ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Доказательство и опровержение. «Говорите с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собою»«Говорите с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собою». И.В. Гете. Изучая эту тему, помните, что правила доказательства и опровержения сформулированы знаменитым российским юристом П.С. Пороховщиковым в его работе «Искусство речи на суде». Изучение этой темы должно в будущем помочь Вам продуманно представить суду имеющиеся в деле доказательства. Большое внимание рациональному и убедительному распределению доказательств в речи уделяли теоретики и практики судебного красноречия, начиная с античных времен. Так, Цицерон считал, что в процессе доказывания целесообразно пользоваться системой расположения греческих войск в бою, описанной Гомером в «Илиаде». Нестор расставил войска так, что впереди и сзади были лучшие, а в середине – более слабые. Вспомните это правило, когда потребуется располагать доказательства. Вам необходимо запомнить, что доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий. Знайте, что подобрать сильные и убедительные доводы – непросто, очень много зависит от хорошего знания предмета спора, от общей эрудиции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации. Доказательство – это логическая операция, в ходе которой проверяется истинность тезиса – позиции защиты или обвинения. Операция доказательства включает три основных элемента: ТЕЗИС (позиция защиты и обвинения) – положение, которое доказывается или опровергается; АРГУМЕНТЫ – это факты, примеры, утверждения, объяснения, все, что может подтвердить тезис; ДЕМОНСТРАЦИЮ – логическую связь тезиса с аргументами. Выделяются несколько способов аргументации: нисходящая и восходящая, односторонняя и двусторонняя, опровергающая и поддерживающая аргументация, дедуктивная – от вывода к аргументам и индуктивная – от аргументов к выводу. Не менее, чем умение доказывать и убеждать, Вам потребуется умение опровергать точку зрения оппонента, разоблачать неверные утверждения противника. Поэтому Вам необходимо научиться пользоваться такой логической операцией, как опровержение. Она заключается в установлении ложности либо необоснованности положения, выдвинутого в качестве тезиса, и направлена на разрушение ранее состоявшегося доказательства. Вы должны не просто знать, но и иллюстрировать все три способа опровержения: опровергать тезис, критиковать доводы, показывать несостоятельность демонстрации.
Опровержение Критика Критика Тезиса аргументов демонстрации
Итак, что П.Сергеич говорил нам о доказательствах и опровержении: Д О К А З А Т Е Л Ь С Т В О
1. Во всем, что продумано, различайте НЕОБХОДИМОЕ и ПОЛЕЗНОЕ, НЕИЗБЕЖНОЕ и ОПАСНОЕ. Необходимое следует разобрать до конца, не оставляя ничего недоказанного, объяснять до полной очевидности, развивать, усиливать, украшать, повторять без устали. О полезном достаточно упомянуть. Опасное должно быть устранено из речи с величайшим старанием, и надо следить за собой, чтобы случайным намеком, неосторожным словом не напомнить противнику козырного хода. Неизбежное надо решительно признать и объяснить или совсем не касаться его: оно подразумевается само собой. 2. Остерегайтесь обоюдоострых доводов. «Нельзя не верить потерпевшему, говорит обвинитель, - ибо невозможно измыслить столь чудовищное обвинение». Невозможно, согласен, возразит защитник; но если невозможно, ответ напрашивается сам собою: он приходил исследовать местность. 3. Умейте пользоваться обоюдоострыми соображениями. Бывают обстоятельства, которые нельзя объяснить только в свою пользу и вместе с тем нельзя обойти молчанием, потому что они слишком заметны и интересны. 4. Не доказывайте очевидного. Читая или слушая, мы всегда ищем чего-либо нового, чего раньше не знали или, по крайней мере, не замечали. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|