ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 5. Судебное красноречиеЧаса 1. Виды судебных речей. 2. Избрание позиции стороной защиты и стороной обвинения. 3. Особенности подготовки защитительной речи. 4. Особенности подготовки обвинительной речи. 5. Общая характеристика методов доказательства. 6. Общая характеристика методов опровержения. Темы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения
Тема 1. Основы полемического мастерства Часа 1. Виды споров. 2. Виды оппонентов. 3. Особенности применения оппонентами риторических приемов. 4. Особенности начала спора, проведения спора и завершения спора. 5. Особенности постановки вопросов.
Тема 2. Судебное красноречие Часа 1. Виды судебных речей. 2. Избрание позиции стороной защиты и стороной обвинения. 3. Особенности подготовки защитительной речи. 4. Особенности подготовки обвинительной речи. 5. Общая характеристика методов доказательства. 6. Общая характеристика методов опровержения.
Задания к семинарским занятиям для студентов дневной, вечерней и заочной формы обучения
Семинар «Образ оратора» Часа
«Мы слушаем не речь, а человека, который ее говорит». Аристотель. · Изучая тему судебного оратора, составьте перечень качеств, необходимых для оратора, и изложите его по степени значимости. · Составьте рассказ об образе оратора, обратив внимание на стиль его речи. · Приведите примеры тропов и фигур из литературных произведений. · Напишите эпитеты к словам: «оратор», «слово», «речь».
Семинар «Особенности публичного выступления» Часа
К занятию подготовьтесь к теме: «Особенности устной и письменной речи». Прослушайте выступление и проанализируйте его: · Интересно ли Вам было слушать выступающего? · Какова основная мысль выступающего? · Последовательно ли она реализуется в выступлении? · Как соотносятся основная мысль, цели выступления и заявленная тема? · Разделяете ли Вы позицию выступающего? · Как выступающий взаимодействует со слушателями? · В каком функциональном стиле выдержано выступление? · Какие языковые черты данного стиля использованы автором? · Какова сила голоса, ясность дикции и темп речи? · Какую информацию можно было использовать в выступлении на данную тему? · Представлены ли в выступлении различные точки зрения? · Осталось ли после выступления впечатление о том, что выступающий представил полную картину по выбранному вопросу? · Владеет ли докладчик мастерством импровизации? · Показывает ли выступающий процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст? · Соответствовала ли речь нормам литературного языка? Подберите афоризмы к словам: истина, наказание, доказательство.
Семинар «Приемы выразительности речи» Часа
· Повторите определения тропов (метафоры, метонимии, синекдохи и др.) и фигур. Возьмите речь знаменитого судебного оратора, найдите их в тексте, подчеркните их или выпишите. · Подготовьте дома афоризмы, а также пословицы на тему красноречия. · Придумайте эпитеты к словам: дело, аргумент, свидетель.
Семинар «Основы полемического мастерства» 4 часа Послушайте публичный спор (можно взять дискуссионную передачу в СМИ, например, «К барьеру» В. Соловьева) и определите вид спора: 1. По мотивам и целям: - из-за истины, - для убеждения кого-либо, - для победы, - спор ради спора. 2. По социальной значимости проблемы: - общечеловеческие интересы, - национальные интересы, - интересы социальных слоев общества, - групповые интересы, - семейные интересы, - личные интересы. 3. По количеству участников: - монолог (внутренний спор); - диалог (спор двоих); - полилог (спор команд). Проанализируйте: 1. Актуальность предмета спора для каждого участника. 2. Предпочтительные способы определения предмета спора. 3. Охарактеризуйте компетентность в этом вопросе каждой стороны. 4. Определите общую эрудицию участников спора. 5. Определите, что доказывала и опровергала каждая из сторон. 6. Охарактеризуйте основные качества участников спора: - культура речи; - умение слушать; - умение «держать позицию»; - уважение к другой точке зрения; - заинтересованность; - конструктивность подхода; - интеллектуальная терпимость и др. 7. Какие аргументы для доказывания и опровержения использовались оппонентами? - Назовите слабые и сильные; - Укажите способ демонстрации; - Определите, нет ли логических ошибок; 2. Какие вопросы использовались оппонентами в споре? - Какова эффективность каждого из вопросов? 3. Какие виды ответов использованы в споре? 4. Какие риторические приемы (дозволенные и недозволенные) применялись оппонентами? 5. Как завершается спор? - Признание тезиса или контртезиса обеими сторонами. - Тезис и контртезис редактируются обеими сторонами. - Отбрасывается и тезис и контртезис и вырабатывается новый вариант. - Признание поражения. · В чем сходство между устной и письменной формами речи? o В чем различие между устной и письменной формами речи? o Назовите основные достоинства и недостатки устной речи? o Напишите эпитеты к слову. o Произнесите скороговорки в быстром темпе с разной эмоциональной окраской.
Семинар «Судебное красноречие» Часа Прочитайте любую судебную речь. Вспомните, что такое позиция защиты и какие позиции существуют. Читая речь, прежде всего уясните, в чем убеждает адвокат суд. Затем вспомните, что такое композиция речи и ее составляющие. Выделите эти композиционные части в изучаемой речи. После этого внимательно проанализируйте способы доказательства, опровержения и все существующие риторические приемы. Итак, последовательно ответьте на следующие вопросы:
1. Какую позицию выбрал адвокат? 2. Убедил ли он Вас в этой позиции? 3. Каково отношение автора к изображаемому? 4. Какую композицию выбрал адвокат? 5. Прокомментируйте все композиционные части речи. 6. Какие методы доказательства привел оратор? 7. Какие методы опровержения? 8. Приведите примеры: описания, повествования, рассуждения. 9. Каким методом излагается материал? 10. Какие риторические приемы использовал оратор? 11. Приведите примеры риторических приемов. 12. Какие изобразительно-выразительные средства использовались оратором? Приведите примеры. 13. В чем стилистические особенности данного оратора? Рекомендуемая литература 1. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002. 2. Порубов Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. Дополнительная литература 1. Абушахмин Б.Ф. Коллизионная защита // Проблемы российской адвокатуры. М.,1997. 2. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л., 1985. 3. Ария С.Л. О нравственных принципах адвокатской деятельности // Проблемы профессиональной правозащиты в России. М.,1996. 4. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., 1999. 5. Бучило Н.Ф. Восприятие речи лектора (методические аспекты). М., 1981. 6. Владимиров Л.Е. Advokatus miles (Пособие для уголовной защиты) // Судебное красноречие русских юристов прошлого. М., 1992. 7. Гольдинер В.Д. Защитительная речь. М., 1970. 8. Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной чести адвоката (нравственные начала в уголовном процессе) // Проблемы российской адвокатуры. М., 1997. 9. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998. 10. Киселев Я.С. Речевая культура судебных прений // Правоведение. №4. 1976. 11. Киселев Я.С. Судебные речи. М., 1967. 12. Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974. 13. Кисенишский И.М. Судебные речи по уголовным делам (Процессы, защита, законность). М., 1991. 14. Кони А.Ф. Вместо предисловия // Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999. 15. Кони А.Ф. Красноречие судебное и политическое // Об ораторском искусстве. М., 1959. 16. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Кони А.Ф. Избранные произведения. Т.1. М., 1959. 17. Мельниковский М.С. Приемы и методы подготовки адвокатом защиты и осуществление ее в уголовном процессе. М., 1997. 18. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981. 19. Рарог А. Защита в советском уголовном судопроизводстве // Советская юстиция. 1992. № 21–22. 20. Резник Г. Как нас хотели уничтожить. Воспоминания об “адвокатском процессе” // Российский адвокат. №3. 2001. 21. Резник Г.М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М., 1977. 22. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999. 23. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998. 24. Экземпляров Р. Форма полемики в суде // Социалистическая законность. № 4. 1976. Вопросы для самопроверки к зачету 1. Понятие риторики. 2. Понятие юридической риторики. 3. Невербальные средства общения. 4. Требования, предъявляемые к речи юриста (содержательность, точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие). 5. Тропы как средство речевой выразительности. 6. Фигуры речи. 7. Фразеологизмы. 8. Техника речи. 9. Понятие интервьюирования (понятие, этапы, содержание). 10. Понятие консультирования (понятие, этапы, содержание). 11. Ведение деловых переговоров (этапы, цели, стили). 12. Преодоление конфликта. 13. Структура конфликта. 14. Динамика конфликта. 15. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 16. Риторические навыки и умения. 17. Подготовка к публичному выступлению. 18. Композиция публичного выступления. 19. Методы изложения материала. 20. Приемы привлечения внимания аудитории. 21. Недостатки композиции. 22. Ведение диалога с двойным адресатом. 23. Спор, дискуссия, полемика. 24. Доказательство и аргументация в споре. 25. Опровержение позиции оппонента. 26. Мастерство ответов на вопросы. 27. Особенности судебной речи. 28. Характеристика судебной аудитории. 29. Этика судебного оратора. 30. Доказательство и опровержение в состязательном судебном процессе. 31. Психолого-риторические аспекты убеждения. 32. Подготовка к выступлению в судебных прениях. 33. Виды судебных речей. 34. Обвинительная речь. 35. Защитительная речь. 36. Реплика в судебном процессе. 37. История русского судебного красноречия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|