Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционный строй Российской Федерации как система основополагающих общественных отношений




Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демокра­тическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией го­сударства, становится его конституционным строем. Таким обра­зом, конституционный стройэто определенная форма, опре­деленный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, зало­женное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко вся­кому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответст­вующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный стройэто форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчине­ние его праву и характеризует его как конституционное государ­ство.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество представляет собой систему самостоя­тельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации част­ных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жиз­недеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и дея­тельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, сис­тему средств массовой информации, неписаные нормы этики, мно­гие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализу­ется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных инди­видов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъек­тов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Гре­ции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство». Переход от средневековья к новому времени при­вел к формированию гражданского общества и осознанию того, что, кроме различий между ними сугубо государственными инсти­тутами, существуют различия, порожденные идеями о свободе че­ловека как гражданина общества, независимого от государства.

Постепенно различия между гражданским обществом и госу­дарством становятся важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие развернутое освещение в программном документе Ве­ликой французской революции — Декларации прав человека и гражданина.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процес­се исторической трансформации от средневековья к новому време­ни. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, — это комплекс част­ных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.

Понятие «гражданское общество» широко использовалось в русской дореволюционной юридической литературе1.

В нашей стране в годы советской власти понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различий между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Кроме того, в процессе «стро­ительства социализма» государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество.

Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую актуальность и значимость приобрели демократичес­кие ценности, принципы и институты.

С позиций либерального конституционализма XIX в. конститу­ция должна устанавливать такие пределы государственной влас­ти, которые вообще исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вме­шательство государства облегчает это саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерности государственного вмешатель­ства, что может свести на нет пользу, которую оно приносит. Вот почему задача конституции всякого конституционного государст­ва сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках граж­данского общества.

Ограничение общественного саморегулирования выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свобо­де; государственного регулирования экономики в ущерб рыночно­му; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей раз­бирательство, и т.д.

В результате ограничения государственной власти правом со­временное конституционное государство функционирует таким образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешатель­ства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако, дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирова­ния гражданского общества, государство активизирует свои пра­вовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном госу­дарстве общество функционирует одновременно и как управляе­мая государством, и как саморегулирующаяся система, а консти­туционное государствокак управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Конституционное государство возникло в Англии в ходе ее многовекового политического развития. С конца XVIII в. консти­туционные учреждения начали распространяться в Западной Ев­ропе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и в некоторые государства Азии. Это распространение происходило путем рецепции основных начал английского государственного строя, а также под влиянием школы естественного права;

Первая русская революция 1905 г. имела своим результатом провозглашение некоторых конституционных принципов не толь­ко в самой России, но и в ряде других стран. Конституционные уч­реждения были введены в Черногории и Иране (Персии), пробуди­лось движение за введение конституции в Индии, Китае и Египте.

Новый шаг на пути построения конституционного государства был сделан Россией в ходе Февральской революции 1917 г. Однако это движение было прервано Октябрьской революцией, которая на долгие годы погрузила страну в пучину тоталитаризма. В основу концепции конституционного строя Российской Феде­рации в ее действующей Конституции положены великие гуманис­тические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а развитие современной России подчас находится в вопиющем про­тиворечии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституционным государством.

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отноше­ний, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конститу­ционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, по­скольку Конституция наделена высшей юридической силой и яв­ляется базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлеж­ность России к семье демократических стран. Это нормы об осно­вах конституционного строя, которые характеризуют Россий­скую Федерацию как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя Рос­сийской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер кон­ституционного государства.

В Конституции РФ содержится специальная глава (1), посвя­щенная основам конституционного строя, охватывающая доволь­но широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выра­жающийся в народном суверенитете, разделении властей, идео­логическом и политическом многообразии, в признании и гаран­тировании местного самоуправления, а также правовое государ­ство, воплощением которого и является конституционное госу­дарство. Основу конституционного государства составляют и при­знание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным об­разом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы консти­туционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, допол­няющее принцип политического многообразия многообразием ду­ховным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конститу­цией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского госу­дарства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституцион­ного государства. Ведь конституционные государства — и респуб­лики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государст­ва не являются и республиками (например, Англия, Дания, Шве­ция). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Россий­ской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую го­сударственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Рос­сийской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государствен­ности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и по­тому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конститу­ционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установлен­ном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционно­го строя (ст. 16).

В гл. 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации, регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «ос­новы конституционного строя Российской Федерации», занимаю­щий ведущее место в системе конституционного права России, о чем уже говорилось

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционно­го строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирова­ние всей системы общественных отношений. Поэтому закреплен­ные в Конституции основы конституционного строя образуют фунда­мент всего правового регулирования государственной и обществен­ной жизни России, определяют в юридической форме те важней­шие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые га­рантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Рос­сийским государством.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных