Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Л1онятие об организационных формах обучения, историческое разви­тие форм обучения.




Это понятие не имеет в дидактике достаточно четкого определения. По­скольку категории "метод" и "формы организации" обучения смешиваются, то их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категории.

Понятие метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса.

Понятие же формы организации обучения, или, как еще говорят, органи­зационной формы обучения, имеет иной смысл.

Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Сле­довательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внеш­нюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательно­процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обуче­ния в одном случае может посвящаться изучению нового материала, в дру­гом- проводиться с целью его закрепления, связи теории с практикой.

Исторически наиболее распространенными формами организации учеб­ной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально - группо­вое обучение. Они применялись в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах использовались вплоть до XVIII века.

Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу. При ин­дивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки.

Развитие же производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обуче­ния детей, которая впервые была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы обучения.

Суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста рас­пределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работа­ют над одним и тем же материалом.

В 1798 году возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения. Свое название она получила от имен английского священника А.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии.

Суть ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструк­ции, обучали своих младших товарищей, что позволяло при малом количест­ве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, так как не обеспечивала необхо­димой подготовки детей.

В конце XIX века появляются формы так называемого избирательного обучения: батавская система в США и маннгеймская в Европе.

Суть батавской системы учебной работы состояла в том, что время учите­ля делилось на две части: первая из них отводилась на урочную (коллектив- | ную) работу с классом, вторая - на индивидуальные занятия и оказание по­мощи как сильным, так и слабым ученикам в более успешном овладении изучаемым материалом. В больших классах учитель работал с помощником.

Суть маннгеймской системы заключалась в том, что учащиеся в зависимо­сти от их способностей и успеваемости распределялись по классам на силь­ных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдения и экзаме­нов, причем в дальнейшем можно было переводить учащихся из одного клас­са в другой.

В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впер­вые примененная в американском городе Далтоне (штат Массачусетс) и по­лучившая название дал тон-плана. Эту систему еще называют лабораторной, или системой мастерских, так как вместо традиционных классов в школе зоздаются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается ин-щвидуально, получая задание учителя и пользуясь его помощью.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных