Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Если вы проверяете домашнюю работу,




то на это время дайте школьнику задание - решать примеры на повторение, а затем поработаете над ошибками, если они, конечно, найдутся.

Все эти бесхитростные, но проверенные жизнью советы позволят вам дать своему подопечному максимальные знания с наименьшими временными затратами.

Тренинг для репетиторов ► Светлана Волошина

«Минуточку внимания!» или как удержать внимание ученика?

Тема очень актуальная, варианты решения проблемы весьма просты. Однако всегда ли вы делаете именно так? Проверьте себя!

Бывало ли с вами такое, что читаете вы книгу, перелистываете страницу за страницей, а потом ловите себя на мысли, что ничего не помните из прочитанного, да и вообще вы где-то далеко-далеко от сюжета? Также и репетитор: объясняет материал, а потом глянул на ученика, а взгляд его отсутствует, он физически с вами, а мысли его улетучились в другой, возможно более интересный мир. Как же удержать внимание ученика? Как сделать так, чтобы он был с вами рядом?

Самое главное – это ваш взгляд. Обычно репетитор сидит рядом с учеником. Как только вы отрываете взгляд от тетради или книги, то сразу же переводите его на ученика. Тем самым вы контролируете его сознание: присутствует ли ученик на уроке своими мыслями, понятен ли ему материал или что-то надо повторить еще раз. На самом деле по взгляду вы поймете многое, и это позволит вам «держать руку на пульсе».

Тем более стоит смотреть в глаза ученику, когда он вам что-то говорит. Ваш отсутствующий взгляд также способствует тому, что ученик потеряет интерес к уроку.

Идем дальше. Ваша речь. Кроме того, что она должна быть умной и по существу, речь не должна быть монотонной, убаюкивающей. Говорите живо, в меру эмоционально и чуть-чуть с интригой «А что же будет дальше?»

Вовлекайте ученика в процесс объяснения. Попросите его помочь сделать вспомогательные вычисления, нарисовать схему или чертеж, поразмышляйте вместе, где можно использовать изучаемый материал в жизни и т.д. У ребенка появляется чувство собственной значимости и, как следствие, интерес к происходящему.

Теперь коснемся мимики лица. Не сжимайте губы и не стискивайте зубы. Ребенок чувствует такую агрессию, у некоторых (особенно маленьких) учеников может появиться страх, который сослужит вам плохую службу. Оставьте все свои проблемы за пределами занятия, пусть ваше лицо излучает обаяние и собственный интерес к предмету.

«Ну а что же с предметом?» — спросите вы. «Неужели самим предметом нельзя удержать внимание ученика?» Вспомните, когда вы учились в школе. Заболел учитель, и вам поставили замену. Предмет вроде тот же самый, но вы не можете сконцентрироваться и все чаще поглядываете в окно. «То ли тема неинтересная, то ли настроение у меня сегодня не

то?» — думали вы. Не первое и не второе. Просто учитель не смог удержать ваше внимание.

Итак, делаем выводы. Взгляд, речь, вовлечение ученика в объяснительный процесс, мимика лица, огромная любовь к предмету и ученику и вам не придется просить: «Минуточку внимания!»

Развитие личности ребенка ► Светлана Волошина

Планы, планы, планы… Нужны ли они нам?

Мы – это репетиторы, и иногда мы задаём себе такой вопрос.

В школе без планов никак. Обязательно в начале года необходимо написать план проведения занятий, сдать на проверку и забыть. Так бывает тоже.

План нужен всегда, только надо уметь правильно его составлять, и знать, для чего он нужен. Зная его необходимость, Вы не станете использовать его, как подставку под чашку горячего чая.

У репетитора план проверять некому, зачем его писать?

Смотря, какой это план? Планы могут быть разные, например:

⦁ План, распределяющий количество часов работы в разных темах (годовой или тематический);

⦁ План, комплектующий необходимые программы для специальной подготовки;

⦁ План распределения игр по темам;

⦁ План ускоренной программы, для вывода учащегося на шаг вперёд основной школьной программы, или для введения новичка в общую группу учащихся;

⦁ План сдачи зачётов, или проверочных работ;

⦁ План проведения одного занятия с одним учеником, или с общей группой (поурочный).

Оказывается репетитору надо иметь больше планов, чем школьному учителю. А если Вы ведёте репетиторский цент, то тем более.

Все эти планы абсолютно разные, их можно комбинировать, или разделять, но в большинстве случаев, они все необходимы и удобны для пользования. Репетитор - новичок, со многими планами, даже не сталкивался.

Безусловно, по плану работать проще. В любом центре для упрощения работы репетиторов, составляется необходимая программа. Каждый центр разрабатывает её по своему, соответствуя их основным требованиям. В некоторых случаях работать по плану удается вполне успешно. Но это относится к опытным репетиторам, ведь иногда план приходится отложить в сторону и буквально на ходу его менять.

Если Вы новичок в этом деле, и по какой-то причине Вам требуется отойти от данного плана, не волнуйтесь. Главное, не показывать свою растерянность ученикам.

Часто молодые учителя, написав план урока в школе, выполняют его быстрее, чем звенит звонок. Это приводит их в панический ужас, они не знают, чем занять учеников в течение 5-10 мин.

Конечно, школьные учителя отличаются от репетиторов. Репетитор в этом случае может отпустить ученика, закончив занятие, хотя это не совсем правильно и нарушает правило ценовой договорённости. А вот школьному учителю детей с класса до звонка выпускать не положено. В этих двух случаях, единым выходом станет решение заданий, запланированных учителем для домашней работы.

Ещё несколько случаев, в которых учителя теряют контроль, и не знают, что делать, описывает преподаватель Светлана Волошина.

Приведу пример её статьи, которая более подходит для репетиторов.

Для начала выделим ситуации, когда приходится менять план занятий:

1. Запланированная тема опирается на материал, изученный ранее, а ученик его не знает, не понял или слабо в нем разбирается.

2. У ученика слабый темп и вы чувствуете, что не успеете охватить запланированный материал.

3. Ученик очень эмоционален в связи с прошедшим в школе мероприятием (ярмарка, дискотека и т.п.).

4. Ученик сообщает вам, что завтра у него контрольная работа и необходимо к ней подготовиться.

Теперь разберем, как выйти из каждой сложившейся ситуации, и при этом не отстать от плана на данное занятие.

В первом случае необходимо вернуться к пробелам в знаниях ученика ровно на столько, на сколько - требует тема сегодняшнего урока. А на заметку себе взять тот факт, что на последующих уроках стоит вновь вернуться к непонятному материалу и убедиться, что пробел устранен.

Во втором случае выясните, почему ребенок медлит. Если ученик неважно себя чувствует, но занятие решил не пропускать, но темп действительно придется снизить. Разбирайте только самое важное, без лишних углублений (оставьте их на следующий урок), старайтесь всю терминологию довести до максимальной простоты. Если же у ученика плохое настроение, то вам придется стать психологом и, либо выслушать проблему ребенка (если он, конечно, этого пожелает), либо тактично, но настойчиво продолжить занятие, показывая всем своим видом, что все нормально и жизнь идет своим чередом.

В третьем случае, вам придется быть самому максимально спокойным и направлять ученика в русло урока, но по плану у вас точно работать не получится. Можно сказать ученику так: «Я очень рада, что в школе у вас прошло все замечательно, но сначала давай дорешаем - этот номер, а потом ты мне всё расскажешь». И при этом периодически указывать на часы. Все слова типа «ты не за этим сюда пришел», «давай решай, мне неинтересны твои дела» стоит вообще забыть, они не только вам не помогут, но и будут работать против вас.

В четвертом случае вообще нет ничего страшного. Вы откладываете свой план и концентрируетесь на том, какие задания могут быть на контрольной работе. Очень быстро подбираете материал по темам, которые будут включены в контрольную работу, и повторяете его вместе с учеником.

И самое главное. Не бойтесь экспромта. Главное – это ваши знания, наличие достаточного количества вспомогательного учебного материала и ваша уверенность в том, что вы делаете.

Клуб репетиторов. Мотивация учебной деятельности ► Светлана Волошина

«Трудный» ученик. Отказаться или быть благодарным?

Репетитору приходится работать с разными учениками. Когда приходит ребенок, легко схватывающий материал, не сильно запущенный, то работать с ним очень приятно и легко. Но иногда приходит слабый школьник. Мало того, что у него может быть плохая память, отставание в программе измеряется не темами, а классами, такой ученик еще оказывается и малоусидчивым, не проявляет интереса к предмету, не выполняет порученные ему задания. Что делать?

Репетитор достаточно свободный человек. Его выбирают, но и он также не лишен такого выбора. Хочется отказаться от «трудного» ученика, соблазн велик, на его место можно взять более способного ребенка. И все-таки, скажите себе «Стоп!» и задайте вопрос: «А что я сделала (сделал) для того, чтобы заинтересовать этого ученика?» И вот тут мозг начинает шевелиться, изощряться и искать новый особенный подход к такому ученику. Вы начинаете подбирать более понятные слова, сводить объяснение к максимально -простому. В ход идут предметы быта, канцтовары с рабочего стола. Например, изучая площади прямоугольника, вы рассчитываете, сколько кафеля или обоев потребуется для ремонта. А при начальном познании стереометрии тетрадь – это плоскость, ручка-прямая, а «стирательная резинка» – точка. Возможно смешно, но зато понятно. У благодарных учеников мысли сразу приходят в порядок, начинают исчезать страхи и появляется смысл в необходимости изучения такого «страшного» предмета как математика.

Но «сложность» ученика заключается не только в его интеллектуальных способностях. Приходят так называемые «трудные подростки», которые хулиганят в школе, на улице, обманывают родителей. Что происходит с вами? Вы начинаете учиться терпению, сдержанности, деликатности. Вы не должны «учить жизни» этого ребенка, если он только сам вас об этом не попросит, а такое бывает очень часто. Вы перевоплощаетесь из репетитора-предметника в репетитора-психолога. С таким подходом ученик начинает вам доверять и постепенно (иногда очень медленно) вникать в предмет. Вы чувствуете, как выкладываетесь по полной, вы отдаете все свои силы и энергию, которые возвращаются к вам сполна и даже больше, когда вы видите, как меняется ученик в лучшую сторону.

Вот мы и подошли к главному, к ответу на вопрос «отказаться или быть благодарным?» Как и в обычной жизни, когда все гладко, то возникает привыкание и исчезает чувство истинного наслаждения. Стрессовые же ситуации бодрят нас и позволяют по-новому почувствовать вкус к жизни. «Трудные» ученики учат нас, держат в форме, не позволяют расслабляться. От этого работа репетитора становится более насыщенной, яркой и интересной. Так что будем благодарными за каждого ребенка, который приходит в нашу жизнь!

Клуб репетиторов. Самооценка ► Светлана Волошина

Как обучение превратить в страсть?

ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ? ВСЁ – 2 БАЛЛА!

Что значит – в школе нельзя подсказывать? Что значит – дали контрольную, и надо всё решить с первого раза? Что значит: дали тест – и, попробуй, только ошибись!..

Почему во взрослой жизни сначала делают эскиз, чертеж, обсуждают его со всеми, потом 20 раз всё переделывают, добиваясь совершенства. А в школе заставляют достигать совершенства и идеального ответа с первой попытки?

Даже в спорте дают три попытки, а в прыжках в длину – даже 6 попыток, и отбирают лучшую, а в школе на пересдачу темы – не подходи! Как так можно? Вот дети и думают: «Зачем учить? Всё равно - плохую оценку уже не исправить!»

Поэтому, на наших занятиях, надо давать много попыток, мотивируя добиваться идеального результата, не считаясь с количеством попыток, и не ставя промежуточные оценки. Здесь имеется в виду: подготовка к чему-то на занятии; сдача зачёта; решение интересных и логических задач и т. д. А также, учиться работать командой, а не отшельниками. Потому что во взрослой жизни ценится именно командная работа, и от пробелов с детства потом появляются многочисленные курсы по тимбилдингу – обучение работы в команде – в группах.

Но если с детства таких навыков тимбилдинга нет, то потом возникают одни проблемы, начиная от неумелых коммуникаций в семье до неуживчивости в правительстве.

В новых образовательных технологиях надо уделять командности не меньше времени, чем самостоятельности. И тогда получаются удивительные результаты, когда обучение превращается в страсть, а воспитание - в последовательный апгрейд (модернизация, усовершенствование личности).

2. Начнём учиться по-новому

Настроение – превыше всего!

Часто прочитав новую методику проведения урока или занятия, мы считаем, что всё нам понятно. Начинаем проводить, и видим - не получается….

Что не так? Сразу сетуем либо на саму методику, либо на того, кто её написал. Говорим, что она не эффективна, что её придумали те, кто с детьми вообще не работал никогда, и так далее…

Я хочу, чтобы Вы поняли – в нашей жизни легко и удачно выполняется только то, что выполнено с любовью, с желанием, и при хорошем настроении.

Если у Вашего ученика неприязнь к математике, его обучать очень сложно, а тем более, выполнять качественные решения. Вы это знаете. Задумайтесь над этим.

Что посеешь, то и пожнёшь. Подумайте, в каком настроении были Вы, когда готовили или проводили своё занятие? Понравилась ли Вам сразу эта методика ведения урока, или Вы решили просто попробовать, работает она, или нет? Вот с этих вопросов и начните выяснять, почему занятие – не состоялось так, как вы хотели.

1. Вы очень хотели провести занятие по-новому?

2. Вам понравились действия данной методики?

3. Вы серьёзно подошли её рассмотрению?

4. Вы вникли во все её мелочи и отлично подготовились к занятию?

5. Каким было Ваше настроение?

6. Вы использовали все тонкости и возможности своего мастерства?

Дайте ответы на эти вопросы, оцените их и у Вас всё получится!

Будьте актёром! Вживитесь в роль, проживите это занятие как ученик, и тогда можно ориентироваться, проводить его сегодня, или нет?

Не забудьте - учитывать настроение учеников – это очень важная деталь проведения занятия!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных