ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стандартизация образования в основной школе. Стратегия развития вариативного образования в России.Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев). Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования. Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало. Отличия государственных стандартов: 2004г (3 компонента (федеральный, региональный, школьный; изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); заявлены но не реализованы личностная ориентация, ключевые композиции, деятельностный характер образования); 2010г (только федеральный компонент; предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта и носит вариативный характер; усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу 10 часов в каждом классе); организация стандарта второго поколения на результат образования) Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: · описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; · требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; · максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. Цели и образовательный результат: 2004г. (овладение умениями; практическое применение знаний и умений; освоение знаний); Новый стандарт: (формирование предметной и универсальных способов действий;) УУД (универсальные учебные действия) – умение учиться, способность ученика к саморазвитию, самосовладанию путем сознательного и активного присвоения социального опыта;).. Прогнозируемый процесс перехода на новые стандарты: 1этап – федеральный эксперимент (2077-2009); 14 пилотных регионов; расширение эксперимента (10% школ). 2этап – массовый и вероятно,одновременный для 1-4 классов, переход на новые стандарты с 1 сентября 2011г. Новые функции ФГОС второго покления: 1. Формирование гражданской идентичности; 2. Сочетаемость и сопоставимость российских и лучших зарубежных систем образования; 3. Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, комфортной и здоровой для учащихся, учителей и управленцев. Требование к результатам освоения основных образовательных программ: - Интеллектуальныя сфера человека; - ценно – этическая сфера; - трудовая сфера человека; коммуникативная сфера человека; эстетическая сфера человека; физическая сфера человека. Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы. 1 средства обучения и контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает: - владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать И I воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения: в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше. ниже, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия; - знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки. ее истории, методологии, проблем и прогнозов; - умения применять научные знания на практике При решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации; - иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области; - знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических. экологических, нравственных, производственных, управленческих. национальных, международных, культурных, семейных и др.; - владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам. Разумеется, в условиях реформы образования постоянно происходит смена образовательных стандартов. С одной стороны, они должны соответствовать мировым тенденциям совершенствования обучения и развития учащихся на тех или иных исторических этапах общественного развития, с другой -- не утратить федеративные прогрессивные черты, какими являются, например, для нашей отечественной школы проблемность изложения содержания курсов, сочетания теории и практики при их изучении и др. Зарубежный опыт стандартизации образования показывает, что стандарт должен иметь необходимый и достаточный минимум требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Необходимый уровень таких требований соответствует минимальной подготовке по предметам учебного плана, без которой невозможно дальнейшее самостоятельное продолжение образования, освоение культуры и общечеловеческих ценностей. Достаточный уровень требований гарантирует достижение международного стандарта и педагогических задач развития учащихся сформулированных в учебных программах. В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает: - описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; - требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; - максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения. Введение образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения. В настоящее время требования к уровню подготовки выпускников основной школы, а в будущем предполагается, что именно это звено, системы общего образования будет ведущим в нашем обществе, к сожалению, ориентированы только на минимальный уровень, который не является достаточным основанием достижения международного стандарта. Стратегия – общий план какой – либо деятельности, охватывающей длительный период времени, не детализировано, цель корректируемая. Задачи стратегии: 1. Эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. 2. Реализация в практической деятельности. Стратегия образования – соединенные все компоненты образования, которые всегда связанны с культурной, общественной и политической реальностью в каждой стране. Стратегические позиции государства в сфере образования: 1. Необходимо изменить статус учителя. 2. Государство должно помогать школе новыми кадрами 3. Развитие у педагога креативного мышления, уверенности в себе, своих силах. Цель НСО (новых стратегий образования) - создание учебной программы, ориентированной на определенные группы обучаемых; - выбрать ресурсы; - определить активность процессов, с помощью которых выполняются учебные задачи. В Российском государстве происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения. Они привели к тому, что общество постепенно переходит от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. В обществе произошла смена определенной единой монопольной идеологии на неопределенные плюралистические свободно избираемые идеологии. Возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые привносились в содержание образования в последние годы работы нашей школы. В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориенти-рованной модели вариативного образования разрабатываются и внедряются в школе программы "Творческая одаренность", "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития", "Социальная служба помощи детям и молодежи" и многие другие. Наша школа успешно продвигается по пути от монопольного учебника к вариативным учебникам, а также от монофункциональных технических средств об учения к полифункциональным средствам и информа ционным технологиям. Происходит постепенное изменение технических средств обучения по их функции и месту в учебном процессе, характеризующееся переходом от наглядно-демонстрационных к обучающим (ЭВМ), от отдельных приборов и пособий - к микролабораториям. Таковы те изменения в содержании школь ного образования, которые характерны для нашей эпохи - эпохи коренного преобразования российской школы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|