ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Л1онятие об организационных формах обучения, историческое развитие форм обучения.Это понятие не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Поскольку категории "метод" и "формы организации" обучения смешиваются, то их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категории. Понятие метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса. Понятие же формы организации обучения, или, как еще говорят, организационной формы обучения, имеет иной смысл. Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательнопроцессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обучения в одном случае может посвящаться изучению нового материала, в другом- проводиться с целью его закрепления, связи теории с практикой. Исторически наиболее распространенными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально - групповое обучение. Они применялись в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах использовались вплоть до XVIII века. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки. Развитие же производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. В 1798 году возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения. Свое название она получила от имен английского священника А.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Суть ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, так как не обеспечивала необходимой подготовки детей. В конце XIX века появляются формы так называемого избирательного обучения: батавская система в США и маннгеймская в Европе. Суть батавской системы учебной работы состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая из них отводилась на урочную (коллектив- | ную) работу с классом, вторая - на индивидуальные занятия и оказание помощи как сильным, так и слабым ученикам в более успешном овладении изучаемым материалом. В больших классах учитель работал с помощником. Суть маннгеймской системы заключалась в том, что учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на сильных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдения и экзаменов, причем в дальнейшем можно было переводить учащихся из одного класса в другой. В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтоне (штат Массачусетс) и получившая название дал тон-плана. Эту систему еще называют лабораторной, или системой мастерских, так как вместо традиционных классов в школе зоздаются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается ин-щвидуально, получая задание учителя и пользуясь его помощью. Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|