Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Повторение по изученной теме




Повторение по изученной теме проводится, как подведение итога работы на уроке.

Ученику задаются вопросы, по результатам ответов на которые учитель делает выводы - на сколько, понят материал.

5. Глубокое повторение или теоретический зачёт.

Глубокое повторение подразумевает повторение группы формул (например, все формулы нахождения площади треугольников) или теорем (правил) по конкретной теме, не связанной с темой данного урока. Лучше всего его проводить в конце урока. Какую тему выбрать? Ту, которая сложнее давалась ученику, а вообще желательна периодичность, тогда каждая тема будет регулярно «освежаться» в голове школьника

Таким образом, повторяя с учеником изученный материал, учитель как книжка за книжкой выставляет его знания на полочки памяти, что бесспорно приводит к положительному результату в обучающем процессе.

Светлана Волошина, репетитора из Днепропетровска

«Это уж я точно знаю!» - скажут все. Я ни сколько не сомневаюсь, что Вы обязательно пользуетесь повторением, знаете, когда и где его применять, и здесь никто не собирается изобретать велосипед.

Предыдущая статья – пример того же повторения, что часто нам с Вами очень нужно. Но, если Вы увидели, что Ваш сосед прикрепил к своему велосипеду что-то новое и нужное, то Вам захочется сделать тоже самое, или что-то наподобие – это закон жизни.

Я хочу поделиться тем новым и нужным, о котором ещё некоторые из Вас не знают.

Может быть, кто-то и пользовался этим методом, но не обратил на него внимание.

Метод прост – он затаился в вопросе: «Как использовать повторение?» Сейчас у всех снова мелькнул план урока, и в нём стандартные фразы:

1. Повторение предыдущего материала;

2. Решение заданий с повторением … формул на уроке;

3. Повторение и закрепление выученных правил…

Писать можно ещё, но эти известные нам, стандартные фразы, записываются с одной стороны просто на бумаге, а с другой используются на уроке для восстановления в памяти учащихся пройденного материала.

Хочется задать вопрос: «Хоть раз Вы когда-нибудь афишировали на уроке, что действие выполненное учениками, это повторение для них?» Ответ – «Редко!»

А давайте посмотрим на это с другой стороны. Вы пробовали использовать повторение для запоминания нового материала?

Может быть, но как?

Очень просто!

І. Приведу пример в теме «иррациональные уравнения и неравенства».

При решении иррациональных уравнений, мы часто не обращаем внимание на область допустимых значений данного уравнения. В лучшем случае некоторые учителя записывают ОДЗ без решения, затем в конце делают проверку, а многие вообще забывают об этом.

Ранее я говорила о формах записи в тетради, по этому, мои ученики следуют указанию школьного учителя, но обязательно делают проверку и при надобности записывают ОДЗ. После уравнений переходим к решению неравенств, и здесь появляется «большое НО»!

Оказывается в школе время на изучение этой темы вычерпано уравнениями, тогда берутся самые простые виды неравенств, на 1-2 уроках и тема закрывается. Что не так? Не так то, что при этом дети никогда не вспомнят, обязательность решения ОДЗ для неравенства, ведь для уравнений это ОДЗ не обязательно.

Для устранения этой проблемы, предлагаю проводить 1 или 2 урока с названием «Выучим тему повторением». В начале, говорим главное правило: «Для неравенства первое – это ОДЗ, которое надо обязательно решить!!!» Эту фразу Вы как бы повторили чётко, громко, и думаете, что все сразу запомнили, и будут выполнять, а вот и нет! Через 5 минут, а то и раньше дин из учеников, напрочь забыл про Ваше ОДЗ. Здесь необходимо остановить весь процесс решений, и заставить всех, в слух повторить фразу, сказанную Вами в начале занятия, можно один, два, или три раза, как лучше, решать Вам. Так проводится весь урок с постоянным повторением, после каждой ошибки любого ученика. Эффектнее будет несколько раз показать эту фразу, как лозунг, напечатанный на бумаге, это будет хорошо для зрительного восприятия, прослушать аудиозапись с другим голосом, ваш уже стал постоянным, или прокрутить видеозапись мультфильма со звуковой вставкой.

Уверяю Вас, результат будет ошеломляющим.

ІІ. Второй способ очень прост для Вас, но чуть-чуть сложнее для ученика. В начале домашнего задания, ученик должен раз 20 записать эту фразу себе в тетрадь. Если задание не выполнено, заставьте его сделать это на занятии. В комплексе с первым пунктом это очень эффективное повторение для изучения нового материала. Но не используйте его очень часто, иначе постоянство имеет свойство быть незамеченным.

Математические термины –иностранный язык для учеников.

Начиная с первого класса, на уроках математики учителя в своих объяснениях используют математические термины. Опытные педагоги стараются понятнее объяснить смысл каждого термина, говоря при этом слова, которыми пользуются дети данного класса.

Молодые учителя, недавно вышедшие из стен университета, привыкли излагать свои знания, ещё как ученик учителю. Они совсем не думают о том, насколько должно ясно и легко, восприниматься объяснение материала ими данного. Для учителей, знающих свой предмет, любые математические термины - это известные ему слова. А для учеников, эти слова стают иностранным языком, если не дать им объяснения, причём не один, а несколько раз. Ведь иностранный язык имеет свой словарь, каждое слово которого должно быть заучено (мы, бывает, забываем некоторые слова своего языка, если долго не пользуемся ими).

Исходя из этого, делаем вывод: почему ученики не понимают объяснение учителя

Ответ прост – учитель рассказывает тему на иностранном языке.

Что же нам тогда делать? Для ответа на этот вопрос объясню ситуацию.

Приведу самый простой пример обычного учителя.

Вы видите, как трёхлетний ребёнок касается пальцами розетки. Как вы объясните ему, что это делать нельзя?

Вариант №1:

- … Не лезь в розетку, а то убьёт!!!

Вариант №2:

- Разве ты не видишь, что там электрический ток 220 V? Такой заряд смертелен для человека.

Вариант № 3:

- Туда лезть нельзя, там будет БУХ и большая ВАВА, тебе будет БОЛЬНО!

Проанализируем эти варианты объяснений.

Первый вариант, думаю, вы догадались, что так часто говорят некоторые родители.

Второй вариант – большее количество учителей. Да, я не оговорилась, так даёт объяснение обычный учитель у себя на уроке, не задумываясь, понимает ли его ученик. А большинство учеников понимают его точно так, как этот трёхлетний ребёнок.

Вы можете возразить мне, сказав, что дети в школе уже учат физику. Только, тема «Электричество» не читается в первом классе! Это понятно, программа будто бы учитывает возраст, но только мы не учитываем, какое слово мы говорим на уроке в ЭТОМ классе СЕГОДНЯ, а какое и ГДЕ завтра. Очень часто ученики выпускных классов не знают что такое «модуль», или например «медиана», я уже не говорю о словах «одночлен, многочлен» или фразе: «упростить выражение», а уж что такое «серединный перпендикуляр», я и вспоминать не хочу!

Перейдём к третьему варианту. Первоначально, кажется, что давать объяснение словами «особого» лексикона,– бред, но это только сначала. Подумайте, с кем мы разговариваем на уроке? Да, мы не на конгрессе математиков, хотя во все времена лучшим лектором был тот, кто мог объяснить всё просто и доходчиво для всех, и даже понятно, как говорят «на пальцах». Всему своё время, этого в нашей математической речи нам очень не хватает. Чаще мы боимся для одних выглядеть глупо, не думая, что подумают другие.

Может с этого и надо начать… Может тогда ученики начнут прислушиваться к нам, а там и стена, разъединяющая учителя с классом упадёт, они станут нас понимать, и мы будем говорить вместе на одном языке. Хотя о языке мы поговорим позже, но всё-таки, это и есть какой-то маленькой частью ответа на вопрос нашей темы.

Вернёмся к экскурсу. На сегодняшний день, я не желаю копаться в родословной наших учеников, которая, думаю, очень трезво оценивает уровень их умственного развития, а так же наклонности и дар в том числе, но скажу одно – в математике есть всё, начиная очевидными факторами, реальными действиями и заканчивая сказками, фантастикой, рисунками и музыкой. По поводу последнего напомню, что Пифагор изучал акустику. Он нашёл, что все музыкальные интервалы подчинены простейшим рациональным числовым отношениям. Его кредо: «Число есть сущность всех вещей», над которым он работал всю жизнь и даёт нам задуматься как нужно «читать» математику, чтобы у детей появился к ней интерес.

Ещё раз напомню, что математика для учеников – это иностранный язык.

Я писала чуть раньше, что мы не задумываемся, из ясных или не понятных слов мы составили своё предложение для объяснения какой либо задачи или примера. Иногда мы сами, читая решение в каком либо учебнике, возмущаемся по поводу его понимания и доступности, но о своём сказанном объяснении, мы почти никогда не задумываемся, почему? Мы не слышим это объяснение потому, что не слышим себя.

Однажды в начале учебного года (это было в годы перестройки) ученики ещё не получили новых учебников, и я решила продиктовать тему в виде мини-конспекта, но в это время у меня воспалились голосовые связки, я охрипла и говорить громко и чётко не могла. Немного подумав, я решила записать объяснение темы и мини-конспект на свой магнитофон, а затем на у роке привести его в действие. Я включила магнитофон на запись и решила попробовать, как это объяснение будет выглядеть…

После прослушивания сказанного, я решила сначала всё написать, затем прочитать, но и это не подошло, частое использование математических терминов потребовало напряжения для восприятия, тогда я и задумалась, как лучше подавать материал. На эту запись у меня ушло полтора дня, но этот урок был особенным, когда он закончился, ученики не поверили, что речь на магнитофоне была сказана моим голосом, они думали, что я нашла какую-то новую программу (в те годы математика на магнитофоне был нонсенс). Этот урок помнили все и вспоминали очень часто, как прислушивались к голосу усилителя, а он говорил очень просто и ясно.

Этот урок многому меня научил и заставил задуматься: как я говорю на уроке, и понимают ли меня дети? С того момента я начала называть математику в шутку «иностранным языком». Многие сейчас думают, что у меня в то время, наверное, не было опыта. Да, действительно было так, но лучше задуматься над своим профессионализмом раньше, чем проработать всю жизнь и считать, что «и так сойдёт» до конца.

Ведение урока на «нашем» языке

Любой иностранный язык – не только просто учится, но и видится и понимается, если он ясен. Его можно воспроизвести в своём сознании, одним словом – увидеть. Многие термины математической речи понять сложно, так как эти слова не обозначают ничего, что можно представить в нашей жизни. Обычно сначала представляют, что это за вещь, или какое это действие, а затем запоминают данное слово. Сначала вещь или дело, потом слово.

Учитель знает обозначение всех слов, которые говорит, а ученик – нет! Кто кого должен в этом случае понимать? Хочется сказать: «Ученик должен понимать учителя!» Это вы так хотите на уроке, и все так думают! А всё наоборот! Учитель должен понять ученика, что если сам учитель не сделает перевод и объяснение, сказанных им слов, то вся его речь будет сказана зря. В учебник «Математический словарь значения слов» вставляют редко, в основном только термины. Конечно, некоторые описания есть, даже правила. Например, для слова модуль – правило есть, а для слова преобразовать (выражение), описание найти сложно, особенно ученику, который такого желания не имеет.

Иногда учителя уточняют смысл нововведенных слов, но тут – же думают, что одного раза достаточно, и потом используют их далее без объяснения. В иностранном языке имеется словарь с переводом, а так же постоянное повторение новых слов. Вы скажете: «Ведь у нас математика, а не иностранный язык!» Вы правы, только хочется напомнить, что «математика – наука всех наук», и с иностранным языком наша математика тоже дружит!

Что же нам делать? Чаще думать о переводе, и ещё чаще спрашивать, как дети понимают то, или иное, сказанное вами слово.

Приведу свой пример. Я часто задаю вопрос ученикам: «Что такое модуль?» Но тут же добавляю: «Правило мне не рассказывай, скажи, как ты понимаешь, что такое модуль?» Вот с этого момента мы начинаем играть в ассоциации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных