Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политические права и свободы граждан по Конституции РФ 1993 г.




В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30—33 Конститу­ции) связаны с обладанием гражданством государства. Это разли­чие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, поли­тические — гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Поли­тические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматри­вать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство при­знает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и сво­боды каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самосто­ятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении дела­ми государства (ст. 32 Конституции).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими дела­ми — неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально дек­ларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на хо­лостом ходу.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждо­му гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой влас­ти (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в ре­ферендуме, а также реализация их права избирать и быть избран­ными в органы государственной власти и органы местного самоуп­равления.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обес­печивает самые широкие гарантии реализации этих прав граж­дан1. Референдум и выборы проводятся на основе всеобщего равно­го и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», принятым в 1995 г.2, по­мимо Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции) только гражданам принадлежит иници­атива проведения референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референду­ма. Должны быть собраны подписи не менее чем двух миллионов граждан, при условии, что на территории одного субъекта Россий­ской Федерации или в совокупности за пределами территории Рос сии проживают не более 10 процентов из них.

При проведении референдума, равно как и выборов, гражданам предоставлены все возможности для активного участия на всех стадиях их подготовки, в процессе голосования и подсчета голосов.

При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непо­средственно избирателями, возможность самовыдвижения; сво­бодное проведение предвыборной агитации; установленные зако­ном формы участия в формировании избирательных комиссий, в подсчете голосов, Соответствующими правами пользуются граж­дане и при проведении референдума.

Участие граждан в управлении делами государства осущест­вляется также путем их воздействия на деятельность представи­тельных органов всех уровней — своих депутатов, через различ­ные формы выражения общественного мнения о руководстве госу­дарственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных по­требностей общества.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Эффективность реализации названных политических прав свя­зана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою оче­редь, от уровня их политической и правовой культуры. Повыше­ние этого уровня на современном этапе имеет первостепенное зна­чение.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к госу­дарственной службе (ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способ­ностями и профессиональной подготовкой.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»1, при поступле­нии на государственную службу (и при ее прохождении) не допус­кается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, наци­ональности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право — важное средство проявления общественно-по­литической активности граждан, заинтересованности их в общест­венных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граж­дан имеют значение и как канал укрепления связей государствен­ного аппарата с населением, как источник информации, необходи­мой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требовани­ем их восстановления). Обращения по общественно значимым во­просам принято именовать предложениями (или петициями).

В России пока не принят федеральный закон о порядке рассмот­рения обращений граждан и действует акт бывшего Союза ССР — Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граж­дан» (в ред. от 4 марта 1980 г.).

Законодательством Российской Федерации урегулирован толь­ко судебный порядок рассмотрения жалоб. Закон Российской Фе­дерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан» (1993 г.) с изменениями и допол­нениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г., урегулировал круг субъектов, неправомерные решения, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы, порядок и сроки подачи жалобы, виды решений суда и порядок их испол­нения.

Действует Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Оно обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений российских граждан, иностран­ных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту, Правительству и Администрации Президента; анализирует обра­щения, готовит соответствующие законы. В Управлении ведется прием граждан, учет их обращений. Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объеди­нять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию полити­ческой активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с усло­виями, записанными в его уставе.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Гражданин, как член общественного объединения, обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уста­вом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руко­водящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистра­ции уставов устанавливается законодательством.

Такого рода законодательство в бывшем Союзе ССР после при­нятия Конституции СССР 1936 г. отсутствовало вплоть до 1990 г. Хотя право на объединение граждан в ней закреплялось, а Консти­туция СССР 1977 г. определила роль общественных организаций как важной составной части политической системы, однако зако­нодательная регламентация порядка их образования не осущест­влялась. Она таила в себе угрозу появления оппозиционных или иных нежелательных для господствующей, правящей Коммунис­тической партии объединений. Законодательная регламентация не могла не дать оснований для такого появления. Вот почему в усло­виях монопольного господства КПСС вопрос об этом и не ставился. Все общественные объединения были в значительной мере огосу­дарствлены, действовали под руководством КПСС, без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.

Важной вехой в развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества, и при­знание принципа многопартийности. В этих условиях появилась не только возможность, но и необ­ходимость создания соответствующего законодательства. Был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» (1990 г.). Этот закон применялся в Российской Федерации (при условии, что его нормы не противоречили ее законодательству), вплоть до при­нятия российского закона.

Такой Федеральный закон «Об общественных объединениях» был принят в 1995 г.1 Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и ре­лигиозных).

Закон предусматривает принятие и других законов об отдель­ных видах общественных объединений (в частности, о политичес­ких партиях, профсоюзах, благотворительных).

В ст. 5 Федерального закона общественное объединение опреде­ляется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое фор­мирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, ука­занных в уставе общественного объединения.

Для создания общественного объединения не требуется предва­рительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физи­ческих лиц; (кроме политических партий и профсоюзов). В качест­ве учредителей могут выступать как физические, так и юридичес­кие лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, форми­руются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Уч­редителями не могут быть органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления. Государственная регистрация обще­ственных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистра­ция не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в реги­страции должен быть дан в письменной форме с указанием кон­кретных положений законодательства, послуживших его моти­вом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесооб­разности создания объединения не допускается.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федераль­ный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: обществен­ная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятель­ности.

Отличительной чертой общественной организации является на­личие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие за­ключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объ­единением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, закон­ности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уста­вами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего зако­нодательства.

Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечи­вает соблюдение прав и законных интересов общественных объ­единений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказы­вает материальную и финансовую поддержку1.

Министерство юстиции как государственный орган, зареги­стрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения его уставу. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками дохо­дов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Надзор за соблюдением законов общественными объединения­ми возложен на прокуратуру Российской Федерации. В случаях нарушения законодательства об общественных объединениях со­ответствующее объединение несет ответственность согласно зако­ну. Если общественное объединение своими действиями нарушает закон или свой устав, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, заре­гистрировавшим его устав, или прокурором. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение одного года такого рода объединение может быть ликвидировано судом. В судебном порядке осуществляется и ликвидация объеди­нения при наличии оснований, предусмотренных в ч. 5 ст. 13 Кон­ституции.

По территории действия различаются общественные объеди­нения общероссийские, межрегиональные, региональные и мест­ные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Феде­рации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, региональ­ное — на территории одного субъекта Федерации, а местное — в пределах муниципального образования.

Распространение деятельности общественного объединения на ту или иную территорию означает наличие отделений, филиалов и других структурных подразделений на этой территории.

Общественное объединение признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение или филиал и предста­вительство.

Закрепленные за общественным объединением права обеспечи­вают широкие возможности для осуществления его уставных задач. Оно, в частности, вправе свободно распространять информа­цию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демон­страции, шествия и пикетирование, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке ре­шений органов государственной власти и органов местного самоуп­равления в порядке и объеме, предусмотренных законодательст­вом. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложе­ния в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государст­венной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Наиболее значимой формой влияния общественных объедине­ний на процессы общественного развития является их участие в избирательных кампаниях. Этим правом обладают политические общественные объединения при наличии условий их государственной регистрации не позднее чем за один год до дня голосования и указания в их уставах о формах их участия в выборах.

Особое место в системе общественных объединений, как и вооб­ще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются в целях полити­ческой деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, во­влечены непосредственно в решение государственных проблем.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии, осо­бенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации -последних, регулируются Федеральным законом «О политических партиях» (2001 г.)1. Право на объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них, участвовать в их дея­тельности, а также право беспрепятственно выходить из партий.

Политическая партия должна отвечать следующим требова­ниям:

— иметь региональные отделения более чем в половине субъек­тов РФ, при этом в одном субъекте может быть создано только одно отделение данной партии;

— насчитывать в своем составе не менее 10 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ региональные отделения должны иметь не менее 100 членов партии. В остальных регио­нальных отделениях число членов должно быть не менее 50. При этом член партии может состоять только в одном региональном отделении;

— все органы партии, ее региональные отделения и иные струк­турные подразделения должны находиться на территории РФ.

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия».

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Политические партии создаются свободно, без разрешений ор­ганов государственной власти и должностных лиц. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежностям.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации, порядок которой определен в Законе. В последнем также установлены требования, соблюдение кото­рых необходимо при преобразовании в политическую партию об­щероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Государство оказывает на равных основаниях поддержку поли­тических партий, в том числе финансовую. Государственное фи­нансирование партий осуществляется по итогам участия их в вы­борах, по нормативам, предусмотренным в Законе.

Политические партии являются по закону единственным видом общественного объединения, которое обладает правом само­стоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной влас­ти1. Эта норма вступит в силу через 2 года после опубликования Закона. Регистрирующие органы осуществляют контроль за со­блюдением партиями законодательства РФ, за соответствием их деятельности целям и задачам, определенных в их уставах.

В необходимых случаях партии может быть вынесено письмен­ное предупреждение, а при неустранении нарушений направлено в суд заявление о приостановлении деятельности партии на срок до 6 месяцев решением Верховного Суда РФ.

В аналогичных случаях такого рода меры могут быть приняты в отношении регионального отделения соответствующими органа­ми субъекта РФ.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда, либо по решению Вер­ховного Суда РФ.

Основания для ликвидации партии по решению Суда конкрет­но перечислены в Законе (в частности, при отсутствии необходимого числа членов в партии в целом, а также в ее региональных отделениях, неучастия в выборах, условия которого предусмотре­ны Законом).

Партия может обжаловать решение Суда о приостановлении деятельности либо ликвидации партии, ее регионального отделе­ния и иного структурного подразделения.

По истечении двух лет после вступления в силу Федерального закона общероссийское общественное объединение, не преобразо­вавшееся в партию, утрачивает статус политического объединения и действует как общественная организация или общественное дви­жение.

В этот же срок межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения утрачивают статус политического объединения и действуют соответственно как меж­региональные, региональные или местные общественные объединения.

Одной из массовых форм общественных объединений являются п рофессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов опре­деляются Федеральным законом от 12 января 1996 г.' «О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Выражением социальной и политической активности граждан, ах воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митин­ги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конститу­ции). Это право в последние годы широко используется граждана­ми Российской Федерации.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстра­ций предусматривалась всеми советскими конституциями, однако ее реализация сводилась к строго регулируемым, парадным мероприятиям. Какие-либо акции подобного рода, не инициированные соответствующими органами КПСС, жестко пресекались. Об этом ярко свидетельствуют расстрел мирной демонстрации в Новочер­касске в 60-х годах, длительное время скрывавшийся от общест­венности, аресты пикетирующих по поводу вторжения советских войск в Чехословакию и др.

В таких условиях не было необходимости в законодательном регулировании массовых акций. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке ор­ганизации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». Он предусмотрел разрешительный поря­док их проведения «в целях укрепления и развития социалисти­ческого строя». Заявления уполномоченных лиц должны были по­даваться в письменной форме за 10 дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком.

25 мая 1992 г. принят Указ Президента РФ «О порядке органи­зации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено, что впредь до урегулирова­ния законом Российской Федерации порядка проведения этих ме­роприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без ору­жия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, за­прещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, нацио­нальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды на­силия и войны. Указ определил, что до принятия соответствующе­го российского закона упомянутый выше союзный Указ на терри­тории России применяется в части, не противоречащей Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управ­лении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свиде­тельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного само­управления, слабый интерес к деятельности избранного ими пред­ставителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государствен­ными делами являются высокий уровень бюрократизма в государ­ственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятель­ности, отсутствие достаточно действенной политики, направлен- I ной на развитие общественной активности граждан.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных