Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление неклассической европейской философии XIX в. Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) и проблемы человеческого существования в экзистенциализме.




Артур Шопенгауэр (Ф.жизни) Впервые выразил идеи иррационализма. Он считал себя подлинным наследником кантовской Ф. и считал учение Гегеля бредом.Он считал, что Кант ошибался, когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы.Шопенгауэр считал,что нужно просто заглянуть в себя.Подлинную сущность человека составляет не разум,а воля (космическое начало).Разум,по Шопенгауэру,не является инструментом познания,это орган выживания существа в изменчивом мире. Человек явл. рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить,каким бы бессмысл. ни было его существов.Она заманивает индивида призраками счастья.У человека есть толь­ко один выход—погасить в себе волю к жизни.Шопенгауэр выделял две разновидности людей, оторые пере­стали быть рабами воли :святые в земной жизни и гениями в искус­стве. Согласно Шопенгауэру, гениальность —это способность пребывать в чистом созерцании.Погруженный в такое состояние че­ловек уже не индивид,а чистый,безвольный, вневременной субъект познания.Обыкновенный человек не способен к созерцанию подобного рода.Вместе с тем, подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек, располагает тремя высшими бла­гами жизни —здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит, сознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага,по Шопенгауэру, олько отрица­тельные величины.Шопенгауэр первымдал философское обоснование пессимизма. Сёрен Кьеркегор поднял бунт против гегелевского объективистского рационализма,безличного и всепроникающего мирового разума его философской системы,из поля зрения которой выпадает,по Кьеркегору,главный предмет–индивидуальное человеческое существование.Кьеркегор убежден,что возможна лишь субъективная диалектика человеческого существования,включающая три стадии роста личности.1.Дон Жуан,не способный уже управлять своими страстями,ориентированными на все новые и новые чувственные наслаждения.2.этическая (чувство долга)3.страдание. Фридрих Ницше (Ф.жизни). Новую модель взаимоотношения человека и мира,где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку. Жизнь —это борь­ба всех против всех,в ней побеждает сильнейший. Насилие-есть кристально чистое проявление прирож­денной воли человека к власти.Главную причину краха современной ему цивилизации фи­лософ видел в превалировании интеллекта над волей.Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.Таким образом,Ницше пытался ввести в качестве регулятора практическую жизнь,Однако этот регулятор оказался не чем иным,как инстинктивной деятельностью,направляемой сле­пой иррациональной волей к власти,Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма(времени,когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры). Идеал Ницше–сверхчеловек,которого воля к власти активизирована.Ницше выступает против нарастания социализма и демократии.

 

8. Позитивизм XIX–XX вв. о предмете и задачах философии: этапы развития и эволюция идей.

Позитивизмом —одно из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре внимания вопрос о взаи­моотношении философии и науки. Главный тезис:все подлинное,положительное(по­зитивное)знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтеза и что философия как самостоя­тельная наука,претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности,не имеет права на существование.Позитивизм пережил три основных этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж.Милль,Г.Спенсер) Конт и его последова­тели попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией,п ретендовавшей на роль "науки наук".Конт утверждал,что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии—" наука сама себе философия". Название же"философия" можно сохранить лишь за общей наукой,раскрывающей связь отдельных наук.Вместе с тем эта "новая философия" не должна иметь ничего общего с традици­онной философской мыслью.Ее предназначение заключалось в том, чтобы продолжить ту работу, которая совершалась в час­тных науках, — формировать наиболее общие законы на основе данных частных наук. Возникает вторая истори­ческая форма позитивизма (Э.Мах,Р. Авенариус)— эмпириокритицизм ( критика опыта)В основе принцип координации субъекта и объекта(т.е. без субъекта нет объекта)- субъективный идеализм. Элементы опыта понимаются как ощущения,то есть мир сводится к совокупности ощущений.Ощущение–важнейшая форма приспособления организма к среде. Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах:природа познания, со­отношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", вза­имоотношение физического и психического и др.В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм —третья ис­торическая форма позитивизма-(Л. Вит­генштейн,Г. Райхенбах). представлен двумя вариантами: лингвистическим исключить не имеющие смысла положения из науки,возникпющие вследствии неправильного употребления языка— и логическим позитивизмом создать идеальное логическое средство осмысленного рассуждения.Предожили отделить положения имеющие смысл,от положений не имеющих смысл в науке.Это осмысленность научных утверждений (например,проблема ре­лятивистских эффектов в теории относительности) ). Для чего исп-ся принцип верификации - только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку.IV. Постпозитивизм переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др Общим для всех концепций постпозитивизма является:1.изучение динамики научного знания;2.подчёркивают взаимоопределение теории и практики;3.исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания.Т.е позитивизм стремился к решение вопросов науки абстрагируясь от философии, основываясь на знаниях

 

9. Русская философия XIX– нач. XX вв. Славянофилы и западники.

В 19 веке русская Ф. достигла своего развития. на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России).Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов,Представители славянофильства:братья Киреевские, Хомяков, Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития).Славянофилы считали,что лучшее в России–это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности:соборность-начало жизни общества,противопоставляемое индивидуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека.Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности.Россия выработала свой уникальный,самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать.В 20 веке был естественнонаучный материализм. Для русской Ф. характерен гносеологический реализм (уверенность в существован объективного мира) и оптимизм (вера в существование внешнего мира).В русской Ф. обозначились материалистическое и идеалистическое направление.Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом.Идеализм также занимал свою нишу.Развивалась также идея космизма:идея всеединства, идея целостного человека, котором наряду с рациональным началом (техническая мысль)присутствует духовное начало(вера),космос,как творение божье,представляет собой живое единое целое и человек–звено космоса.В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.

Федоров развивал Ф. доброго дела:человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы–победы над смертью,которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей.

19.Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма: эволюция идей.Экзистенциализм –это Ф. существования,причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроения и т.д Иногда,в зависимости от того,как понимается высшее бытие,экзистенциализм делят на религиозный и атеистический. В такой перспективе религиозными экзистенциалистами оказываются Марсель и Ясперс, увязывающие высшее бытие с Богом, а атеистическими - Хайдеггер и Сартр, длякоторых оно абсолют, ничто.Э провозглашает активность человека, его свободу. Особое место занимает в Э занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование àсмерть.Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом ф. – бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен.Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.Э-это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я.По Сартру, мир составляют два типа реальности, разде­ленные изначально: все то, что "есть", т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие "есть", т.е. "небытие". Человеческая экзистенция — это то, что "не есть". Человек обладает вещественностью — телом. Сартр заявляет — человек есть прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится.Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх».Вот главная специфика человека.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных