Методы обучения, подходы к их квалификации. Критерии выбора методов обучения.
В педагогике под методом обучения понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития.
Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения.
1. В основание одной из первых классификаций методов обучения положен источник передачи информации и характер её восприятия (Е.В. Перовский, Е.Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов: словесные, наглядные, практические.
2. Другая классификация (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с ними выделены: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний на практике; методы закрепления знаний, умений и навыков; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
3. Представляет интерес классификация (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), основанием которой является характер учебно-познавательной деятельности учащихся
В соответствии с этим авторы классификации выделили:
Словесные: - объяснение; - рассказ; - беседа; - лекция; - дискуссия и др.
Наглядные: - иллюстрации; - демонстрации,
Практические: - упражнение; - опыт; -трудовые действия
Игровые методы – способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступных определённому возрасту формах. По характеру педагогического процесса игры группируют на: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативны е, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры-драматизации и др.
Методы устного контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль.
Методы письменного контроля: письм.: контрольная работа, зачет, экзамен, программированная работа, тестирование, самоконтроль.
Методы лабораторно-практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка практических умений и навыков, лаб.-практический самоконтроль.
Выбор методов обучения зависит от:
1)Общих целей образования, воспитания, развития уч.
2)Особен-тей содержания, методов данной науки и изучаемого предмета, темы; 3)Особен-тей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
4)Целей, задач, сод. материала конкретного урока; 5)Времени, отведённого на изучение материала; 6)Возрастных особен-тей уч-ся: 7)Уровня подготовленности уч-ся;
8)Материально-технической оснащённости; 9)Возможностей и особенностей учителя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|