ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогический процесс как целостная система.В педагогической системе выделяют 4 взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике. Наиболее общая педагогическая система – это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции: 1) о бучающую – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений; 2) воспитательную – формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности; 3) развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия: между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития; между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием; между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями; Наряду с вышеназванными компонентами педагогической системы (педагоги, воспитанники, содержание образования, средства) в структуру педагогического процесса входят компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса.. 12. Понятие о дидактике. Её предмет, задачи и основные категории Дидактика – отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание. Чешский педагог Я. А Коменский (1592-1670) представил дидактику как систему научных знаний. Его труд «Великая дидактика» (1657 ) является одним из первых научных произведений по дидактике. Я.А. Коменский сформулировал важнейшие принципы и правила обучения, многие из которых не потеряли своего значения и в настоящее время. Методологической основой обучения является гносеология – теория познания. Дидактика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией. Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. Дидактика решает следующие задачи. Определяет задачи обучения, то есть твечает на вопрос «для чего обучать?». Изучает наиболее общие закономерности обучения, формулирует на их основе принципы и правила обучения. Определяет содержание обучения, разрабатывает образовательные стандарты, учебные программы и учебно-методические комплексы, отвечая на вопрос «чему обучать?». Разрабатывает вопросы о формах и методах обучения, организации обучения в целом, решая проблему «как обучать?». К основным к атегориям и понятиям дидактики относятся: обучение, учебный процесс, учение, преподавание, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, содержание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и другие). Обучение -специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, способов мышления и деятельности. Преподавание - управление учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|