ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изобразительно-выразительные средства языка«Невозможно вызвать у слушающего ни скорби, ни ненависти, ни страха, ни слез, если все эти чувства, какие оратор стремится вызвать, не будут выражены им, лучше сказать, выжжены им в его собственном лице». Цицерон. Осваивая эту тему, Вы должны понять, что правильное и своевременное использование изобразительно-выразительных средств языка позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Обратите внимание на таблицу.
ЗВУКОВЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАНТОМИМИКА
ЯЗЫК - ГОЛОС - ЖЕСТЫ - ИНТОНАЦИЯ - ПОЗЫ, МАНЕРЫ - ПАУЗЫ - ВЗГЛЯД - АРТИКУЛЯЦИЯ - ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ - ДИКЦИЯ -МИМИКА - ТЕМБР - ТЕМП РЕЧИ - ГРОМКОСТЬ - МЕЛОДИКА Начнём с изучения требований, предъявляемых к речи юриста. ПРАВИЛЬНОСТЬ (чистота) состоит не только в следовании фонетическим, орфографическим, грамматическим и лексическим нормам русского литературного языка, но и в таком подборе выразительных средств языка, что они согласуются друг с другом. ЯСНОСТЬ слога означает, что слова и обороты определены в значении и употреблении, что автор умеет строить обозримые фразы, избегает двусмысленных выражений, а фраза запоминается и легко воспроизводится. ТОЧНОСТЬ – соответствие между словами и мыслью автора. УМЕСТНОСТЬ – соответствие способа выражения ситуации речи и ожиданиям аудитории. ЛЕГКОСТЬ – достигается простейшим способом выражения. ЖИВОСТЬ – достигается быстрой сменой образов. ГАРМОНИЧНОСТЬ – означает соответствие планов выражения и содержания высказывания ритмической мере, которая соотносит объемы целого и частей фразы. СВЯЗНОСТЬ речи – единая логико-смысловая конструкция фразы, создается применением специальных слов-связок «и», «следовательно», «наконец». ОБЬЕМНОСТЬ речи – представление предмета во многих планах или перспективах. Объемность является наиболее эффективным средством построения образа. Прежде чем понять, что делает речь образной и выразительной, усвойте условия, способствующие этому: - интерес оратора к тому, о чем он говорит, - уважение оратора ко всем, к кому речь обращена, - знание особенностей языковых стилей и типов личностей, к которым речь обращена, - определение собственного риторического идеала, - постоянная тренировка речевых навыков, - умение оценивать свою речь и речь оппонентов. Читая и анализируя речи известных русских ораторов, Вы увидите, что все они уделяли огромное внимание образности своих выступлений, виртуозно использовали выразительные средства языка. Что делает речь яркой, выразительной, а значит, образной? Помогают говорящему специальные риторические приемы, включающие изобразительные и выразительные средства языка, называемые тропами и фигурами, а также фразеологическое выражения, поговорки, пословицы, крылатые слова. Начинать изучение темы нужно с усвоения понятий: Фразеологизмы, риторические фигуры, тропы. Вы убедитесь, что фразеология богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями, обусловленными ее внутренними свойствами, которые и составляют специфику фразеологизмов. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак; не только действие, но и его обстоятельства. Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность, образность и эмоциональность речи, степень ее воздействия на адресата. Например, прием повтора, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др. Вам нужно будет запомнить, что троп – это оборот речи, употребление или выражение в переносном значении, образное выражение. Например – метафора, эпитет, сравнение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, парадокс, ирония, намек. Особое значение мудрецы придавали метафоре. «Важнее всего для оратора – быть искусным в метафорах, только этого нельзя перенять у другого; это признак таланта». Аристотель . Важное значение принадлежит и эпитетам. Прочитайте пример эпитетов слова «вопрос» и задумайтесь, сколько оттенков оно приобрело. «Абсурдный, банальный, безобидный, безответственный, бессмысленный, бестолковый, бесхитростный, бесцеремонный, быстрый, въедливый, глубокий, глубокомысленный, глупый, головоломный, двусмысленный, деловой, дежурный, дерзкий, детский, дикий, едкий, естественный, задиристый, заковыристый, законный, замысловатый, затасканный, затруднительный, избитый, каверзный, конкретный, короткий, крамольный, курьезный, ласковый, легкий, лукавый, мудренный, наводящий, навязчивый, наглый, наивный, неожиданный,, оскорбительный, откровенный, открытый, пошлый, праздный, принципиальный, провокационный, простой, профессиональный, прямой, пустой, пытливый, разумный, резонный, риторический, скользкий, сложный, смелый, стандартный, стереотипный, странный, тактичный, традиционный, трафаретный, тривиальный, трудный, тяжелый, унизительный, упрямый, хитрый, цепкий, шаблонный, шутливый, щекотливый, щепетильный, элементарный, ядовитый, ясный.» На семинаре по этой теме Вы должны будете продемонстрировать, что умелое украшение ораторской речи позволяет сделать выступление не только профессионально грамотным, убедительным, но и насыщенным элементами эстетики, превратить выступление в искусство. Для этого нужно употреблять цитаты. Напомню, что ЗАИМОСЛОВИЕ – высказывание, представляющее позицию авторитетного лица, собирательного образа. ЦИТАТА – отличается от заимословия тем, что в ней точно передаются слова конкретного лица. Используется цитата различным образом: - как подтверждение авторитетом, - пример, - иллюстрация, - аргумент к человеку, - довод в различных аргументах. АЛЛЮЗИЯ – подобна цитате, но содержит намек на определенное лицо или произведение употреблением характерного слова, выражения или факта. «Вообще тропы и фигуры тогда только составляют красоту, когда непринужденны, невыисканы, как будто ненарочно, сами собою встречаются и, по- видимому, неизбежны: в противном случае они для слова – бремя». Н.Ф. Кошанский. После изучения темы Вы должны усвоить следующие риторические термины: метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, эпитеты, антитеза, инверсия, повтор. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|