Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы коммуникативного взаимодействия, правила (постулаты, максимы), обеспечивающие их соблюдение, и эффекты, вызываемые нарушением этик правил




Помимо ТРА в концептуальный аппарат лингвисти­ческой прагматики входят принципы коммуникативно­го взаимодействия, а также правила (постулаты, макси­мы), обеспечивающие их соблюдение. Прежде всего, как и всякая целесообразная деятельность, коммуникатив­ная деятельность подчиняется принципу рационально­сти, или принципу экономии усилий, который состоит в том, что, желая достичь некоторой цели, человек выби­рает такое действие, которое позволит достичь этой цели быстрее и с минимальными затратами усилий и ресур­сов. Важнейшим специальным принципом, лежащим в основе целенаправленной коммуникации, является принцип коммуникативного сотрудничества, сформу­лированный американским логиком П. Грайсом в рабо­те «Логика и речевое общение». Этот принцип гласит: «Делай свой вклад в разговор на данной его стадии таким, как этого требует принятая цель или направле­ние разговора, в котором ты участвуешь» [Грайс, 1985]. И хотя данный принцип был сформулирован для разгово­ра, т. е. устного общения между конкретными адреса­том и адресантом в едином временном интервале, он распространяется и на случай массовой коммуникации, поскольку СМИ также вступают в коммуникативное взаимодействие с различными социальными группами, чтобы способствовать решению разнообразных проблем, возникающих в процессе функционирования современ­ного общества. Поэтому и здесь действует принцип ком­муникативного сотрудничества и поддерживающие его правила, которые Грайс называет максимами. Это мак­симы количества информации (сообщай не больше и не меньше информации, чем требуется на данной стадии развития коммуникативного процесса); максимы каче­ства информации (сообщай только то, что считаешь ис­тинным и для чего у тебя есть достаточные подтверж­дения); максима отношения (сообщаемое должно быть релевантным, т. е. как минимум иметь отношение к об­суждаемой проблеме); максимы способа (высказывание должно быть ясным, недвусмысленным, кратким по фор­ме и последовательным). Поскольку аудитория ожидает от СМИ соблюдения этих правил, их демонстративное

 

 

нарушение порождает импликатуры — домысливание информации, не высказанной в явном виде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных