Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Документация учителя-логопеда




Для фиксирования коррекционного процесса, который учи­тель-логопед организует и проводит на логопедическом пунк­те, необходимы следующие виды документации:

- журнал учета посещаемости логопедических занятий уча­
щимися, зачисленными на логопедический пункт;

- речевые карты на каждого учащегося, зачисленного на ло­
гопедические занятия;

- общий план работы на учебный год;

- расписание занятий групп и подгрупп, заверенное дирек­
тором школы;

- список обучающихся, имеющих нарушения в развитии уст­
ной и письменной речи;

- перспективный план работы для каждой группы учащихся;

- ежедневные планы работы на каждую группу учащихся;

- отчет о количестве обучающихся и результатах обучения в
логопедическом пункте за_______ уч. г.;

- «Паспорт логопедического кабинета» или картотека с пе­
речислением оборудования, дидактических пособий, нахо­
дящихся в логопедическом кабинете;

- «Положение о работе учителя-логопеда на школьном лого­
педическом пункте».

В своей деятельности также рекомендуем вести докумен­тацию, которая не является обязательной, но поможет рацио­нально использовать и учитывать рабочее время учителем-ло­гопедом, наполненное разнообразным содержанием деятель­ности в учебное и каникулярное время. При подготовке к проведению аттестации учитель-логопед может воспользоваться данными, содержащимися в этих видах документации:

- рабочие тетради, тетради для индивидуальных занятий по
коррекции звукопроизношения (находятся у учеников);

- «Тетрадь учета консультативной работы»;

- «Тетрадь учета методической работы»;

- анкета для родителей.

 

Школьный логопунит: организация и содержан ие работы

Основание: Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991. С. 12; Об органи­зации работы логопедического пункта общеобразовательного уч­реждения / Письмо Минобразования России от 14.12.2000 г. № 2 (Вестник образования. 2001. № 2. С. 66).

Представим каждый из видов логопедической докумен­тации.

1. Журнал учета посещаемости учащимися, зачисленны­ми в логопедический пункт может быть оформлен следую­щим образом или приобретен в книжных магазинах («Жур­нал факультативных и логопедических занятий»).

Журнал

учета посещаемости логопедических занятий учащимися,

зачисленными в логопедический пункт

при школе №____ города___________

в 20 / уч. г.

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, — по 3. На левой половине страницы вверху указываются номер группы и ло­гопедическое заключение, например: «Группа № 1 с общим недоразвитием речи (1-й (IV) класс)». Страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине нахо­дится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты прове­дения занятий и отметки о присутствии или отсутствии уче­ника на занятии, а на правой — темы проводимых занятий в соответствии с рабочим планом. Журнал заполняется в нача­ле каждого занятия. Плюсом «+» или точкой «.» отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» — отсутствую­щие ученики. Отметки за работу учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся. В конце каждой четверти и года в графе «Итого» подсчитывается количество посещений заня­тий каждым учеником. На правой половине страницы запи­сываются даты, темы занятий, распределенных по четвертям. Около каждой четверти указывается количество часов.

Для «Журнала учета посещаемости учащихся с нарушени­ями речи» логопед может использовать «Журнал для факуль­тативных и логопедических занятий» или классный журнал, а также любую толстую тетрадь или «Книгу учета», раз-

 

Библиотека журнала «Логопед»

графленную соответствующим образом (см. приложение 3). Заполняется такой журнал во время беседы с учеником в ходе предварительного обследования в течение первых двух недель сентября и во время обследования письменной речи учащих­ся в конце мая. Во время повторных обследований письмен­ной речи учеников в журнал вносятся изменения. При обсле­довании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («Зачислен в группу», «Даны рекомендации родителям и учителю»). В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с дан­ным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отка­зались от логопедических занятий, это также фиксируется в данной графе. В нашей практике такой журнал позволяет вести учет посещаемости учащимися логопедических заня­тий и «движение» детей, принятых на логопедический пункт.

2. Речевые карты обследования устной и письменной речи учащихся оформляются на каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, заполняются во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой не­дели мая (в приложении 3 дан примерный вариант оформления и ведения речевой карты). Если в течение учебного года в соста­ве групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в груп­пы зачисляются новые ученики), то они своевременно вносятся и в речевую карту. Заключение о выпуске ученика или продол­жении занятия с ним в конце учебного года из речевой карты заносится в «Журнал учета посещаемости».

3. Общий план работы на учебный год на основании мате­риалов обследования учащихся составляется учителем-лого­педом. В нем предусматриваются следующие разделы:

 

— основные задачи работы;

— обследование учащихся 1—4 классов школ, прикреплен­ных к логопедическому пункту (сроки, количество началь­ных классов);

— комплектование групп и подгрупп, составление расписа­ния логопедических занятий (сроки);

— взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителей на­чальных классов (сколько намечено посетить уроков, в ка­ких классах, на какие темы и сколько предполагается еде-

Школьный логопункт: организация и содержание работы

лать сообщений и выступлений на методических объедине­ниях учителей начальных классов и т.п.); учителя-логопеда школы и логопедов дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного логопункта, педагога-психоло­га и врачей-специалистов;

- мероприятия по повышению квалификации учителя-лого­
педа (посещение курсов, лекций, методических объедине­
ний, встреч по обмену опытом и т.п.);

- мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди
учителей и родителей (темы бесед, лекций, выступлений
на родительских собраниях);

- мероприятия по улучшению оснащенности логопедическо­
го пункта учебно-методическими пособиями, дидактичес­
кими и наглядными материалами (какие пособия предпо­
лагается приобрести (изготовить) и в какие сроки).
Содержание перспективного плана работы учителя-логопе­
да на год можно найти в педагогической литературе.

4. Расписание занятий групп и подгрупп должно быть за­
верено директором школы.

После комплектования групп в сентябре учитель-логопед составляет расписание занятий в двух экземплярах. Оба эк­земпляра заверяются подписью директора школы, при кото­рой находится логопедический пункт. Первый экземпляр за­веренного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй — в логопедическом пункте.

5. Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии
устной и письменной речи заполняется учителем-логопедом
после обследования обучающихся.

При обследовании логопед записывает фамилию и имя уче­ника, класс, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение. В последней графе «Примеча­ния» учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком.

6. Перспективный план работы для каждой группы уча­
щихся составляется учителем-логопедом на основании мате­
риалов обследования, в нем отмечаются:

- состав учащихся и краткая характеристика проявлений
речевого развития;

- основная последовательность работы;

- примерные сроки прохождения каждого этапа;

- учебные наглядные пособия.

Библиотека журнала «Логопед»

Он может быть представлен либо схемой, либо описанием направлений работы и ее последовательности на каждом этапе.

Например, перспективный план работы с группой учащих­ся 2—4 классов, имеющих отклонения фонетического и лексико-грамматического развития (нерезко выраженное общее недоразвитие речи), предусматривает следующие направле­ния работы:

- преодоление отклонений речевого развития детей (упоря­
дочение и формирование языковых средств, необходимых
для осуществления полноценной деятельности);

- восполнение пробелов в знаниях программного материала
по русскому языку, обусловленных отставанием в разви­
тии устной речи детей (совместно с учителем);

- коррекционно-воспитательная работа.

Таким образом, перспективный план работы с данной груп­пой детей должен учитывать все направления коррекционного воздействия.

7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащих­
ся обязательны для учителя-логопеда. Составлять поурочные
планы-конспекты занятий необходимо с указанием темы, цели,
этапов занятий и того учебного материала, который будет ис­
пользован на данном занятии. Поурочные планы составляют­
ся с учетом положений перспективного плана работы с каж­
дой группой учащихся. Допускается использование одного и
того же рабочего конспекта для групп, работающих по одно­
му перспективному плану.

8. Отчет о количестве обучающихся и результатах обуче­
ния в логопедическом пункте за_________ учебный год.

9. Паспорт логопедического кабинета или картотека с пе­
речислением оборудования, дидактических пособий, нахо­
дящихся в логопедическом кабинете, представляет собой не­
большую тетрадь, в которую записано все оборудование, нахо­
дящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические
пособия, учебники и методическая литература.

Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-ло­гопед может составить картотеку методической литературы и журнальных статей, где помещаются их названия. Кар­точки располагаются по основным разделам, внутри разде­лов — по алфавиту и по годам.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Рабочие тетради, тетради для индивидуальных заня­ тий по коррекции звукопроизношения или рабочие тетради по постановке звуков должны быть у тех учеников, с кото­ рыми проводится эта работа. Ученики хранят свои тетради дома и приносят их с собой на каждое занятие.

11. «Тетрадь учета консультативной работы» является до­
кументом, отражающим содержание работы учителя-логопе­
да в специально выделенные для консультаций часы. Эта тет­
радь может заполняться по форме, предложенной в приложе­
нии 6, или быть заменена специально отведенными для этой
информации страницами в конце «Журнала учета посещае­
мости занятий».

12. «Тетрадь учета методической работы» содержит данные
о методической работе, которую проводит учитель-логопед, в
том числе во время школьных каникул: открытые занятия,
выступления на методическом объединении (МО) логопедов,
учителей начальных классов, педсоветах, родительских собра­
ниях; организации и проведении открытых массовых меро­
приятий, семинаров-практикумов, о прохождении учителем-
логопедом курсов повышения квалификации, что может ока­
зать существенную помощь при аттестации, подготовке
самоанализа деятельности. Примерная форма ведения такой
тетради предлагается в приложении 6, а структура самоанали­
за деятельности учителя-логопеда дана в приложении 7.

13. Анкеты для родителей заполняются на первом родитель­
ском собрании в сентябре. Учитель-логопед раздает их родите­
лям, они заполняют их и ставят внизу свою подпись. Это по­
зволяет учителю познакомиться со своеобразием развития ре­
бенка и отнестись к нему с большим пониманием, а родители,
ознакомившись с извлечением из документа, данным после
анкеты, будут серьезнее относиться к контролю за посещени­
ем детьми логопедических занятий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных