Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип систематичности и последовательности




Принцип опирается на следующие научные положения, иг­рающие роль закономерных начал: человек только тогда облада­ет настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отра­жается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является оп­ределенным образом организованное обучение; система науч­ных знаний создается в той последовательности, которая опре­деляется внутренней логикой учебного материала и познава­тельными возможностями учащихся; процесс обучения, состоя­щий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, наруше­ний последовательности, неуправляемых моментов; если систе­матически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоян­но будут испытывать затруднения в своей мыслительной дея­тельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение
учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного
материала на логически завершенные части (шаги), последова­
тельно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в
план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рас­
смотрение которого не рассчитываете.

3. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так
и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно
ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

4. Учебный предмет — уменьшенная копия науки. Покажи­
те учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете
как о частице науки, реальной действительности. Постоянно
используйте межпредметные связи.

5. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоре­
тических знаний: а) установите объект и предмет (природы и
научной теории); б) изложите основания теории; в) раскройте

 

15*



инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) по­кажите границы ее применения.

6. Помните, то, что является элементарным и простым ис­
торически и логически, часто оказывается самым трудным для
сознательного усвоения: поэтому с особой тщательностью
внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание
учащихся.

7. Следует обеспечивать преемственность как в содержа­
нии, так и в методах обучения между начальными и средними,
средними и старшими классами.

8. Используйте передовые достижения методики обучения:
составляйте со своими учащимися опорные конспекты, струк­
турно-логические схемы учебного материала, облегчающие
процесс усвоения знаний.

9. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное,
чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обу­
чении.

 

10. К кратким и обобщающим повторениям нужно прибе­
гать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее
изученный материал, и не только при его окончании — для за­
крепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но
и после изложения отдельных частных вопросов.

11. Ничего не следует добавлять к объяснению нового мате­
риала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко,
просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в те­
му урока (образовательные, развивающие, воспитательные),
снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение
важнейших идей на весь период учебно-воспитательного про­
цесса в соответствии с содержанием обучения и возможностя­
ми учащихся.

12. Проводите повторение изученного не только в начале
урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока
с целью закрепления полученной информации, но также и по
завершении каждого логически законченного отрезка обучения
в ходе урока.

13. Учителя всех учебных предметов, а не только учителя
языка должны следить за способом и формой выражения мыс­
ли учащимися на всех уроках.

14. Постоянно и терпеливо приучайте своих учащихся к са­
мостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая


возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учащихся, лучше помогите им.

15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их
обучения..,*.

16. Не злоупотребляйте актуализацией чувственного опыта
и опорных знаний, их следует вспомнить ровно столько, чтобы
хватило для введения нового, не делайте проблемы из триви­
альных знаний, вещей, известных каждому.

17. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а
формирование ее — также чувств и эмоций. Обучайте энергич­
но, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литерату­
ры: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к
действию.

18. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки
обобщения и систематизации.

19. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте
ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письмен­
ных работах, приучайте учащихся к систематическому анализу
собственных ошибок.

20. Не следует возбуждать деятельность уставших учеников
искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой
деятельности. Придерживайтесь физических норм умственной
активности учащихся, предусматривайте и планируйте ее спа­
ды и подъемы.

 

21. Глубокие истины превращаются в банальные фразы,
если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспи­
тательный процесс — тот, в котором присутствуют мысль, мо­
раль, чувство.

22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств
достичь за один урок того, что в условиях естественного обу­
чения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких
занятий.

23. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, уме­
ний, навыков по каждому разделу и по всей программе.

24. Помните, что сформировавшаяся система знаний —
важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые
знания быстро восстанавливаются в системе, без нее — с боль­
шим трудом.

25. Не забывайте совет Я.А. Коменского: все должно
вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все


сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

26. Будьте наблюдательным, приучайте своих учащихся по­стоянно систематически и целенаправленно наблюдать и ви­деть существенное в явлениях, предметах, человеческих отно­шениях.

Принцип прочности

Данный принцип подытоживает теоретические поиски уче­ных и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение со­держания образования и развитие познавательных сил учащих­ся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; проч­ность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры это­го материала, но также и от субъективного отношения учащих­ся к данному учебному материалу, обучению, учителю; проч­ность усвоения знаний учащимися обусловливается организа­цией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память уча­щихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот ма­териал закрепляется и дольше сохраняется.

Процесс прочного усвоения знаний является очень слож­ным. В последнее время его изучение принесло новые резуль­таты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более про­дуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изме­нения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современ­ное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традици­онным и некоторые новые правила обучения.

1. В современном обучении мышление главенствует над па­мятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их


на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

2. Препятствуйте закреплению в памяти неправильно вос­
принятого или того, что учащийся не понял. Запоминать уча­
щийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

3. Чтобы освободить учащихся от заучивания материала,
имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользо­
ваться различными справочниками-словарями (орфографичес­
кими, толковыми, техническими, географическими и др.), эн­
циклопедиями и т. п.

4. Материал, требующий запоминания, должен быть заклю­
чен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памя­
ти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих за­
поминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко мо­
жет прибавить.

5. Помните, что забывание изученного наиболее интенсив­
но идет сразу после обучения, поэтому время и частота повто­
рений должны быть согласованы с психологическими законо­
мерностями забывания.

6. Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащих­
ся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтере­
суйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший
интерес.

7. Частота повторения должна соответствовать ходу кривой
забывания. Наибольшее количество повторений требуется сра­
зу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е.
в момент максимальной потери информации, после чего это
количество повторений должно постепенно снижаться, но не
исчезать полностью.

8. Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, заня­
тия посторонней деятельностью и т. д.) и внешние (опоздания,
нарушения дисциплины и т.д.), отвлекающие внимание уча­
щихся. Приучайте каждого ученика работать в соответствии
с его возможностями, но в то же время в полную силу.
Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпо-ритм дея­
тельности.

9. Не приступайте к изучению нового, предварительно не
сформировав двух важнейших качеств: интереса и положитель­
ного отношения к нему.


10. Следите за логикой подачи учебного материала. Знания
и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются
прочнее, чем разрозненные сведения.

11. Когда выяснилось, что темпы обучения снизились, сле­
дует немедленно установить причину. Наиболее распростра­
ненные причины: падение (потеря) интереса к учебному про­
цессу и усталость, ищите пути к их восстановлению. Не интен­
сифицируйте обучение искусственно.

12. Не злоупотребляйте произвольным вниманием учащих­
ся, без необходимости не перегружайте его, не увлекайтесь
прямыми заданиями и указаниями. Приучайте учащихся при­
слушиваться к вашим словам. О наиболее интересных для них
вещах говорите сдержанно. Практикуйте на уроках увлекатель­
ные «отклонения», «домашние заготовки», экспромты. Знайте
меру. Вместо очередной «нотации» — притча, легенда, басня,
шутка — учащиеся вас поймут.

13. Опирайтесь на установленный наукой факт: важной
формой упрочения знаний является их самостоятельное повто­
рение учащимися. Поэтому шире используйте, умело направ­
ляйте процессы взаимообучения. Часто те качества, которые
длительное время не может сформировать учитель, легко и
быстро формируются путем взаимообучения.

 

14. Развивайте память учащихся: учите их пользоваться раз­
личными мнемотехническими приемами, облегчающими запо­
минание.

15. Используйте дифференцированный подход к учебному
материалу. Постоянно заботьтесь о сознательном, глубоком и
прочном усвоении каждым учащимся не всего, что изучается, а
главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой
дальнейшего обучения.

16. Не приступайте к изучению нового, предварительно не
обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Пом­
ните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, не­
прочно.

17. Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний,
логически увязанных между собой, всегда превышает проч­
ность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой
знаний.

18. Повторение и закрепление изученного проводите так,
чтобы активизировать не только память, но и мышление, и
чувства школьников. Работая над осознанием и закреплением


знаний, расширяйте их объем, вводя новые примеры, уточняю­щие обобщения, яркие иллюстрации.

19. Не следует проводить повторение изученного по той же
схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся
рассматривать материал с разных сторон, под разными углами
зрения.

20. Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональ­
ное изложение, наглядные пособия, технические средства, ди­
дактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое
обучение.

21. Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее
пройденным, повторяйте старое в новом.

22. Так как прочность запоминания информации, приобре­
тенной в форме логических структур, выше, чем прочность
разрозненных знаний, закреплять следует знания, представлен­
ные в логически целостных структурах.

23. Не давайте легких и однообразных видов работы: они
мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирайте
так, чтобы они имели смысл. Выполнение упражнений, реше­
ние задач дают эффект, если требуют активного размышления,
поиска рационального решения, проверки результатов путем
сопоставления с данными условия.

24. Перед упражнением четко укажите, что и как надо де­
лать, какие требования будут предъявлены к результатам рабо­
ты; проведите пробные упражнения.

25. Во время упражнений предупреждайте усталость уча­
щихся и не доводите их до переутомления.

26. Применяйте современные научно обоснованные виды,
средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими
способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащих­
ся: только так можно определить эффективность обучения, це­
ленаправленно добиваться его результативности.

27. Контролируйте факторы, связанные с оценкой труда
учащихся: последовательно формируйте сознательное и ответ­
ственное отношение к любой деятельности, приучайте учащих­
ся контролировать процесс и результаты своего труда.

28. Важной формой упрочения знаний являете:: их самосто­
ятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряй­
те. Не разрешайте учащимся пропускать занятия, уклоняться
от уроков или бездельничать на них — это неминуемо приве­
дет к снижению прочности знаний, умений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных