Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника речи. Методы преподнесения материала.




«Наиболее понятным в языке бывает не само слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которым произносится ряд слов, - короче сказать, музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью, то есть все то, что не может быть написано». Ф. Ницше.

Приступая к изучению темы, Вы, прежде всего, должны получить представление о технической стороне звучащей речи:

- о постановке речевого дыхания,

- о воспитании и развитии речевого голоса,

- о выработке хорошей дикции, т.е. ясного и четкого произношения каждого гласного и согласного звука, слов и фраз в целом.

Помните, что техника речи – составная часть культуры звучащего слова, прикладная наука о правильном произношении и наиболее полной выразительности речи. Она представляет комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи, дающих возможность оратору воздействовать на аудиторию в нужном эмоциональном направлении.

Слушая лекторов, Вы поймете, что техника речи – это звуковой портрет оратора.

Дикция – это отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов.

Публичная речь характеризуется еще темпом и ритмом – это очень важные характеристики речи.

Сила звука – это интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой.

Тембр – окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов).

Темп – это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, фразы и весь текст в целом.

Интонация – комплексное средство языка, включающее мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу.

Мелодика – изменение высоты тона голоса на протяжении выступления.

Существуют мелодики завершенности, вопросительная мелодика и мелодика незавершенности.

Логическое ударение – это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании.

Пауза – перерыв в звучании.

Ритм – чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций, пауз с целью смысловой выразительности, легкости усвоения.

Обратите особое внимание на то, что к интонационно-выразительным средствам речи относится и логическое ударение – усиление голоса на том слове во фразе, которое судебный оратор хочет подчеркнуть, придать ему большее значение, логические паузы, отделяющие один речевой акт от другого, формирующие высказывание, помогающие уяснить его смысл.

Очень важный вопрос в изучении юридической риторики – как готовиться к выступлению. И мы вновь обращаемся к наследию древних.

Подготовку к речи Цицерон подразделял на 6 этапов:

1. уяснить предмет речи, провести сбор материала,

2. расположить найденное по порядку. Наиболее внушающие факты расположить в начале и конце речи, факты меньшей значимости – по середине,

3. «облечь и украсить все словами» за счет выразительных средств языка,

4. «укрепить речь в памяти»,

5. «закончить речь с достоинством и приятностью»,

6. определить ритм, в котором будет произноситься речь.

И еще нам с Вами важно знать, чем мы можем удержать внимание аудитории. Ответ на это дает А.Ф. Кони:

- краткостью,

- быстрым движением речи,

- кратким освежающим отступлением.

«Красивые жесты – не только украшение для ораторского слова, они нередко заменяют, иллюстрируют, оттеняют его. Только холодные, бесстрастные, а может быть, неубежденные ораторы могут говорить, как монахи, с руками, смиренно сложенными на груди, убежденные, вдохновенные ораторы говорят всем существом своим, влагают в речь не только душу, но и тело». Н. Абрамова.

После изучения темы Вы должны усвоить следующие риторические термины: артикуляция, орфоэпия, интонация, речевое дыхание, дикция, логическая пауза и логическое ударение.

Интервьюирование

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». Л.Н. Толстой .

С изучения этой темы Вы начинаете знакомиться с видами делового общения в юридической практике, а самое главное, с риторическими особенностями, используемыми юристами для достижения целей делового общения.

Интервьюирование переводится на русский язык как «беседа, собеседование».

Вам, прежде всего, необходимо будет усвоить, что под интервьюированием посетителя понимается собеседование с целью получения информации, имеющей правовое значение.

Знание некоторых коммуникативных особенностей партнеров по общению должно содействовать достижению целей делового общения.

Главным условием выступает стратегическое представление целей общения и знание основных типов коммуникабельности людей, к которым относятся доминантность, мобильность, ригидность, интровертность.

Доминатный собеседник стремится завладеть инициативой в общении.

Мобильный собеседник – легко входит в разговор, говорит охотно и много.

Ригидный собеседник – тяжело вступает в общение, но четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен.

Интровертный собеседник – не стремится владеть инициативой, скромен.

Начиная изучение этой темы, помните, что необходимым условием диалога является существование потребности и обязательно желания в общении между юристом и доверителем.

Установлению контакта могут воспрепятствовать личностные качества участников общения. К общению располагают, как правило, люди, вызывающие чувство доверия и симпатии, способные на эмоциональный отклик.

На семинаре Вы должны будете продемонстрировать, что для правильного проведения интервьюирования необходимо:

1. знать и понимать вопросы юридической этики, основными из которых является уважительное отношение к личности обратившегося и к его проблеме, доверительность и конфиденциальность отношений между адвокатом и обратившимся;

2. знать и использовать риторические способы построения беседы и ее этапов:

1. подготовка к интервьюированию,

2. представление юриста,

3. изложение клиентом своей проблемы,

4. выяснение характера правовых проблем клиента, установление хронологии событий,

5. резюмирование,

6. завершение интервью;

3. уметь использовать риторические приемы постановки вопросов;

4. знать и принимать во внимание психологические аспекты проведения собеседования;

5. понимать отличия интервьюирования от консультирования.

«Ясность – главное достоинство речи». Аристотель.

Консультирование

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе». В.А. Сухомлинский.

Мы уверены, что у Вас не вызывает сомнение, что самым востребованным навыком юриста считается навык консультирования. Прежде всего, Вам необходимо усвоить, что консультированием считается процесс общения между юристом и посетителем только по поводу вариантов решения и последствий правовой проблемы, а также выявление путей и способов реализации выбранного варианта.

Вы узнали, что целью интервьюирования является получение от клиента наиболее полной информации, имеющей правовое значение.

Теперь Вам необходимо запомнить, что целями консультирования являются:

1. показать доверителю все возможные варианты решения его проблемы;

2. разъяснить возможные правовые последствия каждого варианта решения;

3. помочь доверителю выбрать наиболее приемлемый для него вариант решения;

4. помочь доверителю в реализации избранного варианта решения.

После изучения темы Вы должны уметь:

- анализировать фактическую информацию,

- показывать пути решения правовой задачи,

- разъяснять клиенту правовую основу его проблемы и возможных решений,

- прогнозировать последствия действий клиента.

Для изучения тем «Интервьюирование» и «Консультирование» Вам необходимо разобраться в разных типах и видах вопросов.

Прежде всего вспомните об открытых и закрытых вопросах. На первые мы отвечаем:

кто-почему-где-когда-благодаря чему, куда и т.д.? На вторые – «да» и «нет».

 

Вспомним еще о некоторых основных видах вопросов.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ – мы ставим собеседника в ситуацию ограниченного, но добровольного выбора из двух возможностей.

Позитивная цель – ограничение спектра возможных ответов для возможности сфокусироваться на каком-то предмете.

Негативная цель – сформулировать неправильную альтернативу.

НАВОДЯЩИЕ – предназначены для того, чтобы донести до собеседника какую-либо идею или намеренно внушить ему что- либо, притом так, чтобы он не успел это осознать.

Позитивная цель – повторное обсуждение ответа, логически уже вытекающее из разговора, с намерением усилить его.

Негативные – навязывание определенного, заданного в вопросе ответа; искусственное определение течения беседы при помощи несоответствующих действительности утверждений, запрещенных приемов, недопустимых обобщений и утрированных преувеличений.

Наличие слов: «однако», «даже», «разве», «итак»…

Позитивный: «Итак, по этому вопросу вы со мной тоже не согласны?»

Негативный: «Или Вы в самом деле имеете это в виду?»

ВОПРОСЫ УЛОВКИ – к данному типу вопросов относятся замаскированные расспросы о признаках, сообщениях, ссылках или обстоятельствах, которые, весьма вероятно, связаны с определенными компрометирующими собеседника фактами, что обнаруживается в итоге беседы.

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – вопросы, не требующие ответа.

Позитивная цель – при помощи повтора подчеркнуть ответ оппонента. Риторические вопросы подчеркивают уже сказанное. «Должны ли они были из-за этого протестовать?»

Негативная цель – стремление высказать замечание. «Ведь нельзя же быть таким наивным?»

ВСТРЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ – когда отвечают вопросом на вопрос.

Позитивная цель – связать вопрос с контекстом:

- уточнить цель заданного собеседником вопроса,

- уточнить контекст.

«Что дало Вам повод задать этот вопрос?»

«Можно прежде услышать Ваше мнение?»

«Почему Вы задаете мне этот вопрос?»

Негативная цель – заставляет Вас оправдываться:

- содержит ложное утверждение, касающееся Ваших личных качеств, вашей компетентности и т.д.,

- повышает напряженность ситуации и вызывает стресс.

«Вы это сейчас серьезно сказали?»

ВОПРОСЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ – дают возможность побуждать к действию или создавать ситуацию, которая вызовет нужную ответную реакцию.

Позитивная цель – мотивация собеседника:

- вовлечение партнера в дискуссию,

- равноправие в распределении ролей.

«Что Вы как искушенный практик скажете насчет этой идеи?»

Негативная цель – попытки дискредитировать или спровоцировать собеседника:

«Вы правы, это не относится к Вашей компетенции, но ведь и Вы отняли часть нашего времени?»

Теперь вспомним составные монологической речи:

1) Описание – изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков и видов.

2) Повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий.

3) Рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего. Рассуждение наиболее важная часть, напомню, что она строится по такой схеме:

4) посылка, содержащая главную мысль,

5) основная часть, содержащая мыслительные операции,

6) вывод, логически вытекающий из хода рассуждений.

Изучив эту тему, Вы должны уяснить цели, задачи, этапы консультирования, типы вопросов, а также основные части монологической речи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных