Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВЫ PR- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

В самом общем виде целью специалиста по связям с общественностью является создание благожелатель­ной атмосферы в обществе вокруг той Нли иной лично­сти, организации, кампании. Здесь возникает основная сложность, ибо речь идет о необходимое™ контроля психологического отношения и эмоциональных реак­ций значительного числа людей, которые доступны для прямого, чаще всего одностороннего общения через средства массовой информации, но недоступны для контроля и непосредственного наблюдения. Именно эти невидимые реакции и составляют главную цель специалиста по связям с общественностью. Исходная ситуация и основная задача деятельности филолога -специалиста по связям с общественностью вполне ясна, и вопрос состоит лишь в том, какова стратегия его поведения и деятельности.

Первый и самый главный элемент этой стратегии состоит в определении ответственности за проведение PR-акции, второй элемент — контроль ситуации через обратную связь с общественностью, исходя из проведен­ного предварительного прогноза развития ситуации.

Ответственность — это реальный результат вы­полнения комплекса специальных плановых меропри­ятий: прогноза, создания ситуации общения, контроля развития ситуации, обработки обратной связи, дина­мической коррекции ситуации, на основании оценки реакций общественности.

Ответственность может

выражаться либо в одоб­рении, поддержке личности или организации (в этом случае можно говорить об успехе деятельности) либо, напротив, в осуждении и неприятии обществом PR-клиента и его действий1. В значительной степени этот

 

1 В случае с так называемым «черным пиаром». Когда цели серии акций заключаются в создании атмосферы обще­ственного неприятия той или иной личности, течения или органи­зации, результат оценивается по достигнутым целям, которые не всегда четко определяются по опросам общественного мнения.

 

 

 

прогноз ответственности основывается на тонком зна­нии психологии людей, на понимании наиболее харак­терных, устойчивых человеческих реакций на ситуации определенного типа. Значимым является и ряд других факторов социокультурного и языкового характера.

Число элементов, определяющих ответственность PR-кампании, ее окончательных результат может быть достаточно велико, ключевым же среди них следует признать элемент прямого или косвенного участия общественности в принятии решений, которые пред­лагаются PR-клиентом. Проще говоря, большинству лю­дей нравится, когда с ними считаются и спрашивают их совета по тому или иному вопросу.

Характер участия общества может быть чрезвы­чайно разнообразным, и в зависимости от способа об­ращения общественности, аудитории и целесообразно­сти будет меняться и отношение к действию или лич­ности. Приведем простой, но наглядный пример. Если пациент приходит к врачу и тот, желая расположить его к себе, начинает советоваться с больным о том, какими препаратами его лучше лечить, то, по-видимо­му, реакция пациента будет прямо противоположна ожидаемой — он просто уйдет от такого врача в него­довании, считая его плохим специалистом. Это пример плохой организации «участия». Однако если врач не только подробно расспросит больного о его недугах, но и объяснит механизм действия лекарств в случае с его болезнью, то у пациента наверняка сложится ощуще­ние, что с ним считаются. Такое косвенное «участие», без сомнения, будет иметь большее значение для репу­тации врача, чем в первом случае.

И все же общество не похоже на отдельного «па­циента». Оно разнообразно и многослойно, в нем вы­деляются разнообразные возрастные, культурные, эти­ческие, национальные группы, обладающие разными оценочными ориентирами, руководствующиеся разны­ми жизненными принципами и, как следствие, по-раз­ному реагирующие на события и по-разному ведущие себя в однотипных ситуациях общения. Это значит, что «ответственность» PR-кампании, оценка ее возможных последствий, ее успех могут прогнозироваться только на основе исчерпывающего социокультурного и пси­хологического анализа общества. При этом важно по­нимать, что спектр охвата общества может быть до­статочно разнообразен — от узкого сегмента в случае, скажем, с производством очень специальной продук­ции, предназначенной для небольшой группы населе­ния, до очень широкого, до общества в целом, если речь

 

идет о деятельности личности или организации, ока­зывающей влияние на всех людей, проживающих в пределах определенных территориально-администра­тивных границ. Эта касается прежде всего крупных политических деятелей, руководителей страны, прези­дента, а также компаний, производящих товары повсе­дневного массового спроса: продукты питания, одеж­ду, медикаменты и средства гигиены. В одних случаях мнением части общества можно просто пренебречь, даже зная об очевидно негативном ее отношении к тем или иным процессам, явлениям, продуктам и услугам, понимая, что благожелательная атмосфера в общении с этими людьми не является целью PR-кампании.

В других случаях приходится делать выбор ключе­вого положительного аспекта деятельности клиента, на котором основана PR-кампания. «Раскручиваемый» политик или иная личность может иметь большое чис­ло положительных сторон. Однако, исходя из сложив­шейся ситуации, правильно оценивая настроения и тенденции общества, специалист по связям с обще­ственностью выбирает для публичного освещения именно ту положительную сторону своего клиента, к которой, по его мнению, наиболее благосклонно рас­положено общество. И здесь в «восхвалении» положи­тельного он может быть абсолютно честен и искренен. При этом обвинение в двойных стандартах и умалении отрицательного с целью достижения наибольшего по­ложительного эффекта тут, по-видимому, не всегда уме­стно. Ведь в конечном счете все решает баланс поло­жительного и отрицательного.

Представим, что некий политик решил выставить свою кандидатуру на выборах в органы местной адми­нистрации. Практически никто, за исключением не­большого числа специалистов, не знает о реальных деловых способностях этого человека и его умении управлять. Однако отдельные факты его биографии, умело собранные и грамотно представленные обще­ственности, могут сыграть на выборах решающую роль, поскольку обычному человеку свойственно достраивать отсутствующие элементы логической цепочки путем установления интуитивно-ассоциативных связей меж­ду разрозненными фактами биографии человека. Регу­лярно занимается спортом? Значит, сильный, волевой человек и, следовательно, хороший руководитель. Лю­бит животных? Значит, отличается гуманностью. На досуге музицирует и занимается живописью? Значит, творческая натура, можно ожидать много новых твор­ческих инициатив и т. д.

 

 

Наличие условно отрицательных качеств в биогра­фии также значимо. Общественный политик может и не помнить о тех или иных нелицеприятных фактах своей биографии, но его противники помнят и при необходимости могут использовать их против него. Факты могут быть абсолютно малозначительными, но опять-таки в силу склонности большинства людей к скоропалительным обобщающим суждениям о публич­ных персонах на основе условных ассоциаций с теми или иными известными им качествами они могут сыг­рать решающую роль в принятии решений. Более того, они могут усилить, эмоционально подчеркнуть уже известный факт биографии или отрицательный момент программы деятельности.

Программа деятельности личности или организации может содержать как понятные большинству людей по­ложения и действия, так и ряд необходимых для дела, но совершенно непопулярных моментов. Если имеется уве­ренность в том, что такие непопулярные действия в ко­нечном счете будут иметь положительный результат, то для достижения благожелательной атмосферы вокруг проекта или личности от освещения перед обществом непопулярных, малопонятных большинству людей и по­нятных лишь узкому кругу профессионалов действий и сторон деятельности лучше воздержаться. Важно пони­мать, что никакой нечестности и политики двойных стан­дартов здесь нет, поскольку организация связей с обще­ственностью подразумевает прежде всего разумный выбор для освещения доли положительного из всей де­ятельности клиента, в которой содержится сущность по­лезного для общества, которая понятна большинству.

Необходимо коротко остановиться еще на одном важном аспекте PR-стратегии — на так называемой объективности представления фактов. Здесь важно не перепутать честность и открытость с элементарным хамством. Разумная доля закрытости всегда должна быть соблюдена. И стремление скрыть от общества те или иные стороны характера или деятельности ни в коем случае не должны расцениваться как попытка скрыто навредить обществу, подсунуть ему некаче­ственный продукт или расположить людей к заведомо вредным идеям.

Чтобы такого не происходило, PR-агент, конечно, должен обладать абсолютной честностью. Как фирмы нанимают хорошего адвоката не для того, чтобы обма­нуть закон, а для того, чтобы найти законные способы повышения эффективности деятельности с наимень­шими потерями или добиться ослабления налогового

 

бремени, точно так же и специалист по связям с обще­ственностью привлекается для того, чтобы провести оценку совокупной деятельности клиента, установить иерархию положительного, оценить возможные по­следствия освещения этого положительного перед об­ществом и подобрать наилучшие стороны деятельнос­ти, которые, с одной стороны, дадут возможно более точное представление обществу о характере деятель­ности личности или организации без нанесения вреда через представление второстепенной и заведомо вред­ной для общественного имиджа личности или органи­зации информации, а с другой стороны, очертят и выделят ту сферу полезного для общества, на основе которой личность или компания смогут плодотворно сотрудничать друг с другом. В этом смысле PR-деятель­ность, без сомнения, является частью общей системы управления, помогая руководству организации или отдельной личности определять вероятный сценарий развития ситуации и своей деятельности, поскольку без общественной поддержки невозможно говорить ни о каком успехе вообще. Общественная поддержка, поло­жительный общественный резонанс являются своего рода энергетическим фоном любой деятельности, без которой она теряет всякий смысл.

Однако общение между PR-клиентом и обществом никогда не происходит спонтанно. Контроль ситуации и оценка стадии достижения желаемого уровня ответ­ственности беспрестанно проводится PR-клиентом на основании данных опросов, анкет, мониторинга. Все возможные типы ситуаций — как положительные, так и отрицательные — обязательно моделируются им, составляются прогнозы развития, подробные типовые схемы действий по каждой ситуации, стандартные от­веты, перифразированные формулировки, вновь и вновь обращающие слух общественности к сути того положительного, что поставлено во главу угла PR-кам­пании. Это кропотливый и настойчивый труд. Это со­вместная работа психолога, социолога и филолога, часто в одном лице. И здесь без блестящего знания языка и культурных традиций народа не обойтись. Пустых стилистически нейтральных наполнителей здесь практически быть не должно. Каждое слово долж­но «играть», должно касаться «невидимых струн» че­ловеческой души и вызывать положительные ассоци­ации. Здесь важно понимать и еще одну особенность этой работы. Одно дело, когда PR-акция направлена только на одного очень влиятельного человека или на группу людей. Здесь работа гораздо тоньше, ювелир-

 

 

нее, чем работа с массами, поскольку апеллирует в первую очередь к разуму, с главным упором на логику, а эмоционально-психологический компонент служит лишь фоном, усиливающим или ослабляющим «убеди­тельные» аргументы. При обращении к массам в силу «краткости» этого жанра основное внимание уделяет­ся именно эмоционально-ассоциативному компоненту: запоминающиеся фразы; не запоминающиеся, но в це­лом положительные и вяло сожалеющие репортажи о плохом; прямое обращение к людям, когда они в этом нуждаются — и не сухо, официально, а по-людски, по-простому; продуманный ассоциативный ряд, вызыва­ющий в памяти нужные факты и события, — все это создает в целом желаемую атмосферу. Контроль ситу­ации подразумевает, что в случае, если не действует один эмоционально-ассоциативный ряд, на его место должен приходить другой с той же задачей. Вакуум недопустим, ибо он в то же мгновение заполняется ассоциациями, навеянными досужими рассуждениями «тети Нюры из второго подъезда», нервно-истеричных желчно-бородатых ведущих программы «Однако» и «Другое время» или громкими заявлениями публичных политиков, делающих на вашем несчастье свой пиар.

С языковой точки зрения описанное ремесло до­вольно незатейливо. Никто не требует от PR-агента создания «многослойных текстовых пирогов», богатых культурно-историческими и литературными аллюзиями. В стилистическом плане написание пиар-текстов — это тонкое балансирование на грани обыденного в речи, слегка усиленного отдельными элементами функции воздействия, которые и призваны привлекать внимание и создавать нужные ассоциации. Именно такими эле­ментами и оперирует PR-агент. Остальное наполняется «упаковочным материалом» — клишированными оборо­тами и фразами, которые лишь создают общий фон, и не вызывают никаких ассоциаций.

Вот, скажем, пример из сообщений Федерального агентства новостей накануне президентских выборов.

Герой России генерал Виталий Попков советует белгородцам «голосовать сердцем»

БЕЛГОРОД, 16 марта, ФАН.Доверенные лица кандидата на пост президента РФ Владимира Пути­на дважды Герой России генерал Виталий Попков и за­меститель председателя Совета ветеранов при пре­зиденте РФ генерал Виктор Андреев прибыли сегодня в Белгород для встреч с населением. Как сообщили ге­нералы в беседе с корреспондентом ФАН, они не соби­раются агитировать белгородцев голосовать за конк-

ретного кандидата. Их цельповысить активность масс накануне выборов. Главное, считает прототип героя фильма «В бой идут одни старики» Виталий Попков,«это голосовать сердцем». Сегодня генера­лы встретились с ветеранами-белгородцами и рабочи­ми коллективами города. Их визит рассчитан на два дня. © Федеральное Агентство Новостей, 2000 г.

Ключевые «зазубринки», «цепляющие» внимание читателя и создающие положительные ассоциации, свя­заны, с одной стороны, с историческим героическим прошлым нашей страны, которое не может восприни­маться отрицательно по определению, а с другой сто­роны, с главным лозунгом президентской кампании Б.Н.Ельцина «Голосуй сердцем — или проиграешь!». Подтекст информации такой: кандидатура, предложен­ная Ельциным, это кандидатура, подсказанная сердцем, и ветераны войны (доверенные лица В.В. Путина), кото­рые не проиграли ни одного важного сражения в про­шлом и создавали героическую историю нашей страны, эту кандидатуру поддерживают, хотя «они не собирают­ся агитировать белгородцев голосовать за конкретного кандидата». А если вы уж и не помните, как все это было в прошлом, вспомните хотя бы душевный фильм «В бой идут одни старики» и такую родную песню «Смуглянка».

В заключение необходимо сказать несколько слов о соотношении понятий «реклама» и «работа по связям с общественностью». Внешне эти виды деятельности похожи, но сущность их все же различна. Если во вто­ром случае, как явствует из сказанного выше, результат деятельности четко обозначен и спектр положительно­го оговорен и подлежит четкому и обязательному кон­тролю со стороны PR-агента, то в первом случае глав­ное — это создать запоминающийся (не обязательно по­ложительный) образ.

Мы автоматически запоминаем все, что само запо­минается — потому что ярко, ритмично, музыкально, пестро, необычно, весело, отвратительно, неприятно, хоть уши затыкай. Но о качествах товара не задумыва­емся и, когда приходим в магазин, спрашиваем и по­купаем прежде всего то, что помним, а не то, к чему у нас потенциально лежит душа, но реально пока еще не лежит, потому что не знаем, к чему. Лишь очень не­многие рекламодатели действительно пытаются распо­ложить нас к себе, апеллируя к нашему интеллекту, любви к родной стране и родному производителю, боль­шинство просто стремится создать запоминающийся

 

 

образ, и если удается, то цель достигнута. Никакой обязательной обратной связи с общественностью (кро­ме увеличения объема продаж), никакого контроля раз­вития ситуации, никакого анализа аспекта положитель­ного и прогноза развития ситуации на этой основе здесь нет.

 

Литература

 

Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз: Учеб. для студен­тов высш. заведений образования. М; Киев, 2000.526 с.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999.348 с.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М, 1999.622 с.

Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или Как успешно управ­лять общественным мнением. М., 1998.349 с.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации: (От ре­чей президентов до переговоров с террористами). М., 1998. 348 с.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.651 с.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие для студентов. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. гос. упр. М., 2001.295 с.

 

Вопросы по разделу

 

1. Перечислите основные составляющие и сформу­лируйте цели организации работы по связям с обще­ственностью.

2. Дайте определение понятия «ответственность PR-деятельности» и укажите способы ее достижения.

3. Определите роль и назначение анализа обратной связи с обществом.

4.Что необходимо понимать под термином «конт­роль ситуации»?

5.Сформулируйте сущность понятий «честность», «объективность», «информационная полнота».

6. Объясните разницу между понятиями «реклама» и «связи с общественностью».

 

И.О. Александрова

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных