование припуска под сострачивание деталей и обработку видимых краев. На основании расчета припуска для настрачивания деталей двухрядной строчкой, удаленной одна от другой на 1 мм, по нижнему контуру берцев проектируется припуск, равный 7—8 мм. В передней части берцев припуск на сострачивание с союзкой увеличивается с 7—8 мм в углублении союзки до 10—12 мм в точке С (см. рис. V.1, г), так как увеличивается толщина деталей на стыке берцев. Припуск берцев в передней части Сб лежит на продолжении касательной Сг. В этом случае точка б находится на значительном расстоянии от линии перегиба союзки, что ухудшает приформовывание наружных деталей к колодке. Для ликвидации этого недостатка на припуске берцев проектируются две-три надсечки глубиной 3—4 мм (см. рис. V. 1, г). Передний контур задинки имеет припуск 7—8 мм на сострачивание с союзкой, кроме верхнего уголка, где припуск уменьшен до 5—6 мм с учетом растяжения верхнего края детали при настрачивании на берцы. Союзка по переднему контуру имеет припуск 9—10 мм на сострачивание с отрезным носком, так как имеются перфорация d= 1,2 мм и трехрядная строчка. Ориентиром припуска во время сострачивания служат срезы или гофры на деталях, лежащих при настрочном шве внизу (точка Е на рис. V.1, г). При настрачивании деталей верхняя растягивается под рольпрессом, поэтому ее периметр необходимо уменьшить на 2—2,5 %. Корректировка выполняется с целью предотвращения перекосов деталей при их сострачивании и формовании. Проектирование язычка. Язычок служит для предохранения стопы от натирания блочками. Ширина язычка должна учитывать расстояние центра блочков до переднего контура берцев и диаметр блочков. Нормируемое расстояние до центра блочков 10—12 мм, а ширина язычка вдвое больше, т. е. 22— 25 мм от линии сгиба (рис. V.1, к). В нижней части ширина язычка уменьшается, чтобы снизить толщину деталей в области плюсне-фалангового сочленения стопы, и составляет 12 мм. Длина язычка, не выступающего за верхний край берцев, равна периметру переднего контура берцев СгШ' с припуском под строчку Сб и поправкой 2—3 мм на смещение толщин облегающих деталей, чтобы не создавать утолщения в точке б (см. рис. V.1, г). Проектирование заднего наружного ремня. Задний наружный ремень (рис. V.1, д) укрепляет переметочный шов, соединяющий берцы по пяточному контуру. Общая ширина заднего наружного ремня вверху — 10 мм, внизу — 20 мм. Длина его равна периметру пяточного контура берцев с припуском на обработку. При настрачивании ремень вытягивается на 2 %, но не корректируется, так как эта величина является поправкой на смещение толщин в точке Ш". Кожаная закрепка 7 (см. рис. V. 1, а), применяемая при сборке заготовок с настрочной союзкой, может быть круглой, овальной или прямоугольной, ее ширина (диаметр) может составлять 15—20 мм. Закрепка прямоугольной формы применяется сложенной вдвое.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|