Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип доступности




Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной сто­роны, закономерностей возрастного развития учащихся, орга­низации и осуществления дидактического процесса в соответ­ствии с уровнем развития учащихся, с другой.

В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово 1е8аигш означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накоплен­ных человеком знаний, умений, способов мышления.

Можно указать и на другие закономерности, лежащие в ос­нове принципа доступности: доступность обучения определяет­ся возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем ме­тодов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысто­рией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успеш­нее они могут продвинуться вперед при изучении новых зна­ний; постепенное нарастание трудностей обучения и приуче­ние к их преодолению положительно влияют на развитие уча­щихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Известны классические правила, относящиеся к практичес­кой реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика со­временного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

1. Не забывайте наставления Я.А. Коменского: все, подле­
жащее изучению, должно быть распределено сообразно ступе­
ням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только
то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

2. Помните также, что умы учащихся должны быть подго­
товлены к изучению какого-либо предмета.

3. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития
учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учи-


тывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

4. Обучая, учитывайте возрастные особенности учащихся
так, чтобы содержание и способы обучения несколько опере­
жали их развитие.

5. В процессе обучения обязательно учитывайте индивиду­
альную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в диффе­
ренцированные подгруппы учащихся с одинаковой обучае­
мостью.

6. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но
так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту дей­
ствия у средних и слабых.

7. Обучение требует известной напряженности. Когда она
отсутствуют, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Тем­
пы обучения, установленные самими учащимися, как правило,
ниже возможных и посильных для них. В соответствии с кон­
кретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при
необходимости измените их.

8. Используйте новейшие достижения педагогики и психо­
логии: конкретные знания, умения формируйте с помощью ма­
леньких шагов, обобщение — с помощью увеличенных шагов.

9. Для доступности широко используйте аналогию, сравне­
ние, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли
учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания до­
ступны для понимания.

 

10. При изучении нового и сложного материала привлекай­
те сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.

11. Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их
с противоположными или им противоречащими.

12. Введение каждого нового понятия должно не только ло­
гически вытекать из поставленной познавательной задачи, но
быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

13. Наиболее трудными для понимания и усвоения учащи­
мися являются закономерности развития общества, фундамен­
тальные законы природы. Учителя всех учебных предметов
должны вносить посильный вклад в процесс формирования
методологических знаний: для этого иллюстрируйте примерами
из своего учебного предмета многообразное проявление общих
и всеобщих закономерностей.

14. Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс
обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические
возможности снижения барьера доступности не безграничны.


15. Не принимайте мимолетный проблеск мысли учащегося
за свершившийся акт познания, используйте его как начало
познания.

16. Доступность так же, как и убедительность, и эмоцио­
нальность, зависит от ясности изложения и речи учителя: чет­
ко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотон­
ности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из
жизни, литературы.

17. Не увеличивайте длительность монологов: тонко чув­
ствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут са­
мостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвое­
но самими учащимися.

18. На первом этапе обучения изучайте не весь объем зна­
ний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили
главное, затем при закреплении вводите новые примеры, фак­
ты, уточняющие изученное.

19. Реализуя принцип доступности, главное внимание уде­
ляйте управлению познавательной деятельностью учащихся:
плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для
понимания, хороший — учит ее находить, делая доступным
процесс нахождения.

20. Доступность не означает легкость обучения, и функция
учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд уча­
щихся по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвое­
нию знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через
понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа,
ободрить — это и есть будни доступного обучения.

21. Доступность связана с работоспособностью: развивая и
тренируя работоспособность, приучайте школьников осущест­
влять все более длительную и интенсивную мыслительную де­
ятельность. Повышая работоспособность — снижаем барьер
доступности обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных