Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I Принцип научности




Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усво­ения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе прин-

.ч-


ципа научности лежит ряд положений, играющих роль зако­номерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, про­веренные практикой, дают объективно верную картину разви­тия мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений систе­мой знаний об объективной действительности; научность обу­чения обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирова­ния; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных пла­нов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

1. Реализуя принцип научности, обучайте на основе новей­
ших достижений педагогики, психологии, методики, передово­
го педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику
рекомендации по научной организации педагогического труда.

2. Учитывая новейшие достижения дидактики и психологии
обучения, разумно используйте логику не только индуктивно­
го, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе сме­
лее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкрет­
ное. Старайтесь, однако, избегать абстракций, которые не по­
лучают полного определения в рамках школьного курса.

3. Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую
с первых шагов его изучения надежную основу для подведения
к новым научным понятиям.

4. Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изу­
чаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного
диалектического мышления.

5. Каждое нововведенное научное понятие систематически
повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении
учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.

6. Изучение законов науки проводите, учитывая наиболее
важные стороны процесса развития изучаемых явлений: зави­
симость от внешних условий, места и времени, конкретные
формы изменения явления, борьбу старого с новым, содержа­
ние и форму.


7. В методах преподавания отражайте методы научного по­
знания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поиско­
вой, творческой работе в учении.

8. Систематически информируйте своих учащихся о новых
достижениях в науке, технике, культуре: связывайте новые до­
стижения с формируемой у учащихся системой знаний.

9. Не сводите ознакомление с новыми идеями, восприятие
нового к одному отдельному акту: рассматривайте каждое явле­
ние во все новых связях и отношениях.

 

10. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с био­
графиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

11. Раскрывайте перед учащимися методы и сложности на­
учного познания, покажите зависимость результатов от методов.

12. Применяйте новейшую научную терминологию, не
пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых по­
следних научных достижений по своему предмету.

13. Раскрывайте генезис научного знания, эмбриологию ис­
тины, последовательно реализуйте требования историзма в
обучении.

14. В связи с все увеличивающимся потоком научной ин­
формации главное внимание уделяйте ключевым проблемам
науки, раскрывайте перед учащимися основные идеи научных
достижений, приучайте их следить за научной информацией,
поощряйте коллективное обсуждение научно-технических и
социальных проблем.

15. В старших классах не обходите спорные научные про­
блемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и пер­
спективные пути решения, если позволяют условия, органи­
зуйте дискуссию.

16. Поощряйте исследовательскую работу школьников. Най­
дите возможности ознакомить их с техникой эксперименталь­
ной и опытнической работы, алгоритмами решения изобрета­
тельских задач, обработкой первоисточников и справочных ма­
териалов, архивных документов.

17. Добивайтесь, чтобы учащиеся усваивали новые понятия
и термины в единстве с научными теориями, законами.

18. Дайте учащемуся возможность пережить радость откры­
тия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного на­
пряжения.

19. Освещая новые достижения в науке и технике, не забы­
вайте рассказать о совершенствовании технологии обучения,


раскрывайте сложности учебного труда и пути повышения его эффективности путем познания тайн обучения и внедрения новых средств; настойчиво пропагандируйте идеи научной ор­ганизации учебного труда.

20. Остерегайтесь неоднозначных и фальшивых фраз, кото­рые могут стать причиной нездоровых представлений. В шко­ле, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать про­извольного, искаженного толкования учащимися сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи дол­жны восприниматься серьезно и однозначно.

Принцип связи теории с практикой |

Основой данного принципа является центральное положе­ние классической философии и современной гносеологии, со­гласно которому точка зрения жизни, практики — первая и ос­новная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философ­ские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной дея­тельности и область приложения результатов обучения; пра­вильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффек­тивность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержа­ния образования, организации учебно-воспитательного процес­са, применяемых форм и методов обучения, времени, отводи­мого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в кото­рой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адапта­ция к условиям современного производства; чем выше уровень


политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окружаю­щих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впи­тывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школь­ных коллективов.

1. Общественно-исторической практикой доказывайте не­
обходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте
так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение
является для него жизненной необходимостью.

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­
ни: связь «знания — жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек­
тическую связь теории с практикой. Покажите, что наука раз­
вивается под влиянием практических потребностей, приводите
конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы
борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний
в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных техноло­
гиях, прогрессивных методах труда, новых производственных
отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять
свои знания на практике. Используйте окружающую действи­
тельность и как источник знаний, и как область их практичес­
кого применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на
которых бы учащийся не знал жизненного значения своей ра­
боты.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. До­
бивайтесь того, чтобы общение школьников с производствен­
никами продолжало учебно-воспитательную работу: для этого
умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет —
производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и
упражнения на основе производственных достижений, привле­
кайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народно­
го хозяйства своего города, села, области, республики, страны.


)существляйте профориентацию, основываясь на перспектив-шх разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания —
1 лучшее средство связи теории с практикой: широко используй­
те их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положитель­
ное отношение к труду, народнохозяйственной собственности,
показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд уча­
щихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятель­
ными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы,
стимулировал потребность больше узнать, стремление разо­
браться в непонятном.

13. В обучении используйте материалы и примеры из об­
щественно полезного труда учащихся, их опытнической дея­
тельности, работы лагерей труда и отдыха и т. д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащих­
ся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащим­
ся овладевать теорией и практикой научно организованного
труда, учите их применять наиболее продуктивные и эконо­
мичные методы, анализировать, программировать и прогнози­
ровать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды
деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: че­
рез эпизодический успех — к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному
улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

 

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить
умственную деятельность с практической деятельностью, в
процессе которой усваивается 80—85% знаний. Находите воз­
можности знакомить школьников с рационализаторским дви­
жением. Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать,
улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите кон­
курсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя
бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на
этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по
приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки,
техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как
стимул для самообразования.


 



20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете
тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с ре­
шением интересных для школьников практических задач.

21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося
в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успе­
ха к высоким постоянным достижениям.

22. Принципиальная критика, объективность перед самим
собой, требовательность к себе, критический анализ своих по­
ступков — путь к самосовершенствованию. Когда учитель гово­
рит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязатель­
но добавить: «И я — тоже».

Я IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных