Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно-правовые отношения, их виды и субъекты




 

Уже отмечалось, что назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, состав­ляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституци­онно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свой­ственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного от­ношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирую­щими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравне­нию с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собствен­ное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляю­щих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, которое урегулировано нормой консти­туционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм — правил поведения. На их основе складывают­ся конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида — правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Таковы все нормы-принципы, закрепляющие, например, осно­вы конституционного строя Российской Федерации. В частности, принцип разделения властей конкретно реализуется через слож­ную систему правоотношений, в которых субъектами являются ор­ганы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъ­екты, должные реализовывать названный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме их права, выте­кающие из предписаний данной нормы-принципа.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта — четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содер­жание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конститу­ционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок дейст­вия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Напри­мер, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм — правил поведения. С выполнени­ем заложенной в правоотношении правообязанности оно прекра­щается. Так, правоотношения между избирателем и участковой из­бирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

Особыми видами конституционно-правовых отношений явля­ются материальные и процессуальные правоотношения. В пер­вых — реализуются права и обязанности, которые составляют со­держание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых — реализуются права и обязанности, связанные с право­вой охраной предписаний, заложенных в конституционно-право­вых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъек­тов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст.35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), — правоустанови­тельные отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отно­шения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участ­ником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.

Юридический фактэто событие или действие, которое вле­чет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, дей­ствие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою оче­редь могут классифицироваться на юридические акты и юридичес­кие поступки.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуж­даются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению пра­воотношения, содержанием которого является реализация изби­рательного права гражданина, предшествует целая цепь юриди­ческих фактов: принятие актов о назначении выборов, об образо­вании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Полу­чением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, го­сударство, депутаты, органы государственной власти, избиратель­ные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-право­вых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Феде­рации.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства — Российская Федерация и республики. К участни­кам конституционных правоотношений относятся и такие субъек­ты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного само­управления, политические партии и другие общественные объ­единения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-пра­вовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без граждан­ства (например, при подаче ходатайства о приобретении россий­ского гражданства).

 


4. Источники конституционного права: понятие и виды.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним при­нято относить материальные условия жизни общества, свойствен­ные ему экономические отношения, социальные факторы.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обя­зательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники кон­ституционного права.

Источниками конституционного права являются норматив­ные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период време­ни нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратив­шими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.

Нормативные правовые акты — источники конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграниче­ния компетенции органов, учреждающих конституционно-право­вые нормы.

Прежде всего следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; толь­ко на территории конкретного субъекта Федерации; на террито­рии муниципального образования.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником от­расли конституционного права.

Эта роль Конституции России обусловлена следующим.

1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их по­ложения.

2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: полити­ческую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конститу­ция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы от­ношений.

3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое дей­ствие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж­ны противоречить ее Конституции (ст. 15).

4. В Конституции определяются многие виды источников от­расли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок при­нятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли на­рода. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятель­ности.

6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и об­щественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрас­ли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирова­ния общественных отношений, входящих в ее предмет.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, со­держащие конституционно-правовые нормы. Закон является наи­более распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституци­онных положений и принципов.

В правовых нормах, в том числе конституционных, предмет закона (т.е. сфера отношений, которые могут регулироваться только законом) не определен в обобщающей форме. Однако во многих статьях Конституции указывается, по каким вопросам должна применяться только форма закона (ст. 20, 25, 29, 36, 70, 81, 84 и многие другие).

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов1. Они разли­чаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам челове­ка в Российской Федерации» (1997 г.), «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.) и др.; федеральные законы: «Об общественных объединениях» (1995 г.); «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федера­ции» (1998 г.); «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.) и др.

Источником конституционного права может быть и такой пра­вовой акт, как закон Российской Федерации о поправках к Кон­ституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предус­мотренном ее ст. 136. Этот правовой акт непосредственно в Кон­ституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Кон­ституции РФ Конституционным Судом2. До настоящего времени названный правовой акт еще не принимался. Его особенность по сравнению с другими источниками — временный характер соб­ственного регулирующего воздействия, которое поглощается вне­сением поправки в Конституцию.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержа­щие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Прези­дентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Прави­тельством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, по­становления Правительства. Например, утвержденное Указами Президента Положение о государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 6 января 1999 г.), Положения о полно- мочном представителе Президента Российской Федерации в феде­ральном округе (от 13 мая 2000 г.), Постановление Государствен­ной Думы об амнистии (2000 г.).

Источниками отрасли конституционного права являются Рег­ламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнитель­ной власти.

Особое место среди источников конституционного права зани­мают Декларации: например, Декларация о государственном суве­ренитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются прин­ципы, обязательные для всего конституционно-правового разви­тия государства. В них, как правило, провозглашаются новые кон­цепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей полити­ки в данной сфере и которым должно быть подчинено соответст­вующее законодательство.

Характеризуя виды источников конституционного права, сле­дует выделить и такой их специфический вид, как договоры. Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ за­крепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем пред­усмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К внутрироссийским договорам относится Федеративный до­говор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не проти­воречащей Конституции РФ 1993 г.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкрет­ными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в ко­торых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта.

В связи с ратификацией 2 января 2000 г. Федеральным Собра­нием РФ Договора от 8 декабря 1999 г. о создании союзного госу­дарства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь акты органов Союзного государства, по мере их формирования, содержащие конституционно-правовые нормы, явятся источника­ми конституционного права.

К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федера­ции. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляю­щие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его уст­ройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Кон­ституция республики и устав должны соответствовать Конститу­ции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъ­екта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, поста­новления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержа­щие конституционно-правовые нормы.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправле­ния, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в част­ности, уставы (положения).

Неполная завершенность к настоящему времени процесса фор­мирования на основе новой Конституции системы права России объясняет такую особенность источников конституционного права, как включение в их число отдельных законов бывшего Союза ССР, действующих в той части, в которой они не противоре­чат Конституции России и федеральным законам.

Таким источником является, например, Закон СССР «О право­вом положении иностранных граждан в СССР» (1981 г.), т.к. до настоящего времени еще не принят соответствующий российский федеральный закон.

Особого рода источниками конституционного права считаются и постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Суд и не явля­ется органом, принимающим правовые акты, однако содержащие­ся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значе­ние. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Рос­сийской Федерации.

Среди источников конституционного права России обычай за­нимает незначительное место. Некоторые установления, сложив­шиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нор­мативно-правовое закрепление и утратили характер обычая.

Например, в качестве обычая долгое время применялась норма об открытии первой сессии представительного органа государст­венной власти старейшим депутатом. Однако отдельные примеры допускаемого правом применения обычая в настоящее время можно привести. Так, ст. 4 Федерального закона «Об общих прин­ципах организации общин коренных малочисленных народов Се­вера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.) предусматривает, что решения по вопросам внутренней организа­ции общины и взаимоотношений между ее членами могут прини­маться на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих законодательству Федерации и субъектов и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.


 

5. Правовая охрана конституции. Роль Конституционного Суда в обеспечении Верховенства Конституции и конституционной законности.

Прочность консти­туционного строя в решающей степени зависит от соблюдения кон­ституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции. Угроза также исхо­дит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государства - главы государства, пар­ламента, правительства. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыбле­мость конституционных, порядков, А это порождает смуту и хаос, опасность государственных переворотов, ущемления прав человека.

Демократическое государство поэтому обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранят ее от любых нарушений. Наи­более грубые и опасные нарушения наказываются в уголовном порядке. Практически в любой стране предусматриваются такие составы преступления, как "заговор с целью захвата власти", "при­зывы к насильственному свержению государственного строя" или просто "неуважение к конституции".

Однако; высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексте. В Конституции Российской Федерации говорится: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15). Обя­занность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего правопорядка. Госу­дарство и граждане как бы договариваются строить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себя определенные обязанности, и прежде всего - соблюдать Конституцию.

Целям охраны Конституции служит положение (ч. 5 ст. 13): "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя...". Тем самым гарантируется деятель­ность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными. В Конституции РФ, например, установлены всего три основные кон­ституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять при­роду, защищать Отечество - ст. 57 - 59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан. В других странах упо­минания о конституционных обязанностях часто и вовсе нет (США, Великобритания и др.).

Вряд ли можно предположить, что простые граждане в состо­янии каким-либо образом, кроме как через участие в выборах, обеспечивать соблюдение конституционных норм, касающихся меха­низма власти. Но требования к гражданам соблюдать конституцию все же не сводятся к их конституционным обязанностям, а имеют более широкое конкретное содержание, которое вытекает из общего смысла, роли и функций конституции. От каждого гражданина требуется:

- уважать конституционные права других граждан;

- подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти, а также вошедшим в законную силу судебным решениям и приговорам;

- уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой личной самообороны, не применяя насилия.

Эти минимальные требования законопослушания абсолютно необходимы для жизнеспособности любой конституции, они должны рассматриваться как добровольно принятые на себя обязательства граждан охранять конституцию и ее порядки. Они, как видим, носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конституции.

Но Конституция России предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так ч. 2 ст. 46 устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должност­ных лиц могут быть обжалованы в суд., Помимо этого конституци­онного права, Федеральным конституционным законом "О Конститу­ционном Суде Российской Федерации", принятым 21 июля 1994 г., регламентируется право граждан обращаться с жалобами на наруше­ние конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ. Следовательно, не только должностные лица, органы государства и общественные объединения наделяются правами по охране Консти­туции, но и граждане. В этом состоит важная новелла конституци­онной правосубъектности личности в новом Российском государстве.

Необходимо также признавать за гражданами, как и за народом в целом, еще одно важное право на активные действия по охране Конституции. Речь идет о чрезвычайной ситуации, когда возникает непосредственная угроза существованию Конституции путем совер­шения государственного переворота. Народ безусловно вправе про­тивостоять таким действиям антиконституционных сил. Об этом праве ничего не говорится в тексте Конституции РФ, но оно принад­лежит народу в силу его суверенитета и естественного права. Не­возможно, следовательно, придать такому праву позитивную форму, оно при любом повороте событий может звучать только как мораль­ное оправдание действий народа, несмотря на то, что не сможет опереться на единообразное понимание всеми его слоями.

Но главная ответственность за соблюдение и охрану конститу­ции падает все же на должностных лиц государства. В России, прежде всего на Президента, который, согласно Конституции, явля­ется ее гарантом (ч. 2 ст. 80). При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется "соблюдать и защи­щать Конституцию Российской Федерации" (ч. 1 ст. 82). Эти нормы страдают некоторой неопределенностью и вряд ли могут при всех условиях исключить политический субъективизм Президента в пони­мании угрозы для Конституции; неясным остается и содержание мер, которые входят в понятие "гаранта". Но тем не менее такие обязан­ности на Президента возложены и им добровольно приняты, что заставляет признать за ним право и обязанность самостоятельно при­нимать решения и действовать в соответствующих обстоятельствах.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по охране Конституции на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды. Но ясно, что как в силу своих конституционных полномочий, так и при чрезвычайных обстоятель­ствах, представляющих угрозу конституционному строю, они обяза­ны действовать в соответствии с Конституцией и в ее защиту. Такая же обязанность должна быть признана в отношении Вооруженных Сил и правоохранительных органов, находящихся в ведении испол­нительной власти.

Конституция предусматривает назначение Государственной Ду­мой Уполномоченного по правам человека, что является своеобраз­ным аналогом омбудсмена в ряде государств. Федеральный консти­туционный закон должен определить его полномочия и порядок работы, но, по замыслу создателей Конституции он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

Особую роль в охране конституции и обеспечении ее соблю­дения играет конституционный суд. В мировой конституционной теории широко признана позитивная роль конституционного надзора со стороны судов общей юрисдикции или специальных конституци­онных судебных органов проявившая себя на практике в ряде стран (США, Франция, ФРГ и др.). В бывшем СССР и России попытки создания эффективных конституционных судов дважды закончились неудачей вследствие их неспособности выявить подлинную угрозу конституционной законности. Поэтому Конституция 1993 г. и Феде­ральный конституционный закон "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации" 1994 г. существенно,укрепили этот институт, придав ему статус "судебного органа конституционного контроля, самостоя­тельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства" (ст. 1 Закона).

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Консти­туции Российской Федерации всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компе­тенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, признанных обеспечить неуклонное соблюдение Консти­туции. Особенно важно то, что Конституционный Суд "по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или под­лежащего применению в конкретном деле" (ч. 3 ст. 3 Закона). Такое право предоставляет Конституционному Суду широкие возможности способствовать поддержанию и укреплению конституционного строя в России.

Нормы, устанавливающие обязанности определенных органов государственной власти по охране и соблюдению конституции, содер­жатся практически во всех республиканских конституциях и уставах других субъектов Российской Федерации.

 


6. Основные черты, особенности и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов тра­диционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламен­тации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юриди­ческая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфичес­кие формы охраны и др.

Рассмотрим эти черты.

1. Конституция в современном значении этого понятия являет­ся актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.

Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необ­ходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограни­чить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, вопло­щающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доми­нирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира на­чинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, уч­реждаем и т.п.) настоящую конституцию».

В советских конституциях такая формула впервые была вос­произведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конститу­цию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение шести месяцев с широ­чайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 г.

В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествую­щими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многона­циональный народ Российской Федерации... принимаем КОН­СТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая вo всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обу­словливает и вторую сущностную черту конституции — ее учреди­тельный характер. Поскольку народ в демократическом государ­стве признается носителем суверенитета и единственным источни­ком власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учре­дительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреж­дать те основы общественного и государственного устройства, ко­торые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным обра­зом, основы устройства общества и государства.

Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через кон­ституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Кон­ституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.

Именно на признании учредительной природы конституции ос­новываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законода­тельной.

В зарубежной науке конституционного права концепция, в со­ответствии с которой проводится различие между учредительной властью и властью учрежденной, представлена достаточно широ­ко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой кон­ституции. В ее преамбуле сказано: «...Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон». Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются пер­вичными. Это означает, что для установления положений консти­туции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Россий­ской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и феде­ральным законам, постановления Правительства не могут проти­воречить Конституции, федеральным законам, указам Президен­та. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка».

Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.

На процесс выработки конституции воздействуют широкая сис­тема экономических, политических, внешнеполитических, меж­дународно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфи­ка того слоя общественных отношений, на которые она воздейст­вует.

Конституционное регулирование отличается всеохватываю­щим характером, чего не имеет никакой другой нормативный пра­вовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом консти­туционного права базовые, фундаментальные общественные отно­шения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

4. Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт кон­ституции и выражаются:

• в верховенстве конституции;

• в ее высшей юридической силе;

• в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

• в особой охране конституции;

• в особом порядке принятия и пересмотра конституции, вне­сения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Кон­ституции РФ 1993 г.

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление прин­цип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних кон­ституций России такого положения не содержалось. Не закрепля­лось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Кон­ституции заложена не свойственная прежним, советским консти­туциям идея подчинения государства конституции, праву.

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, обществен­ных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция высту­пает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и феде­ративный характер нашего государства. Верховенство федераль­ной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конститу­ции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, должностные лица, граждане и их объеди­нения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции харак­теризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, дейст­вующих в Российской Федерации.

3. Конституция 1993 г. является ядром правовой системы Рос­сии. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчест­ва — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процеду­ру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конститу­ционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вы­зывает обычно значительное изменение и обновление текущего за­конодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов го­сударственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статься 80 Конституции закрепляет, что Президент России яв­ляется ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и за­щищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Фе­дерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, ука­занных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд играет важную роль в охране Конститу­ции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ зако­нов и иных нормативных актов как федеральных органов государ­ственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдель­ные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный до­говор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.

Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъ­екта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязаннос­ти человека и гражданина.

Этим признакам общего понятия конституции отвечает и дей­ствующая Конституция РФ.

Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроиро­ванные конституции, т.е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.

Различают также конституции гибкие и жесткие — в зависи­мости от установленного в этих конституциях порядка их измене­ния. Конституции, которые могут быть изменены в таком же по­рядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибки­ми. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.

Конституции, как правило, представляют собой единый писа­ный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обыча­ев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.

Конституции могут реально отражать действительность, аде­кватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не на­ходят отражения в жизни. Такие конституции именуются фик­тивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали на­родовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных