Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. В чем отличие дидактического правила от дидактиче­ ского принципа? Найдите правильный ответ.




1. Правила конкретизируют принцип. Принцип носит ха­
рактер общей закономерности; правило, вытекая из прин­
ципа обучения, отражает действия, используемые в опре­
деленной педагогической ситуации. Правило указывает
учителю, как следует в практической работе реализовать
дидактический принцип.

2. Правило является выражением всеобщей закономер­
ности. Дидактический принцип подчинен правилу и выте­
кает из правила.

3. Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный
характер. Учитель в каждом отдельном случае формули­
рует правило, исходя из своих субъективных суждений.
Принцип всего-навсего является продолжением правила.

Система дидактических принципов |

История дидактики характеризуется настойчивым стремле­нием исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных ре-


зультатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических катего­рий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, прин­ципа и правила. «Указанные понятия в педагогической литера­туре трактуются самым различным образом. Они то произволь­но смешиваются одно с другим или отождествляются, то раз­личаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П.Н. Груздев).

Однако в ходе дискуссии было доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания и имеют истори­ческий характер, некоторые принципы утрачивают свое значе­ние и сходят с педагогической сцены (например, природосооб-разность, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значе­ние в новых условиях, и появляются новые принципы, в кото­рых отражаются новые требования общества к обучению.

В современной дидактике устоялось положение, что прин­ципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального про­гресса и научных достижений, по мере выявления новых зако­номерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные прин­ципы обусловливают требования ко всем компонентам учебно­го процесса — логике, целям и задачам, формированию содер­жания, выбору форм и методов, стимулированию, планирова­нию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, кото­рую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочета­нии могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?

Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обуче-


пия, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей при­родосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стре­мясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержа­нию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он отно­сил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) нагляд­ность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидактичес­ких принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, об­щепризнанных следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности и последовательности;

4) прочности;

5) научности;

6) доступности;

7) связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических прин­ципов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных