ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система современного педагогического знания.педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей. основные из них. 1. Общая педагогика – научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса (образования, воспитания, обучения) человека, развития и формирования личности, разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса. 2. Теория обучения (дидактика) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, формы, методы, средства, технологии. 3. Теория воспитания – научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива. 4. Теория управления изучает процесс управления педагогическими (образовательными, воспитательными) системами, его закономерности, функции, условия развития. 5. История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи. 6. Возрастная педагогика изучает процесс образования (воспитания, обучения) человека в различные возрастные периоды его развития. Включает педагогику преддошкольную, дошкольную, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику). 8. Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т.е. воспитательную функцию семьи. 11. Социальная педагогика – «наука о воспитательных влияниях среды» (В. Семенов). Изучает влияние конкретных условий среды на педагогический процесс. 12. Коррекционная педагогика (дефектология, специальная педагогика) – группа педагогических наук, которые изучают теорию и практику образования лиц с отклонениями в физическом, психическом или умственном развитии. К смежным с педагогикой наукам относятся философия, социология, психология, физиология и другие. Важными для педагогики являются науки, исследующие строение и развитие человеческого организма в норме и патологии, условия, необходимые для нормального и успешного физического и психического развития. К ним относятся: анатомия, физиология, гигиена, психология, социология. Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях. Педагогика исследует проблемы формирования духовного мира человека и в этом ей помогают данные таких наук, как этика, эстетика, логика, гносеология, филология, литература, история, правоведение, религиоведение, лингвистика и др. Назовем основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; 7. Методология педагогики и её уровни. Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Выделяют четыре уровня методологического знания): Высший, философский уровень.Общенаучная методология.Конкретно-научная методологияю.Технологическая методология. Основные методологические подходы: Личностный подход в педагогике означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно-исторического развития и носитель культуры. Деятельностный подход в педагогике утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Культурологический подход в педагогике утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Аксиологический подход (Аксиология – учение о ценностях, ценностной структуре мира). Предполагает такую организацию, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры. Этнопедагогический подход в педагогике призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Методы педагогического исследования – это способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений. Классификации методов педагогического исследования: Общенаучные методы (используются разными науками) относятся: общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, срав-е);социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы); социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг); математические (ранжирование, шкалирование, индексирование). К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые, в свою очередь, подразделяются на теоретические и эмпирические (практические). Теоретические методы:теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов. Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала – фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности. К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование.Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных. Исследовательская беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. Интервьюирование - разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются. Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тестирование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|