ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методов, форм, средствРис.8 Известны следующие уровни деятельности школы, педагогов и учащихся — недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются следующие основные способы оптимизации учебно-воспитательного процесса: 1. Комплексный подход как общее требование предотвраще 2. Конкретизация задач с учетом особенностей (назначе 3. Выбор оптимального варианта содержания учебно-воспи 4. Выбор тех методов и форм учебно-воспитательного про 5. Осуществление дифференцированного и индивидуально 6. Рациональное сочетание управления и самоуправления 1имне и корригирование ее течения. Постепенное превращение Лучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание. 7. Анализ результатов учебно-воспитательного процесса и и I рат времени на их достижение по установленным критериям Оптимальности и в соотношении затраты—продукты. Если вкратце подытожить основные педагогические дейст-1ия по оптимизации учебно-воспитательного процесса, по-иучим: • комплексирование и конкретизацию задач; • генерализацию (выделение главного); • межпредметную и междунаправленческую координацию; • выбор вариантов на основе их сравнительной оценки; • дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспита- • гуманизацию; • создание необходимых условий; • сочетание управления и самоуправления; • оперативное регулирование и корригирование процесса; • оценку его итогов по установленным критериям; • переход к более сложным проблемам; • постоянность и постепенность инновационного процесса. Слабым местом современного инновационного процесса является отсутствие ответа на вопрос — что он дает учителям и учащимся? В опыте оптимизации 70—80-х годов на этот вопрос давался развернутый ответ. Учителю оптимизация учебно-воспитательного процесса дает следующее. Во-первых, методика оптимизации обучения помогает ему научиться комплексно решать задачи образования, воспитания и развития школьников. Во-вторых, вооружает учителя умением изучать реальные учебные возможности школьников и учитывать их при планировании уроков. В-третьих, учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала, избирать рациональную последовательность основных элементов урока. В-четвертых, формирует умение выбирать эффективные методы и средства обучения. В-пятых, учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным, всем остальным учащимся.
8 И. П. Подласый, кн. 1 В-шестых, учит избирать оптимальный темп обучения. В-седьмых, формирует умение создавать необходимые условия для успешного обучения. В-восьмых, учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителей. В-девятых, открывает простор для развития творчества учителей. В целом же методика оптимизации учебно-воспитательного процесса является реально доступной для каждой школы, каждого учителя. Овладение методикой оптимизации поднимает общий уровень педагогической культуры учителей, позволяет в целостной взаимосвязи воспринимать все категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться ими при выборе наилучшего в данной ситуации подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Оптимизация учебно-воспитательного процесса возможна лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие закономерности и принципы педагогики. Они понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. Избрать оптимальный вариант процесса можно, только зная всю систему в целом и каждый ее элемент в отдельности. Иначе можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее слишком сложной. Вот почему оптимизации должно предшествовать глубокое овладение основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом. Лучшие педагоги всегда находили оптимальные для соответствующих условий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учителей. Но она не ограничивается этим опытом, а является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса. Исследования показывают, что учителя, успешно оптимизирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают такими личностными качествами: • творческим стилем мышления; • мобильностью мышления; • конкретностью мышления; • системностью мышления при умении выделить главное; I
• чувством меры в принятии решений и в действиях; • контактностью в общении, чувством такта. Все эти качества необходимо развивать на студенческой скамье, имея в виду непреходящий характер педагогических инноваций. X. Для запуска инновационного процесса оптимизации I 1. Значительные инвестиции. 2. Полная перестройка педагогической системы. 3. Желание, инициатива, понимание «узких мест» ПС, ви 4. Согласие учителей и родителей. 5. Административный нажим. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Контрольный тест 1. Что подразумевается под педагогическими инновациями? 2. Из каких компонентов состоит педагогическая система? 3. Что подтверждает закон сохранения ПС? 4. Почему не удается улучшить ПС по всем критериям одновре 5. Чем отличаются интенсивный и экстенсивный пути разви 6. Какие направления относятся к общим педагогическим инно 7. Какой из уровней инноваций имеет настоящее преобразующее 8. Сформулируйте принцип природосообразности. 9. Почему педагогика должна вернуться к принципу природосо 10. Какие последствия для отечественной педагогики повлечет возврат к принципу природосообразности? П. Какая парадигма наиболее перспективна для отечественной педагогики? 8* 227 12. Какие основные требования гуманистической педагогики? 13. Перечислите основные требования критерия инновационности 14. Сравните по основным показателям инновационные и неинно 15. Правильно ли утверждать: инновации — это возврат к ста 16. Является ли инновационным учебное заведение, достигающее 17. Что такое оптимизация ПС? 18. Что такое критерий оптимальности? 19. Какие способы практической оптимизации используются? 20. Что дает оптимизация учителям и учащимся? Щ|1 Литература для самообразования Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М., 1989. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. — Киев, 1998. Берулава М.М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. — Бийск, 1995. Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В.С. Гир-шович. — М., 1995. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. — М., 1995. Коротяев Б. Педагогика на распутье. — Славянск, 1996. Глассер У. Школа без неудачников / Пер. с англ. — М., 1991. Декларация прав ребенка // Нар. образование. — 1993. — №5. Конвенция о правах ребенка // Нар. образование. — 1993. —№5.
I Функции учителя Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни параллельное влияние значительного количества педагогических факторов на эффективность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа. I Сейчас, когда пишутся эти строки, учителям в России плохо. Плохо не только российским педагогам, в таком же безрадостном положении их коллеги — педагоги украинские, белорусские, туркменские, казахские. Не могут пока вновь образованные государства обеспечить им ни высокого престижа, ни достойной зарплаты, ни даже сколько-нибудь удовлетворительного уровня существования. Еще никогда раньше жизненный уровень педагогов не был столь низок, еще никогда учитель на Руси не был столь забитым и забытым. По данным социологических исследований, лишь 1% из опрошенных в 1997 г. российских учителей имеют обеспеченную жизнь, еще 6% оценивают свои бытовые условия как хорошие, 13% считают их сносными, а большинство, более 60% учителей, относят себя к бедным, незащищенным слоям населения. Такие строки в русских педагогических книгах не появлялись почти 100 лет. Как известно, ситуация постепенно ухудшалась, начиная с 1990 г., и похоже, русские учителя вступили в полосу длительной бедности. Что же делать? Терпеливо работать, надеяться на лучшее. Терпение и оптимизм — важнейшие профессиональные качества педагога. В трудных ситуациях они не раз становились решающими факторами. Нет сомнений, что Россия и на этот раз воспрянет, опираясь на духовность, дарованную народным учителем. Учительская работа относится к очень сложным видам I человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности. Очень многое проясняется, если поставить вопрос так — чем отличается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагогического вуза? Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять школьникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и т. д. На первый взгляд создается видимость нормальной педагогической работы. Но только на первый и только видимость. От настоящего учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Учитель знает, как. Это всегда на первом плане. Умение гораздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучить только знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков оказались никудышными учителями. Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: что делает учитель, какими словами выразить его главную педагогическую функцию?
Педагогическая функция — предписанное педагогу направ-1 ление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция учителя — управление процессами обучения, воспитания} развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — управляемого педагогом выбора. Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательг но, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека. Сегодня в педагогический словарь проникло понятие «менеджмент» (от англ. тапа§етет — руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога — «менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потенциала и т. п.). Это, впрочем, никак не влияет на содержание его труда. Для того чтобы выяснить, что же на самом деле делает учитель, в чем характерная особенность и своеобразие его труда, исследователями придуманы и реализованы десятки моделей. Рассмотрим одну из них, основанную на признании педагогического управления главной функцией учителя. Для конкретизации функции управления используем понятие, «педагогический проект», под которым будем понимать любое задуманное и доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организацию викторины, олимпиады или «подвижной перемены», школьного праздника, акта милосердия или экологической экспедиции. Всеми этими делами педагог обязан управлять, и чем больше тонкого, вдумчивого, грамотного управления, тем меньше ошибок, тем выше эффективность. Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, — целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму не +избежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием (от греч. <11а{;по818 — распознавание = си'а — прозрачный + 8ПО818 — знание). Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Чтобы педагогика могла воспитывать человека во всех отношениях, она должна и знать его во всех отношениях, подчеркивал К.Д. Ушинский. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Эти методы в большинстве случаев повторяют методы научного исследования, рассмотренные выше. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование (от греч. рго§по818 — предвидение = рго — вперед + §по818 — знание). Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности (рис. 9) в имеющихся конкретных условиях и, исходя из этого, определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества. Педагог, не умеющий заглядывать вперед, не понимающий, к чему он стремится, уподобляется бредущему наугад путнику, который может достичь цели только случайно.
Функции
Целепола-гание
Диагностическая
Прогностическая
Проективная
Планирования
Информационная
Организационная Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|