ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и значение юридической риторики. Сборник методических материаловФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ <<МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ>> КАФЕДРА АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА Сборник методических материалов По курсу «ЮРИДИЧЕСКАЯ РИТОРИКА» Всех форм обучения на 2006/2007, 2007/2008, 2008/2009 учебные годы Москва, 2005 Автор-составитель к.ю.н. Володина С.И. Ответственный редактор к.ю.н. Макаров С.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение……………………………………………………………….……………….4 2. Программа курса…………………………………………………………………….…7 3. Методические рекомендации………………………………………..………………..10 4. Примерный тематический план лекций для студентов дневной формы обучения…………………………………...…………………..……………………....41 5. Темы семинарских занятий для студентовдневной и вечерней форм обучения…………………………………….…...…………………………………….42 6. Темы семинарских занятий для студентовзаочной форм обучения…………………………………….…...…………………………………….44 7. Задания к семинарским занятиям для студентовдневной, вечерней и заочной формы обучения………………….………………………………...…………………45 8. Рекомендуемая и дополнительная литература………………………………………49 9. Вопросы для самопроверки к зачету………………………………………………..51 ВВЕДЕНИЕ
Дорогие студенты! Н. Кошанский – автор знаменитых риторик пушкинского времени – полагал, что: «Риторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли». Юридическая риторика представляет собой не только научную основу для понимания коммуникативного содержания деятельности судебного оратора в процессе, но и область знания, в рамках которой возможна систематизация практических и теоретических сведений, знаний и навыков в области риторики, процессуальных особенностей подготовки и произнесения речей, ходатайств, заявлений в судебных процессах. «Четыре вопроса возникают обыкновенно пред каждым судебным оратором: Что такое искусство речи на суде? Какими свойствами надо обладать, чтобы стать судебным оратором? Какими средствами и способами может располагать последний? В чем должно состоять содержание речи и ее подготовка?» – написал великий А.Ф. Кони в предисловии к книге П.Сергеича «Искусство речи на суде». Все эти вопросы возникают и возникнут у каждого практикующего юриста. О чем говорить? Что говорить? Как говорить убедительно? Как уместно построить беседу с доверителем? Как эффективно участвовать в переговорах? Как победить в споре? Как правильно задавать вопросы? И наконец, как выступать в суде? Великий Аристотель определил риторику как искусство убеждать и ответил на самый важный вопрос теории и практики риторики, а именно «От чего зависит убеждение?» 1. От характера говорящего. 2. От настроения слушателя. 3. От самой речи. Эти и другие вопросы мы постараемся осмыслить вместе с Вами при изучении курса «Юридическая риторика». Профессиональные коммуникации юриста проявляются везде, где он говорит и общается: - в интервьюировании доверителя; - в консультировании; - в выработке и реализации позиции по делу, т.к. позицию необходимо донести до суда и убедить в ней; - в допросе на предварительном следствии и суде, т.к. существуют риторические правила и полемические приемы; - в выступлениях сторон в судебных прениях; - в ведении переговоров, заключении договоров, т.к. особенно в этих видах делового общения необходимо применить все существующие риторические знания и умения. Речь – средство информации и социального общения посредством звучащего слова, средство воздействия на людей с целью убеждения в чем-либо. Под речью понимается, во-первых, способность говорить, выражать словами мысль, и, во-вторых, способность общаться с друг с другом. По форме речь классифицируется на внутреннюю и внешнюю. Изучая курс, Вы узнаете, что под риторическими средствами понимаются: - особенности использования речевой коммуникации в суде, что включает определение и учет позиции слушающего и соблюдение этики судебного оратора; - определение и использование целевых установок речи (объяснить, разъяснить, доказать, опровергнуть, убедить, переубедить); - определение и использование логико-речевых доказательств и вербальных средств коммуникации. Вербальные средства коммуникации при этом укладываются в форму Цицерона: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Изучив представленный курс, Вы поймете, что для того, чтобы правильно говорить, надо знать: а) как произнести слово (фонетико-стилистический уровень); б) в какую грамматическую форму его поставить (грамматико-стилистический уровень); в) какое слово или словосочетание выбрать (лексико-стилистический уровень); г) как расположить слова в предложении (синтаксическо-стилистический уровень); д) как сконструировать связный текст из определенного набора предложений (стилистический уровень сверхфазового единства); е) как средствами голоса передать нужную интонацию (стилистический уровень интонационного контура). Путем анализа теории аргументации как учения о методах и формах убедительного рассуждения, а также прокурорской и адвокатской практики, мы Вам изложим рекомендации по использованию риторических средств как процесса приведения аргументов для подтверждения обоснованности защитительной или обвинительной позиций. «Красноречие имеет два признака: силу чувств и убедительность. Сила чувств – красноречие сердца – есть такое живое ощущение истины, такое сильное участие оратора в предлагаемом деле, что он сам, увлекаясь, увлекает слушателей за собою. «Убедительность – красноречие ума – есть такая неотразимая сила и приятность убеждений, что мы против чаяния, против воли, совсем неожиданно соглашаемся с мыслями оратора. Если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти и сил им противиться» – сказал Н.Ф. Кошанский. И закончить я хочу изречением Ралфа Эмерсона – «Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы». Программа курса «ЮРИДИЧЕСКАЯ РИТОРИКА» Понятие и значение юридической риторики Понятие риторики. Юридическая риторика и ее особенности. Особенности устной публичной речи. Типы ораторов. Типы аудиторий. Способы активизации внимания слушателей. Требования, предъявляемые к речи юриста (профессионализм, точность, понятность, чистота, правильность). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|