Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Нового времени и эпохи Просвещения.




ВОПРОСЫ

к экзамену по ИМ «Философия»

для студентов всех специальностей и форм обучения

 

1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии. Философия и мировоззрение.

2. Философия Древнего мира: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.

3. Статус и функции философии в эпоху Средневековья и Возрождения.

4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

5. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.

6. Материалистическое понимание истории в философии К. Маркса.

7. Становление неклассической европейской философии XIX в. Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) и проблемы человеческого существования в экзистенциализме.

8. Позитивизм XIX–XX вв. о предмете и задачах философии: этапы развития и эволюция идей.

9. Русская философия XIX– нач. XX вв. Славянофилы и западники.

10. Особенности философской мысли Беларуси. Основные этапы ее развития.

11. Онтология как философское учение о бытии. Формы бытия и их взаимосвязь. Диалектика как философская теория развития.

12. Понятие материи в философии и науке. Пространство, время и движение как атрибуты материального бытия.

13. Философия природы. Идея коэволюции общества и природы. Роль синергетики в постижении бытия.

14. Проблема человека в философии. Основные концепции и направления исследования.

15. Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное. Проблема языка и искусственного интеллекта.

16. Проблема познаваемости мира и истины в истории философии. Философские концепции истины.

17. Наука как высшая форма познания. Уровни, формы и методы научного познания.

18. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

19. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

20. Материально-экономические основы жизнедеятельности общества. Стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь.

21. Понятие и типология социальной структуры. Социальные и демографические проблемы Республики Беларусь.

22. Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание и формы духовной культуры.

23. Общество как саморазвивающаяся система. Диалектика спонтанности и целеполагания.

24. Философия социального действия. Современные концепции социальной динамики.

25. Понятие техники и ее роль в развитии человеческой цивилизации. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и технократия.

26. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

27. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления. Экологическая ситуация в Республике Беларусь.

28. Понятие культуры. Проблема диалога культур и исторического самоопределения Беларуси в глобализирующемся мире.

29. Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.

30. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.

31. Философия и религия. Деструктивная роль религиозного экстремизма в современном мире.

32. Понятие национального самосознания, его структура. Роль философии и социогуманитарного знания в трансформациях современной белорусской ментальности.

33. Предмет и задачи психологии в рамках интегрированного модуля «Философия».

34. Предмет и задачи педагогики в рамках интегрированного модуля «Философия».

35. Человек как объект и предмет психологии.

36. Человек как объект и предмет педагогики.

37. Человек как индивид, индивидуальность, личность.

38. Понятие личности и ее структура.

39. Круги бытия человека. Единство биологического, психического и социального в человеке.

40. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности.

41. Психические процессы: эмоциональные, волевые, когнитивно-интеллектуальные.

42. Психические состояния: настроение, эйфория, вдохновение, стресс, фрустрация, депрессия и др.

43. Сущность и типы мышления. Роль речи и языка в мышлении.

44. Типы и формы мышления. Единство чувственного и логического мышления.

45. Образование как механизм социализации личности. Проблемы и направления реформирования системы национального образования Республики Беларусь.

46. Развитие, обучение и воспитание личности.

47. Роль и функции семьи в социализации личности.

48. Творческий потенциал личности и механизмы его развития: образование и самообразование.

 

 


1.Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами.Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции. объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единствеРазвитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику.® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии.Изучает чел-ка в аспектах:1.Онтологическом(учение о бытии) 2.Гносиологическом(учение о познании)

3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 4проксиологическом(соц-я фил-я)→это разделы ф-ии.

Онтология – наука о бытии.

Два основных подхода к решению проблем онтологии:

Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Этапы материализма:

-Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

-Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант). Гносеология – учение о познании.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности. социальная фил-я.

Аксиология – учение о ценностях.Вопросы философии:

Мир нельзя познать:Скептицизм (Пиррон).Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант.

Познаваемость мира:Рационализм (мир познается с помощью разума).Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

Функции философии функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализациисистематизации,теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта.Часто указывают две основные функции философии: мировоззренческую и методологическую..

 

2. Философия Древнего мира: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.

Древнеиндийская философия. В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды: 1Ригведа 2 Самаведа 3 Яджурведа 4Атхарваведа

Ригведа– собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов.

Атхарвавед а – собрание заклинаний для магической практики.

Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения в поколение. Вскоре сложились также и тексты: Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов). Араньяки (тексты для отшельников).

Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии)

–все это были Большие Веды. Общество Индии носило кастовый характер:Брахман (жрецов). Кшатрии (воинов). Вайшви (земледельцев). Шудры (неприкасаемых).К6 в.до н.э. происходит недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упанишады, на основе которых сформировались радикальные философские системы– Даршаны( являлись ортодоксальными)Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1.Джайнизм. 2.Буддизм.3.Локаята. Наиболее важными школами были Санкхья и Веданта. Санкхья – дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала две инстанции (материя, он она находится в :Пракрити непрерывном движении); Пуруша (дух,имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гу н(нитей)позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации).Основные категории Веданты: Бр а хман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); А тма н(жизненное дыхание, действие,внутреннее Я,единое и неразделимое сознание).Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино .Майя – иллюзорная реальность, обратная сторона Брахмана,Сансара–круговорот перерождений; Карма–закон справ-вого воздаяния,плоды деяний.Джайнизм–спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны.Важнейшая категория Джайнизма-Джива– индивидуальная психика.Акаша – пространство, которое включает Локо(мир) и Алоко(вакуум). Единица измерения –Адаша (атом пространства и атом времени).Все состоит из этих единиц. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни–достижение Нирваны, которая достигается с помощью Ахимсы(не причинение вреда ничему живому), с помощью совершения добрых дел. Буддизм Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) – Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, наследный принц царства шакьев Он был выходцем из Царекогорода В основе буддизма лежат 4 благородные истины:Жизнь есть страданье.Причиной страдания является желание. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.Есть путь избавления от страданий (восьмеричный).

Страдание порождается привязанностью к существованию. Представление о реальности: Шунья – пустотность реальности, отвержение субстанциональности реальности вне и внутри человека (отвергалось существование бога и бессмертной души). Страдания и освобождение от страданий – различные состояния единого бытия. Страдания – это проявление состояния бытия, а освобождение это не проявление.. Дхарма – первичная единица реальности Высшей целью является достижение нирваны Нирвана-абсолютная реальность. Стремящийся к нирване должен испытывать сострадание ко всему окружающему. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом. В буддизме состояние нирваны достигается буддистской йоги–Дхьяны. Чарвака(Локаята)– Основные позиции–мир такой,каким мы его воспринимаем с помощью чувств. Первоначала:земля,воздух,огонь,вода.Сознание возникает из них.Душа–это тело,особенность которого-сознание.Смысл жизни человека – чувственное удовольствие.

 

Философия Древнего Китая характерно единство противоположностей:ян и инь.Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.В этот период возникло 6 основных философских школ:

1.Даосизм(Лао Цзы)2.Конфуцианство(школа служивых людей, основатель)3.Моизм 4.Инь-ян-цзя5.Мин-цзя6.Фа-цзя (законники).

На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин» Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао–первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается. Дао бесконечно, едино, неизвестно, постоянно и изменчиво, пусто и содержательно, существует в большом и в малом, вечно, абсолютно.Познание Дао–это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Дао пребывает в недеянии, но нет ничего, чтобы оно не делало – это важнейший принцип даосизма. Сторонники даосизма призывают человека к недеянию. Человек в своем стремлении познать Дао должен сливаться воедино со своей внутренней природой, чувствовать реальность природы и действовать в соответствии с ней.Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Социум–это препятствие для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.

Конфуцианство. обеспечить социальный порядок,мир.Общество должно существовать на основе принципов морали.Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень(человеколюбие). Конфуций не мыслил человека вне общества. Человек руководствуется принципами долга. Особенности конфуцианства–культ учебы и науки. Важнейшая категория конфуцианской философии–учение о благородном и низком человеке.Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй»Важнейшая категория учения–принцип Ли(ритуал)–бережное,любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.

Фа Цзя. Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес. На 15 лет установилась империя Цинь, была преодолена разруха. Принцип того времени: книги–в огонь, ученых–в яму.

 

Классическая философия Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель. Начало этому периоду положил Сократ, Его ученик, Платон,Сократ:философия должна сосредоточить свои усилия на познании человека.Сущность человека–бессмертная душа,о которой человек должен заботиться.Для человека важно знать, что такое добро и зло,тогда человек будет вести себя должным образом. Душа должна командовать телом и всеми его побуждениями «Знание только тогда есть знание, когда оно выражено в понятийной форме»-это один из важнейших тезисов Сократа.Этот тезис помог развитию логических исследований в Европе. Сократический метод: бщение с людьми проходило в форме наводящих вопросов.Метод сократической иронии:«Я знаю,что я ничего не знаю»-путем ответов на бесхитростные вопросы вопрошаемый приходит к противоречию,майевтика – вопрошаемый приходит к истине сам, без посторонних объяснений и подсказок, опять же, отвечая на вопросы.Ирония и майевтика – две стороны сократического метода. ФилософияПлатона происходил из древнего царского рода. был поэтом.Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма:он признавал существование мира идей(идеи вечны, абсолютны и неизменны).Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. ело для Платона–это темница души.Познание–это процесс воспоминания душой того, то она знала до вселения в тело.Платон верил в переселение душ.Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира.Мир идей-упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей.Основа пирамиды–мелкие идеи.Вершина пирамиды–идея Блага(высшее добро)Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3 частей:1.Разумная.2.Волевая (стремление человека к славе и т.д.).3Чувственная Платон был философом-поэтом.Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий:1.Мудрецы2.Войны(доминирует волевое начало)3.Земледельцы (чувственное). Философия Аристотеля – ученик Платона.Был учителем А. Македонского.Определяет философию в качестве первой науки.Метафизика – глубокое и фундаментальное объяснение проблем, основ реальности.Аристотель–философ–аналитик.Философия Аристотеля показывает колебания между материализмом и идеализмом. Отвергает тезис Платона о том,что существует мир идей,независимый от вещей.Идеи не могут существовать без вещей,они выступают в качестве субстанционар. вещей. Выделяет 4 первоначала(материя, форма, действие, цель).Соотношение между материей и формой очень сложное: материя–то из чего состоят вещи,форма–проект вещи,ее сущность,алгоритм,по которому вещь построена.Понятие “бытие” неоднозначно.Рассматривает бытие, как категории. Категории – высшие формы (роды) бытия. Выделяет 10 категорий: главная категория сущности, качества, количества, отношения, действия, страдания, места, времени, положение, обладание.Бытие как, акт и потенция.Актуальное бытие– реализовано в реальности.Потенциальное бытие–реализовано в будущем, это лишь возможность бытия–сфера неоформленной материи.Актуальное бытие имеет больший приоритет.Бытие– истина.Принадлежит собственному интеллекту.Бытие в собственном точном значении–субстанция или сущность,под которыми понимает материю или форму,их синтез.Форма–алгоритм организации вещей-начало активное,материя – инертное(пассивное)начало.Форма имеет аналог с понятием “энергия”.Бог - чистая форма, актуальность никак не связанная с вещами. Бог- начало, соединяющее материю и форму, явл. перводвигателем. Все вещи движутся от источника движения. Этот источник м/б найден в бесконечности, где находится сама форма. Движение – переход от потенциальной формы к актуальной.Душа – форма тела. Различает 3 формы(вегетативная,чувствующая,разумная).Человек–существо социальное политическое “животное” гражданин своего полиса.Цель жизни–достижение счастья через соблюдение инертности.Высшая форма деятельности–научно–политическая теория.Выводит государство от совместной жизни людей до политической структуры общества.Рациональная форма политической жизни–создание полиса.

 

Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

В философии Нового времени и эпохи Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания,как механизм особого рода,который может быть изучен,познан.В нем нет тайн.Надо отметить,что ни в Античности,ни в Средневековье ни тем более в философии Нового времени человек не был проблемой,а был одной из возможных тем философствования.Только в постклассический период развития сделали судьбу и свободу человека, смысл и цель его существования предметом философского рассмотрения.К началу XX в. человек осознал себя в качестве проблемы.По мнению между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие.Оно определяется наличием у человека духа.Смысл человеческого бытия—преодоление недостатков биологической природы.Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой.Поэтому напрасно искать естественного человека,человек есть культурное существо.Проблема человека является центральной и для философии экзистенциализма( интересует уникальный жизненный мир личности ). Однако, в отличие от школы философской антропологии (учение о природе и сущности чел-ка.Центральная проблема-что есть чел-к.Оно стремится выработать нужную категорию чел-ка, которая включала бы в себя важнейшие сущности и характеристики личности. Термин “философская антропология” ввел Кант,как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка.Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-ке),экзистенциализм отрицает наличие у человека определенной сущности.По мнению экзистенциалистов, человек сам создает свою сущность в процессе существования.Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и индивидуальности бытия.Если классическая философия считала центральным вопросом антропологии вопрос о сущности человека,то постклассическая мысль,отказываясь от понятия сущности,И экзистенциалисты, и постмодернисты все-таки дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия.Трудность этого вопроса в том, что человек не может изучать себя как объект в ряду других объектов:личность обременена культурным и историческим багажом, и то, как она понимает себя, зависит от конкретных условий ее существования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных