ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации в проведении кружков младших школьников
Основной целью современного дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство. В программе внеклассных занятий изобразительным искусством школьников I-IV (обучение детей с шести лет) решаются следующие задачи: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства; формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре. У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования - развитие личности ребенка. Любой вид искусства оперирует образами, а образ по своей художественной природе - целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе. На дополнительных занятиях важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края. Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на занятиях искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей - методы словесно-информативные. Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» -гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка. Прежде чем начинать работу в технике «батик», необходимо познакомить учащихся с историей возникновения росписи по ткани. Для этого следует подобрать необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий. Учащимся будет интересно узнать о разных видах росписи: холодный батик, горячий батик, свободная роспись, узелковый батик. Лучше остановитесь на каждом из видов. Не нужно торопиться и стремиться объять все за одно занятие. Сфера дополнительного образования, которой в рамках современной концепции художественного образования уделяется большое внимание в средней общеобразовательной школе, дает возможности для детского творчества. На нескольких занятиях можно попробовать все способы и приемы росписи ткани, выбрать любую ткань, от шелка до хлопка, даже резервирующий состав можно сделать своими руками и добиться колористического разнообразия. В технике узелкового батика можно выполнять крупномасштабные вещи, расписать занавески для любого кабинета школы или выполнить наволочки для подушек на диван в приемной директора, тем самым обновив и придав изысканность интерьеру школы. Кроме того, в технике батик девочки могут расписать юбки, сшитые на занятиеах технологии (труда), а школьницы постарше способны украсить сшитые блузки орнаментом или узором. Более смелые в творчестве могут расшить орнамент и узор бисером, стеклярусом и стразами. Причудливых узоров на ткани можно добиться при использовании крупной или мелкой поваренной соли (и даже соли для ванн), которая, впитывая влагу, притягивает вместе с водой краситель. Краска светлеет, образуются контуры, абстрактные узоры, всегда необычные, не похожие друг на друга. Интересные эффекты получаются при использовании мочевины - минерального удобрения. Мочевина, в отличие от соли, не притягивает влагу, а растворяется в ней, разъедая краску и образуя фигурные пятнышки белого цвета. В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт) где в числе других определено содержание образовательного компонента «Изобразительное искусство». Однако часто детям мало времени отведенного на занятия ИЗО. Чтобы полноценно раскрыть его талант нужна внеклассная работа. Занятия в кружках, секциях, клубах проводятся в соответствии с типовыми программами для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а так же по программам разработанным отдельными педагогами. Программа внеклассных занятий изобразительным искусством школьников 1-4 классов (обучение с шести лет) ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с культурой и искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В данной методической разработке предлагается календарно-тематический план на год для кружка по батику и план-конспект урока из программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Кузина В.С. Его программа в основном ставит задачу духовного развития личности. Она знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным, конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.
Календарно-тематическое планирование для кружка по батику
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|