Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы формирования содержания




Анализ большого количества отечественных и зарубеж­ных дидактических источников позволяет выделить следую­щие общие принципы формирования содержания школьно­го образования:

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет обще­
человеческих ценностей и здоровья человека, свободного
развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагае­
мых для изучения в школе знаний последним достижениям
научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планирова­
нии содержания, развивающегося по восходящей линии, где
каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает
из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школь­
ных курсах истории развития той или иной отрасли науки,
человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми
проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение
изучаемых знаний и формируемых умений в системе, по­
строение всех учебных курсов и всего содержания школьно­
го обучения как систем, входящих друг в друга и в общую
систему человеческой культуры.


 

6. Связи с жизнью как способа верификации (проверки)
действеннности изучаемых знаний и формируемых умений
и как универсального средства подкрепления школьного об­
разования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню
подготовленности школьников, которым та или иная систе­
ма знаний, умений предлагается для освоения; если мате­
риал, которым учащиеся овладевают, слишком легок, то и
знания, и познавательные силы растут медленно, несораз­
мерно с их возможностями.

8. Доступности, определяемой структурой учебных пла­
нов и программ, способом изложения научных знаний в
учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным
количеством изучаемых научных понятий и терминов.

В программах обучения должны содержаться сведения, учитывающие общественные и индивидуальные потребно­сти, отражающие основное современное содержание боль­шой воспитательной и познавательной ценности. Содержа­ние должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-вос­питательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В рамках так называемых родственных дисцип­лин обращается внимание на взаимосвязь отдельных раз­делов и тем. Содержание должно заключать в себе богатые воспитательные возможности. В него следует вводить мате­риал, облегчающий профессиональную ориентацию моло­дежи.

Содержание учебного процесса как система может иметь I различную структуру изложения (представления). Элементы структуры — это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время яв­ляются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

 

При линейной структуре отдельные части учебного материа­ла образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе та­кой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности,

11 И. П. Подласый, кн. 1


доступности. Данная структура оправдывает себя при изложе­нии истории, языков, литературы, музыки и т. д.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется не­сколько раз, причем его содержание постепенно расши­ряется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимо­стями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии.

Характерной особенностью спиральной структуры изложе­ния является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исход­ную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет в ней и одноразовости в изучении знаний, которая отличает ли­нейную структуру. Наиболее эффективной спиральная структу­ра оказывается при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.

Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она поз­воляет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

При выборе структуры организации содержания учитывают­ся цели обучения, требования к уровню обученное™, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, осо­бенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разра­батываемое содержание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных