Принцип доступности
Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой.
В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово 1е8аигш означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.
Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.
1. Не забывайте наставления Я.А. Коменского: все, подле жащее изучению, должно быть распределено сообразно ступе ням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
2. Помните также, что умы учащихся должны быть подго товлены к изучению какого-либо предмета.
3. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учи-
тывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
4. Обучая, учитывайте возрастные особенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения несколько опере жали их развитие.
5. В процессе обучения обязательно учитывайте индивиду альную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в диффе ренцированные подгруппы учащихся с одинаковой обучае мостью.
6. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту дей ствия у средних и слабых.
7. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствуют, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Тем пы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с кон кретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их.
8. Используйте новейшие достижения педагогики и психо логии: конкретные знания, умения формируйте с помощью ма леньких шагов, обобщение — с помощью увеличенных шагов.
9. Для доступности широко используйте аналогию, сравне ние, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания до ступны для понимания.
10. При изучении нового и сложного материала привлекай те сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.
11. Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
12. Введение каждого нового понятия должно не только ло гически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
13. Наиболее трудными для понимания и усвоения учащи мися являются закономерности развития общества, фундамен тальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний: для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.
14. Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
15. Не принимайте мимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, используйте его как начало познания.
16. Доступность так же, как и убедительность, и эмоцио нальность, зависит от ясности изложения и речи учителя: чет ко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотон ности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
17. Не увеличивайте длительность монологов: тонко чув ствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут са мостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвое но самими учащимися.
18. На первом этапе обучения изучайте не весь объем зна ний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, фак ты, уточняющие изученное.
19. Реализуя принцип доступности, главное внимание уде ляйте управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший — учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
20. Доступность не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд уча щихся по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвое нию знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить — это и есть будни доступного обучения.
21. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осущест влять все более длительную и интенсивную мыслительную де ятельность. Повышая работоспособность — снижаем барьер доступности обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|