Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личные права и свободы по Конституции РФ 1993 г.




В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20— 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой сте­пени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключают­ся в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с при­надлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; 2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждо­му от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это — естественное право человека, защита которо­го охватывает широкий комплекс активных действий всех госу­дарственных и общественных структур, каждого конкретного че­ловека по созданию и поддержанию безопасных социальной и при­родной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и наци­ональных конфликтов, целенаправленная борьба с преступления­ми против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характе­ра: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помо­щи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохра­нением и восстановлением природной среды обитания человека.

Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценнос­ти пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицин­скому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения про­сьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.

Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить челове­ка жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право проти­воречило международным обязательствам России.

В силу чрезвычайности такой меры условия применения смерт­ной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соот­ветствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным за­коном лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предостав­лением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с учас­тием присяжных заседателей.

В Уголовном кодексе эта мера предусмотрена только примени­тельно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказа­лись от подачи ходатайства о помиловании). В настоящее время фактически установлен мораторий на приведение в исполнение смертной казни.

К личным правам человека относится право на охрану государ­ством достоинства личности (ст. 21 Конституции).

Уважение достоинства личности — неотъемлемый признак ци­вилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему челове­ческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, науч­ным или иным опытам.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и закон­ных интересов человека, но и этику поведения работников государ­ственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жиз­ненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Консти­туцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязан­ностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.

Отсутствие уважения к достоинству человека является прегра­дой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей. Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22 — 25 Конституции: право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства; право на тайну переписки, телефонных перегово ров, почтовых и иных сообщений; неприкосновенность жилища. Названные права обеспечивают защиту частной жизни человека от какого-либо постороннего вмешательства, вторжения в те сферы, в которых человек должен быть свободен. Они отвечают естествен ному праву человека на анонимность его частной, личной и семей­ной жизни.

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода за­ключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основа­ния к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и дру­гим законодательством, предусматривающим развернутую систе­му гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав чело­века при аресте.

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допус­кается, и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосно­вательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сооб­щений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена вы­емка ее Из почтово-телеграфных учреждений.

В новых аспектах стоят проблемы охраны тайны различного рода межличностных и деловых общений в связи с широким раз­витием сети интернета, расширением его возможностей, электрон­ной связи. Такого рода формы пока еще не имеют должной защи­ты, и правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки соответствующих законодательных актов, лицензировании сайтов в интернете.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомле­ния с материалами и документами, непосредственно затрагиваю­щими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Конституционное закрепление этого права вытекает из отрица­ния правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия не­зависимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указа­нию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В офици­альных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как из­вестно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Россий­ской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность, не связанное с необходимой и отражаемой в паспорте идентификацией человека.

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно пере­двигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В прошлом это право не только не закреплялось конституцион­но, но и не могло быть реализовано фактически.

Так, существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламен­тируемые правила, отсутствие в течение длительного времени пас­портов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фак­тически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жи­тельства. В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конститу­ционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. о праве граж­дан на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель­ства в пределах Российской Федерации.

Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительст­ва в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализа­ции прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутст­вуют все необходимые условия. Его реализации препятствуют жи­лищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безрабо­тица и другие условия.

Закон устанавливает и, определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местнос­тей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные 'Образования, зоны экологического бедствия, территории, где вве­дено чрезвычайное или военное положение, территории и населен­ные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвра­щаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федера­ции и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.1 по своему содержанию соответствует общепринятым международ­ным стандартам, относящимся к данному вопросу.

Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах записано: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; никто не может быть произ­вольно лишен права на въезд в собственную страну» (ст. 12).

В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

На границах СССР был возведен «железный занавес». В послед­ние годы существования Союза ССР положение несколько измени лось. Был разрешен выезд советских граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости получить выездную визу, в которой могло быть отказано без какого-либо объяснения, привело к появлению достаточно многочисленной ка­тегории граждан, названных «отказниками».

Принятый в 1996 г. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Фе­деральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и за­ключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями — до истечения срока ограниче­ния, установленного трудовым договором (контрактом) или в соот­ветствии с настоящим Федеральным законом;

2) призван на военную службу или направлен на альтернатив­ную гражданскую службу - до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качест­ве обвиняемого в совершении преступления — до вынесения реше­ния по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления — до отбытия наказа­ния или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения — до решения во­проса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда ино­странных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Фе­дерации.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Кон­ституции каждому гарантируются свобода совести, свобода веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или со­вместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией указанных свобод является свет­ский характер государства, закрепляемый в качестве основы кон­ституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многона­циональной России различных конфессий, религиозных верова­ний делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верова­ний или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совес­ти и о религиозных Объединениях» предусмотрена широкая систе­ма гарантий реализации принадлежащей каждому свободы со­вести.

Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследова­ния единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объ­единения.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на терри­тории России.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дис­криминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фикси­ровать в официальных анкетах.

Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.

Свободе выбора религиозных, или атеистических воззрений со­действует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели фор­мирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убежде­ний или отказу от них.

В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них — общая установка на недопус­тимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без не­благоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Однако, свобода слова не безгранична. В соответствии с Конституцией не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социаль­ную, расовую, национальную или религиозную ненависть и враж­ду. Запрещается пропаганда социального, расового, национально­го, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Свобо­да слова означает также и недопустимость принуждения к выра­жению своих мнений и убеждений или к отказу от них. Гарантии названных в ст. 29 Конституции прав и свобод конкретизируются в Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями, в котором предусматривается, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приго­вору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недее­способными. Это право подлежит судебной защите.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом обеспечено и нормами Федерального закона «Об информации, ин­форматизации и защите информации»1 (1995 г.). В данном законе предусмотрено что граждане обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обо­сновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получе­ния запрашиваемой ими информации. Отказ в доступе к информа­ционным ресурсам может быть обжалован в суд. Закон предусмат­ривает виды информации с ограниченным доступом (отнесенную к государственной тайне; конфиденциальную).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных