ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации. Дигесты (или Пандекты) – это центральная и самая обширная часть свода византийского императора ЮстинианаДигесты (или Пандекты) – это центральная и самая обширная часть свода византийского императора Юстиниана, представляющего собой самую полную кодификацию римского права. Начните ответ на первый вопрос с выяснения причин необходимости подобной кодификации, её предпосылок, характеристики структуры всего свода и определения места Дигест в нём. Некоторые учёные полагают, что создание Дигест нельзя оценивать как кодификацию и даже как инкорпорацию, так как в них вошли фрагменты, которые ранее не были нормами права. Дигесты надо считать, по их мнению, компиляцией, построенной на использовании чужих произведений, за которой признана сила закона. Дигесты были подготовлены комиссией в составе 15 человек, которая собрала большое количество сочинений 39 классических авторов., сделала извлечения из их трудов, попутно устранив все разногласия и отбросив анахронизмы, внесла многочисленные изменения (интерполяции) в цитируемые тексты, а затем расположила отредактированный материал в определённом систематическом порядке. Всего в Дигестах 7 частей и 50 книг, подразделяемых на 432 титула и 9123 фрагмента с указанием имени каждого юриста и названия его сочинения. Структура Дигест в общем виде напоминает структуру кодекса Юстиниана. Книга 1 – общие положения о праве и государстве, книги 2-46 посвящены вопросам частного права, материал в них расположен по схеме преторского эдикта, книги 47-48 – уголовному праву и процессу, книга 49 рассматривает финансовое, военное право, книга 50 - муниципальное право, а также в ней содержатся заключительные положения. Ответ на второй вопрос предполагает изучение общих понятий права, собранных в Дигестах и зачастую отсутствующих в некоторых отдельных трудах, например, в Институциях Гая. В титуле 1 книги первой сформулированы базовые положения относительно науки права, обосновывается структура права. Необходимо учесть наличие разночтений в переводе на русский язык слова justitia, которое трактуется и как справедливость, и как правосудие. Отсюда два варианта перевода знаменитой сентенции Ульпиана (Д. 1. 1. 10): «Справедливость есть постоянная и неизменная воля предоставлять каждому своё» и «Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право». При определении правового статуса лиц, чему посвящен третий вопрос, фундаментальным принципом остаётся деление на свободных и рабов. Необходимо обратить внимание на противоречие в определении источников свободы и рабства. В его основу положено высказывание Флорентина о том, что свобода – это естественная возможность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом, а рабство – это установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе (Д. 1. 5. 4.). Существует предположение, что слова «вопреки природе» являются интерполяцией, т. е. вставкой. Таким образом, делается упор на то, что рабство – это не природное состояние, а институт, установленный правовыми нормами. Можно предположить, что такая конструкция не в последнюю очередь обязана своим существованием христианским канонам. Как и раньше, выделяется категория вольноотпущенников, определите особенности их правового положения. Говоря о семейном статусе физических лиц, обратите внимание на определение понятия брака. В Дигестах использована формулировка Модестина: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (Д. 23. 2. 1.) Данная формулировка больше подходит для брака cum manu, который существовал в республиканском Риме, чем для брака sine manu, который стал преобладающим в период создания Восточной Римской империи. Возможно, что комиссия при выборе материала руководствовалась уже не критериями римского права, а византийской идеологией, требовавшей сакрализации брака, как это было в раннем Риме. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|